Собности новой технологии, продукции, а также возмож- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собности новой технологии, продукции, а также возмож-



Ности повышения престижа фирмы в деловом мире (Дыш-

Левой, Яценко, 1996).

Методы побуждения творчества достаточно многообраз-

Ны. Они постепенно изменяются, совершенствуются, допол-

Няются. Но несмотря на всю их специфику и многообразие,

Их можно описать в виде определенных процедур.

В о-п ер вы х, м ет од ы в ыя вл ен ият ехл иц к от ор ыес кл он

Н ы кэ то мув ид у т во рч ес тв а, ат ак жео тб орт ех н а к о-

Т ор ыхм ож нод ел ат ь с та вк у. Этой цели служат различ-

Ные формы соревнования, сравнение видов труда, конкурсы

На лучшего по профессии, по мастерству, по новаторским

Предложениям. Решению этой задачи в Советском Союзе

Способствовали различные формы соревнования (при всех

Издержках его организации, они в целом выполняли важ-

Ные производственные и социальные функции). Этому же

Служили «кружки качества» на японских предприятиях,

Где работники побуждались к творчеству –от элементар-

Ных предложений до возможных кардинальных изменений

В технике и технологии труда.

Такое требование связано с тем, что новшества на про-

Изводстве появлялись не только в порядке личной иници-

Ативы, а вр ез ул ьт ат е о рг ан из ац иир аб от ы п о м об ил из а-

Ц иип от ен ци ал ьн ыхв оз мо жн ос те й р аб от ни ка. Поэтому

Содействие пробуждению креативности людей связано не

С ожиданием ее стихийного проявления, а при целенаправ-

Ленной деятельности организаторов производства.

В о-в то ры х, н ео бх од им о з на тьм от ив ы, к от ор ым и р у-

К ов од ст ву ют сяу ча ст ни кит во рч ес ко гоп ро це сс а. Среди

Них могут быть те, которых интересует сам процесс твор-

Чества. Это люди–генераторы идей, которые не могут жить

Иначе, как не выдвигая идеи, не апробируя их, вечно не

Удовлетворяясь достигнутым, совершенным. Среди твор-

Цов идей немало и таких работников, для которых учас-

Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я

Тие в техническом и научно-техническом творчестве имеет

Ярко выраженный мотив, связанный с желанием получить

Вознаграждение за креатив, за новаторское предложение,

За идею, за участие в творческом поиске. Само по себе это

Стремление не вызывает нареканий, за исключением тех

Случаев, когда люди, не обладающие никакими способнос-

Тями, претендуют на материальные ценности, видя смысл

Участия в том, чтобы сыграть на потребностях организа-

ции (производства). И, наконец, мотивами могут служить

Амбициозные претензии. Среди них ведущую роль играют

Идеи людей, избравших путь рационализаторства и изобре-

Тательства, как форму заявить о себе, о своих намерениях

И нередко о своей исключительности по сравнению с окру-

Жающими их людьми. Конечно, среди них есть работники,

Также претендующие на материальное вознаграждение, но

В большинстве случаев они руководствуются больше пре-

Стижными соображениями и которые подкрепляются ни-

Чем иным, как стремлением к славе, к известности. Хотя и

Среди них есть люди, идеи которых могут пригодиться или

Подтолкнуть к решению некоторых проблем производства.

Вт ре ть их о пы т, п ра кт ик а и сп ол ьз ов ан ият во рч ес ки х

С по со бн ос те й н е д ол жн а б ыт ь п ущ ен а н а с ам от ек. Она свя-

зана с обучением, подготовкой людей к творчеству, к креа-

Тивному мышлению. Работник должен обладать определен-

Ной технической (технологической) грамотностью, владеть

Определенным уровнем знаний, чтобы квалифицирован-

Но выдвигать и доказывать свои идеи. Вариантом такого

Подхода может быть объединение рабочих и специалистов

(а в ряде случаев, научных работников), чтобы в этом содру-

Жестве решать комплекс вопросов –от технических до при-

Нципиально новых технологических процессов. Кроме того,

Побуждение к творчеству, предполагает такую организа-

Цию труда, которая вмещает в себя совместное обсуждение,

Распознавание проблем, принятие на себя ответственности,

Интуиция. Однако, как известно, очень трудно иницииро-

Вать действия такого рода или управлять ими со стороны.

Поэтому необходимо создавать условия, чтобы происходила

Самоорганизация индивидов.

