Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ подходов: преимущества и недостаткиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотренные методы I и II описания бизнес-процессов не лишены недостатков. В табл. 3.3 приведено сравнение методов I и II. Таблица 3.3 Сравнение методов описания процессов
148_______________________________ ВВ. Репин, В.Г, Елиферов. Проце ссный подход к управлению Таблица 3.3 (окончание)
Субъективность описания процессов. Как было отмечено, обе методологии в некоторой степени являются субъективными. Однако субъективность первой существенно больше второй. Это обусловлено, в первую очередь, субъективностью определения перечня процессов и распределения функций подразделений по ним. При использовании метода II также необходимо определять перечень бизнес-процессов организации, но делается это в том случае, когда уже определены функции подразделений и потоки информации и ресурсов между ними Таким образом, определение перечня процессов по методу II базируется на объективных данных, а не на субъективном мнении отдельных руководителей или участников рабочей группы. Полнота описания процессов. Комплект моделей бизнес-процессов, полученных в соответствии с методом I, я&тяется фрагментарным, что резко снижает эффективность его использования. Например, получив описания нескольких (но не всех) процессов, в которых задействовано подразделение, невозможно сделать вывод о рациональности использования ресурсов, численности и загрузке персонала и т.д. При анализе деятельности такого подразделения нет «прозрачноеin не видно, какие работы выполняет каждый сотрудник, за что отвечает, кому подчиняется. Метод II позволяет получить более полное описание процессов, так как в его основу заложены аначиз информационных и материальных потоков между подразделениями, а также матрицы ответственности подразделений. Глава 3______ Описание и анализ бизнес-процессов___________________________________________ 1 49 Длительность выполнения проекта. Первый метод предполагает, что работы по описанию процессов должны быть выполнены в течение двух-трех месяцев. Метод II изначально ориентирован на более детальную и тщательную работу, а также большие сроки (6—12 месяцев). Корректность полученных моделей процессов. Недостатками «ускоренного» метода описания являются низкое качество и корректность полученных моделей процессов. Этот факт обусловлен как особенностями самого метода, так и малыми сроками выполнения проекта. «Полный» метод позволяет составить существенно более достоверную картину процессов. Следует отметить, что корректность получаемых моделей должна контролироваться и в том, и в другом случае. Степень участия персонала организации в проекте. При использовании метода I предполагается, что руководители и сотрудники предприятия в основном предоставляют информацию о процессах, а большую часть работы по формированию моделей выполняет рабочая группа (возможно, состоящая из внешних консультантов). Она же занимается проверкой корректности моделей процессов и анализом проблем. Таким образом, основным разработчиком проекта становится рабочая группа. К сожалению, на практике состав рабочей группы формируется по остаточному принципу, когда в нее включают сотрудников, наименее ценных для реальной работы подразделении. Такой подход неизбежно приводит к трудностям при выполнении проекта и низкому качеству полученного комплекта моделей бизнес-процессов. Наоборот, при использовании метода II делается акцент на участие большого числа руководителей и сотрудников предприятия в проекте. Например, описание деятельности подразделения, составление блок-схем процессов, формирование рабочих документов (положение о подразделении, инструкции) выполняется непосредственно руководителями подразделений и их подчиненными. Рабочая группа руководит данным процессом, обучает персонал, разрабатывает методические материалы, проверяет и корректирует результаты работы и т.п. Подчеркнем, что при методе II очень большое значение отводится руководителям верхнего уровня. Трудоемкость выполнения проекта. С точки зрения трудоемкости метод II является существенно более сложным и долгим. Метод I менее трудоемок, однако при этом предполагается, чаще всего, привлечение внешних консультантов, услуги которых дороги. Метод II основан на деятельности сотрудников организации. Степень риска неудачи проекта. Если руководство не участвует в проекте или участвует формально, то риск неудачного выполнения проекта при методе I достигает 80—100%. Для метода II отсутствие внимания и заинтересованности руководства также является важнейшим критическим фактором успеха. Но в случае метода II полученные результаты могут быть реализованы хотя бы формально в виде положений о подразделениях и т.