Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На концерт не остаюсь. Ухожу с незнакомой попутчицей. Она берет меня под руку, включаем мой фонарь.
Дома топлю буржуйку. На ужин варю капусту. В 22.00 объявили обстрел, но до этого все содрогалось от двух залпов. Ужинаю, пишу письмо Т.Б.Лозинской, раздеваюсь и ложусь, взяв в руки дневник, чтобы написать эти строки с удобством. Как это далеко от тревоги первых обстрелов, когда мы бежали в убежища. ЖЕРТВ ОЧЕНЬ МНОГО Все время тяжелые обстрелы. Безостановочно длятся они уже больше месяца. Жертв очень много. В один из первых дней января 1944 года знакомые мне девушки Тоя и Рая, и с ними одна из их подружек, вышли из техникума на Фонтанке. Повернув на Невский, дошли до угла Литейного. Тоня впрыгнула в трамвай N 7, две другие девушки перешли Невский. Вдруг два снаряда подряд. Один из них исковеркал трамвай. Тоня тут же была убита, ей оторвало ноги и руку. Была ранена Рая, с осколками в ребрах ее увезли в больницу. Третью только оглушило, у нее нервный шок, она все плачет. Мне рассказали, в Книжной лавке писателя осколком снаряда ранило мальчика в голову. Он в испуге выбежал из магазина, вернулся за забытой шапкой и тут же упал мертвым. Все произошло в несколько мгновений. Уличные надписи "Граждане, эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле" сейчас мало помогают. Немцы и финны стреляют со всех сторон, и почему-то чаще всего в темноте. I.1944 г. Вчера новая зав. ГорОНО, Белицкая, вызвала к себе к 6 ч вечера. Прием чрезвычайно любезный. Она культурна. Подробно расспрашивает о воспитательной работе в школе. Просит дать ей материалы для поездки в Москву и обязательно сделать доклад на очередном собрании директоров. Писала его до 3 ч ночи, что сейчас уже мне почти не по силам. Иду на собрание под обстрелом. Но вот оглашается повестка - моего доклада нет. Выступает Белицкая и даже не упоминает нашу школу. Не нашла нужным даже извиниться. Подходит П.Д.Никитин: "Ксения Владимировна, мы ждем вашего выступления". Недоумеваю: "О чем, Петр Дорофеевич? Я готовилась к докладу совсем в другом плане, о школе нашей ни словом не обмолвились. Неужели блокада не научила иначе относиться к людям?" Выступить мне все же дали. Удивительны все наши РОНО и ГорОНО. В шестом часу вечера иду из школы. На площади у "Астории" оглушительный выстрел, за ним еще один, другой, и все это переходит в гул. Исаакий - на фоне вспышек зеленоватого цвета. "Что это, обстрел?" - спрашиваю у идущего навстречу морского офицера. "Да что вы, смотрите, где вспышки, - радостно ответил он. - Это же наши корабли".
I.1944 г. Ночью спала крепко и ничего не слышала. Рано утром иду в школу, и тут началось... Наша, именно наша артиллерия палила так, что становилось светло, как днем. Вспышки ослепляли, следовали непрерывно друг за другом. Подхожу к школе и слышу звон стекла. От сотрясения тут и там выскакивают стекла. В здании школы, особенно на втором этаже, не только лопаются уцелевшие стекла, но и ходуном ходят и открываются створки. Всем нам ясно, началось наступление. Как долго мы его ждали, верили и не верили. Началось. В нашей школе малышка сжала кулачки и с каменным лицом произнесла тяжелые, взрослые слова: "Чтобы их всех с земли стерло". Не могу найти себе места от беспокойства. Хожу по своему кабинету из угла в угол, спускаюсь в канцелярию, к людям. Нервы напряжены. Рисую себе сцены атак... Чувствую, что теряю власть над собой. Весь день сплошной гул. Вечером заседание в исполкоме. Туда идет В.В.Бабенко. Вечером узнаю от нее - прямо на заседании собравшимся объявили, что в 9.30 утра мы овладели городом Пушкиным. Наступление продолжается. I.1944 г. После небольшого затишья жестокий обстрел города. Нескончаемо палит и наша артиллерия. В реве канонады не разобрать, кто стреляет. Это не отвлекает от мрачных мыслей об отсутствии известий. Неужели наше наступление захлебнулось? Десятиклассница Тууль по секрету сообщила: "Ксения Владимировна, Пушкина мы не взяли, я это знаю из Смольного". Что это значит? Вероятно, переходит из рук в руки. Вот и нет известий. Все же от Артюхина с фронта поступает бодрящая записка жене: "Давим мы их, теперь - задавим". На заседание в Аничкин дворец иду под ужасным обстрелом. Наша артиллерия палит оглушительно. Вспышки и звуки залпов чередуются беспрерывно. Окна звенят, стекла летят. Девочки наши пытались вносить ясность, с какого корабля в какой момент бьют: это - "Киров", это - "Адмирал Дрозд". Спорили, а по-моему, сейчас разобрать невозможно.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.006 с.) |