Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Включающий принятие долговременных мер по ликвидации

Поиск

Неграмотности, формированию рабочего класса, созданию

Межнациональных отношений, распространению професси-

Ональных навыков среди больших групп выходцев из дерев-

Ни, привитию им норм индустриальной субкультуры и т.д.

Р аз де л II. У пр ав ле нч ес ки й ц ик л

П ос те пе нн о с оц иа ль ны й э кс пе ри ме нтс та л р ас см ат

Р ив ат ьс я, во-первых, как одна из технологий социального

Управления, к акс по со б в не др ен иявж из ньн ов ыхф ор м с о-

Ц иа ль но й о рг ан из ац ии в о-в то ры х, вк ач ес тв е м ет од а о пр е-

Д ел ен ияиа на ли зап ри чи нн о-с ле дс тв ен ны х с вя зе й ии зм е-

Н ен ийв исследуемых социальных процессах и явлениях.

Социальный эксперимент как метод определения и ана-

Лиза причинно-следственных связей и изменений, в основ-

Ном создается на принципе сравнения двух и более явлений,

Отличающихся друг от друга наличием либо отсутствием

Гипотетических условий и факторов.

Изучаемое социальное явление описывается как сово-

Купность переменных, среди которых выделяются пере-

Менные (экспериментальные факторы), управляемые экс-

Периментатором и выступающие в качестве гипотетической

Причины определенных изменений.

Метод проверки гипотез, повышающий чистоту экспери-

Мента, предполагает работу с двумя объектами: эксперимен-

Тальным и контрольным. Экспериментальным называется

Тот объект, к которому «применяется» изучаемая незави-

Симая переменная; контрольный же объект идентичен экс-

Периментальному по заданным параметрам, но остается вне

Экспериментального воздействия.

Гипотеза считается доказанной, если, вследствие воз-

Действия экспериментального фактора в одном из социаль-

Ных явлений наблюдается изменение, которое отсутствует

В контрольных.

Начиная с 1960-х гг. начинают проводиться многочис-

Ленные, в том числе широкомасштабные. Социальные эк-

Сперименты как теохнология управления широко приме-

Няются в различных областях общественной жизни, как

Представляющих общенациональный интерес (для выяс-

Нения эффективности социальной политики в сфере му-

ниципального управления, ЖКХ, образования, культу-

Ры, семьи), так и в локальном и региональном масштабе

(например, по изменению дорожного движения, оказанию

Помощи беззащитным группам населения, организации

детского отдыха).

Социальный эксперимент в управлении должен осущест-

Вляться с учетом правовых и нравственных норм общества,

Г ла ва8. С оц иа ль ны е т ех но ло ги и

Ограничения степени риска, обеспечения строгого контроля

За ходом процедур и возможности его повторной проверки.

Кроме того, требуется достичь внутренней и внешней ва-

Лидности эксперимента –уверенности в том, что именно

Изучаемый фактор является причиной регистрируемого

Изменения, что выявленная зависимость является законо-

Мерной и объективной для аналогичных условий.

Алгоритм социального эксперимента включает в себя:

Выдвижение идеи, обоснование, построение гипотезы (на-

Учное предположение); разработка концептуальной модели

Эксперимента; выявление фактора, определяющего экспе-

Риментальную ситуацию (независимой переменной); выде-

Ление зависимого фактора (группы следствий); определение

Критериев оценки эксперимента (проверка гипотезы); опре-

Деление условий эксперимента.

Организационное обеспечение эксперимента включает

В себя: разработка программы эксперимента (цель, задачи,

Объект, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, ре-

зультаты); выбор и подготовка субъекта и объекта экспери-

мента; разработка конкретного плана действий; реализация

Экспериментальной программы; измерение (сравнительный

Анализ) независимой и зависимых переменных в динамике

(эмпирическая фиксация исходного и последующего состоя-

ний экспериментальных объектов); контроль и корректива

эксперимента; предварительная оценка итогов эксперимен-

Та; вывод объекта из экспериментальной ситуации; осмыс-

Ление и теоретическая интерпретация итогов эксперимента

(подтверждение гипотез, прогноз, разработка теории); раз-

работка научных рекомендаций.

Вместе с тем, при подготовке и осуществлении социаль-

Ного эксперимента нужно видеть его особенности и огра-

Ничения (пределы): сложность его организации, так как

Социальный объект порождает дополнительные требова-

Ния к эксперименту, обладает памятью; многомерность

Социальной детерминации, использование принципа «не

Навреди»; этические проблемы манипулирования людьми,

Обращение с ними, как с материалом; качество данных, по-

Лучаемых в широкомасштабных социальных эксперимен-

тах, далеко не всегда оправдывает их высокую стоимость;

Необходимость научной и общественной экспертизы.