д. При поддержке руководства при методе I можно добиться хороших результатов, но степень их практическо- 150 ВВ. Репин, В.Г Елиферов. Процессный подход к у правлению го использования все-таки будет невысокой. В случае метода II, при поддержке руководства можно претендовать на построение основ процессной системы управления в качестве результата выполнения проекта. Возможность использования результатов проекта. Поскольку' при использовании метода I бизнес-процессы организации описываются фрагментарно, то и практическое использование результатов проекта возможно, как правило, лишь на 30—40%. При этом для того чтобы ападеть информацией, оставшейся в моделях, потребуется описать «соседние», не описанные процессы, распределить оставшиеся функции подразделений и т.д. Согласно методу II, работа изначально ориентирована на получение практически применимых результатов, например, в виде процессной документации. Поэтому эффективность метода II в данном случае существенно выше. В заключение отметим, что метод II является существенно более структурированным, чем метод I. Результаты, полученные по методу II, являются более «прозрачными» для руководителей организации и подразделений. По ходу его применения создается документация, которая может быть использована для регламентации деятельности подразделений. 3.3. Подготовка проекта описания бизнес-процессов В данном параграфе приводится описание методик, используемых на этапе подготовки проекта моделирования бизнес-процессов. Предлагаемые методики могут быть использованы при методах I и II создания моделей процессов. Практический опыт работ по моделированию процессов показывает, что подготовительный этап проекта является очень важным. Результаты выполнения подготовительного проекта во многом определяют успех проекта в целом. Основную работу на подготовительном этапе выполняет руководитель проекта и рабочая группа при активном участии руководителей организации. Длительность подготовительного этапа может составлять от двух недель до двух месяцев в зависимости от масштабов проекта и численности организации. 3.3.1. Состав работ по подготовке проекта При подготовке проекта моделирования бизнес-процессов должны быть выполнены следующие работы: • диагностика проблем предприятия; • определение перечня основных бизнес-процессов; • определение и ранжирование целей проекта; • выбор (разработка) и утверждение методики ведения проекта, включая • подготовка программного и аппаратного обеспечения; • формирование рабочих групп; Глав а 3_____ Описание и анализ бизнес-процессов___________________________________________ 151 • методическая подготовка: обучение руководителей и специалистов орга • информирование персонала о задачах проекта; • детальное планирование работ. В зависимости от масштабов проекта часть этих работ можно не выполнять. В § 3.3 мы рассмотрим только некоторые из перечисленных. Последовательность выполнения работ на подготовительном этапе показана на рис. 3.24. Рис. 3.24. Последовательность работ, осуществляемых на подготовительном этапе проект Работа по проекту начинается с постановочного совещания руководителей предприятия, на котором принимается решение об инициации проекта. На этом совещании должен быть назначен руководитель проекта, а также куратор проекта из числа высшего руководства организации. Как правило, им является один из первых заместителей генерального директора, либо сам руководитель берет на себя функции по контролю выполнения проекта. Возможно создание специального подразделения во главе с руководителем. При этом исключительно важно, чтобы руководитель этого подразделения подчинялся напрямую генеральному директору, а не главному инженеру, технологу, коммерческому директору и т.п. Кроме того, на постановочном совещании необходимо договориться о принципах формирования рабочей группы. Возможно, потребуется несколько совещаний руководителей верхнего уровня, прежде чем они придут к общему мнению о целях проекта, убедятся в наличии команды и желании что-то менять. Если на этом этапе становится очевидно, что команды руководителей нет, никто не готов реально работать, то инициировать проект не следует — это приведет к значительным потерям времени и средств организации. 