Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Р аз де л I. Э во лю ци я т ео ри и ип ра кт ик и у пр ав ле ни яСодержание книги
Поиск на нашем сайте
политического предвидения и прогнозирования. Наоборот, жизнь постоянно показывала, насколько были близоруки, недальновидны и ограничены все попытки видеть соци- альные последствия политических решений: они нередко заменялись эрзацами идей, не имеющих ничего общего ни с наукой, ни с искусством. в У пр ав ле ни е вс фе ред ух ов но й ж из ни Понятие управления в духовной сфере в определенном смысле условно, так как оно серьезно разнится от тех про- цессов, которые присущи управлению в сфере экономики. Оно не может обладать жесткостью, ориентированностью на количественные показатели. Это скорее глубокий анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвиде- ние возможных изменений в производстве духовных цен- ностей. Управление духовными процессами нацелено на созда- ние реальных условий для реализации культурных запро- сов и склонностей каждого человека, для наиболее полно- го и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает умелое и гибкое воздействие на изменения, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляет взаимодействие национальных культур, весь спектр проблем общественно- го сознания. Социология управления нацелена на изучение таких феноменов как ментальность народа, исторические традиции, своеобразие отношения населения к религии, особенности функционирования научного знания. Огромную часть проблем управления в духовной жизни общества составляют проблемы социализации личности, становление людей, способных олицетворять и осущест- влять преобразования во имя интересов всего населения. Преобразования духовной жизни прямо или косвенно за- висят от материального фактора, от уровня общественного производства. Поэтому при управлении учитываются мате- риальные возможности, наличие экономических предпосы- лок для решения возникающих проблем. Иначе все проек- ты могут вылиться в прожектерство, в «культурничество», в ничем не оправданное составление планов, лишенных ре- альной базы. Функции управления в сфере духовной жизни очень сложны, так как каждая из ее составляющих по-раз- 51 Г ла ва2. П ре дм етис тр ук ту рас оц ио ло ги и у пр ав ле ни я ному связана с базисом и надстройкой и в известной мере является относительно самостоятельной. Все это, в конеч- ном счете, затрудняет возможности познания объективных закономерностей духовной жизни общества, а следователь- но, и управления ею. Особенно это касается социально-психологических яв- лений, которые нередко соединяют в себе противоречивые, а иногда и взаимоисключающие черты. Поэтому управление предполагает выявление этих ограничивающих или пре- пятствующих факторов и предусматривает их учет, устра- нение или, по крайней мере, нейтрализацию. Все сказанное может быть отнесено к таким, например, явлениям, как на- ционалистические и групповые пережитки, предубежден- ность человека, базирующихся как на чем-то случайном, так и на латентных причинах, скрытых в нерешенных жиз- ненных проблемах, а также в исторической памяти. Имеется еще одна важная особенность, характерная для социального управления в этой сфере. Речь идет о том, что для организаций и учреждений, занимающихся различным аспектами духовной жизни, нужна большая самостоятель- ность при решении поставленных перед ними задач. Дело в том, что функции социального управления осуществляют не только органы государственной власти, хозяйствующие субъекты, но и институты гражданского общества, Их де- ятельность не может регламентироваться до мелочей, ибо они имеют дело с очень тонким и своеобразным продук- том человеческого бытия –образование, культура, сфера религии. Именно игнорирование специфики управления этой сферой отразилось на непродуманных и поспешных реформах в области образования (коренное изменение при- нципов функционирования высшей и средней школы при фактической ликвидации средних профессиональных обра- зовательных заведений), в области культуры (разрушение кинопроката, деградации культурно-просветительных уч- реждений на селе, коммерциализация телевидения и СМИ), в области идеологии (упование на церковь как единствен- ную духовно-нравственную опору, поспешная передача ей в собственность помещений музеев, архивов и картинных галерей, попытки клерикализации школы, введение инс- титута священнослужителей в армии). 52 Р аз де л I. Э во лю ци я т ео ри и ип ра кт ик и у пр ав ле ни я Несомненно, что управление в духовной сфере становить- ся одним из важнейших направлений стабилизации даль- нейшего развития государства, ибо и оно и общество наряду с совершенной материальной базой требует создания устой- чивой мировоззренческой и идейной основы. В оп ро сыд ляо бс уж де ни я 1. К ак иет оч киз ре ни я с ущ ес тв ую т вн ау кеп рио бъ яс не ни и с ущ но ст и ис од ер жа ни я у пр ав ле ни я. 2. К ак ойп он ят ий ны й а пп ар ати сп ол ьз уе т с оц ио ло ги я у пр ав ле ни я? 3. К акс оо тн ос ят сяп он ят ия«уп ра вл ен ие» и«ме не дж ме нт»? 