Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные технологии в экономике

К.т.н., старший научный сотрудник, профессор АРП

Харьков Василий Павлович

Москва 2009

Введение

 

Повсеместное использование электронных информационных систем и технологий стало объективной необходимостью. Спектр областей, в которых они используются, чрезвычайно широк. Информационные технологии обеспечивают потребности в информации управленческих, производственных, снабженческих, сбытовых, учетных и других функциональных подразделений организации. В условиях ограниченности материальных, трудовых и финансовых ресурсов их оптимальное распределение и контроль использования являются важнейшими задачами управления. Применение компьютерных сетевых технологий позволяет оперативно решать указанные задачи.

В таких условиях особенное значение приобретают проблемы подготовки квалифицированных специалистов экономического профиля, способных работать в условиях развитой информатизации – насыщения сфер производства и сбыта возрастающими потоками информации и управления ими.

Основные задачи курса – совершенствование знаний и умений по обработке экономической информации на компьютере; формирование современного стиля мышления необходимого для эффективной работы в функциональных подразделениях организаций в условиях сплошной компьютеризации информационных бизнес-процессов.

Объектом курса информационных технологий в экономике являются компьютерные технологии и системы обработки информации в коммерческих и некоммерческих организациях.

Предметом дисциплины являются теоретические основы информационных технологий в экономике организаций и технологии работы с компьютерными программами различного назначения.

Цель курса «Информационные технологии в экономике» – овладение современными компьютерными технологиями обработки экономической информации.

Задача курса "Информационные технологии в экономике" - ознакомить студентов со следующими вопросами:

- информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация;

- информационная модель предприятия;

- технология баз информации;

- автоматизация операционных задач;

- электронная документация и ее защита;

- автоматизация текущего планирования;

- автоматизация стратегических задач управления;

- информационные системы на предприятии.

Методика изучения курса:

- получение знаний и выработка у студента навыков креативного мышления по дисциплине "Информационные технологии в экономике" основано на лекционном курсе, выполнении заданий, самостоятельной работе студентов. В совокупности с ответственным и заинтересованным отношением к изучаемой дисциплине со стороны студента эти формы обучения являются основой как для получения требуемых учебным курсом знаний, так и для выработки необходимых для профессиональной деятельности умений и навыков эффективного мышления.

На лекциях преподаватель излагает основные понятия и категории дисциплины, проводит обзор литературы, рассматривает содержание основных проблем и тем курса "Информационные технологии в экономике".

Содержание и последовательность изучения курса, определяемых программой из настоящего раздаточного материала, не исключает дополнение ее другими темами, расширяющими и углубляющими курс в случае постановки в ходе учебного процесса специфических задач, обусловленных особенностями той или иной специализации.

Поэтому изучение курса не ограничивается только аудиторными лекционными занятиями. Немалое внимание уделяется индивидуальной и самостоятельной работе с упражнениями и задачами.

Лекции является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция – это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов. Лекции для студентов заочной формы обучения носят установочный и обзорный характер. Это означает, что они охватывают не все вопросы учебной программы по дисциплине, а лишь наиболее фундаментальные, узловые темы. Относительно других, специально не рассмотренных тем, на лекциях даются методические рекомендации по их самостоятельному изучению.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соуча­стником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получае­мыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней сильные стороны и кажущиеся Вам слабости. Возникающие в процессе лекции вопросы нужно обязательно сформулировать на полях тетради и задать их преподавателю в конце лекции. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, не нарушать его логики, но можно сделать и устно.

Лекцию необходимо конспектировать в отдельной тетради. К текстуальной записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней. Для облегчения процесса конспектирования лекции целесообразно использовать различные сокращения слов, в том числе как общепринятые, так и индивидуальные, то есть привычные для конкретного студента. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обо­гатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца по­нять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной про­граммы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в про­слушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лек­ция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя представля­ет плод его индивидуального творчества. Он читает свой автор­ский курс со своей логикой и со своими теоретическими и мето­дическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событи­ем. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие не­достатки, присущие опубликованным учебникам, учебным посо­биям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение слож­ные вопросы Государственного образовательного стандарта, ко­торые вызывают затруднения у студентов. Хороший конспект лекции окажет большую пользу при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену (зачету), а также при необходимости перед семинарами и практическими занятиями.

