Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Очень сложен в этом мужском обществе, с многочисленными часовыми, вопрос об уборной. Кто-то помогает девочкам открыть шалаш из еловых ветвей, приспособленный для этой цели.
Содержание книги
- Теперь уже было так голодно, что и мы с О. М. Замечтали о кошке и пожалели о бесцельной смерти нашего кота.
- Поместила об этом заметку в стенгазету класса.
- О. М. Начинает сдавать. Ей все время хочется есть. Мне - нет. Вернее, я это подавляю, Но во сне вижу Еду.
- О. М. Полагает, что там, вдали, переживания острее. Как знать. Мне кажется ужаснее гибель у тебя на глазах близкого при полной твоей беспомощности.
- От таких людей надо быть подальше, от них в малом и большом страдают все. Но как быть, если живешь с такими в одной коммунальной квартире.
- По дороге в школу опять труп - не то женщина, не то ребенок, в больничном халате, с голыми ногами. Меня каждый раз берет какая-то тошнота.
- Пишу при коптилке. После 3-х месяцев перерыва выдали по 1/4 литра керосина. Жизнь неуклонно налаживается.
- Днем опять обстрел. Вечером только один выстрел. У нас задрожали стекла. На мосту снарядом убиты четверо прохожих с портфелями.
- Весь Невский и все прилегающие улицы заполнены работающими, идет очистка города от снега. Выходят организации. Приятно видеть это оживление, чувствовать, что город возрождается.
- У дома встретилась с еленой Александровной, Она хочет пойти К тырсе, посылаю с ней для оли кусочек булки, остатки вишневого экстракта, немного сахарного песку и заварку чая.
- Иду для Кати в аптеку. В подъезде лежит умершая женщина. Все следуют мимо.
- Написала о Выгодских в партком и дирекцию Эрмитажа. Обещали помочь.
- Апреля идет обстрел тяжелой артиллерией, необычайно сильный и продолжительный. Такого еще не было.
- Совещание директоров и завучей
- Ленинградцы устают от ежедневных выдач продуктов, выстаивая в очередях. Я сама за пивом стояла 5 ч и ушла в 10 1/2 ч вечера. Боялась, задержат по дороге домой. Обошлось.
- Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.
- В итоге в резолюции ряд постановлений, в том числе и о питании учителей. Заседание было интересное, и впечатление у меня осталось очень хорошее.
- В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
- Другой мальчик наворовал где-то шелк, блокноты, конверты, спички и выменивал все это у одноклассников на хлеб. Цены установил от 50 до 150 гр. Хлеба.
- В. В. Бабенко едет в лагерь завтра. Умудряюсь пробыть в школе до 7 ч вечера, хотя делать ничего не делаю.
- Эти дни бесконечные распри со столовой. Чувствуем, что они обжуливают наших детей, Но нам их не поймать и уже тем более не усовестить.
- Новый год отмечен лишь тем, что в школу иду К 11 Ч. Весь день пишу отчет за 1/2 года. Ухожу в десятом часу вечера.
- Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
- В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
- Ночью длительная тревога. Сброшены бомбы на старом невском, на чернышевом переулке и еще где-то. У нас зенитки бьют сравнительно тихо.
- Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
- Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
- Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
- Пишу во время вт. Завыла сирена около 9 Ч. Сейчас 10. Отбоя нет, Но абсолютно тихо. Очевидно, самолеты немцев появлялись где-нибудь на переднем крае обороны.
- Вчерашний обстрел, говорят, был самым сильным. В один только куйбышевский район попали 220 снарядов.
- Итак, начинаю описание протекающей жизни и событий. Возможно, завтра начнутся занятия в школе. Я с нетерпением жду этого желанного дня, когда приступим К занятиям.
- Надо все-таки учиться как можно лучше, все это ведь зачтется на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться. Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет.
- На этом записи дневника обрываются.
- Дорогая Ксения Владимировна.
- После линейки начинаются физкультурные игры, Но я увожу заинтересовавшегося было ими федорова обследовать дачи. Мне хочется показать, в каких ненормальных условиях живет детский трудовой лагерь.
- Пашин оставляет для директора письменное предписание: 1) обеспечить посудой разноску ужина по дачам; 2) хранить карточки питающихся в столовой; 3) лучшие продукты питания отдавать в детскую столовую.
- Отмечаю большую и активную работу вожатых В.Петерсон, А.Волковой, Т.Капица.
- Артобстрел, юродивый и лев толстой
- Когда долгий обстрел, это утомляет. А когда радио верещит, что он кончен, или об этом говорит наступившая тишина, Ты радуешься, что остался цел, не погиб, разрываемый на куски, не в этот раз.
- Вернувшиеся вчера из города рассказывали о жутком обстреле. Удивительно, как быстро чинят провода, заделывают воронки в асфальте. Только эти свежие заплаты и говорят нам, что было накануне.
- У вас ведь есть уже морковка,
- Затем юра артюхин говорил о нашей комсомольской организации на сегодня, а я - об ее истории. Слушали очень хорошо, и я записала свое выступление. Но, конечно, запись много шире того, что я говорила.
- Нам немного осталось жить на этом свете. Зачем А. Ю. Решил расстаться. Глупо. Больно.
- Абсолютно нет времени писать. Из лагеря уехали еще 25 сентября.
- В доме пионеров раздавали медали моим огородникам. Правда, в малоторжественной обстановке - шумели мальчишки, проникшие на чествование из разных кружков. И все же я очень рада событию.
- В землянке тепло. Мы сидим в одних платьях. Маленькое окошко пропускает мало света, и над столом непривычно ярко для нас горят две электрические лампы.
