Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формулирование целей проектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время руководители многих предприятий инициируют в организациях проекты по моделированию процессов, преследующие различные цели. Эти цели можно разделить на две группы. Достижение целей первой группы должно, по мнению руководителей, обеспечить решение конкретных проблем организации и повысить эффективность ее деятельности. От проекта описания бизнес-процессов в этом случае ожидают реальных, практически важных результатов. Вторая группа целей может быть охарактеризована как цели-лозунги. Никто в организации не ждет какого-либо эффекта от проекта, он разрабатывается для реализации политических целей, либо служит обоснованием для распределения финансовых ресурсов. В главе 3 мы рассмотрим методики работ, обеспечивающие достижение целей первой группы, т.е. практических результатов. В первой группе целей следует выделить несколько направлений, по которым будет развиваться проект описания бизнес-процессов. На практике руководители в первую очередь ставят задачу разобраться, как идет работа и где снижается эффективность (возникают финансовые потери). При этом предполагается, что полученный комплект моделей бизнес-процессов будет использован в дальнейшем для целей автоматизации. Кроме того, из моделей хотят получить информа- 118____________. __________________ В.В Репин. В.Г Елиферов. Процессный подход к управлению цию о существующей системе документооборота и внести в нее необходимые изменения и т.д. Можно выделить несколько характерных особенностей формулирования постановки задачи руководителями верхнего уровня на данном этапе: • размытость формулировок и отсутствие определений (например, процессов); • отсутствие четких критериев достижения целей проекта; • отсутствие понимания того, как будет использоваться в дальнейшем по Указанные особенности отражают тот факт, что руководители, в своем большинстве, не представляют важности описания бизнес-процессов как одного из средств разработки системы процессного управления организацией. Но дело в том, что сами по себе модели бизнес-процессов не являются инструментом управления. Однако они могут служить основой для создания регламентирующей документации, анализа деятельности, принятия некоторых решений. Для эффективной работы с описаниями процессов организации руководитель должен иметь определенную систему. Аналогичная ситуация складывается, например, с бюджетированием. Сами по себе бюджеты подразделений, описывающие финансовые потоки, затраты и т.д., не служат инструментом упраааения в руках руководителя. Системой управления является в данном случае взаимосвязанная, комплексная система бюджетирования и упраапенческого учета. В рамках данной системы руководитель видит, кто, когда и как планирует бюджеты, собирает информацию по их выполнению, принимает решения по отклонениям. Возвращаясь к бизнес-процессам, следует отметить, что создание моделей — это лишь составная часть проекта по улучшению (изменению) системы управления организации, которая является инструментом управления в руках руководителя. Если рассматривать модели процессов в качестве некоторых исходных данных для решения формально ограниченных задач (разработка системы документооборота, подготовка автоматизации и т.п.), то нельзя требовать от этих моделей какой-то «чудесной» информации для всеобщего улучшения деятельности организации. С другой стороны, коль скоро организация приступила к описанию процессов, получаемые схемы должны содержать максимум полезной информации для дальнейшей работы. Прежде чем приступать к описанию процессов, руководителям необходимо тщательно продумать требования к информации, которые они должны содержать. В главе 3 будут рассмотрены методики, предназначенные для описания бизнес-процессов, существующих в организации. Использование моделей процессов для создания процессной системы управления будет рассмотрено в главе 4. Возможность использования моделей для целей автоматизации в данной книге не рассматривается. Итак, перед началом работы над проектом описания бизнес-процессов руководство компании формулирует цели проекта. К сожалению, эти цели являются размытыми. Что же делать рабочей группе сотрудников организации (внешних Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов________________________________ 119 консультантов), которым предстоит выполнять этот проект?! Недопонимание целей руководителем организации может вызвать его негативную реакцию при получении результатов и в итоге печально отразиться на участниках рабочей группы (расформирование, увольнение и т.