Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упала. Ученые были обескуражены, так как весь известныйСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тогда арсенал средств повышения выработки они исчерпа- Ли. Осталось предположить, что «виноваты» какие-то скры- Тые факторы типа улучшения стиля и методов руководства И межличностных отношений. Для подтверждения этой гипотезы на третьем этапе была Разработана научная программа, потребовавшая проведения Тыс. интервью. Собрав обширный эмпирический матери- Ал об отношении людей к труду, ученые выяснили, что норма Выработки рабочего определяется не его добросовестностью Или физическими способностями, а влиянием группы, кото- рая диктует собственные требования и правила поведения. С целью более глубокого изучения данной закономернос- Ти и была проведена последняя, четвертая стадия экспери- Мента. Мейо вновь вернулся к опытам с небольшой (14 ра- бочих-сборщиков) группой. Кропотливый анализ показал, Что любая группа рабочих внутри себя разделяется на под- Г ла ва14. С оц иа ль ноп си хо ло ги че ск иер ес ур сыо рг ан из ац ии группы (клики), и не по профессиональным, а по личным ка- Чествам. Выделялись аутсайдеры, лидеры и «независимые». Каждая подгруппа придерживалась особых правил поведе- Ния. Неформальные нормы распространялись и на трудовую Деятельность. Мейо обнаружил явление, называемое теперь Р ес тр ик ци он из мо м (его элементы были замечены еще Тей- Лором) –сознательное ограничение нормы выработки, кото- Рое было своеобразным протестом против произвольного за- Нижения расценок и одновременно –формой защиты своих Интересов. Поскольку нормы были чрезвычайно высоки и С ними справлялись только единицы, то большинству рабо- чих, если они не выполняли задание, грозило увольнение. Опасность была вполне реальной, если учесть, что безрабо- Тица на момент проведения эксперимента в США была осо- Бенно высока –ведь разразился «великий экономический Кризис» начала 1930-х гг. Нужно отметить, что спустя 30 лет Этот факт позволил критикам усомниться в открытии Мейо. Они полагали, что «человеческий фактор» оказал гораздо Меньшее влияние на производительность, нежели страх пе- Ред безработицей и голодом (Кравченко. 1987). Х от ор нс ки й э кс пе ри ме нтв пе рв ые вп ол но м о бъ ем е П ро де мо нс тр ир ов алз на че ни е с оц иа ль ноп си хо ло ги че ск их ф ак то ро в ву пр ав ле ни и, р ол ь э мо ци он ал ьн ой «не фо рм ал ь- Н ой», «че ло ве че ск ой» с то ро нып ро из во дс тв ен но й о бс та н ов ки. Он выдвинул на первый план деятельность малых Коллективов внутри формальной производственной струк- Туры, тех самых непосредственных общностей, которые Стихийно возникают всюду из личных склонностей людей. Э. Мейо считал, что критерием успешности функциониро- Вания предприятия являются не только высокие производс- Твенные показатели, но и такая характеристика, как «ста- Бильность состава организации». После двух с половиной Лет социально-психологического эксперимента в Хоторне производительность труда возросла в среднем на 40 % по Сравнению с исходным уровнем. Регулярные врачебные ос- Мотры рабочих не обнаруживали признаков их повышен- ного утомления, а прогулы сократились на 80%. Ученый Установил, что повышение производительности труда не Всегда связано с изменением условий, но всегда имело пси- Хологические причины. Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я Тогда же была доказана г ип от ез а ос ущ ес тв ов ан иик ол Л ек ти вн ых ан е т ол ьк о и нд ив ид уа ль ны х ф ак то ро в п ро из В од ит ел ьн ос ти ог ру пп ов ой«су бк ул ьт ур е»п ов ед ен ия, что Уже выводило исследование за рамки собственно психоло- Гического подхода. О бо бщ ен иеи то го в Х от ор над ал о т ол чо к п ри нц ип иа ль нон о- В ыми сс ле до ва ни ям и з к от ор ыхв ыр ос лас ов ре ме нн аят ео ри я Ч ел ов еч ес ки х о тн ош ен ий. Так, направление, представленное Ф. Ретлисбергером, сконцентрировалось на конкретизации Принципов производственного управления с учетом открытых «неформальных» элементов структуры предприятия, а также Проблем психологического стимулирования труда, что дало Возможность перевести эти принципы на язык менеджмента. Уже в 1930–940-х годах были сформулированы принципы Так называемого демократического