Учитывая специфику заочной формы обучения, самостоятельная работа является основным видом учебного процесса, что предполагает:

─ изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников. Изучение, рекомендованной к курсу литературы, необходимо для подготовки к семинарским занятиям, всем видам контроля, для выполнения домашних заданий и написания докладов и рефератов. А так же целесообразно знакомиться с литературой перед лекциями для облегчения и более глубокого понимания объясняемых на лекции теоретических положений. В процессе изучения дисциплины студенты должны опираться на нормативные документы по соответствующим вопросам, постоянно следить за изменениями и дополнениями, вносимыми в них, так как нормативная база законодательства может быть далека от совершенства; она постоянно корректируется соответствующими органами, тем более в условиях выхода из кризиса модернизации общественных отношений;

─ учета того, что каждый учебник или учеб­ное пособие имеет свою логику построения, которая, естествен­но, не совпадает с логикой данной Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. При этом, обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной ло­гической последовательности) рассмотрены в данной главе учеб­ника, учебного пособия, а какие опущены. По завершении работы над учебником у Вас должна быть ясность в том, какие темы, во­просы Программы учебного курса Вы уже изучили, а какие пред­стоит изучить по другим источникам;

─ изучение понятийного аппарата дисциплины. Специальная работа должна быть проведена для усвоения понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение общенаучной терминологии в профессиональной деятельности. Любая дисциплина, тем более "Информационные технологии в экономике", имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой «стоит» каждая дисциплина. Понятия - узловые, опор­ные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудня­ется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым, напоминая недостроенное здание или еще того хуже: здание без фундамента. Понятие в узком понимании – это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела;

─ осознания того, что понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы вносится слово «понятие», то это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого явления. Основные понятия и термины (понятийный аппарат) представлены в разделах «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу "Информационные технологии в экономике" и «Основные термины и понятия». По мере усвоения курса рекомендуется прорабатывать перечень понятий и терминов понятийного аппарата по курсу и отмечать термины и понятия, формулирование которых не вызывает затруднений. Конечная цель данной методики – иметь проработанными (отмеченными) все понятия и термины перечня;

─ самостоятельную проработку студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам в соответствии с рекомендациями к каждой теме. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности;

─ написание докладов и рефератов, что имеет целью формирование у студентов навыков аналитической работы, умения работать с научной литературой и статистическими данными, использовать информацию из Интернета, делать обобщения, аргументировать и обосновывать свою точку зрения;

─ изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ, по возможности, конспекти­рование их. Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.

Изучение рекомендованной литературы следует начинать с одного из основных рекомендованных в соответствующем разделе настоящего раздаточного материала учебников и учебных пособий (литература из разделов «основная» и «дополнительная» имеется в библиотеке факультета, причем, первая - в большóм количестве, а вторая – в незначительном, литература из раздела «дополнительная рекомендуемая» в библиотеке факультета отсутствует), затем переходить к нормативно-правовым актам и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второсте-пенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений;

─ проведение семинарских занятий, практических занятий или круглых столов, если они предусмотрены расписанием и учебным планом. Такая форма занятий, как семинары предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Целью проведения семинарских занятий является повторение, проработка, углубление и закрепление пройденного на лекциях материала, а также формирование современного мышления, необходимого для самостоятельного анализа важнейших проблем, тенденций, процессов и явлений правовой жизни общества. Методика проведения семинаров включает обсуждение основных вопросов пройденных тем, а также вопросов, не вошедших в лекционный материал, групповые дискуссии по наиболее проблемным вопросам, опрос, тестирование, проверка конспектов. Семинарские занятия могут проходить в форме практических занятий, круглых столов, конференций. Участие в семинаре студента предполагает выполнением им активной внеаудиторной работы. Вместе с тем оно формирует у студента навыки самостоятельного анализа различных источников информации и публичного выступления, что в совокупности с повышением степени усвоения материала обусловливает практическую значимость проведения семинарских занятий. По результатам семестра, преподаватель, в отношении студентов, проявивших наибольшую активность в работе на семинарских занятиях, может принять решение о принятия у них зачёта автоматическим образом.

