Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок разработки и утверждения документацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы требования заказчика были выполнены, необходимо задокументировать все работы, процессы и подпроцессы. Иначе эти действия будут носить случайный характер и давать непрогнозируемый результат. По нашему мнению, большим недостатком МС ИСО 9000 был и остается термин «документация системы качества» (по версии 1994 г.) и «документация системы менеджмента качества — СМ К» (по версии 2000 г.). Наличие этого термина очень часто воспринимается в реальных организациях как необходимость разработки дополнительной системы документации — «документация системы менеджмента качества». Такая терминология вводит в заблуждение руководителей и персонал. На самом деле в организации должна быть единая система документации, часть из которой может быть использована при проведении аудита СМК как доказательство выполнения требований МС ИСО 9001:2000. Все попытки создать отдельную документацию СМК приводили к тому, что требования этой документации воспринимались отдельно от реальных процессов и продукции и, соответственно, считались необязательными для исполнения. СМК, оформленная таким образом, оставалась только на бумаге, иногда даже проходила сертификацию, но пользы организации не приносила, а только дискредитировала идеи СМК. К сожалению, есть немало примеров, когда деятельность организации была направлена на достижение «бумажных результатов», поэтому одной из главнейших задач при проведении реинжиниринга процессов и бизнес-процессов организации является возвращение доверия к документации, придание ей законодательной силы. Для этого при разработке, проверке и утверждении документации необходимо соблюдать следующие правила. Правило I. Каждый документ следует рассматривать с точки зрения его максимальной полезности и оптимальных трудозатрат на его создание и исполне- Глава 4 Практика внедрения процессного подхода к управлению 267 ние. Содержание документа, регламентирующего какую-либо деятельность, должно быть достаточным и понятным для исполнителя. Создавая документ, необходимо отчетливо представлять себе ответы на следующие вопросы: • Что улучшает этот документ' • Для чего он нужен? • Кто является его ЗАКАЗЧИКОМ и будет его принимать? • Кто является его ИСПОЛНИТЕЛЕМ и как он будет работать в соответ Пример 4.9. В Должностной инструкции водителя-экспедитора вместо описания порядка его действий при получении товара, транспортировании и сдаче на склад была написана фраза: «Водитель-экспедитор обязан выполнять требования «Инструкции по бухгалтерскому учету». Какой водитель в состоянии извлечь из этой инструкции несколько строк, посвященных порядку сдачи-приемки товара? Руководитель отдела закупок облегчил себе жизнь, но перевел эту Должностную инструкцию в разряд невыполнимых пустых бумажек. Результат — водитель-экспедитор будет принимать и сдавать товары без накладных и/или сертификатов (паспортов и т.д.). т.е. как ему удобнее, а не так. как это необходимо для организации. Правило 2. Система документов должна быть построена оптимальным образом, чтобы исключить возможности: а) неоднозначного толкования содержания документов и взаимодействия б) отсутствия необходимых документов на рабочих местах; в) несогласованности в текстах смежных документов; г) незнания персоналом своих действий в штатной и нештатных ситуациях. деятельность, — документ можно использовать для обучения вновь принятых сотрудников без дополнительных пояснений. Если новый сотрудник, имеющий начальную профессиональную подготовку, после прочтения документа способен выполнять данную работу, значит, и документ, и сотрудник соответствуют предъявленным требованиям. Если же нет, то от одного из них нужно отказываться: или от сотрудника, или от документа. Правило 4. Запрещается утверждение, выпуск и использование документации, не согласованной с соисполнителями (подразделениями в лице их руководителей). Все разногласия при разработке и выпуске документации должны быть сняты путем переговоров на этапе согласования. В ином случае смежное подразделение не будет его исполнять, а если все-таки будет, то «максимально неэффективным образом», т.е. тихо саботируя. Для этого в организации должен быть установлен порядок разработки, согласования, утверждения, рассылки, ознакомления, ведения и аннулирования документации, обеспечивающий максимально эффективное ее использование. 268________________________________ В В Репин, В. Г. Елиферов. Процессный подход к управлению Информация о ходе процесса Информация о ходе процесса яапяется неизменяемой документацией, создаваемой многократно в ходе его функционирования, и предназначена для выполнения трех основных функций: • управление процессом на основе фактических цифр и показателей; • подтверждение уровня качества и характеристик продукта процесса; • подтверждение эффективности функционирования СМК процесса. На рис. 4.14 изображены контрольные точки сбора информации о ходе процесса и документация процесса. На рис. 4.14 показаны примеры расстановки контрольных точек в процессе N и документации подпроцесса П1. В подпроцессе П1 установлены две контрольные точки: КТ1 на входе в подпроцесс и КТ2 на его выходе. Информация о входном контроле материала, поступающего на вход процесса N, в соответствии с требованиями «Инструкции на подпроцесс П1» заносится в журнал по форме Ф ON.01.01 и состоит из трех параметров. Информация о результатах деятельности подпроцесса П1 является промежуточной информацией о деятельности процесса N, состоит из четырех параметров и заносится в журнал Ф ON.01.02. Для управления ходом процесса N может быть построена следующая система обработки и передачи информации (рис. 4.15).