д.). как показано на рис. 3.1. Рис. 3.1. Непонимание целей проекта. Для того чтобы избежать противоречий, целесообразно провести детализацию целей руководителей с тем, чтобы привести структуру целей верхнего уровня к понятным, конкретным и количественно измеримым целям нижнего уровня. После этого данная структура целей согласовывается с руководством, которое подтверждает, что именно это оно и имело в виду Однако на практике не всегда удается привести цели руководства организации к формализованному виду. Например, руководитель ставит задачу «Описать бизнес-процесс сбыта готовой продукции и предложить мероприятия по повышению его эффективности». Что в этом случае делать рабочей группе? Можно воспользоваться методикой определения целей проекта на основе спецификации проблем, существующих в организации (подразделении, процессе). Некоторые методы структуризации целей будут рассмотрены ниже. Перед тем как перейти к ним, рассмотрим критические факторы успеха проекта в части создания комплекта моделей бизнес-процессов. К их числу относятся: • участие руководства верхнего уровня; • наличие четких, проработанных целей проекта; • наличие утвержденной методологии ведения проекта, включая методоло • профессиональный руководитель проекта; • рабочая команда, соответствующая поставленным задачам; • эффективное использование инструментальных средств моделирования 120_________________________________ В.В Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению • освещение работ среди сотрудников предприятия. Следует отметить, что при описании бизнес-процессов можно и нужно пользоваться существующими инструментами проектного упраатения |1|. Роль руководителей верхнего и среднего уровня при внедрении процессного подхода к управлению является решающей. Наличие опытного руководителя проекта — также обязательное условие. Такой специалист должен удовлетворять, по крайней мере, следующим квалификационным требованиям: • опыт работы в организации (отрасли) не менее 3-х лет; • знание методик и практический опыт проектного управления не менее • знание и понимание принципов процессного управления и методов ме • знание и понимание методологий моделирования бизнес-процессов (зна • владение методологией ведения проекта по описанию процессов; • знание инструментальных сред моделирования бизнес-процессов. 3.1.2. Методика структуризации целей проекта Методика структуризации целей проекта реорганизации бизнес-процессов состоит из шагов, представленных на рис. 3.2. Рис. 3.2. Методика стр На первом этапе руководитель формулирует в произвольной (лучше, конечно, в сколько-нибудь формализованной) форме цели проекта, сроки выполнения проекта и возможный объем выделяемых на этот проект ресурсов. Руководитель проекта как представитель рабочей группы проводит совещание (или серию совещаний) с руководителем организации для предварительного формулирования целей. Результатом первого этапа является перечень целей, определенных руководителем организации. Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов 121 На втором этапе руководитель проекта ставит задачу рабочей группе детализировать перечень целей, доведя его до второго-третьего уровня, при этом можно использовать табл. 3.1. Таблица 3.1 Пример разработки целей
Основная задача рабочей группы на этом этапе — добиться предельной конкретности целей. При декомпозиции следует стремиться подбирать цели, достижение которых может быть выражено количественными показателями. Пример заполнения таблицы целей представлен в табл. 3.2. Таблица 3.2. Пример заполнения таблицы целей
122_________________________________ В.В Репин, В,Г, Елиферов Процес сный подход к управлению Очевидно, что детализированные цели, показанные в табл. 3.2, далеки от совершенства, но они существенно более информативны для рабочей группы. чем формулировка «Оптимизировать бизнес-процесс сбыта готовой продукции». На третьем этапе разработки целей проекта проводят согласование детальной структуры целей с руководителем организации. Его задача на этом этапе состоит в установлении приоритетов по достижению детализированных целей. Может возникнуть ситуация, когда руководитель не удовлетворен предложенной структурой целей. В этом случае рабочая группа исправляет указанные руководителем недостатки и представляет на рассмотрение вторую версию структуры целей и т.д. Если руководителя устраивает предложенная декомпозиция целей, то рабочая группа приступает к разработке Технического задания (ТЗ) на выполнение работ по проекту. Разработка внутреннего ТЗ не является обязательным элементом проекта, однако его наличие существенно облегчает задачу по выполнению проекта. В процессе подготовки ТЗ как у рабочей группы, так и у руководителей возникает общее понимание целей проекта и его возможных результатов, а также параметров, по которым измеряется степень достижения целей. Общая структура ТЗ на описание бизнес-процессов организации приводится ниже. 1. Цели работы. 