На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать. Для достижения этой цели предварительно необходимо:

─ ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;

─ осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;

─ изучить рекомендованную учебным материалом литературу по данной теме;

─ тщательно изучить лекционный материал;

─ ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;

─ подготовить краткое выступление по каждому, из вынесенных на семинарское занятие вопросу. При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития. Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы студента;

Каждое семинарское занятие может включать в себя следующие этапы:

─ блиц–опрос (предназначен для повторения основных важнейших категорий и вопросов, рассмотренных на предыдущих лекциях);

─ консультация, в рамках которой студенты задают подготовленные самостоятельно вопросы преподавателю в целях выяснения непонятого лекционного материала и более глубокой его проработки;

─ рассмотрение отдельных вопросов по пройденной теме, не вошедших в лекционный материал;

─ выступления студентов с докладами, посвященными отдельным вопросам семинара. Рассмотрение вопросов, не вошедших в лекционный материал, происходит на основе самостоятельно подготовленных студентами докладов. После каждого выступления производится обсуждение сделанного сообщения, путем задавания дополнительных вопросов автору доклада и дополнений из аудитории. Заключительным этапом обсуждения доклада является рецензирование выступления студентами и преподавателем. Критериями такого рецензирования могут быть следующие: актуальность темы, полнота раскрытия темы, давность приводимых статистических данных, мастерство преподнесения материала;

─ подведение итогов семинара: анализ степени достижения поставленных целей и решения вынесенных задач, оценка работы каждого студента;

─ оглашение преподавателем темы следующего семинара, домашнего задания (вопросов, которые студенты могут взять в качестве темы для подготовки докладов и рефератов на следующий семинар).

Преподаватель на семинаре может сделать вступительное сообщение. Последовательность, время и тематику выступлений студентов определяет преподаватель во время проведения семинара, исходя из принципа - выступление каждого студента на каждом семинаре.

Ответ на практических занятиях и семинарах оценивается по системе «рецензирования»:

- точность определения;

- логичность и свобода изложения;

- наличие примеров, демонстрирующих понимание материала;

- наличие вывода;

- наличие обоснованной собственной точки зрения по данному вопросу.

Подготовка сообщений, докладов, обсуждение вопросов на семинарских занятиях решают задачу проведения текущего контроля освоения материала программы, оценивается по 5–ти бальной шкале и учитывается при выставлении текущей оценки. При защите доклада студент должен: владеть выносимым на защиту материалом; чётко формулировать проблему; показать пути и способы её решения; отразить практическую значимость проблемы.

Данные формы текущей аттестации позволяют оценить работу в семестре каждого студента.

Студенты, получившие положительные оценки по результатам текущей аттестации допускаются к итоговой аттестации. Если студент не проходил текущую аттестацию или получил по ней отрицательный результат, его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Студент допускается к итоговой аттестации, при этом после ответа по билету он обязательно отвечает на дополнительные вопросы по темам учебного плана. При письменной итоговой аттестации или аттестации с использованием тестов дополнительные вопросы ему задаются в письменном виде при выдаче билета или теста на зачёте.

В заключительном сообщении преподаватель информирует участников семинара о студентах, выступление (невыступление) которых не зачтено;

- индивидуальная работа преподавателя со студентами по темам по нижеприведенной методике, о сути которой преподаватель сообщает на первом занятии:

- раздать всем студентам по одному вопросу по пройденному материалу, чтобы они ответили на него письменно. На следующем занятии огласить оценки;

- дать задание студентам приготовить доклады на запланированном практическом занятии по наиболее важным вопросам по указанию преподавателя;

- на занятиях дать задание повторить необходимые разделы из ранее изученных дисциплин, которые важны для усвоения нового материала;

- дать всем студентам задание для письменного ответа по материалам предприятий, на которых работают студенты. Отрецензировать представленные работы;

- проведение блиц-опросов на занятиях путем раздачи тестовых проверочных заданий либо написания контрольных работ;

─ при подготовке к зачёту для самопроверки рекомендуется на контрольные вопросы из соответствующего раздела составить письменные ответы в тезисной форме.

Студент, завершивший обучение по курсу "Информационные технологии в экономике", должен:

знать:

- решать экономические задачи на компьютере с помощью универсального инструмента электронных таблиц;

- пользоваться специальными компьютерными программами по автоматизации деятельности предприятия (бюджетное планирование, бухгалтерский учет и финансовый анализ).