4. Да йт е о пр ед ел ен иеу пр ав ле нч ес ко муц ик лу 5. На зо ви тес оц иа ль ноэ ко но ми че ск иеп ро бл ем ы у пр ав ле ни я. 6. К ак иеп ро бл ем ы сп ол ит ич ес ко й с фе рер еш ае т н ау кау пр ав ле ни я? 7. На зо ви тео со бе нн ос тиу пр ав ле ни я д ух ов нок ул ьт ур ны мип ро це сс ам и. Т ем ы д ляр еф ер ат ов 1. С ра вн ит е п он ят ий ны й а пп ар атс оц ио ло ги и ис оц ио ло ги и у пр ав ле ни я. 2. Ф ун кц ииу пр ав ле ни я 3. С ра вн ит е т оч киз ре ни я н а с од ер жа ни е с оц ио ло ги и у пр ав ле ни я. 4. Э та пыр аз ви ти я и де й ос оц иа ль ноэ ко но ми че ск ому пр ав ле ни и. 5. Ос об ен но ст и у пр ав ле ни я с оц иа ль ноп ол ит ич ес ки мип ро це сс ам и. 6. К аку пр ав ля тьк ул ьт ур ойвс ов ре ме нн омо бщ ес тв е? 53 Р аз де л II У р в е ч с и ц к л 54 Г ла ва3 С ц а ь о п е в д н е Предвидение как одна из важнейших форм опережающего от- ражения действительности было присуще человечеству на всех этапах его существования, начиная с момента появления на исто- рической арене. Однако оно долгое время развивалось в формах, которые отражают донаучный опыт и методы предугадывания будущего и которые существуют и поныне в виде: обыденных предсказаний, основанных на обобщении жизненного опыта (на- пример, народных примет). Одновременно получали распростра- нение различные формы псевдопредвидения (ясновидения, озаре- ния, прорицания, пророчества). Именно эти формы предвидения эксплуатируют каббала, астрология, мистика, экстрасенсы, шар- латанство и кликушество, опирающиеся как на данные науки, так и на произвольные домыслы. Элементы, зачатки науки о будущем –футурологии –полу- чили свое развитие еще в древнем мире (например, предсказание Фалесом солнечного затмения в 585 г. до н.э.). По мере обогаще- ния знания все чаще и чаще предсказывались (и сбывались) собы- тия или явления, которые неминуемо должны были состояться. В полном объеме научные основы предвидения сложились только в ХХ в. Именно в этом веке футурологи заявили о себе. Термин «ф ут ур ол ог ия » предложил в 1943 г. немецкий социолог О. Флехтхейм в качестве названия некоей надклассовой «фило- софии будущего», которую он противопоставлял идеологии и уто- пии. В начале 1960-х годов этот термин получил распространение в смысле «истории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать предсказательные функции существующих научных дисциплин. С конца 1960-х гг. ввиду многозначности и неопределенности он стал вытесняться термином «исследование будущего». С оц иа ль но е п ре дв ид ен иес та лот ра кт ов ат ьс я к ак о бо сн ов ан но е, л ог ич ес кин еп ро ти во ре чи во е м од ел ир ов ан иеб уд у- щ ег о с ос то ян ияо бщ ес тв а, о тд ел ьн ыхп ро це сс овия вл ен ий По мере развития науки оно становилось более сложным, вероятнос- тным, обладающим все большей степенью достоверности. Исследование проблем будущего развивалось по нескольким направлениям. В 1960-х гг. преобладали разного рода технологи- ческие теории, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня технико-экономического развития и возможности его модернизации (З. Бзежинский, Г. Кан, Р. Арон, Б. де Жуве- нель, Ж. Фурастье). Другое направление было связано с доказа- тельством необходимости «конвергенции» капитализма с соци- 55 Г ла ва4. С оц иа ль но е п ро гн оз ир ов ан ие ализмом: Д. Белл, Э. Тоффлер (США), Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), Ю. Гальтунг (Норвегия). И наконец, еще одно направление придерживалось тезиса о не- избежности катастрофы «западной цивилизации» перед лицом научно-технической революции –А. Уоскоу (США) и др. В начале 1970-х гг. на передний план выдвинулось течение, которое высту- пило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние приобрел Р им ск ийк лу б, по инициативе которого развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества. Участники этих исследований и футурологи иных концепций раз- делились на два основных направления: одни из них развивают идеи социального пессимизма (Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хей- лбронер), другие пытаются доказать возможность избежать ка- тастрофы с помощью «оптимизации» развития человечества: Э. Тоффлер, М. Месарович, Э. Ласло (США), И. Кайя (Япония), Г. Линнеман (Нидерланды), А. Эррера (Аргентина) и др. В отечественной философии и социологии проблемы нашли от- ражение в поиске более точной интерпретации различных форм предвидения, его соотношения с прогнозированием и влияния на другие функции управления (Э.В. Араб-оглы, И.В. Бестужев-Ла- да, А.М. Гендин, В.В. Косолапов, В.А. Лисичкин и др.). В 2000-е годы эти проблемы стали предметом научного анализа в трудах Л.В. Лескова, Б.С. Сивиринова, И.Н. Карпицкого. 3.1. С ущ но ст ь с оц иа ль но гоп ре дв ид ен ия В современной научной литературе научное предвидение обычно подразделяется на естественно-научное (перспекти- вы развития природы или отдельных ее явлений) и социаль- ное (перспективы развития личности и общества). Предвидение в большинстве случаев трактуется в двух смыслах: 1) как предсказание тех или иных событий; 2) как предпочтительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в опыте (так называемое «знание сразу»). Это противоречие, когда явление или событие сущес- твуют (или возможно их существование), но, не будучи отражены в опыте, порождают до- и паранаучные формы предвидения, основанные на подсознании (интуиции), на 56
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.013 с.) |