Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика сбора информации в подразделенияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель методики - описание этапов выполнения работ по сбору информации в подразделениях и ее последующая обработка с целью использования при формировании моделей бизнес-процессов. Ключевой задачей при сборе информации является определение основных источников знаний на предприятии. Руководитель проекта формирует перечень внутренних экспертов предприятия, которые должны быть проинтервьюированы. В их число входят руководители и специалисты подразделений. При Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов 1 33 формировании такого перечня полезно предварительно получить основную информацию об этих экспертах, а именно: должность, ответственность и полномочия, количество подчиненных, квалификация, стаж работы, отношение к нему коллектива и т.д. Кроме того, должны быть указаны: телефон или e-mail. Выбор экспертов для интервьюирования осуществляется в подразделениях, участвующих в выполнении описываемых бизнес-процессов. Как при подготовке, так и в процессе сбора информации могут быть выявлены другие важные источники, регламентирующие деятельность подразделений, например: • положения о подразделениях; • должностные и рабочие инструкции: • документы методологического характера; • государственные и отраслевые стандарты, технические условия; • прочие документы. Все эти документы могут быть использованы при подготовке к проведению интервью в подразделениях. Аналитики должны заранее ознакомиться с ними и подготовить перечень вопросов. В табл. 3.13 представлен состав работ, которые выполняются при сборе информации. Таблица 3.I3 Перечень работ по сбору информации
184___________________________ ВВ. Репин, В.Г Елиферов Процессный подход к управлению Таблица 3.13. (окончание)
На первом этапе необходимо определиться с целями сбора информации. Важно определить структуру данных, которые затем потребуются для формирования моделей процессов. Если заранее не определиться со структурой данных, то в дальнейшем необходимо проводить дополнительно сбор информации в подразделениях. Если у сотрудников подразделений по три-пять раз запрашивают информацию, то это вызывает негативную реакцию и сопротиапение. В чем дело? Когда аналитик проводит интервью, его интересует получение структурированной информации, т.е. информации, которая необходима в данный момент для моделирования процессов. Сотрудники, как правило, подробно рассказывают обо всех деталях процесса. Поэтому им кажется, что они изложили аналитику всю нужную информацию. Аналитик, в свою очередь, считает, что получил лишь часть интересующей его информации и будет настаивать на проведении следующих интервью и т.д. После второго-третьего раза сотрудник не готов повторять то, что, на его взгляд, уже было неоднократно сказано. Приведенная ситуация проиллюстрирована на рис. 3.35. Чтобы избежать подобной ситуации, аналитик должен обратить внимание на следующие особенности работы по организации сбора информации: • необходимо четко предстаачять цели сбора информации; • необходимо заранее формулировать ограниченный перечень вопросов
• при проведении интервью необходимо добиваться кратких ответов и на • предупредить сотрудника, что будет несколько интервью для получения После определения целей сбора информации следует проанализировать существующие в подразделениях документы. Аналитики должны представлять себе основные функции, выполняемые подразделением, до начала проведения интервью. Исходя из целей сбора информации, рабочая группа разрабатывает форму анкеты, которая будет использована при проведении интервью. Отметим, что данная анкета не предназначена для заполнения сотрудником подразделения. Форма анкеты представлена на с. 187. При подготовке к проведению интервью руководитель проекта должен проинструктировать аналитиков по методам сбора и обработки информации. Далее будут приведены некоторые правила проведения интервью. Руководитель проекта планирует время проведения интервью в подразделениях и согласовывает даты и время с начальниками подразделений. В крупных проектах эту функцию может выполнять координатор проекта. Остановимся подробнее на трех рахтичных методиках проведения интервью, представленных в табл. 3.14. Первая методика предполагает следующие шаги по сбору информации. Разрабатывается специальная анкета для сотрудников подразделений. К ней прилагается инструкция по заполнению и образец заполнения. Затем издается распоряжение руководителя организации по проведению анкетирования в подразделени- 186__________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению Таблица 3.14 Метлики проведения интервью
