Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кими и менеджерскими функциями.

Поиск

К ог дам ы г ов ор имод ея те ль но ст и а дм ин ис тр ат ор ов

Р еч ь и де т от ехс пе ци ал ис та х, к от ор ыхи ме ну ют«пр ак

Т ик ам и». Но линейные руководители не могут рассмат-

Риваться как полноценные управленцы или менеджеры,

Поскольку в силу специфики своей позиции, они не заняты

поисковой инновационной деятельностью [Друкер, 2000].

С од ер жа ни е д ея те ль но ст и а дм ин ис тр ат ор ово тр аж ен о в к ла сс ич ес ко м н аб ор е у пр ав ле нч ес ки х ф ун кц ий, восходящих

к А. Файолю (целеполагание, планирование, организация,

Мотивация, координация и контроль). Указанные функции

Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я

Представлены так называемым «общим менеджментом»,

а фактически –по административному управлению [Мес-

кон, Альберт, Хедоури, 1993].

П од го то вк а «чи ст ог о»а дм ин ис тр ат ор а (хотя наличие

Таких специалистов в крупной современной организации

Проблематично), п ре дп ол аг ае т ш ир ок ую н о н е с пе ци ал из и-

Р ов ан ну ю п од го то вк у п о в се муп ер еч нюн ап ра вл ен ийу пр ав

Л ен че ск ойд ея те ль но ст и, включая и гуманитарные науки.

Парадокс, однако, состоит в том, что сегодня именно таким

Образом готовят специалистов по специальности «управле-

ние персоналом». [Абрамов, Деркач, Зазыкин, 1997; Уп-

равление персоналом, 1999; Маслов, 1998; Шекшня, 1996].

Очевидно, что, по сути, это не управленческая деятельность,

ибо существующая подготовка к ней не отвечает задачам

УЧР по активизации специфического ресурса.

Д ея те ль но ст ь вс фе реУ ЧР(по аналогии с менеджера-

Ми других типов –по финансам, маркетингу, информатике

И др.) необходимо рассматривать как п ри нц ип иа ль нои но й

Т ипу пр ав ле нч ес ко й д ея те ль но ст и. Она не тождественна де-

Ятельности, во-первых, линейных руководителей, а во-вто-

Рых, функциональных специалистов (бухгалтера, работника

традиционного отдела кадров), которая не носит поискового

Инновационного характера, не ориентирована на развитие.

С пе ци фи каУ ЧРпо сравнению с административной де-

Ятельностью состоит в том, что речь идет о р аз но ви дн ос ти о рг ан из ац ио нн ой о бе сп еч ив аю ще й д ея те ль но ст и. В терми-

Нах А. Файоля организаторская деятельность (в широком

Смысле) предполагает создание материальных и социаль-

Ных предпосылок для успешного управления. Исходя из

Сказанного, о бъ ек то м у пр ав ле нч ес ки х в оз де йс тв ийвс фе ре У ЧРв ыс ту па етн е ч ел ов ек(п ер со на л), ас ам а у пр ав ле н-

Ч ес ка я (а дм ин ис тр ат ив на я) д ея те ль но ст ь, к от ор аяя вл я-

Е тс я о бъ ек то м с ов ер ше нс тв ов ан ияир ац ио на ли за ци и.

Т ак имо бр аз ом У ЧР–э тоо бе сп еч ив аю ща я, с пе ци ал и-

З ир ов ан на я, п ро фе сс ио на ль на я, с уг уб о т во рч ес ка я, и нн ов а-

Ц ио нн аяд ея те ль но ст ь, н ап ра вл ен на я н а р ац ио на ли за ци ю

У пр ав ле ни я вс фе рер аб от ы сс оц иа ль ны м и лич ел ов еч ес ки м

р ес ур со м [Пью, Хиксон, 1997].

В рамках сферы УЧР ч ел ов екр ас см ат ри ва ет сяне как

Непосредственный объект управления, а к акн ео бх од им ый 185

Г ла ва10. У пр ав ле ни е ч ел ов еч ес ки мир ес ур са ми о рг ан из ац иир ес ур с, рациональное использование которого

Во многом предопределяет эффективность деятельности ор-

Ганизации.

Задачи в сфере УЧР и в рамках других функций уп-

Равления сходны: изыскать, привлечь, активизировать и

Наиболее рационально и эффективно использовать данный

Дефицитный и важный для организации ресурс. Конечная

Цель его деятельности тоже совпадает с целями деятель-

Ности менеджеров других специализаций –обеспечить

Возможность для эффективного функционирования и раз-

Вития организации за счет рационального использования

Того или иного ресурса. Таким образом, У ЧР–э то о пе ре жа ющ ая р аз ви ва ющ аяио бе сп еч ив аю ща я д ея те ль

Н ос тьс пе ци ал ис тап ро фе сс ио на ла связанная с рацио-

Нальным использованием и активизацией человеческого

Ресурса с целью повышения эффективности и развития

Организации.