управления. Краеуголь- Ным тезисом этого направления стало представление о пред- Приятии как о «социальной», а не только технико-органи- Зационной единице, успех которой зависит от согласования Функций ее «формальной» и «неформальной» структур. Ш ко лач ел ов еч ес ки х о тн ош ен ийв пе рв ыео бр ат ил а в ни М ан иен а с ло жн уюс тр ук ту рум от ив ац ий. Были опроверг- Нуты представления о влиянии первичных (гигиенических) Факторов на мотивацию, а на первое место выдвинуты так Называемые «мотивационные», экзистенциально значимые факторы (Ф. Херцберг). Стремление к тотальной реализации гуманистической Модели организации особенно характерно для раннего пе- Риода развития концепции человеческих отношений. На Последующих этапах м од ел ь р ас см ат ри ва ла сьс ко ре е к ак п ер сп ек ти вар аз ви ти я о рг ан из ац ий ч емо бр аз ецд ляр е- К он ст ру кц иир еа ль ны х о рг ан из ац ий(Р. Ликерт). Вместе с тем, эта концепция в процессе своей реализа- Ции о бн ар уж ил а о пр ед ел ен ны е н ед ос та тк и ии зд ер жк и. В частности, она абсолютизировала принцип неформальной Регуляции в ущерб формальной, отрицала роль иерархии, Разделения труда, властных полномочий, идеологизирова- Ла значимость самоорганизационных процессов, а также Стремление работников к сотрудничеству. Кроме того, без- Доказательно декларировалась прямая связь удовлетворен- Ности с продуктивностью работника. Г ла ва14. С оц иа ль ноп си хо ло ги че ск иер ес ур сыо рг ан из ац ии Если подвести итог сказанному о с ут и ис од ер жа ни и т е- О ри и ч ел ов еч ес ки х о тн ош ен ий, то их можно свести к следу- Ющим положениям: 1) Ч ел ов ек–«со ци ал ьн оеж ив от но е» Ориентированное и включенное в контекст группового пове- Дения; 2) Человек обладает большими способностями, кото- Рые очень слабо используются в «машинной модели» органи- зации; 3) Т ру д ч ел ов ек а м ож етп ри но си тье мун е м ен ьш ее у до во ль ст ви е, ч еми гр а, если он интересен и содержателен; Ч ел ов екс тр ем ит сяко тв ет ст ве нн ос ти, и эти качества Должны быть использованы на производстве; 5) Э ко но ми че с- к иеф ор мыс ти му ли ро ва ни я н е я вл яю тс я у ни ве рс ал ьн ым и; П ро из во дс тв ен на я о рг ан из ац ия–это не только сфера Приложения трудовой деятельности, но также с фе рау до в- Л ет во ре ни я с оц иа ль ны х п от ре бн ос те й р аб от ни ка; 7) Что- Бы решить проблему эффективности организации, н ео бх о- Д им о о тк аз ат ьс я о т п ри нц ип ову пр ав ле ни я, п ос тр ое нн ых н а п ос ту ла та х в ла ст ны х о тн ош ен ий, иерархии, жесткого Программирования и специализации труда как противоес- Тественных природе человека; 8) П ро бл ем а у ст ан ов ле ни я с о- Ц иа ль но й г ар мо ни и ис от ру дн ич ес тв а есть не только сфера Деятельности государства и общества. Она может и д ол жн а Б ыт ь р еш ен а во рг ан из ац ии, поскольку решение этой пробле- Мы есть условие эффективности последней; 9) Р ук ов од ит ел и Д ол жн ы о ри ен ти ро ва ть сявб ол ьш ейс те пе нин а л юд ей ч ем н а п ро ду кц ию. Это способствует «социальной стабильности» Общества и удовлетворенности индивида своей работой. Раци- Онализация управления, учитывая социальный и психологи- Ческий аспекты трудовой деятельности людей, –магистраль- Ный путь инновационной деятельности на предприятии. М еж ли чн ос тн ыео тн ош ен ия вп ер ви чн ойо рг ан из ац ии В теории (доктрине) человеческих отношений осново- Полагающей, исходной позицией является представление О природе человека как активном, осознающем свое мес- То и роль субъекте, который проявляет себя в организации (коллективе) на основе взаимных привязанностей, общих Интересов. Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я Указанные открытия и постулаты послужили основани- Ем для выдвижения модели первичной организации, клю- Чевыми отношениями в которой были «че ло ве к –г ру пп а». Главный регулятор –принятые в группе нормы поведения. Структура строится на основе стихийно складывающихся Отношениях между индивидами по шкале «престижа», че- Рез процессы лидерства и т.п. В этой среде образуются не- Формальные ассоциации (группы). Подобная организован- Ность удовлетворяет социальные потребности индивида (в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.127.153 (0.009 с.) |