га. Нужное количество анкет передают в подразделения. За отведенное время (два-три дня) сотрудники подразделений заполняют анкеты. Члены рабочей группы контролируют сроки заполнения и собирают анкеты. Затем рабочая группа приступает к их обработке. Как показывает практический опыт, бульшая часть анкет оказывается заполненной некорректно: на некоторые вопросы нет ответов, отсутствует описание многих функций, степень описания функций сильно отличается, нет данных о входящих и исходящих документах и т.д. Фактически, использовать полученные анкеты сложно. Большая часть содержащейся в анкетах информации в дальнейшем не используется в проекте. В чем причина низкого качества заполнения анкет? В первую очередь, нежелание сотрудников аккуратно и в полной мере их заполнять. Заполнение анкет является для них дополнительной и неоплачиваемой работой. Кроме того, сотрудники не понимают целей этой работы и не обучены методике работы с анкетами. Во второй методике сбора информации предложены следующие шаги. Рабочая группа подготавливает анкеты, но уже другого содержания. Далее проводят интервью с сотрудниками подразделений, в ходе которых аналитики произвольно записывают получаемую информацию. После проведения интервью эта информация заносится в анкеты, причем в электронной форме. На наш взгляд, необходимо обязательно иметь в электронной форме все проведенные интервью, так как в дальнейшем наличие подробных данных по уже обсуждавшимся вопросам будет доступно аналитикам рабочей группы. Общее время работы аналитика по сбору и обработке информации в этом случае распределяется, как показано на рис. 3.36. Почти половина рабочего времени работы аналитика уходит на обработку полученной в подразделениях информации. Как видно на диаграмме, разработка моделей процессов при помощи инструментальной среды моделирования не является самым длительным и трудоемким делом. Этот факт объясняется про- Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов________________________________________ 187
сто — для получения и обработки информации нужно затратить значительно больше времени, чем на техническую работу по формированию графической схемы процесса. Третья методика сбора информации достаточно проста. Сотрудников подразделений приглашают в офис рабочей группы. Аналитик проводит интервью и тут же со слов сотрудников формирует модели процесса. Никаких анкет или других материалов в этом случае не используется. Методика позволяет получить за очень короткое время большое количество моделей процессов низкого качества и плохо увязанных между собой. Какую из трех методик сбора информации выбрать? По нашему мнению, наиболее эффективна вторая методика. Основа этой методики - проведение квалифицированных интервью с сотрудниками подразделений с последующей обработкой информации. Следует отметить, однако, что данная методика предъявляет значительные требования к квалификации и опыту аналитиков, которые проводят интервьюирование. После того как выполнено интервьюирование сотрудников подразделен и и. целесообразно провести встречную проверку полученных данных. Она выполняется достаточно просто: необходимо сопоставить данные, полученные в одном подразделении (рабочем месте), сданными, полученными в другом подразделении (рабочем месте). Например, сотрудник А.К. Куратный предоставил информацию, что результатом его работы является Документ 1. который он передает в соседний отдел сотруднице Н.Е. Точной. Но эта сотрудница не назвала в своем интервью какого-либо документа, получаемого от А.К. Куратного. Таким образом, можно уточнить полученную информацию еще на стадии ее обработки, т.е. до создания моделей бизнес-процессов. В заключение остановимся на важнейших правилах проведения интервью с сотрудниками подразделении. Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов 189 Общие правит проведения интервью: • малая длительность (от 1 до 2 ч); • не перед обеденным перерывом и не поздно вечером (перед концом • четко представлять цель интервью; • объяснить свою роль сотруднику подразделения перед началом ин • включать в интервью ограниченное количество вопросов; • все вопросы должны быть подготовлены и продуманы заранее; • перед проведением интервью желательно ознакомиться с документацией Что нужно сказать сотруднику подразделения в нача.