- Очень сложен в этом мужском обществе, с многочисленными часовыми, вопрос об уборной. Кто-то помогает девочкам открыть шалаш из еловых ветвей, приспособленный для этой цели.
- На концерт не остаюсь. Ухожу с незнакомой попутчицей. Она берет меня под руку, включаем мой фонарь.
- В 21 ч, наконец, радио заговорило. Приказ за именем командующего ленинградским фронтом генерала Л. А. Говорова. Взяты красное село, ропша.
- Лазарев слово сдержал и благополучно окончил школу. И вот сейчас он стоит передо мной. Это уже не мальчик, это мужчина, прошедший с честью сквозь огонь войны.
Все командиры буквально умоляют нас ночевать. Им явно хочется потанцевать вечером. Наши девочки тоже молят нас о том, чтобы остаться. Майор более сдержан, чем другие. Зато вновь появившийся Розенберг просит не уезжать с удвоенной энергией. Мне не хочется. День был так хорош, так насыщен впечатлениями, что страшно не поставить точки вовремя. В.В.Бабенко тоже против. Тогда нас решают кормить перед дорогой. Вестовой разносит тарелки с неимоверно толстыми ломтями хлеба и лежащими на них ломтями колбасы.
Подают машину. Командиры едут провожать нас, я в темноте не могу уже разобрать, кто именно из тех, кто принимал нас. Не доезжая до станции Песочной, майор и часть командиров слезают.
Розенберг все продолжает молить. Он стал другой - это, несомненно, действие водки. Он не пьян, нет, а в таком виде, как бывали мы все после обедов с вином.
Нас привозят в политотдел. Там просьбы и уговоры продолжаются. По телефону ведутся разговоры о сенниках. Девочки смотрят на нас с Верой Васильевной умоляющим глазами, но мы не сдаемся. Наконец, все идут провожать нас на станцию. Чудная ночь, легкий мороз. На станции полная темнота, темно и в вагонах. Мы с нашими девочками садимся все вместе, прощаемся с командирами и уезжаем.
Девочки быстро утешаются, и мы весело болтаем, перебирая впечатления дня. Эту поездку не забыть никогда.
Приехав в город, узнаем, что целый день был очень тяжелый обстрел. Два снаряда попали в Исаакиевский собор. В школе выскочили все стекла.
XII.1943 г.
Вчера опять был тяжелый обстрел. Мы весь день держали детей в коридорах. Устаем очень. Вечером шла домой в темноту, по всему городу раздавался стук молотков, характерный звук - это вернувшиеся с работы ленинградцы заделывали окна. На Демидовом переулке в этот раз стекло под ногами не хрустело, и я как-то не думала о своей квартире. Отворила дверь, и меня возгласом встретила соседка по квартире, Игнатьева: "А у меня все стекла разбиты, и свет у нас не горит". Она с лампой в руках прошла в мою комнату. Там тепло, шторы спущены, и к занавесам плотно приставлена фанера. При свете электрического фонарика я убедилась, что разбито только одно наружное стекло и все осколки легли между рамами.
А сегодня снова яростный обстрел, и мы в школьных коридорах. Но теперь скамейки поставлены друг против друга, и учителя проводят уроки. Я смотрю на эту картину с чувством гордости.
В сводке Информбюро говорится о варварском обстреле Ленинграда. Жертв очень много. Как там наши знакомцы на передовой?
XII.1943 г.
Быть может, для будущего интересна запись сегодняшнего дня: утром иду в школу с намерением в 10 ч ускользнуть на часок в Публичную библиотеку за посылкой от Т.Б.Лозинской. Только дети разошлись по классам, по радио объявлен артобстрел, но стрельбы почти не слышно. После первого урока объявлено о прекращении обстрела. Выхожу из школы, стоит N 24. Влезаю. Кондукторы узнают о конце обстрела по подаче тока, но его нет, и трамвай продолжает стоять. Ухают выстрелы, и под их громкий звук иду по Невскому. Получаю посылку, захожу в трикотажную мастерскую сдать в надвязку чулки, ибо скоро буду без них, и возвращаюсь трамваем в школу. Поспеваю к своему уроку в VIII класс. Но опять объявлен обстрел. Снаряды рвутся так близко, что я вздрагиваю. Звонок. Обсуждаем вопрос, выводить ли учащихся. Решаем не выводить, так как вновь стало тихо.
В половине шестого прихожу домой. Хочется лечь на часок до лекции в Доме учителя. Опять ухают выстрелы, выключаю радио с мыслью о том, что перед выходом включу и проверю раньше, чем двинуться в путь, не объявлен ли обстрел. Однако все же забываю это сделать. Иду с самодельным электрическим фонарем. Темень страшная. Но очень хочется прослушать лекцию майора Марона, прекрасного лектора, о международном положении.
По дороге вновь выстрелы, и разрывы совсем близко. Быть ли тебе убитым - дело случая. Горизонт полыхает зеленоватым, фосфорическим светом. Такое впечатление, что я иду навстречу выстрелам. Неприятно. Я не люблю быть на улице во время обстрела, а в темноте особенно.
Зал Дома учителя переполнен. Но из нашей школы, кроме меня, только двое. Сажусь во втором ряду. Во время лекции окна звенят от выстрелов. Вдруг подряд три таких сильных разрыва, что присутствующих охватывает волнение. Слышатся голоса, и лектор Марон успокаивает: "Без паники, товарищи. Враг посердится и перестанет". Со мной Т.Н.Дориомедова, делопроизводитель одной из школ. Она отвечает: "Чего там, привыкли". Большинство в зале, действительно, никак не реагирует. Я продолжаю записывать лекцию.
|