Инструкция на подпроцесс Ш. Исполнитель в соответствии с Инструкцией заносит в журнал результаты входного контроля материалов и проведения работы. Формы журналов Ф ON.01.01 и Ф ON.01.02 приведены в приложении к Инструкции. Регламент подпроцесса П1. Владелец подпроцесса П1 регулярно (ежедневно, еженедельно) заполняет рапорт по подпроцессу Ш и передает его владельцу процесса N. Форма рапорта и порядок заполнения приведены в регламенте или в должностной инструкции владельца подпроцесса. В рапорт вносят обобщенные данные за отчетный период. Количество параметров, вносимых в рапорт, должно ограничиваться сверху возможностями восприятия и снизу полнотой отражения реального состояния дел в подпроцессе. На основании полученной информации владелец подпроцесса управляет подпроцессом Ш. Регламент процесса N. Владелец процесса N с заданной периодичностью (обычно — ежемесячно) проводит сбор информации и заполняет справку о ходе процесса по форме, установленной в приложении к регламенту процесса 270 В.В. Репин. В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению N. В справку вносятся обобщенные данные за отчетный период (месяц). Количество показателей, вносимых в справку, должно ограничиваться сверху возможностями восприятия и снизу — полнотой отражения реального состояния дел в процессе N. Рекомендуемое количество показателей в справке — не более 10 — 12. Владелец процесса N управляет процессом на основании полученных рапортов и заполненных справок. Заполненную справку владелец процесса N передает руководителю для анализа хода процессов. Регламент процесса управления. Руководитель, получив справки о ходе всех процессов в соответствии с регламентом (или ДИ), проводит анализ справок и заполняет протоколы анализа процессов по форме, приведенной в приложении к Регламенту процесса управления. Процедура управления сетью процессов организации описана в Регламенте процесса управления. Регламентации подлежат: периодичность анализа хода процессов, критерии, по которым руководитель оценивает ход процессов, порядок выполнения корректирующих действии по устранению отклонений от нормального хода процессов, порядок документирования результатов анализа и принятия решений в нештатных ситуациях, а также проверки выполнения решений и эффективности принятых решений. 4.4.5. Общие требования к информации о ходе процесса Требование 1. Информация, образующаяся в ходе процесса, может быть записана на любом материальном носителе: бумажном, электронном, электромагнитном и т. д. Для того чтобы информация выполняла три функции, перечисленные в § 4.4.4. должны быть определены: • носитель и способ сохранения информации; • способы и ответственные за сбор и обработку первичной информации; • места и сроки хранения информации; • ответственные за хранение информации; • круг лиц и порядок доступа к информации (особенно содержащей ком • порядок архивирования и/или уничтожения информации, утратившей Требование 2. Способы сбора и обработки информации должны обеспечивать необходимую полноту, достоверность, глубину идентификации и прослеживания. Информация о ходе процессов состоит из двух частей: • реквизиты информации, по которым можно установить, где, когда, как. Примечание. В отдельных случаях необходимо знать поминутно, а то и посекундно, как развивались события (например, при запуске ракеты). Таким образом, реквизиты информации являются не менее важными, чем сама информация. Глава 4 Практика внедрения процессного подхода к управлению 271 • собственно информация — цифра или факт, имевшие место. • обеспечения идентификации и прослеживания информации при ее срав • обеспечения временной привязки событий и фактов, зафиксированных Требование 3. Место и сроки хранения информации определяются исходя из ее назначения. Информация, подтверждающая качество продукции, обычно хранится не менее гарантийного срока эксплуатации или хранения продукции. Первичная информация о ходе процесса обычно хранится не менее отчетного периода, обобщенная информация в виде справок, отчетов и протоколов может храниться дольше для того, чтобы ее можно было сравнить с аналогичной за последующие периоды. Требование 4. При сборе и обработке информации иногда возникают ошибки и неточности. Дпя исключения принятия неверного решения на основе ошибочной информации необходимо предусмотреть процедуру коррекции и рассылки исправленной информации. Методика сбора информации должна быть максимально защищенной от получения и обработки ошибочных данных. Пример 4.10. В ООО «НИТЭК-ПЛАСТ» при