Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологии описания бизнес-процессов

Поиск

Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реатьного мира (например, деятельность организации) и связи между ними представляются в виде модели. Любая методология (методика) включает три основных составляющих [4]:

1. Теоретическая база;

2. Описание шагов, необходимых для получения заданного результата;

3. Рекомендации по использованию как отдельно, так и в составе группы
методик.

Если в основу методологии заложена теоретическая база (например, матема­тическая модель, способная предсказать поведение системы), то ее наличие дела­ет методологию более серьезной и обоснованной. Однако и в случае отсутствия


26__________________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к упра влению


Глава 1 Процессный подход к управлению 27

теории (отсутствия математической модели) методологии также могут успешно применяться. Основное в методологии — дать пользователю практическую после­довательность шагов, которые приводят к заданному результату. Именно спо­собность получать результат с заданными параметрами характеризует эффектив­ность методологии. Методологии могут использоваться как отдельно, так и в ряду Других методологий. Примером такой ситуации может быть проект реорганиза­ции бизнес-процессов, когда методология создания моделей процессов являет­ся одной из применяемых методологий: управления проектом, анализа процес­сов, управления качеством и т.д.

Коротко рассмотрим историю развития методологий моделирования бизнес-процессов. Для более наглядного представления параллельно покажем историю развития подходов к управлению качеством (табл. 1.2).

Основой методологий IDEF0 и IDEF3, широко используемых в настоящее время для моделирования бизнес-процессов, явились методология SADT и алго­ритмические языки, использовавшиеся для разработки программного обеспече­ния. Методология SADT была разработана частной американской корпорацией и затем в рамках программы Министерства обороны США была преобразована в методологию IDEF0, утвержденную как федеральный стандарт США [5]. Появ­ление методологии IDEF0 было предопределено тенденциями развития вычисли­тельных средств — мощных машин (Mainframe) и появлением подходов MRP. Планирование материальных ресурсов для обеспечения производства (подход MRP) требовал выполнения сложных, многовариантных расчетов по обеспечению орга­низации материальными ресурсами для производства готовой продукции. Ис­пользование подхода MRP, попытки автоматизации производства при помощи

Таблица 1.2 Периоды развития подходов к управлению качеством

 

Период Методологии моделирования бизнес-процессов Методологии (стандарты) управления качеством
40—60-е гг.XX в. Появление алгоритмических языков описания Национальные стандарты
60-е гг. XX в. Появление методологии SADT (структурного анализа и проектирования) Развитие стандартов в различных областях, в частности, в области контроля качества продукции
70—80-е гг XX в. Появление методологий серии IDEF (IDEF0, IDEF3, IDEF1X), DFD, ERD Принятие МС ИСО серии 9000 версии 1988 г.
90-е гг. XX в. Появление методологий ARIS (архитектура интегрированных информационных сис­тем), UML (универсальный язык модели­рования), методологий компаний Oracle, Baan, Rational и др. Принятие МС ИСО серии 9000 версии 1994 г. (в стандартах закладываются основы процессного подхода)
2000 г. Принятие МС ИСО серии 9000 версии 2000 г., четкое определение процессного подхода к управлению организацией

28__________________________________ В.В Репин, В Г Елиферов, Процессный подход к управлению

вычислительных машин привели к необходимости описывать деятельность орга­низаций еще на стадии проектирования систем. Кроме того, задачи создания сложных систем управления (в том числе военного назначения) требовали соот­ветствующих инструментов разработки. Необходимость создания методологий моделирования процессов была обусловлена практической необходимостью. Для моделирования деятельности организаций на верхнем уровне использовалась ме­тодология SADT, затем IDEF0. С начала 70-х годов ничего принципиально луч­шего, чем IDEF0 для описания процессов на верхнем уровне, на наш взгляд, не было предложено. Исключение составляет подход UML1, но он предназначен для моделирования работы объектно-ориентированного программного обеспечения, а не бизнес-процессов организации.

После появдения персональных компьютеров стали разрабатываться различ­ные инструментальные средства (программные продукты) для моделирования бизнес-процессов. Кроме средств моделирования процессов, активно развива­лось напраапение моделирования данных. Появлялись программные средства, в основном ориентированные на разработку моделей данных организаций и настройку промышленных баз данных. Такие программные продукты получи­ли название CASE-систем. Среди наиболее известных продуктов для моделиро­вания бизнес-процессов можно назвать Design/IDEF. BPWin, CASE-аналитик (в России), Silverrun. Designer-2000 и т.д.

В настоящее время на рынке присутствует несколько методологий. Часть из них основана на государственных стандартах, часть — на корпоративных разра­ботках компаний, часть — выдвинута отдельными авторами. Исходя из соб­ственного опыта работы, мы считаем, что целесообразно классифицировать су­ществующие методологии по трем категориям:

1. Методологии ведения проекта;

2. Методологии моделирования и анализа бизнес-процессов;

3. Методологии использования программных продуктов для моделирования
бизнес-процессов в проекте.

(Обратим внимание, что проработанных методологий внедрения процессно­го подхода к управлению, за исключением МС ИСО 9000:2000, на рынке в на­стоящее время практически нет).

Последовательно рассмотрим каждую из трех групп методологий.