Р аз де л II. У пр ав ле нч ес ки й ц ик л

Ч ток ас ае тс я к ла сс иф ик ац иис оц иа ль ны х э кс пе ри ме н-

т ов т о о нам ож етс тр ои ть сян а р аз ны х о сн ов ан ия х:

П о х ар ак те руэ кс пе ри ме нт ал ьн ойс ит уа ци и в ыд ел яю т

П ол ев ые(п ро во дя тс я вр еа ль но й с оц иа ль но й с ит уа ци и)

Ил аб ор ат ор ны е (п ро во дя тс я ви ск ус ст ве нн о с оз да нн ых у сл ов ия х); 2) п о о бъ ек та м ип ре дм ет ами сс ле до ва ни я: э к-

С пе ри ме нт ы, в ыя вл яю щи е п ри чи нн ыез ав ис им ос тив ну т-

Р и о пр ед ел ен но й с фе ры(п ро из во дс тв о, о бс лу жи ва ни е,

О бр аз ов ан иеитп) и лио пр ед ел ен но гов ид а с оц иа ль но й

Д ея те ль но ст и (с оц иа ль ноп си хо ло ги че ск ий п ра во во й, с о-

ц иа ль ноу пр ав ле нч ес ки й итд); 3) п о с пе ци фи кеп ос та в-

Л ен но й з ад ач и –н ау чн ыеэ кс пе ри ме нт ы н ап ра вл ен ы н а

П ри об ре те ни е н ов ог о з на ни я, п ри кл ад ны е –н а п ол уч ен ие п ра кт ич ес ко гоэ фф ек та(р еш ен ияс оц иа ль но й п ро бл ем ы,

П ов ыш ен ияэ фф ек ти вн ос тиип ро ч.).

Современное использование социального эксперимента

Направлено на поиск эффективных техник и технологии

Управления, его результаты рассматриваются как важ-

Ный фактор снижения риска при принятии управленческих

Решений.

Главный критерий социального эксперимента –реальное

Улучшение организации жизнедеятельности людей, управ-

Ления социальными процессами. Однако в силу сложности,

Затратности, неоднозначности результатов и последствий,

А также недостаточной разработанности теории и методо-

Логии социального эксперимента, данная социальная тех-

Нология в настоящее время не так популярна и даже игно-

Рируется под самыми различными предлогами.

В настоящее время в современной науке предлагается ис-

Пользование виртуальной реальности, виртуальных миров,

Как идеальное место для проведения социальных экспери-

Ментов в области экономики, здравоохранения, лингвисти-

Ки, социологии, психологии т.д.

Результатом проверки любого эксперимента в любой

Сфере деятельности, в любой организации является и н-

Н ов ац ия п одк от ор ойп он им ае тс я н ов оер еш ен иеи ли о ри ги на ль но е и сп ол не ни е. Применительно к материаль-

ной сфере –это результаты исследований и разработок:

Новые технологии, новые материалы, новые изделия, но-

Вые средства, методы или изобретения; оригинальные ре-

Г ла ва8. С оц иа ль ны е т ех но ло ги и

Шения, содержащиеся в проектах и разработках, а также

В рационализаторских предложениях технического, орга-

Низационного, экономического, социального и правового

Характера. Их особое значение заключается в том, что от

Них прямо зависят производительность и эффективность

Труда, освоение производства новых изделий и насыщение

Ими рынка товаров (Травин 1997).

Ф ак ти че ск и в ес ь п ро це ссд ов ед ен ияи нн ов ац иид о п от ре

Б ит ел я с ос то ити з д ву х с та ди й: п ер ва я –с оз да ни е к он це п-

Ц ии о пы тн ог о и лил аб ор ат ор но гоо бр аз ца и зо бр ет ен ия

В то ра я –п ос ле ду ющ аяо рг ан из ац иям ас со во гов ып ус ка п ро ду кц ииие е к ом ме рц иа ли за ци я. Если творчество опре-

Деляет новую, неизведанную комбинацию или ассоциацию

Идей, имеющих полезную цель, то инновация представляет

Собой способность реализации творческих идей. В случае

Инициативной творческой разработки ее результаты реали-

Зуются с помощью инновационного процесса, осуществля-

Емого посредством рыночных реалий при обратной связи

С творческим процессом. В случае творческой разработки по

Заказу, исходя из рыночного спроса, условия творчества оп-

Ределяются инновационным процессом при обратной связи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.01 с.)