ручном вводе в компьютер данных из журналов контроля программа ввода и обработки информации в конце колонки подсчитывает среднее значение вводимого параметра и среднеквадратичное отклонение по всей выборке. При любой существенной ошибке ввода цифр значения величин существенно меняются. Это и является показателем для контролера, что необходимо найти и устранить ошибку. Требование 5. Трудозатраты на сбор, обработку и хранение информации должны быть адекватны ее ценности. Требование 6. С точки зрения процессного подхода информация о ходе процесса является таким же его продуктом, как и матери&пьные объекты, для создания которых он предназначен. Потребителями этого продукта будут потребители информации (вышестоящий руководитель, взаимодействующие процессы и подразделения). Как любые потребители, они имеют приоритетное право на установление формата, объема, способа обработки и представления информации. Владелец процесса при организации схемы информационных потоков должен принимать это во внимание. Как правило, основной поток информации идет снизу вверх по уровням подчинения, т.е. потребителем информации о ходе процесса, а следовательно, и заказчиком формы и объема информации являются руководители верхних уровней. В соответствии с терминологией МС ИСО 9001:2000 такая информация называется записями о качестве или данными о качестве. Содержание информации, необходимой для управления процессом, будет рассмотрено в § 4.5. 272 В.В Репин, В.Г Елиферов. Процессный подход к управлению 4.5. Показатели процесса Общие положения Для того чтобы построить систему управления каждым процессом и всей сетью процессов, созданных в организации, руководитель и владельцы процессов должны построить четко структурированную систему поступления оперативной и плановой информации. Информация о процессе является таким же ресурсом, как персонал, среда и инфраструктура. Потребители этой информации — владелец процесса и руководитель. Схема прохождения информации, структурированной по трем основным направлениям, необходимой для управления процессами и организацией в целом, приведена рис. 4.16. Показатели, характеризующие процесс, следует выбирать, исходя из следующих требований: 1. Адекватность, полнота и объективность отражения существующего поло 2. Возможность сбора и обработки данных с установленной периодичностью; Глава 4 Практика внедрения процессного подхода к управлению ________________________ 273 3. Трудозатраты на сбор и обработку не превышают ценности информации 4. Система показателей должна охватывать качественные и количественные 5. Форма предстаааения информации должна быть максимально понятной; 6. Информация должна быть сравнима с аналогичной. Исходя из требований обеспечения эффективности и результативности СУБП. на основании показателей необходимо всегда получать ответы на вопросы: а) результативен ли процесс и вся система процессов в целом? б) эффективен ли процесс и вся система процессов в целом? «3.2.14 Результативность (Effectiveness) — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. 3.2.15 Эффективность (Efficiency) — соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами» (МС ИСО 9000:2000). В реальной организации разделять требования на достижение результата процессов (результативность) и повышение эффективности всей системы менеджмента нерационально. Также, как и нерационально создавать несколько систем отчетности и управления. Поэтому с точки зрения целесообразности в организации лучше всего строить одну систему менеджмента, направленную на повышение эффективности процессов и всей организации в целом. Это предполагает введение в организации единой системы отчетности. Показатели, необходимые для управления процессом, можно получить из существующей в каждой организации системы управленческого учета. Для того чтобы эта система отвечала всем требованиям, которые предъявляет процессный подход к управлению, показатели процесса должны быть сгруппированы по трем основным направлениям: • показатели продукта; • показатели эффективности процесса; • показатели (данные) удовлетворенности клиента; Показатели продукта К показателям продукта относятся все параметры, которые характеризуют продукт. 1. Функциональные показатели: количество функций продукта; полнота функций продукта; диапазон параметров; сравнение с мировыми образцами продукта (услуги), бенчмаркинговая оценка выпускаемого продукта по сравнению с лучшими мировыми образцами; количество пунктов требований клиента, выполненных полностью. 274 ВВ.
Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению 2. Характеристики надежности: гарантированное количество ошибок (дефектов при массовой поставке, AQL — Acceptable Quality Level — приемлемый уровень качества). 3. Показатели безопасности: наличиесертификатов соответствия для обязательной сертификации товаров и услуг; фактические показатели безопасности товаров и услуг. 4. Наличие дополнительных услуг: скидки для постоянных или оптовых клиентов; премии для клиентов; послепродажный сервис; другие способы поддержки клиента (юридическая, техническая, аудиторская, инвестиционная, кредитная и др.). 4.5.3. Показатели эффективности процесса 1. Показатели затрат ресурсов: времени (цикл, длительность, производительность, скорость выполнения заказов); материальные (расходы средств, материалов, бюджеты подразделений, дебиторская и кредиторская задолженности, объемы «замороженного капитала в виде складских запасов сырья или неликвидов). 2. Затраты на брак: предупреждение на этапах разработки и производства; проведение альтернативных расчетов, проектов и испытаний; отбраковка в процессе производства: исправление, доработка или переделка продукции (услуги), забракованной по результатам контроля; замена и возврат брака, компенсация потребителю понесенного ущерба, а также транспортных и таможенных расходов. 3. Затраты на обучение, подготовку, повышение квалификации и аттеста 4. Эффективность использования ресурсов на единицу продукции: Глава 4 Практика внедре н ия процессного подхода к управлению__________________________ 275 4.5.4. Показатели (данные) удовлетворенности клиента Данные удовлетворенности клиента продукцией (услугами) организации можно получить двумя способами: анкетирование представителей клиента, потребителя или заказчика по специально созданным анкетам; шалиэ взаимоотношений с клиентами, потребителями и поставщиками на основании собственных данных (косвенная оценка удовлетворенности). Анкетирование клиентов. Данные удовлетворенности клиентов проше всего получать анкетированием клиентов, заказчиков и конечных потребителей. Для этих целей рассылают анкету (см. пример 4.11), в которой просят ответить в какой-либо форме о степени удовлетворенности продукцией и взаимоотношениями с организацией-поставщиком. При проведении опроса в анкету часто включают оценку значимости для клиента данного параметра. Пример 4.11. Клиента просят оценить деятельность компании по традиционной пятибалльной шкале: 5 — отлично. 4 — хорошо, 3 — удовлетворительно, 2 — плохо, 1 — очень плохо.
276__________________________ ВВ. Репин. В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению
Методы получения такой информации от клиентов разнообразны: • рассылка анкет по почте, электронной почте (E-mail), факсу; • заполнение анкет при телефонном опросе клиентов; • проведение интервью с представителями руководства и клиента (при этом Способы обработки и анализа подобных анкет многократно рассматривались в литературе, например, (2, 5]. Как показывает практика, на такие анкеты отзывается не более 20—25% клиентов. Часто достоверность ответов невелика. Более подробно следует остановиться на косвенных оценках удовлетворенности клиента. Косвенная оценка удовлетворенности клиентов. Несмотря на кажущуюся сложность этой оценки, зачастую она бывает более объективна, чем оценка методом анкетирования. Все основные данные для проведения такой оценки у организации имеются и доступны для регулярной обработки. Косвенно степень удовлетворенности клиента можно оценить по следующим показателям: 1. Рост объема продаж продукции (услуг). Этот показатель может колебаться • сопоставлением — отношением величин объема продаж за отчетный пе • сглаживанием — величиной суммарного объема продаж за последние 2. Длительность деловых связей. Этот показатель растет при стабильной ра Глава 4 Практика внедрения процессного подхода к управлению 277 Таблица 4.2 Сравнительная оценка объемов продаж за аналогичный период по ГОДШ
бителя, связанного с ним неразрывной технологической цепочкой (например, ДНЯ оценки удовлетворенности металлургического комбината, связанного неразрывной цепочкой с рудником или горно-обогатительным комбинатом). Этот показатель может меняться при увеличении или уменьшении общего числа клиентов (табл. 4.3). Таблица 4.3 Сравнительная оценка степени удовлетворенности клиентов