По аналогии с позицией других специалистов (менед-

Жер по финансам, менеджер по технике и технологии, ме-

Неджер по работе с информацией, менеджер по маркетин-

Гу и др.), занятых рационализацией деятельности, У ЧР м ож етб ыт ь о пр ед ел ен о к акп оз иц ияф ун кц ио на ль но го с пе ци ал ис та, а его деятельность –как обеспечивающая,

Инновационная, организационная. Очевидно, что такая

Деятельность может осуществляться только работниками

Специализированных функциональных подразделений,

Т.е. теми, кого часто определяют как специалистов по уп-

Равлению персоналом.

Исходя из сказанного, о сн ов ны м с уб ъе кт омд ея те ль но с-

Т и вс фе реУ ЧРв ыс ту па етш та бн ой(о фи сн ый с пе ци а-

Л ис т, работающий в специализированных подразделениях

И напрочь выключенный из задач оперативного управления.

Он ориентирован на развитие организации и, прежде всего,

Совершенствование средств управления, создание и внедре-

Ние новых социальных проектов и социальных технологий

[Chandler, 1977; Chandler, 1962].

С те пе ньу ча ст ияс пе ци ал ис тап о У ЧРв развитии орга-

Низаций не ограничивается только работой по созданию и

Внедрению более совершенных средств (социальных техно-

логий, организационных проектов) и методов, направлен-

Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я

Ных на рационализацию работы с человеческими ресурсами.

Он н еп ос ре дс тв ен ноз ан ятз ад ач ам и р аз ра бо тк и с тр ат е-

Г ии. Речь идет не только о задачах реализации кадровой стра-

Тегии как элементе общей стратегии организации, но и об

Участии в определении стратегических ориентиров развития

Организации. Дело в том, что уже сегодня во всех достаточно

Крупных организациях руководитель менеджерской служ-

Бы, связанной с задачами управления персоналом, представ-

Лен и на стратегическом уровне –уровне топ-менеджмента.

Он входит в состав совета директоров (где обычно именуется

«директором по персоналу») –органа, который и задает стра-

Тегические ориентиры развития организации.

При описании природы человеческого ресурса выделим

Специфику природы человека в его разных ипостасях (ин-

Дивид, социальная группа, социальная общность). Его спе-

цифика видится в том, что это ресурс: а) сложной природы;

б) один из наиболее ценных типов организационного ресур-

са; в) динамичный, развивающийся во времени, состояние

И потенциал которого во многом определяет уровень раз-

вития и эффективность организации; г) рациональное ис-

Пользование которого представляется особенно сложным и

Проблематичным. Уникальными чертами этого ресурса, во

Многом определяющими логику работы с ним, является то,

Что это единственный из организационных ресурсов, кото-

Рый: 1) способен к постановке собственных целей; 2) спо-

Собен инициировать и проявлять активность, причем не

Всегда в желательном для организации направлении; 3) не

Самоидентичен и способен к изменению своих свойств и

Своего поведения во времени; 4) демонстрирует способность

К сопротивлению внешним, в том числе организующим воз-

Действиям; 5) способен к обучению, самопрограммирова-

Нию, самоконтролю, саморазвитию, сотрудничеству; 6) спо-

Собен к самоорганизации, причем не всегда в нужном для

Организации направлении; 7) может выступать не только

объектом, но и субъектом воздействия на другие объекты;

Во многом предопределяет доступность и эффективность

Использования других организационных ресурсов; 9) доро-

Жает по мере эксплуатации и т.д.

Разнообразие типов людей и социальных групп, с кото-

Рыми приходится иметь дело в процессе УЧР, усложняет

Г ла ва10. У пр ав ле ни е ч ел ов еч ес ки мир ес ур са ми работу с человеком как ресурсом. В ар иа ти вн ос тьт ип ов р аб от ни каир аз но об ра зи е ч ел ов еч ес ко гоп ов ед ен ия л ог и-

К а р аз ви ти я ч ел ов ек а иг ру пп ы о бу сл ов ле ным но же ст во м

Ф ак то ро в: дифференцированностью черт личности; ее зре-

Лостью; различием жизненных стратегий, ценностей, уста-

Новок и мотивов; разными видами и уровнями социализа-

Ции; принадлежностью личности к разным социальным и

Этническим группам, разнообразием групповых процессов

И др. В свете сказанного, очевидно, что знание природы че-

Ловека и социальных групп, рассматриваемых как специ-

фический ресурс, –это необходимое требование к менедже-

Ру по УЧР, стремящемуся максимально полно использовать

Человеческий потенциал.

П ут и с ов ер ше нс тв ов ан ияу пр ав ле ни я

Ч ел ов еч ес ки мир ес ур са ми А кт ив из ац ия р ац ио на ль но е и сп ол ьз ов ан иеиу пр ав ле ни е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.007 с.)