Вч ет ве рт ых в аж не йш имм ет од омя вл яе тс я с ти му

Л ир ов ан иет во рч ес ки х н ов ац ийр аб от ни ко в п ро из во дс тв а.

Г ла ва13. У пр ав ле ни е т во рч ес ки м п от ен ци ал ом Для реализации этого метода используется несколько при-

Емов. Прежде всего, стимулирование –всегда сугубо инди-

Видуальный процесс, связанный с предельно точным опре-

Делением вклада каждого участника творческого процесса.

Иначе говоря, поощрять не любую хорошую, а творческую

Работу, точнее, творческий подход к работе. К сожалению,

В практике советских предприятий не так уж редко встреча-

Лись такие случаи, когда инициатор рационализаторского

Предложения или открытия «обрастал» членами «содейс-

Твия» до таких пределов, что на заключительной стадии

(особенно когда решался вопрос о регистрации и о возна-

Граждении) выпадал из круга участников, вытесненный

Представителями управленческого персонала и министер-

Ских чиновников. В условиях наступивших рыночных от-

Ношений поступают еще проще –похищают идеи, воруют

И приписывают их себе. Причем, следует иметь в виду, что

Классические стимулы и санкции в виде зарплаты и заме-

Чаний имеют при управлении творчеством ограниченное

Влияние. Заменить (или дополнить) эти стимулы может

Учет мотивации, внутренних устремлений и побуждений

Работника, обусловленных характером работы и личных

Его особенностей, а также созданием правовых гарантий

Для сохранения интеллектуальной собственности.

Когда же работник будет действовать самомотивирован-

Но? Тогда, когда смысл осуществляемой деятельности будет

Ему ясен, цель деятельности будет казаться ему разумной и

Пути к достижению этой цели будут известны, а его права

Гарантированы.

Вп ят ых н е м ен ьш еез на че ни е и ме ета др ес но ст ь с ти

М ул ир ов ан ия, когда поддерживаются в первую очередь на-

Иболее актуальные, наиболее значимые для производства

Направления. Это трудно иногда определить, что особенно

Важно для производства. Но, тем не менее, очевидна и ими-

Тация творческой мысли, приспособление к имеющимся ре-

Шениям. Для успешного процесса творческой деятельности

Надо поощрять не только тех, кто изобретает, но и тех, кто

Внедряет. Между тем, об этом часто забывают, и процесс

Творчества остается незавершенным (Старобанский, 1993).

Вш ес ты х, н е м ал уюр ол ь и гр ае т в ре ме нн ойф ак то р

Вп ро це сс е п оо щр ен ия. Не получая своевременно вознаграж-

Р аз де л III. Ч ел ов еч ес ки й ф ак то р у пр ав ле ни я

Дения, человек творческой жилки может потерять инте-

Рес, оскорбиться и отказаться участвовать в этом процессе.

В этой связи хотелось бы напомнить практику оборонных

Заводов в период Великой Отечественной войны, когда каж-

Дое предложение, признанное полезным для производства,

Немедленно вознаграждалось, хотя набор поощрительных

Мер был достаточно ограниченным. Но именно эта немед-

Ленная реакция на творчество была залогом успехов на тру-

Довом фронте в эти трудные дни.

Вс ед ьм ых км ет од амо рг ан из ац иит во рч ес тв а м ож но о тн ес тит ща те ль но е и зу че ни е п от ре бн ос те й р ац ио на ли

З ат ор овии зо бр ет ат ел ей. Дело в том, что производствен-

Ная среда как в советское, так и постсоветское время плохо

Была настроена на учет специфики творческой личности,

Ее поведения, ее устремлений и ориентаций. Не потому ли

Почти за каждым рационализаторским предложением и

Изобретением –личные драмы. Едва ли не каждого творца

Производства откуда-нибудь да выгоняют или он сам, пока

Не поздно, подобру-поздорову уходит. И очень редко, что-

Бы его удерживали, обещали помощь и поддержку. В то же

Время о них говорят как о людях со скверным характером,

Скупердяях и обязательно сутягах. В результате –золотое

Дно невнедренных предложений. А из тех, которые все-та-

Ки внедряются, большинство используются лишь на одном

Предприятии.

И в этих условиях, конечно, не могут развернуться че-

Ловеческие таланты, в полной мере проявиться творчест-

Во. Поэтому можно в полной мере согласиться со словами

академика И.С. Ениколопова: «Изобретательство преврати-

Лось у нас в дело, которым могут заниматься только очень

Самоотверженные люди».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.019 с.)