Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Циальной группы, состоящей из людей (или более мелкихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Целевых групп, по Э. Мэйо), или на определенной стадии Своего развития –в виде «целевой общности» –большой Целевой социальной группы, наделенной единой культурой (Пригожин 1995). В этой модели организация –это социальное образова- Ние, которое неизбежно возникает в виде коллективного Субъекта целедостижения в процессе и по поводу совмест- Ной деятельности. Как и в модели организации как искус- Ственной системы, основная функция организации тоже Связана с формированием и поддержанием социального Порядка. Однако, в отличие от указанной модели, органи- зация здесь –образование, в котором, во-первых, средства Регуляции (прежде всего социокультурные) не отделены от Людей, выступающих их носителями; а во-вторых, которое Уже в силу своей социокультурной специфики имеет особую Природу и, соответственно, функционирующее и развиваю- Щееся по определенным законам. В этой версии организация –это сложное иерархизи- Рованная, жестко структурированная и организованная (в смысле процесса) целевая социальная группа, состоящая Из взаимодействующих людей и (или) разноориентирован- Ных социальных групп, включенных в целенаправленную Деятельность. Хотя важная роль сознательной деятельнос- ти (связанная с созданием и реализацией проектов (планов, Программ) формирования или изменения социального по- рядка) не отрицается, механизмы осуществления этих про- Цессов не рассматриваются только как итог сознательной Деятельности субъектов управления. Эти процессы описы- Ваются как протекающие в определенной логике или (в тер- минологии сциентизма) как подчиняющиеся определенным Закономерностям. Хотя организация в этой модели тоже трактуется, как образование возникающее ради достижения определенных Целей (в терминологии Т. Парсонса, Ч. Барнарда, Ф. Селзника И Н.И. Лапина –ради обеспечения целевой функции Организации), главным показателем ее эффективности вы- Ступает не результирующий показатель целедостижения, А ее способность к выживанию в динамичной среде. Дело В том, что организация в этом случае рассматривается не Г ла ва9. С оц ио ло ги я о рг ан из ац ий только как инструмент целедостижения, но самостоятель- Ная инстанция –некий достаточно сложный социальный Организм, существование которого есть важнейшая пред- посылка и условие реализации планируемых или проек- Тируемых целей. Понимаемая таким образом организация Обычно именуется моделью организации как естественной (или природной) системы. Следует особо отметить, что н и о дн а и з э ти х м од ел ейн е О тр аж ае т ц ел ик омс во йс тв а р еа ль но й о рг ан из ац ии Обе Они используются практиками и учеными при решении за- Дач различного типа. Если же отвлечься от теоретических моделей и попытать- Ся о тм ет ит ь в аж ны е с во йс тв а с ам ихо рг ан из ац ийкак ре- альных образований, то необходимо сказать, что это очень Значимое социальное явление, которое выполняет множест- Во функций по отношению как к макро-, так и к микросоци- Уму. Рассмотрение организаций как особо важного социаль- Ного объекта связано и с тем, что взаимоотношения людей С разнотипными организациями (от детского сада и школы, До ДЭЗов, банков, магазинов, налоговых инспекций, пра- Воохранительных органов и т.д.) пронизывают всю жизнь Человека в современном обществе. В одни из них человек Включен, поскольку он работает в них, в других он получает Определенные услуги, по отношению к третьим выполняет Определенные обязанности. Понять и даже представить себе Жизнь современного общества без существования множест- Ва организаций, действующих как на социетальном (госу- Дарство, церковь, политические партии), так и локальном Уровне (производственная организация, место жительства или отдыха), просто невозможно. Несмотря на частую критику организаций за бюрокра- Тизм, неэффективность, высокие затраты, необходимые для Воспроизводства самих себя, представить себе жизнь сов- Ременного общества без организаций невозможно. Органи- Зации не могут быть замещены временными группами, со- Зданными для решения конкретной задачи, которые, в силу Своего временного характера, являлись бы менее затратны- Ми и в этом смысле более эффективными. Дело в том, что о р- Г ан из ац иио бл ад аю т х ар ак те ри ст ик ам и, к от ор ыеи ме ют п ря мо е о тн ош ен иекв ос пр ои зв од ст вуп ор яд ка к аквс ам ой 166 Р аз де л II. У пр ав ле нч ес ки й ц ик л О рг ан из ац ии т акивс оц иу ме. Организации надежны, (т.