Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Смерти продолжаются. В один день умерли от дистрофии и крупозного воспаления легких пенсионерки - бывшие учительницы Е.Н.Бакановская и К.П.Ажинова. Были они неразлучные подруги, и из жизни ушли вместе. Мамаша Мандельштам готова продать школе хороший медный чайник за 2 кило хлеба. Спрашивается, откуда школа возьмет хлеб: я или директор отдадим свой или украдем из пайка школьных ребят? V.1942 г. Несколько дней не могла ни одной строчки написать. Что-то со мной происходит. Это не апатия, нет, это иное: нет сил. Я все время еле удерживаюсь, чтобы не пустить слезу. По поводу и без повода. Уже и ненавижу себя за это, но никак не могу найти выход. 3 мая нас обязали на следующий день открыть школу для всех классов и организовать питание. Сделали, что смогли, но мешали всякие комиссии. Военная часть не подавала надежд на выселение с 1-го этажа и очистила лишь 2-й этаж. Весь день я в школе, суета. Вечером директор ушла ужинать, и тут появляются зав. РОНО Алексеева, зав. ГорОНО Левин, инспектор ГорОНО Клейнер и представитель Здравотдела. Иду показывать классы. Всюду грязно, потому что технический персонал слаб, едва ходят и замучились переносом парт. В классах темно от фанеры, которой забита большая часть окон. "По-вашему, в таких классах детям будет хорошо?" - резонно спрашивает Левин. "Нет, не хорошо, но стекла выбиты или потрескались", - отвечаю я. "Да что вы говорите? Выбиты? Потрескались? Кто бы мог подумать. Любезная Ксения Владимировна, ваш долг был зимою подать докладную записку о невозможности заниматься в таких классах". - "Вы правы, но разве это было самое тяжелое в нашей обстановке? - отвечаю я. - А отсутствие дров? А промерзающие до дна чернила в чернильницах?" - "Вы еще оправдываться будете? Приказываю немедленно отбить фанеру, безобразие". Видя, что я собираюсь возразить, Левин добавляет: "Это приказ, а не к обсуждению". - "Хорошо, будет сделано". - "А военная часть выселена?" - "Нет". - "Ну, неужели и этого вы не могли добиться? Странно, мне вас иначе характеризовали". - "Не могли ни я, ни директор. Комиссар с нами не разговаривает". - "Надо было заставить разговаривать". Всей компанией шагаем вниз к кабинету комиссара. Дежурный идет доложить, что приехали такие-то и такие-то, и возвращается с ответом: "Комиссар занят и принять не может". Тут я беру свое: "Если с вами, товарищ Левин, так разговаривают, то как же мы можем чего-либо добиться?" Ухожу домой в 10 ч вечера и возвращаюсь утром в 7 ч. В школе директор и зав. РОНО. Уроки будут отменены - отбита фанера, посыпались стекла, по школе ходят вихри, сквозняки, летят бумажки. И так холодно, как не было даже в лютые январские морозы. Алексеева сконфужена и пытается искупить любезностью. А дети к 9 ч, как лавина, заполняют школу. Набиваем помещения, где есть стекла, до отказу. Погода ужасная, стылая, дождь, но зато нет налетов. С содроганием думаем об их возможности. Неорганизованная масса детей и бомбоубежище без света и очень холодное. Дети в массе не так плохи, как мы ожидали. Особенно среди малышей много розовых. Но есть ужасные, с синими лицами, едва ходят, на них печать смерти. Есть очень несчастные, запущенные, грязные, распространяющие вокруг себя вонь. Одичали многие: "Тетенька", "эй, послушайте", - обращаются ко мне и к директору. А на другой день во время тревоги: "Еще что выдумала, не пойду в бомбоубежище". Сверху директива: сперва срезать с карточек талоны с определенными номерами, затем нести в бухгалтерию столовой N 5 сами карточки. Взамен получить абонементы. Корешки последних беречь, так как на вторую половину месяца абонементы будут выдаваться по предъявлению этих корешков. Все очень серьезно. V.1942 г. Сплошная путаница. Дистрофики в этом особенно отличаются. В III классе педагог Кочуровская, сама явный дистрофик, накануне потерявшая мужа, все перепутала. Уверяет, что абонементы у мамаши Мухиной, та отрицает. Обе ведут себя странно, как будто не вполне уверены в собственной правоте. Двое ребят три дня без хлеба и "едят из милости столовой". Столовые работники разыгрывают из себя неподкупную честность: как накормить двух ребят, если "все на учете"? Вновь поступающих в школу тьма. Явная тяга к еде. Воспитатели толпятся в бухгалтерии столовой, прикрепляют карточки. Дети ожили, шалят, выскакивают в окна. Уроки нередко срываются: то учитель занят оформлением талонов, то он, выполняя функции воспитателя, со своим классом на кормежке, то тревога вносит коррективы в расписание. Завтраки и обеды неимоверно затягиваются. Плиты в школе нет, пищу привозят в бидонах. Мамаши наводняют школу, разговаривают с нами по вопросам питания, и только по ним. Тон неимоверно грубый, как будто бы мы работники