152_________________________________ ВВ. Репин, В. Г. Елиферов. Процессный п одход к управлению Руководитель проекта создает рабочую группу, отбирая сотрудников подразделений в соответствии с определенными требованиями. Рабочую группу необходимо обучать принципам и методам моделирования бизнес-процессов и методикам внедрения процессной системы управления. На первом этапе рабочая группа должна пройти двух- или трехдневное обучение по этим вопросам. В последующем участникам рабочей группы потребуется пройти еще несколько циклов обучения для овладения инструментальными средствами моделирования процессов, а также практического освоения методик моделирования и анализа процессов. Можно отметить, что рабочая группа вынуждена учиться и выполнять проект одновременно. На основе общих целей проекта, поставленных руководством организации, рабочая группа разрабатывает детальные цели проекта, проводит экспресс-диагностику существующего состояния процессов, подготавливает техническое задание на выполнение работ по проекту. Для разработки структуры целой, как правило, требуется проведение диагностики состояния тех процессов, которые предстоит улучшать в рамках проекта. Эта диагностика может проводиться различными способами, например, при помощи двух- или трехдневного выездного семинара, когда руководители и сотрудники подразделений проходят обучение основам процессного подхода и анализируют текущую ситуацию по своим процессам. Диагностика может проводиться путем интервьюирования либо анкетирования руководителей и сотрудников подразделений. Общая цель диагностики — выявить проблемные зоны в бизнес-процессах, а также попытаться сформулировать существующие проблемы. После того как цели проекта утверждены руководством организации, рабочая группа приступает к выработке методологии ведения проекта. В нее включаются рахтичные методики, в частности, методика формирования моделей бизнес-процессов в выбранной нотации. Методология ведения проекта оформляется в виде документа и утверждается руководством организации. Параллельно с созданием методологии проводится обучение руководителей и сотрудников организации основам процессного подхода. Сотрудников организации информируют о целях проекта, о его основных этапах и об их роли в проекте. На этом же этапе участники рабочей группы проходят дополнительное обучение по техническим аспектам реализации проекта. Затем (или одновременно) проводится подготовка программного и аппаратного обеспечения. Создаются условия для работы рабочей группы: помещения, оборудование, связь и т.д. Практический опыт показывает, что при отсутствии выделенного помещения рабочая группа не сможет эффективно выполнять свои функции. Попытки проводить совещания рабочей группы внутри подразделений приведут к отвлечению сотрудников от основных обязанностей и т.д. На основе спецификации целей, технического задания и методики веления проекта руководитель проекта разрабатывает детальный календарный план ра- Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов__________________________________________ 1 53 бот, распределяет функции между членами рабочей группы, готовит необходимые документы. Итогом подготовительного этапа является готовность организации к проекту, как показано в табл. 3.4. Таблица 3.4 Критерии готовности организации к проект)' описания бизнес-процессов
К проекту можно приступать, когда готовность организации соответствует критериям, перечисленным в табл. 3.4. Впоследствии по ходу проекта невыполненные полностью работы будут закончены. Далее мы более подробно остановимся на ключевых аспектах подготовки проекта моделирования бизнес-процессов организации. Требования к управлению проектом. Роли сотрудников в проекте Требования к управлению проектом моделирования бизнес-процессов соответствуют стандартным требованиям проектного управления |1|. Тем не менее, следует отметить ряд специальных требований, предъявляемых к проектам именно такой специфики. В первую очередь — это требования к руководителям верхнего уровня, которые должны активно участвовать в проекте. Такое участие означает: • мотивацию персон&па организации, демонстрирование личной заинтере • участие в постановочных совещаниях рабочей группы; • оперативный анализ разрабатываемых материалов; 154_________________________________ В.В, Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению • оперативный контроль деятельности руководителей подразделений и ра • поэтапный контроль выполнения проекта; • анализ и перераспределение функций подразделений, ответственности • обеспечение рабочей группы необходимыми ресурсами. Начиная проект, руководитель организации должен отдавать себе отчет в том, что придется выделять значительную часть своего рабочего времени для участия в проекте. Если руководители среднего звена и сотрудники организации не будут чувствовать личную заинтересованность руководителя организации, проект, как показывает опыт, будет неудачным. Если у первого лица все-таки не хватает времени, роль лидера проекта должен играть кто-то из его первых заместителей, имеющих реальный вес в организации. Руководителю организации следует целенаправленно формировать заинтересованность в проекте как можно большего числа руководителей среднего звена и сотрудников