\е интервью: • почему проводится это интервью; • от кого получено разрешение его проводить; • кто еще будет проинтервьюирован; • по какому принципу и кто выбирал интервьюируемых; • как будет использована полученная информация; • будет ли интервью анонимным; • будет ли интервью отражено в отчете; • какова будет обратная связь по итогам обработки результатов интервью; • как интервьюируемый может помочь процессу в целом; • почему важно получить детальную и точную информацию в процессе Некоторые полезные советы по проведению интервью: • не отвлекаться на пространные комментарии по проблемам, связанным с • не пытаться завязать дружеские отношения; • не указывать интервьюируемому на его затруднения при описании пред • давать интервьюируемому время подумать; • отделять «мнения о...» от фактов; • не иронизировать; • концентрироваться на наиболее сложных аспектах предметной области; • не пытаться показывать свои знания, быть скромным (эксперт не вы, а • не увеличивать длительность проведения интервью. Проведение интервью далеко не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Поэтому требуется серьезное обучение и подготовка аналитиков рабочей группы с использованием приведенной выше информации. 1 90 В.В. Репин, В.Г Елиферов. Процессный подход к управлению 3.6.2. Методика формирования схем процессов с использованием выбранной нотации В данном разделе мы рассмотрим вопросы формирования графических схем моделей бизнес-процессов. Следует отметить, что специфика применяемой инструментальной среды моделирования накладывает свои требования на выполнение этой работы. Приемы описания процессов в нотациях, например IDEFO, IDEF3, системы BPWin и с использованием других инструментов, отличаются от приводимых в данном параграфе только технически. Основные правила работы по формированию моделей детальных процессов действуют независимо от нотации Рассмотрим методику создания моделей детальных процессов на примере работы с системой ARIS Toolset. При использовании указанной системы целесообразно выполнить следующие работы: 1. Создать ряд вспомогательных моделей: а) модель организационной структуры компании в нотации Organizational б) модель функций, выполняемых в подразделениях, в нотации Function Tree; в) модели входящих и исходящих документов и материальных потоков в г) другие вспомогательные модели (создаются в соответствии с требовани 2. Декомпозировать функции модели процессов верхнего уровня, создавая 3. Выполнить анализ корректности построенных детачьных моделей процес 4. Проверить адекватность детальных моделей процессов; 5. При необходимости, внести изменения в модели детальных процессов. Г л а в а 3 Описание и анализ бизнес-процессов 191 Возможны два подхода к созданию моделей процессов. В первом случае аналитик берет данные непосредственно из анкет и других документов и сразу строит графическую схему процесса. Во втором случае аналитик сначала формирует вспомогательные модели, а затем — модели процессов, используя данные вспомогательных моделей. Во втором случае объем работ существенно возрастает, но качество создаваемых моделей значительно повышается. При непосредственном переносе информации из форм в графическую схему модели возможны ошибки, связанные с некорректным наименованием функций, исполнителей, документов и т.д. Есть и вторая проблема, состоящая в том, что при создании новых объектов (функций, исполнителей и т.п.) непосредственно в модели полученная информация является разрозненной, хаотичной. Другим аналитикам потребуется искать в базе процессов заранее определенные кем-то объекты. Часто вместо этого аналитики определяют новые объекты с отличающимися от уже существующих объектов именами (см. рис. 3.38). Через несколько недель работы база данных оказывается заполненной объектами с различными названиями, отображающими один реальный объект предметной области. Потребуется значительное время, чтобы очистить базу данных от лишних объектов, используя один объект. Чтобы избежать указанных трудностей очень важно использовать заранее сформированные вспомогательные модели. При формировании вспомогательных моделей необходимо, по возможности, использовать термины, существующие в действующей документации предприятия. В случае если в документах нет некоторых необходимых терминов, то такие термины должны быть разработаны и включены в глоссарий проекта. Кроме того, в глоссарий должны быть включены все допустимые сокращения, используемые на предприятии. За ведение глоссария проекта должен отвечать один из аналитиков рабочей группы. 192_________________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению Важнейшей проблемой создания детальных моделей процессов является проблема управления параллельной работой нескольких групп аналитиков, описывающих различные функции одного процесса верхнего уровня. Такая ситуация возникает при декомпозиции сложных бизнес-процессов организации. Руководитель проекта должен оперативно контролировать содержание создаваемых моделей и проверять соответствие уровня декомпозиции в моделях аналитиков. На практике может возникать ситуация, показанная на рис. 3.39. Рассмотрим пример, приведенный на рис. 3.39. Рабочая группа декомпозирует процесс верхнего уровня, состоящий их трех функций. Аналитик 1 г-н Н.