В настоящее время существует несколько достаточно четко идентифициру­емых методологий ведения проектов, связанных с изменением бизнес-процес­сов, существующих в организации. Одним из известных подходов, является методология Хаммера и Чампи, известная как «реинжиниринг бизнес-процес­сов». Реинжиниринг по Хаммеру и Чампи — это «фундаментальное переосмыс­ление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения

1 Unified Modeling Language — универсальный язык моделирования.


Г л а в а 1 Процессный подход к управлению 29

резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях де­ятельности компании, таких как стоимость, сервис и темпы» [6]. Основой ука­занного подхода является рассмотрение деятельности организации «с чистого листа» и разработка новых, более эффективных бизнес-процессов. Методоло­гия Хаммера и Чампи развивается уже более 10 лет. Из аналитических матери­алов зарубежной прессы известно, что 80—90% проектов, заявленных как про­екты реинжиниринга бизнес-процессов, потерпели неудачу. На наш взгляд, про­блемы здесь следует искать не в самой методологии Хаммера и Чампи. а в спо­собах управления организацией, в частности, в заинтересованности руководи­телей верхнего уровня и их активном участии в проекте. По нашему мнению, для сегодняшнего момента можно было бы переформулировать определение реинжиниринга бизнес-процессов как деятельность, основанную на представ­лении организации в виде ряда взаимосвязанных бизнес-процессов и направ­ленную на их регулярный анализ и улучшение.

Кроме методологии Хаммера и Чампи, существуют и другие методологии, не имеющие однозначного авторства, но принадлежащие отдельным компаниям, например, методологии выполнения проектов по внедрению систем автомати­зации Oracle, SAP R/3, BAAN, RUP компании Rational и др.

Из последних следует отметить методологии, предлагаемые к всеобщему использованию в виде международных стандартов, как например МС ИСО 9000:2000. Заметим, что в нем регламентированы требования к системе менед­жмента качества. Использование этого стандарта в качестве руководства по внедрению процессного подхода требует его квалифицированной интерпрета­ции и конкретизации.

К второй группе методологий относятся методологии моделирования и анали­за бизнес-процессов. В настоящее время существует несколько базовых способов описания процессов, основанных как на стандартах (IDEF0), так и на общепри­нятых подходах (DFD). Кроме того, существует ряд нотаций (методологий) опи­сания процессов, предложенных отдельными компаниями — разработчиками программных продуктов. К числу последних относятся методологии ARIS (еЕРС) компании IDS Scheer AG, Германия.

К третьей группе методологий относятся методологии использования про­граммных продуктов для создания моделей бизнес-процессов. Следует отме­тить, что знать нотацию и уметь ее эффективно использовать на практике — далеко не одно и то же. Современные средства моделирования настолько слож­ны в применении, что требуют разработки специальных методик их примене­ния в проекте. Поэтому для простых проектов часто бывает целесообразнее использовать стандартный язык рисования блок-схем и простейшие инстру­менты их создания (редакторы MS Word, Visio и т.д.).

Резюмируя обсуждение методологий, следует отметить, что методологии яв­ляются не самоцелью, а лишь средством достижения целей проекта. Методоло-


30 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

гия моделирования бизнес-процессов — это одна из нескольких используемых методологий, как показано на рис. 1.11.

Рис. 1.11. Методология моделирования бизнес-процессов в ряду других методологии

Прежде чем перейти к дальнейшему рассмотрению, целесообразно ввести сле­дующее определение термина «моделирование бизнес-процессов» организации:

Моделирование бизнес-процессовэто отражение субъективного видения реально существующих в организации процессов при помощи графических, табличных, текстовых способов представления.

Итак, моделирование — это процесс отражения реальной деятельности орга­низации при помощи специальной методологии. Важно понимать, что процесс моделирования является субъективным. Дело в том, что 80% информации для формирования моделей поступает от интервьюируемых сотрудников и руково­дителей организации. При этом субъективными являются как мнение сотруд­ников о реальном ходе работ, так и взгляд на процессы аналитика, проводивше­го интервью. Опыт показывает, что степень субъективности полученных моде­лей может стать серьезным препятствием для дальнейшего их использования. Поэтому существуют различные способы устранения этой субъективности. Они будут подробно рассмотрены в главе 2.

Модель «как есть» (от «as is» — англ.) — это модель бизнес-процесса, постро­енная на основе субъективного видения бизнес-процесса, существующего в орга­низации. При построении модели «как есть» важно помнить, во-первых, о субъек-


Глава 1 Процессный подход к управлению______________________________________________ 31

тивности, во-вторых, об актуальности модели. Дело в том, что в крупных орга­низациях постоянно происходят изменения. Модель процессов может стать не­актуальной (несоответствующей) уже через несколько месяцев после ее созда­ния. Поэтому описание процесса должно использоваться в рабочих документах по процессу, постоянно подвергаться корректировке с целью обеспечения соот­ветствия реальной деятельности. К сожалению, специалисты, привлекаемые для работ по описанию процессов, считают, что модели процессов ценны сами по себе и содержат информацию по улучшению деятельности. В одном из доку­ментов, содержащих план работ по описанию процессов некоторой компании, нам встретилась следующая формулировка: «... разработать порядок описания, документирования и хранения бизнес-процессов...». Комментарии здесь, как го­ворят, излишни.

Важнейшим понятием является эффективность бизнес-процесса. Под эф­фективностью бизнес-процесса, как правило, понимается отношение конечно­го результата (выхода) процесса к затраченным на его получение ресурсам. Эф­фективность может измеряться на основе различных показателей. Для каждого показателя могут быть рассчитаны допустимые или целевые значения — крите­рии. Важно отметить, что на практике недостаточно определить перечень пока­зателей оценки эффективности бизнес-процесса. Важно разработать также ме­тодику их измерения. При этом методики, по возможности, не должны изме­няться, так как результат измерения используется для оценки сегодняшнего состояния дел по сравнению с предыдущими периодами. При изменении мето­дик измерения и расчета показателей меняется результат и, соответственно, го­раздо труднее реально оценить ход бизнес-процесса.

Для определения понятия «процессный подход к управлению», помимо по­нятий «бизнес-процесс» и «моделирование процесса», необходимо ввести поня­тия «сеть бизнес-процессов организации» и «цикл управления процессом».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.111 (0.01 с.)