е. Могут производить продукт или услугу с определенными Качественными характеристиками с минимальным откло- Нением); и они «отчетоспособны». Эти их свойства делают Социальный мир более предсказуемым. О сн ов ны е ис ит уа ци он ны е м ет од ол ог ии у пр ав ле ни я о рг ан из ац ие й Главная проблема применения разнородных моделей В социально-экономической практике, по нашему мнению, Состоит в том, что многие из них возникли как нормативист- Ские. Под последними обычно понимаются теоретические Конструкции, претендующие на универсальность примене- Ния. Возникнув в определенных условиях и, как правило, В полемике с другими моделями, практически каждая из Них нашла свое применение в управлении и доказала свою эффективность. Таковы, например, модели классической Школы, школы человеческих отношений и школы соци- Альных систем. Однако проблема состоит в том, что они изначально были Ориентированы на решение определенного типа задач для Соответствующего типа организаций, ориентированы на Реально осуществляемую стадию развития организаций, Конкретные условия их функционирования и определен- Ный тип внешней среды. Все это стимулировало появление Новых организационных моделей, часто противоположных По содержанию, породив проблему сложности применения Положений организационной теории. Она состоит в том, Что, столкнувшись с многообразием предлагаемых моде- Лей, в практике управления фактически стали опирать- Ся на упрощенные представления о природе организации Либо на одну–две известные, предпочитаемые и «люби- Мые» модели. Для использования в практике управления всего спект- Ра разнородных подходов необходима другая методология. В качестве таковой выступает с ит уа ци он на я м ет од ол ог ия (см. также главу о стиле управления). Эта антинормати- Вистская методология, с одной стороны, изначально отри- Г ла ва9. С оц ио ло ги я о рг ан из ац ий цает возможность создания всеобъемлющей модели орга- Низации (позволяющей управленцу-практику на ее основе Решать любые задачи, для любой организации и любых Условий ее функционирования). С другой стороны, это ме- Тодология, позволяющая в зависимости от специфики ре- Альных условий и задач, привлекать самые разные (иногда Противоположные) теоретические схемы. Основные принципы ситуационной методологии были сфор- Мулированы к концу 1960-х –началу 1970-х гг. Ее содержа- Ние изначально предполагало отказ от идеи поиска единой Универсальной теории. Она постулировала принцип выбора, Т.е. использования различных теоретико-методологических Оснований для решения разных задач практической управ- Ленческой деятельности –в зависимости от типа решаемых Проблем, состояния объекта, ситуации, в которой она про- Исходит (Шерман, Гомбери, Томпсон, Лоуренс, Лорш). В наиболее лаконичную и доступную форму эту идео- Логию облек Г. Шерман (Sherman, 1965), который свел основные положения этой методологии к трем тезисам: Невозможно на практике обеспечить в организации со- Здание таких структур, методов, типов социального поряд- Ка, которые были бы идеально приспособлены для любого Времени, целей, ценностей, условий деятельности; 2) нет за- Ведомо плохих или заведомо хороших организационных те- Орий и принципов организации и управления; необходимо Лишь определить, в каких условиях те или иные принципы Приносят желаемый результат; 3) прагматизм в практике Управления состоит не в отбрасывании тех или иных орга- Низационных теорий, но в их адекватном применении на Практике. Из всего сказанного, очевидно, что современная соци- Ология организаций –это сложная и достаточно проти-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.107 (0.012 с.) |