Е. Радивый создал модель нижнего уровня, состоящую из двух функций уровня подразделения (на рис. 3.39 не показаны). На его взгляд, информации, содержащейся в названиях функций его модели, вполне достаточно для понимания реального процесса. Аналитик 2 г-н О. Тщательный расписал функции процесса очень подробно (детальное описание работ на каждом рабочем месте), включив в него 16 функций и, фактически, перешел на более низкий уровень декомпозиции, чем это требовалось в проекте. Наконец, Аналитик 3 г-н А. Декват-ный расписал процесс в соответствии с требованиями Методики и заданием руководителя проекта (уровень функций, выполняемых на рабочих местах). При попытке «склеить» из трех кусков процесса одну общую картину руководитель проекта испытывает большие трудности, так как уровни детальных моделей не совпадают. Чтобы этого не происходило, руководитель проекта должен оперативно контролировать работу аналитиков с точки зрения уровня описания и увязки моделей детальных процессов между собой. Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессо 19 3 Можно выделить несколько характерных типов несоответствий создаваемых детальных процессов между собой по следующим характеристикам: 1) уровню детальности описания; 2) входам/выходам и событиям при переходе с уровня на уровень; 3) входам/выходам и событиям на одном уровне; 4) выполняемым функциям и исполнителям на одном уровне. рассмотрен выше). На рис. 3.40 отображены возможные несоответствия, возникающие в процессе декомпозиции при переходе с уровня на уровень. 1 94_________________________ В.В Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению Во-первых, на модели процесса верхнего уровня Функция 1 может завершаться двумя альтернативными событиями 4 и 5, но на декомпозирующей модели одно из завершающих событий (событие 10) не соответствует модели верхнего уровня. Во-вторых, нестыковка по входам и выходам. На процессе верхнего уровня входящим я&ляется Документ 1, а исходящим — Документ 2. На схеме процесса нижнего уровня эти документы не указаны, зато есть входящий Документ 3 и исходящий Документ 4. Третий вид нестыковок, показанный на рис. 3.40, связан с использованием символов логики: исключающего (на схеме процесса верхнего уровня) и не исключающего (на схеме детального процесса) логического «ИЛИ». Несоответствия по входам/выходам и событиям на схемах моделей одного уровня аналогичны несоответствиям, проиллюстрированным на рис. 3.40. На рис. 3.41 показаны несоответствия, связанные с моделированием функций. Процесс верхнего уровня, состоящий из двух функций, декомпозируется на два детальных процесса. Аналитик 1. выполняющий декомпозицию Функции А, указывает в модели Функцию X, которую, по его мнению, выполняет Цех 1. В то же время, Аналитик 2, описывающий Функцию Б, считает, что Функция X должна быть отнесена к его процессу и что выполняет ее Цех 2. Таким образом, возникает нестыковка на одном уровне детализации. Кроме указанной нестыковки, на рис. 3.41 можно найти еще две. Первая нестыковка — выполнение Функции А2 Цехом 2, в то время как на верхнем уровне показан один исполнитель Функции А. Вторая нестыковка — на верхнем уровне Ресурс 1 является входящим для Функций 1 и 2, но на нижнем уровне, при декомпозиции Функции Б. он не показан. Мы привели примеры простейших нестыковок. На практике встречаются более сложные, с большим трудом определяемые нестыковки. Все они отражаются на качестве моделей процессов. Прежде чем передавать модели на проверку адекватности, руководитель проекта должен убедиться в том, что устранены все нестыковки, рассмотренные выше. Заметим, что при работе в нотации IDEF0 проблема увязки детальных моделей не так актуальна, так как при переходе с уровня на уровень входы/выходы диаграмм однозначно взаимоувязаны. На рис. 3.42 приведены в общем виде пересечения моделей, параллельно создаваемых несколькими аналитиками. Проблема состоит в том, что при декомпозиции процесса детальные описания его функций могут значительно перекрываться. Причина такого эффекта обусловлена неадекватно описанным процессом верхнего уровня, в котором допущены ошибки при определении входящих в него функций. Когда становится ясно, что пересечений детальных процессов избежать не удается, необходимо пересмотреть процесс верхнего уровня. Таким образом, работа по созданию моделей является итерационной: создание моделей верхнего уровня -» создание детальных моделей -» анализ схем детальных моделей -» Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов_________________________________________ 1 95
