Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессы, связанные с потребителемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
7.2.1. Определение требований, относящихся к продукции Чтобы выполнить требования потребителя к продукту, выпускаемому организацией, они должны быть определены и зафиксированы в документах, например, в государственных, отраслевых стандартах или технических условиях на продукцию. Требования могут быть изложены в виде технического задания на проект, услугу (продукт) или оформлены как приложение к договору на поставку продукции (оказание услуги и т. д.). Документальное фиксирование необходимо для того, чтобы можно было проверить, выполнены ли установленные требования потребителя, а если не выполнены, то насколько. Это позволяет: • снять вопросы и разногласия с потребителем; • получить объективные данные о степени выполнения установленных • накопить информацию для анализа хода работ по выполнению заказов и При фиксировании такой информации организация должна внести в свои нормативные документы (технические условия, Руководство по качеству и др.) требования внешних нормативных документов, если они являются обязатель- Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 343 ными для данной продукции, вне зависимости от того, знает ли потребитель об этих требованиях или нет (рис. 5.17). Рис. 5.17. Порядок учета требований внешних нормативных документов и требований потребителя в нормативной документации организации. В Руководстве по качеству достаточно ссылки на внешние нормативные документы, в соответствии с которыми выпускается продукция (оказывается услуга). Во внутренних нормативных документах организация должна обеспечить учет и выполнение всех обязательных требований, особенно касающихся безопасности и здоровья человека. Проверки выполнения обязательных требований к продукции (находящейся в перечне продуктов, подлежащих обязательной сертификации) производят региональные органы Госстандарта и невыполнение этих требований влечет за собой серьезные для организации последствия: • запрет на реализацию продукции; • наложение штрафов на должностных лиц в размере до 100 минимальных • отзыв сертификата соответствия продукта (лицензии на заявленный вид 344 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению 7.2.2. Анализ требований, относящихся к продукции Процедуры анализа требований, относящихся к продукции, обычно включают проверку выполнимости: • контрактов и заявок на поставку продукции в соответствии с законами • контрактов и заявок на поставку продукции, на соответствие заявок • контрактов и заявок по срокам и объемам поставок (проводит производ • дополнительных требований (если таковые имеются) потребителя к про Организация должна обеспечить уверенность у потребителя, что ей известны и задокументированы все его требования к заказанному продукту (услуге). Документирование результатов анализа производится в соответствии с требованиями п. 4.2.4 ИСО 9001:2000. Для документирования результатов анализа выполнимости требований потребителя в организации должна быть разработана форма заявки. В этой заявке указываются вопросы, которые должен задать сотрудник для получения всей информации, необходимой для обеспечения безусловного выполнения принятого заказа (в заявке также определены ответственные за проведение этой работы). Сотрудник, кроме того, должен сделать отметку в заявке о выполнимости, невыполнимости или проведении дополнительных работ (исследований, доработок, инвестиций и др.) для выполнения требований, предъявляемых потребителем. Выявление всех требований, в том числе дополнительных, должно быть возложено на сотрудника, принимающего заявку. Конечно, для промышленного предприятия с массовым производством такой вопросник может включать только типономинал, сроки и объемы, но для организаций, оказывающих услуги на проектной основе, многообразие требований клиентов может быть очень велико. В случае неполного выявления и, как следствие, частичного удовлетворения потребностей клиент может отказаться от заказа и оплаты за его выполнение. В этом случае организация несет ощутимые финансовые потери. Взаимосвязь с потребителем Для того чтобы организация была уверена в том, что требования к продукции все выявлены, выполнены, а изменения требований в ходе выполнения Г л ава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 345 заказов учтены, следует установить тесные взаимоотношения с потребителями и регулярно получать от них следующую информацию: а) о продукции — собирается отделом маркетинга при посещениях потреби б) о контроле прохождения договоров и заказов, включая поправки, осуще Проектирование и разработка Очень часто проектирование и разработку в организациях выделяют как процесс. Для того чтобы он соответствовал положениям МС ИСО 9001:2000, при его выполнении следует выполнить специальные требования, изложенные в п. 7.3 МС ИСО 9001:2000. На рис. 5.18 в графическом виде показан процесс проектирования, а также порядок реализации требований МС ИСО 9001:2000 на различных этапах процесса проектирования и разработки. Данная деятельность может быть выделена как самостоятельный процесс, входящий в состав сети процессов организации. В зависимости от области деятельности, специфики и размеров организации процесс может быть выделен следующим образом: • «Процесс проектирования и разработки продукции (услуги)» — обычное • «Процесс разработки технических условий (регламентов)» — применяет 346 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению Рис. 5.18. Перенос требований МС ИСО 9001:2000 на этапы процесса проектирования и разработки. Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 347 Принципиальное значение для объединения видов деятельности по разработке и проектированию в самостоятельный процесс имеют: а) трудоемкость данных видов деятельности; б) необходимость назначения владельца данного процесса для планирова в) необходимость построения системы контроля за ходом процесса и управ Несмотря на то, что каждый отдельный проект или разработка выполняются на основе проектного управления, отдельные части проекта могут повторяться и выполняться на процессной основе. При описании этого процесса следует принимать во внимание следующие соображения. Соображение 1. В тексте МС ИСО 9001:2000 нет прямого указания на то, к проектированию и разработке какого продукта относятся требования п. 7.3, однако в МС ИСО 9000:2000 в п. 3.4.4 четко определено: «3.4.4 Проектирование и разработка (design and development) — совокупность процессов, переводящих требования в конкретные характеристики продукции, процесса или системы, или в технические условия на них». Таким образом, даже если организация не занимается разработкой продукции или процессов, но выпускает на продукцию свои ТУ, все равно эти действия подпадают под требования п. 7.3 МС ИСО 9001:2000. В России выпуск продукции в соответствии с ТУ (с 01.07.2003 г. — ТР, статья 2 Закона Российской Федерации «О техническом регулировании») собственной разработки стал распространенной практикой для большинства предприятий, производящих продукцию промышленного и потребительского назначения. Соображение 2. Многообразие видов продукции и степень участия организации в проектировании и разработке продукции очень велика, поэтому в соответствии с разрешениями, приведенными в п. 1.2 МС ИСО 9001:2000, часть требований раздела 7 может быть изъята в связи с неприменимостью для данной организации. Соображение 3. Схема, представленная на рис. 5.18, не является универсальной и исчерпывающей для описания процесса проектирования и разработки. Как любой другой процесс, он должен иметь: • владельца (начальник конструкторского бюро, директор НИИ, главный • все необходимые ресурсы (квалифицированный и аттестованный персо • показатели процесса (время на проект, трудозатраты, финансовые пока 348___________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению работанных продуктов, степень их соответствия лучшим зарубежным образцам, технологичность в производстве и т.д.); • поставщиков, потребителей и соисполнителей процесса проектирования и разработки (поставщики ресурсов — вспомогательные подразделения; поставщики входной информации — внешние потребители и заказчики, внутренние — отдел маркетинга и производственные участки; потребители — отдел маркетинга, если он инициировал разработку; производство, если оно будет использовать результаты проектирования и разработки продукта/технологии; внешний потребитель — который должен получить результат, превышающий его ожидания). Соображение 4. В организациях, работающих по проектному принципу (выполнение разовых, длительных, неповторяющихся проектов), каждый проект проходит через несколько подразделений и служб, и назначение владельца процесса проектирования не всегда целесообразно. В этом случае проектный заказ можно разбить на ряд последовательных действий, которые повторяются при исполнении различных проектов. При таком разбиении появляется возможность оценить экономическую эффективность выполнения отдельных частей проекта, так как они циклически повторяются в похожих условиях в пределах одного подразделения и юрисдикции одного владельца. В этом случае часто назначается менеджер проекта, в обязанность которого входит контроль за выполнением сроков и полноты этапов проекта. За общий ход проекта несет ответственность один из руководителей верхнего уровня. Так, при строительстве электростанции или другого крупного объекта, кроме дирекции объекта, назначается дирекция строительства, которая отвечает за своевременное и полноценное завершение проекта. Соображение 5. В организациях, построенных по принципу «НИИ — завод» («КБ — завод»), которые сами разрабатывают новые образцы продукции (услуг), разработка и проектирование ведутся непрерывно. В этом случае управление проектированием и разработкой целесообразно построить на процессной основе. Легко определяются владелец процесса (главный конструктор/технолог), а также показатели выполнения плана-графика разработки, бюджеты проектов и результаты приемки проектов. Закупки Процесс закупок Закупки часто выделяют в отдельный процесс. Различные способы выделения «Процесса закупок» рассмотрены в примерах 4.1 и 4.2 главы 4. Один из вариантов построения алгоритма выполнения «Процесса закупок» приведен в Приложении 9. Часто встречается ситуация, когда за закупку материалов несет ответственность начальник Отдела закупок, входной контроль закуп- Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 349 ленных материалов проводит ОТК или Лаборатория входного контроля (ЛВК), рекламационная работа по материалу, забракованному на входном контроле, возложена на Отдел закупок и юристов. В этом случае целесообразно выходом «Процесса закупок» считать факт приемки материала сотрудниками ОТК (ЛВК), который в этой ситуации