подразделений. Необходимо, чтобы люди понимали, что проект является средством улучшения деятельности организации в целом и в конечном счете улучшения положения его сотрудников. Руководитель организации не должен рассматривать проект как незначительное разовое мероприятие. Внедрение процессного подхода к управлению должно стать важнейшей постоянной задачей коллектива организации на ближайшие два — три года. Структура управления проектом представлена на рис. 3.25. Рис, 3.25. Структура управления проектом. Руководитель проекта подчиняется непосредственно руководителю организации. Именно поэтому на схеме он вынесен на один уровень с владельцем процес- Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов__________________________________________ 155 са — руководителем большого подразделения. В крупных организациях власть и возможности руководителя проекта несопоставимы с возможностями руководителя большого подразделения. Поэтому в таких проектах целесообразно вводить куратора проекта — руководителя уровня заместителя директора. В этом случае взаимодействие руководителя проекта с руководителями подразделений осуществляется при участии куратора, что в некоторой степени гарантирует возможность плодотворного сотрудничества руководителя проекта и руководителя подразделения, что способствует успешному выполнению работ по проекту. Следует отметить, что при формулировании требований к структуре управления проектом необходимо учитывать также упраапенческую культуру организации. Если в организации низкая культура, идет напряженная «политическая» борьба, то роль руководителя организации и его представителя-куратора будет велика. Для организации с высокой корпоративной культурой и сложившейся командой руководителей верхнего уровня целесообразно максимально упростить схему управления проектом. Руководитель проекта управляет рабочей группой, состоящей из нескольких аналитиков. Для среднего по масштабам проекта численность рабочей группы составляет пять — семь человек. Численность рабочей группы должна быть оправдана. Для этого необходимо понимать, какие работы выполняют участники группы. В процессе реализации проекта каждый член рабочей группы выполняет определенную функцию: 1) заказчик — руководитель предприятия, владелец процесса; 2) руководитель проекта — сотрудник, целиком ответственный за полноту и 3) аншштик — эксперт по моделированию бизнес-процессов, разработчик 4) координатор проекта — сотрудник, обеспечивающий взаимодействие 5) внутренний эксперт — руководитель или специалист предприятия, явля 6) рецензент — руководитель/специалист организации, либо внешний при 7) ответственный за формирование архива — член рабочей группы, ответ 156_________________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный под ход к управлению из основных функций - архивирование подшивок моделей бизнес-процессов, используемых при рецензировании (проверке адекватности). Далее, при описании работ по формированию моделей процессов, будут подробно рассмотрены перечисленные функции. Остановимся на требованиях к кв&пификации руководителя проекта. Сотрудник организации, претендующий на роль руководителя проекта должен удовлетворять следующим требованиям: • опыт работы в организации не менее двух-трех лет (предполагается хоро • лидерство, умение упраатять людьми, коммуникабельность, инициатив • наличие четкой личной позиции по вопросу процессного подхода к уп • знание методик финансового менеджмента; • знание и понимание принципов процессного упраапения и менеджмента • шадение методиками разработки моделей бизнес-процессов в различных • владение методиками проектного управления; • представление о возможностях программных продуктов по моделирова • опыт ведения проектов аналогичного масштаба. Анализируя перечисленные требования, можно заключить, что найти среди сотрудников организации человека, удовлетворяющего этим требованиям, достаточно сложно. На практике у руководителя организации есть два варианта: либо «перекупать» руководителя проекта со стороны, либо «выращивать» собственного. Отметим несколько важных моментов управления рабочей группой: • оперативный контроль за деятельностью аналитиков; • ежедневные совещания (10—15 мин) перед началом рабочего дня; • еженедельные письменные отчеты ан&1итиков по использованию рабоче • ежемесячные расширенные совещания рабочей группы с подведением • плановые совещания по обсуждению моделей бизнес-процессов, анализу Четкий оперативный контроль за деятельностью рабочей группы необходим для того, чтобы работа продвигалась в строго намеченном направлении. Г л а в а 3 Описание и анализ бизнес -проце ссов______________________________________ 1 57
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.011 с.) |