пересмотр моделей верхнего уровня -» корректировка детальных моделей и т.д. Возможность итерационного пересмотра моделей необходимо учитывать при планировании проекта. Говоря об описании детальных процессов следует упомянуть о времени, необходимом для такой работы. Практический опыт показывает, что для описания детального процесса, состоящего из 8—12 функций, квалифицированному аналитику требуется 1,5—2 рабочих дня. Это минимальное время. На практике peaibHoe время работы следует увеличить на ко:>ффициент 3. Дело в том, что при работе в подразделениях постоянно происходит сдвиг сроков за счет: • переноса времени интервью и его сокращения; • превышения времени проверки адекватности моделей сотрудниками; • технических проблем при работе с инструментальной средой. На диаграммах (рис. 3.43—3.46) приводятся примеры планового и фактического участия сотрудников в проекте. Руководители верхнего уровня — непременные участники в проекте. Более того, степень их участия в проекте должна быть значительна: до 10—15% рабочего времени или 4—6 ч в неделю. К сожалению, на практике руководители уделяют проекту слишком мало времени, что является одной из важнейших причин неудач проектов моделирования и реорганизации бизнес-процессов. Руководители среднего уровня (начальники управлений и подразделений организации) должны уделять проекту не менее 8—10 ч в неделю или 1,5—2 ч в день. Они участвуют в следующих работах по проекту: • проведение интервью; • анализ и проверка адекватности моделей процессов; • совещания по обсуждению проблем процессов и поиску путей их устра Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов_____________________________ 19 7 Рис 3.44. Плановое и фактическое участие I проекте руководителей подразделении • разработка документов: регламентов процессов, положений о подразделениях, должностных инструкций, методик измерения показателей процессов и т.д. Специалисты подразделений предприятия должны работать в проекте не менее 10—12 ч в неделю. Они дают информацию аналитикам, проводят проверку адекватности процессов, составляют должностные и рабочие инструкции, опе-
Рис. 3.45. Плановое и фактическое участие в проекте специалистов. рационные карты, участвуют в работе по анализу процессов и разработке мер по их улучшению. На практике как руководители, так и сотрудники подразделений уделяют работе в проекте времени в 2—2,5 раза меньше расчетного. Во многом это связано с отношением руководителей к проекту. Если статус проекта невысок, руководство верхнего уровня не уделяет ему достаточно внимания, руководите-П1 подразделений начинают относиться к работам по проекту как к второстепенным задачам, имеющим самый низкий приоритет при распределении их рабочего времени. Участие сотрудников рабочей группы в проекте, как правило, оставляет желать лучшего. Обычно предполагается, что они будут тратить 95—100% рабочего времени на проект. На практике 3056 и более их времени уходит на текущие работы в своем подразделении. Руководителю проекта приходится прикладывать значительные усилия для обеспечения 100%-ной занятости сотрудников рабочей группы в проекте. В заключение приведем пример расчета трудоемкости выполнения проекта описания бизнес-процессов. Руководитель предприятия г-н М.О. Гучий поручил руководителю проекта г-ну О. Даренному рассчитать, сколько времени потребуется его рабочей группе из трех человек для описания процесса сбыта организации. Г-н МО. Гучий считал, что на это потребуется не более двух недель. Руководитель проекта взял за основу следующие показатели: 1. Количество рабочих мест в Отделе сбыта — 15. 2. Среднее количество функций, выполняемых на одном рабочем месте — 8.
Рис. 3.46. Плановое и фактическое участие в проекте участников рабочей группы. 3. Среднее время описания типового процесса из 10 функций одним анати- 4. Коэффициент поправки на «затягивание» длительности проекта — 3. Общее количество функций, выполняемых в Отделе сбыта — 15x8= 120. Время описания такого количества функций одним аналитиком — (120: 10) х 2 дня = 24 рабочих дня. Время описания процессов с учетом наличия трех аналитиков в рабочей группе — 24: 3 = 8. Итоговое время описания процессов с учетом поправочного коэффициента — 8 х 3 = 24 рабочих дня или 5 недель. Таким образом, руководителю проекта г-ну О. Даренному необходимо отстаивать перед руководителем организации свою позицию по времени выполнения проекта, соста&аяющем не менее 5 недель. После того как аналитиками рабочей группы разработаны первые версии моделей детальных процессов, необходимо выполнить проверку корректности этих моделей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 3064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.223 (0.013 с.) |