2. Состав этапов работ. 3. Требования к моделям бизнес-процессов и критериям их анализа. 4. Требования к отчетной информации по этапам. 5. Требования к оперативной отчетности по проекту. Структура ТЗ на описание бизнес-процессов зависит от применяемого инструментального средства моделирования. ТЗ рассматривается и утверждается руководством организации. Утвержденное ТЗ является обязательным к исполнению рабочей группой. По ходу выполнения проекта могут возникать различные ситуации, приводящие к изменению понимания целей и задач проекта, а также степени их достижимости. Поэтому возможно корректирование ТЗ в процессе работы, но такое, которое не изменит кардинально задачи, поставленные перед рабочей группой. 3.1.3. Методика определения целей проекта на основе существующих проблем Методика определения целей проекта на основе существующих проблем представлена на рис. 3.3. На первом этапе руководитель ставит задачу следующим образом: «Повысить эффективность бизнес-процесса сбыта». При этом четко очерчиваются границы рассматриваемого процесса. Работы будут проводиться именно с этим процессом. На втором этапе рабочая группа формирует эскиз (грубое описание) бизнес-процесса на верхнем уровне. Основная задача — отобразить основные функции
Рис. 3.3. Методика определения целей проекта. (процессы), входящие в процесс верхнего уровня. Далее как для процесса в целом, так и для составляющих его функций определяются существующие проблемы. Их выделение основывается на анализе результатов интервьюирования руководителей и сотрудников подразделений, выполняющих данный процесс. Строго говоря, полученные данные носят характер «симптомов», а не причин проблем. Тем не менее, полученная спецификация проблем представляется либо В виде перечня, либо в виде дерева, как показано на рис. 3.4. Рис. 3.4. Дерево проблем процесса. На третьем этапе рабочая группа пытается определить показатели, которые характеризуют каждую выделенную проблему. Таких показателей может быть несколько. Иногда сама формулировка проблемы содержит наименование показателя и указание на его несоответствующее значение. Например, «Низкая оборачиваемость дебиторской задолженности» содержит в себе название показателя — «оборачиваемость» и его значение — «низкая». Рабочей группе необходимо определить единицы измерения по каждому показателю и, по возмож- 124_________________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению ности, определить их значения для существующей ситуации. Пример определения количественных показателей показан на рис. 3.5. Рис 3.5. Определение количественных показателей бизнес-процесса. После того как получена численная оценка показателей, рабочая группа приступает к четвертому этапу - разработке целевых значений показателей. Ориентиром для выбора целевых значений показателей могут быть: • показатели аналогичной деятельности конкурентов; • данные неудовлетворенности и требования клиентов процесса; • данные финансово-экономического анализа. Полученные целевые значения показателей представляются в виде перечня или графически. Руководитель организации рассматривает полученные данные При необходимости рабочая группа корректирует целевые значения показателей. После согласований руководитель утверждает перечень целевых показателей оценки эффективности процессов. Пример дерева целевых показателей оценки процесса представлен на рис. 3.6. Фактически рассмотренный способ разработки целей состоит в том, чтобы определить параметры оценки существующего процесса, измерить их для текущего состояния и определить перспективные значения, которые необходимо получить путем описания и реорганизации процесса. Как видно из рис. 3.6, данный подход обладает двумя существенными недостатками, а именно: • субъективность определения проблем и показателей оценки процесса; • отсутствие какой-либо системы, используемой для стандартизации пока Далее в данной главе приводится классификация и примеры показателей процесса. Практические примеры определения показателей предстаапены в главе 4.
Рис. 3.6. Целевые критерии оценки зффективности процесса Так или иначе, цели проекта моделирования бизнес-процессов должны быть определены. В зависимости от поставленных целей могут быть использованы различные подходы (методологии) описания бизнес-процессов организации. Методология выполнения проекта должна разрабатываться (адаптироваться) с учетом поставленных целей и объема ресурсов, выделяемых на данный проект. В следующем параграфе представлено два подхода (метода) к описанию процессов организации. Следует заметить, что они не исчерпывают всех возможных методик создания моделей процессов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.011 с.) |