выступает как соисполнитель «Процесса закупок». Зона ответственности владельца «Процесса закупок» (начальника Отдела снабжения) распространяется на закупленные продукты до момента признания их годными к использованию в технологии производства конечного продукта. Если результаты входного контроля показали, что продукт имеет отклонения от установленных требований, то владелец «Процесса закупок» отвечает за принятие решения по продукции, отклоненной от использования в производстве (включая рекламационную работу с поставщиком), и за решение о поставке новой партии продукции взамен забракованной. Вид и объем входного контроля, применяемого для каждого материала и проводимого в организации, зависят от следующего: • влияние данного входящего продукта, материала, комплектующего изде • соотношение уровня качества входящего продукта и целесообразность • объем и достоверность выходного контроля данного продукта у поставщика. Объем и вид входного контроля, применяемого для каждого материала, устанавливаются в соответствии с требованиями технических условий (государственных и отраслевых стандартов) на продукцию. Ужесточение норм входного контроля допускается по согласованию с поставщиком и обычно вносится в договор на поставку в раздел «Качество». Место проведения входного контроля выбирается по согласованию между поставщиком и потребителем. Например, тестирование и инсталляция закупленного программного обеспечения может производиться только у потребителя. С другой стороны, на промышленных предприятиях желательно относить затраты на обеспечение качества входящей продукции на поставщика. Для проведения оценки поставщиков и выбора наиболее пригодного используется таблица оценки поставщиков (см. Приложение 10). Организация может дополнить или изменить предлагаемый перечень характеристик поставщика. Заполнение такой таблицы можно вести по балльной шкале. В данной таблице предусмотрена трехбалльная шкала оценки поставщиков. Сюда же можно внести данные о рекламациях продукции по каждому поставщику. Часто бывает целесообразно в дополнение к таблице составить инструкцию для менеджера по закупкам о том, как заполнять данную таблицу и как ею пользоваться для принятия решения о возможности закупки продукции у нового поставщика. 350 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению 7.4.2. Информация о закупках Практически во всех текстах переводов МС ИСО 9001:2000 на русский язык отсутствует ссылка на то, что требования данного пункта относятся к организации-поставщику. То есть предъявляемые требования к продукции, оборудованию, процессам, персоналу и системе менеджмента качества организации — поставщика продукции (услуг, материалов, полуфабрикатов и т.д.), если такие предъявляются, должны быть внесены в контракты и договоры на поставку. На практике это обычно реализуется внесением в договор на поставку ссылки на технические требования (спецификацию) продукции. Приоритетом на установление таких требований пользуются: • службы главного конструктора и главного технолога; • производственные конструкторские и технологические бюро; • конечные потребители (заказчики) продукции. При написании Руководства по качеству вносить все эти данные в документ нет необходимости, так как их состав и требования могут меняться чаще, чем оно пересматривается. Обычно эти данные вносят в один из следующих документов: • Программа качества; • Программа обеспечения качества; • Список материалов, разрешенных к применению; • Список материалов, подлежащих входному контролю. Часто возникает вопрос: Что делать, если поставщик программного обеспечения использует в своих разработках нелицензионные версии программных продуктов? Проблемы с использованием в своих разработках нелицензионного программного обеспечения организации — производители IT-продукции решают в каждом конкретном случае. При этом приходится оценивать риски последствий отказов программных продуктов в связи с использованием программных модулей сомнительного происхождения. 7.4.3. Проверка закупленной продукции Входной контроль закупленной продукции, необходимый для обеспечения уверенности в том, что закупаемая продукция соответствует установленным закупочным требованиям, проводит ОТК (ЛВК) в соответствии с требованиями и процедурами, установленными в Программе качества (Программе обеспечения качества). В рабочих документах, регламентирующих проведение операций входного контроля, должны быть установлены: • правила отбора проб (выборок); • план и объем контроля; • утвержденные методики контроля и контролируемые параметры продукции; Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 351 • однозначный порядок принятия решения о соответствии или несоответ • порядок оформления претензии поставщику в случае выявления несоот • порядок идентификации продукции, исключающий непреднамеренное • при необходимости дальнейшие действия и система оповещения о при Все эти процедуры являются стандартными для документального оформления любой контрольной операции проверки соответствия продукции установленным требованиям. Последовательность их изложена в § 4.3.1 главы 4 и на рис. 4.10. Кроме того, обычно приходится учитывать требования принятия решения по конечной продукции, выпущенной с использованием входящих материалов с отклонениями от установленных норм, в случае позднего обнаружения отклонения. Производство
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.014 с.) |