В первом столбце табл. 4.3 введено время работы организации с клиентами, во втором — отчетный месяц, н четвертом — количество клиентов, которые работают с данной организацией в течение установленного срока (для апреля 2002 г. — не менее 40 мес). Длительность деловых связей (пятый столбец) получена умножением данных в первом столбце на данные в четвертом. При проведении анализа этих данных необходимо учитывать, что стало причиной сокращения числа постоянных клиентов. Если данные табл. 4.2 и табл. 4.3 относятся к одной организации, то изменение числа постоянных клиентов может быть 278________________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению связано с ее развитием и укрупнением, гак как объем продаж за отчетный период 2002 г. выше, чем за аналогичный период прошлого года. Поэтому нельзя рассматривать данные этих таблиц в отрыве друг от друга. 3. Число (процент) постоянных клиентов. Введение этого показателя потре 4. Количество претензий, рекламаций, жалоб, замечаний. Наличие учета пре 5. Число (процент) клиентов, «потерянных» за период времени. Данный пока 6. Доля рынка по продукту (услуге). Измеряется, как правило, в процентах 7. Число «имиджевых клиентов». Показатель используется не очень часто. Для облегчения анализа данных лучше всего их предстаапять в графическом виде. На рис. 4.17 - 4.20 приведены диаграммы, характеризующие степень удовлетворенности клиентов. Показатели получены косвенным путем. На диаграмме отчетливо виден сезонный характер продаж продукции данной организации. За период наблюдений (17 мес.) наблюдается уменьшение
Рис. 4.17. Диаграмма роста объемов продаж по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года. роста в шесть раз. В целом тенденция роста положительная, так как каждое последующее значение сравнивается с уже возросшим предыдущим. Диаграммы (рис. 4.17 и 4.20) построены с использованием MS Excel 2000. Кроме ломаной линии показателя, на диаграммы нанесена линия тренда, которая сглаживает острые пики и помогает оценить тенденцию в изменении показателя. В данном случае для сглаживания использован полином 6-н степени. При использовании полиномиального сглаживания необходимо принимать во внимание, что на краях диапазона линия тренда может быть аппроксимирована по одной крайней точке и иметь резкие выбросы и перегибы. На диаграмме (рис. 4.20) показана результирующая кривая, составленная из отдельных показателей с использованием их весовых коэффициентов. Обычно для установления весовых коэффициентов используется метод экспертных оценок. В данном случае для вычисления показателя удовлетворенности клиента работой компании эксперты компании установили следующие весовые коэффициенты (табл. 4.4): Таблица 4.4 Весовые коэффициенты для вычисления показателя удовлетворенности внешнего клиента компании
280________________________________ В В Репин, В Г. Елиферов. Процессный подход к управлению Рис. 4.18. Диаграмма увеличения числа постоянных клиентов. Рис. 4.19. Диаграмма длительности деловых связей с постоянными клиентами.
Рис. 4.20. Диаграмма удовлетворенности внешнего клиента, полученная путем агрегирования отдельных показателей с их носовыми коэффициентами. При проведении анализа данных удовлетворенности клиента следует обратить внимание на то, что для рассматриваемой компании они носят выраженный сезонный характер. Высокие показатели на начальном участке кривой за январь-февраль 2000 г. обусловлены тем, что сравнение на начальном этапе с предыдущими месяцами не проводилось, поэтому принимать во внимание можно только отрезок с марта 2000 г. по апрель 2001 г. Рассмотренные выше показатели были предназначены в основном для оценки деятельности организации. Внутри организации оценку деятельности каждого процесса-поставщика могут дать процессы-потребители. Так, например, оценить эффективность «Процесса набора, подготовки и аттестации кадров» можно по следующим показателям: 1. Показатели продукта: 1.1. Текучесть кадров как отношение уволившихся сотрудников к общей чис 1.2. Оценка квалификации персонала по результатам аттестации (если в орга 1.3. Уровень квалификации персонала как отношение неаттестованных со 282 В.В. Репин. В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению 2. Показатели эффективности процесса: 2.1. Эффективность приема на работ) как отношение числа сотрудников, уво 2.2. Эффективность обучения и аттестации можно оценить по количеству 2.3. Удельные затраты на обучение и аттестацию персонала; 2.4. Качество принимаемых решений как количество (процент) измененных, 3. Данные удовлетворенности клиента: 3.1. Время заполнения вакансий (суммарное время незаполненных вакансий или среднее время заполнения вакансий). Относить тот или иной показатель к определенной группе — это решение руководителя организации или владельца процесса. Главная задача любой системы показателей — дать объективную картину ситуации для принятия владельцем процесса оптимального решения. Так, например, показатель 2.1 — «Эффективность приема на работу», может рассматриваться как показатель удовлетворенности клиентов (подразделений организации) работой кадровой службы по качеству заполнения вакансий. Полезная информация на эту тему содержится в работах по построению систем управленческого учета и систем сбалансированных показателей (BSC — Balanced Score Card). В организациях, созданных до начала 80-х годов, существовали хорошо проработанные Положение о соцсоревновании или Положение о порядке премирования подразделений. Многие показатели подразделений можно заимствовать из этих положений. Мы не будем останавливаться подробно на этих вопросах, а для практического применения приведем следующие формы отчетности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.013 с.) |