уметь:

- решать экономические задачи на компьютере с помощью универсального инструмента электронных таблиц;

- пользоваться специальными компьютерными программами по автоматизации деятельности предприятия (бюджетное планирование, бухгалтерский учет и финансовый анализ);

иметь представление:

─ о роли информационных технологий и систем в экономике страны и предприятия;

─ об основных направлениях развития информационных технологий;

─ о методах и средствах обработки экономической информации на компьютере;

─ об использовании компьютерных технологий в задачах планирования, контроля и управления деятельностью предприятия с использованием специальных программных средств.

Дисциплина "Информационные технологии в экономике" для специальности «Экономика и управление на предприятии» - 080502.65 входит в качестве федерального компонента в цикл «Общие математические и естественно-научные дисциплины», её программа настоящего раздаточного материала полностью соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и разработана исходя из объема 160 часов, в том числе 16 часов – лекции и практические занятия, 144 часов - самостоятельная работа студентов.

Курс изучается в течение одного семестра. В процессе обучения осуществляются оценки успеваемости студентов - текущая (методика указана ранее) и итоговая (методика указывается ниже).

Изучение курса завершается выполнением письменной работы, если это предусмотрено учебным планом, и сда­чей зачёта по всему курсу.

Форма контроля:

выполнение письменной работы при включении её в учебный план. Тематика письменных работ приводится в соответствующем разделе раздаточного материала. Объем письменной работ должен быть не менее 10 и не более 12 листов, остальные требования – в соответствии с учебно-методическим материалом «Курсовая работа. Методические указания по выполнению, оформлению и защите»;

итоговая оценка - зачёт по всему курсу. Зачёт имеет целью проверить и оценить уровень полученных студентами знаний в объеме требований учебной программы. Зачёт может проводиться как по билетам письменно или устно (билет содержит два вопроса), так и по тестам по выбору преподавателя.

Студент может выбрать традиционную форму зачёта – по билетам устно.

Критерии оценки знаний студентов на зачёте:

«Зачет» - оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком знании основной и дополнительной литературы, изложенные логично, аргументировано, в полном объеме. Ответы сформулированы определенно и доказательно, основываясь на нормативно-правовые акты. Хорошо и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, периодическое выполнение творческих заданий и докладов, обсуждение при решении практических задач.

При тестовой форме зачёта количество правильных ответов на тесты не менее 65%.

«Незачет» - оцениваются ответы, в которых содержание основного материала не усвоено. Невыполненные текущие задания и работы.

При тестовой форме зачёта количество правильных ответов на тесты менее 65%.

Порядок проведения устных зачётов:

В аудитории, как правило, должны одновременно находиться не более пяти опрашиваемых. Опрашиваемый до начала ответа может уточнить содержание билета, задать вопросы преподавателю, а также имеет право отказаться от выбранного билета и взять другой, оценка в этом случае может быть снижена на 10%. При подготовке к ответу разрешается пользоваться раздаточным материалом по дисциплине. На подготовку к ответу по билету, как правило, отводится до 30 минут. Преподаватель, в целях установления истинного уровня знаний вправе задать дополнительные вопросы. Зачёт принимается индивидуально. Опрашиваемым помогающим друг другу, использующим неразрешенные пособия и записи, а также другие средства, могут быть даны дополнительные вопросы или предложено аттестоваться без билета в целях установления действительного уровня их подготовленности.

По окончании опроса студента объявляется результат. Оценки заносятся в экзаменационную ведомость и выставляются в зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не проставляется.

Порядок ликвидации академических задолженностей определен федеральными, ведомственными нормативными правовыми актами и руководящими документами института.

Возможен другой регламент изучения настоящего курса, который определит преподаватель и который найдет отражение в расписании установочных занятий и сессий.

Раздаточный материал составлен на основе Учебно-методического комплекса "Информационные технологии в экономике", разработанного при информационной поддержке компании «Консультант Плюс» кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником, профессором АРП Харьковым Василием Павловичем.

 


Учебно-тематический план курса

"ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ"

    Часы
№ п/п Наименование разделов и тем Всего Лекции и практические занятия[1] Самостоя-тельная работа
  Основные понятия, терминология и классификация информационных технологий      
  Информационная модель предприятия и базы информации      
  Информационные системы на предприятии      
  Автоматизация задач текущего планирования, учета и стратегического управления на предприятии      
  ИТОГО      

 

Программа курса

"ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ"

с рекомендациями к изучению курса и тем

Рекомендации к изучению курса:

1. Рассмотрение данного курса необходимо начать с повторения курса «Информатика» и изучения нижеприведенных нормативно-правовых актов:

─ Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994г.

─ Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996г.

─ Гражданский кодекс РФ, часть третья от 26 ноября 2001г 2

─ Уголовный кодекс Российской Федерации (УК) от 13 июня 1996г., глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации».

─ Федеральный закон «О государственной тайне» от 19 апреля 1991г., №1032-1

─ Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23.09.1992г., №3523-1.

─ Закон РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19.02.1993г., №4524-1. (Документ утратил силу)

─ Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи».

─ Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002г., №184-ФЗ.

─ Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003г., №126-ФЗ.

─ Федеральный закон Российской Федерации «О коммерческой тайне» от 29.07.2004г., №98-ФЗ.

─ Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006г., №149-ФЗ.

─ Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997г., №188.

─ Постановление Правительства РФ "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" от 28.02.1996г., №226.

─ Постановление Правительства РСФСР "О перечне све­дений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. № 35.

─ Приказ РосАПО "Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 05.03.1993г., №7п.

─ Приказ Роспатента "Об утверждении правил регистрации договоров на программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральных микросхем" от 31.12.1998г., №245;

2. По мере изучения программы курса рекомендуется прорабатывать перечень «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу "Информационные технологии в экономике" и отмечать термины и понятия (повторно), формулирование которых не вызывает затруднений. Конечная цель данной методики – иметь проработанными (отмеченными дважды) все понятия и термины перечня.

 

Тема 1. Основные понятия, терминология и классификация информационных технологий

Организационная структура предприятия и схема бюджетного управления.

Стадии обработки экономической информации на предприятии.

Основные понятия и определение информационных технологий.

Рекомендации к изучению темы:

1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с дидактическими единицами программы. При изучении данной темы главное внимание следует уделить раскрытию сути основных понятий информационных технологий, четкому пониманию их взаимосвязи;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу "Информационные технологии в экономике", конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: информация, система, информационная система, информационная технология, структура предприятия, бюджет, бюджетное управление, стадии обработки информации на предприятии, функциональные подразделения предприятия;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

 

Тема 2. Информационная модель предприятия и базы информации

 

Информационная модель предприятия.

Программно-аппаратные средства информационных технологий.

Компьютерные технологии обработки информации с использованием электронных таблиц и систем управления базами данных.

Автоматизация операционных задач на предприятии.

Электронная документация и ее защита.

Рекомендации к изучению темы:

1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с дидактическими единицами программы. Опираясь на знания, полученные при изучении дисциплины «Информатика» раскрыть вопросы построения информационной модели предприятия в связи с его организационной структурой. Обратить основное внимание на основные элементы структуры базы данных: таблица, форма, запрос, отчет, схема базы данных на примере СУБД ACCESS.

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу "Информационные технологии в экономике", конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: модель, информационная модель предприятия, программные средства, аппаратные средства, электронные таблицы, база данных, системы управления базами данных, операционные задачи, электронный документооборот, автоматизация операционных задач;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

 

Тема 3. Информационные системы на предприятии

 

Классификация и состав информационных систем предприятия.

Требования к информационным системам предприятия и этапы их проектирования.

Рекомендации к изучению темы:

1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с дидактическими единицами программы. Данная тема является важной для понимания процессов реализации информационных технологий на предприятии. Ее раскрытие надо проводить с конкретными примерами создания информационных систем;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу "Информационные технологии в экономике", конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: информационная система предприятия, классификация информационных систем, состав информационных систем, требования к информационным системам, этапы проектирования информационных систем;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

Тема 4. Автоматизация задач текущего планирования, учета и стратегического управления на предприятии

 

Основные принципы использования автоматизированных систем в планировании, бухгалтерском учете и управлении.

Информационная технология бизнес планирования инвестиций.

Информационная технология планирования и управления.

Информационная технология финансового и управленческого учета.

Рекомендации к изучению темы:

1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с дидактическими единицами программы. Тема 4. Автоматизация задач текущего планирования, учета и стратегического управления на предприятии. Рассмотреть основные примеры реализации компьютерных информационных задач в различных функциональных подразделениях предприятия;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу "Информационные технологии в экономике", конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: принципы использования информационных систем, планирование, бизнес-планирование, инвестиции, управление, финансовый учет, управленческий учет, информационная технология планирования, информационная технология управления, информационная технология бухгалтерского учета;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.


Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ"

Автоматизация операционных задач

Автоматизированная информационная система (АИС)[2]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.016 с.)