прилавка, обворовывающие их детей. Стараемся не реагировать и утешаем себя тем, что это болезни организационного периода. От питания дети в восторге. Входишь в класс - и все делятся своими радостными впечатлениями. "Смотрите, Жабенко за три дня порозовел, а был зеленый, как жаба", - вот так уже шутят. После первых светлых эмоций началась критика: почему так малы порции, и может ли кто-либо наверное сказать, что детей не обворовывают? Тщетно пытаемся убедить родительниц установить контроль - каждую интересует только свой Петечка или своя Манечка. Впрочем, это по-человечески понятно. Наконец, выбирают родителей в Совет содействия. Одна мамаша заявляет: "Как бы хуже не было; Совсод тоже начнет есть, и детям меньше останется". Предлагаю этой женщине войти в Совет, но она отвечает резко: "Что у меня, других дел, что ли, нету?" Учителя в школе с 8 ч 30 мин утра до 5-6 ч вечера. Мы с директором уходим в 8 ч вечера. Учителей не кормят, и при наших силах такой режим более чем изнурителен. Но ужасно и ворчание педагогов. Нередко они инертны, ни о каком рвении говорить не приходится. Я сержусь, говорю неприятности, порой лишние, но требую осознать, что они учителя героического Ленинграда. Возвращаюсь домой и валюсь от усталости на кровать. Утром встаю с тяжелой головой - и опять такой же день. Вера Васильевна Бабенко пожелтела и осунулась, на себя избегаю смотреть в зеркало, худа, мешки под глазами. А ведь скоро мне сдавать кровь. Могут и завернуть восвояси. Зав. РОНО объявила, что на днях все педагоги переводятся на усиленное питание, причем в своих школьных столовых. Радость неимоверная. Но длится она недолго - сперва слухи, а потом подтверждение, что Ленсовет отказал. Это тем более больно, ведь мы знаем, что Союз писателей добился для своих членов обедов без вырезки талонов, служащие "Электротока" и ряда других учреждений получают суп без вырезки талонов. Решаю пожертвовать талонами и хотя бы раз съесть дневное детское питание, чтобы получить представление о сытости и вкусе еды. С трудом добиваюсь этого в столовой. Получаю пшенную кашу с куском сливочного масла, густой гороховый суп и порядочную котлету с гарниром из лапши. Очень сыта и довольна за ребятишек, многие из них просто чудом дожили до этих перемен к лучшему. Хочу верить, что столь катастрофических ухудшений с продовольствием больше не будет. БУДНИ ЗАВУЧА Вызывают директоров в Исполком Октябрьского Совета. Наш директор, Бабенко, на похоронах сестры. Поэтому иду я. В приемной толпа педагогов, ждем, когда отчитаются городские водопроводчики. Претензий к ним сколь угодно много. Затем приглашают нас. Заседание ведет предисполкома Бубнов, налицо все ответственные члены исполкома, присутствует зав. ГорОНО Левин, от Ленсовета - Федорова. Доклад зав. РОНО Алексеевой неярок и неубедителен. Ей задают массу вопросов, явно желая убедить, что подготовка школ к открытию и первая неделя занятий оставляют желать многого. Просят выступить директоров. Жду, что они поставят вопрос о питании. Первой берет слово М.А.Попова из 256-й школы. Сплошная методика и верх благополучия. Мы, работники школы, этому не верим, а у меня и факт: Нина Голушина осталась в первый день без обеда, как и все ребята ее класса. Второй выступает Л.И.Шкробутова, тоже у нее все хорошо и - очень слегка - о питании учителей. В этом же стиле и Гурвич. Начинаю злиться: кому нужны ТАКИЕ совещания? И тут слово предоставляют мне. Начинаю с учебных мер, и в это время именно Гурвич передает мне записку: "Тов. Рубец, скажите о питании учителей". Я страшно обозлилась. Говорю: "Вот тут мне соседка передала шпаргалку, чтобы я подняла тему питания учителей, но я и без шпаргалки не забыла бы сказать об этом". В зале сдавленный смех. Говорю о питании учителей в их оценках, о своих впечатлениях и о том, что педагоги в ужасном состоянии, что многих уже нет, другие еще умрут, в ближайшее время, что изможденные организмы не могут противостоять заболеваниям, и любое смертельно опасно, что работа напряженная, а учителей не кормят. Предисполкома Бубнов каменеет лицом и задает вопрос Блинову, директору треста питания, почему это так: "Ленсовет отказал в спецпитании, но как можно вообще не кормить учителей?" Блинов, сама находчивость, с улыбочкой отвечает, что он не знал, что учителя хотят встать на полное питание, но теперь он в курсе, и завтра же исправит положение. 1-й секретарь райкома Мартынов обрывает его на полуслове и, не стесняясь в выражениях, отчитывает и за улыбочку, и за игру в наивность. Затем выступали члены исполкома и Федорова. Заслушав их сообщения, Бубнов признает подготовку и работу школы удовлетворительной, и только лишь удовлетворительной. Неожиданно переходит к вопросу все возрастающей опасности химической атаки. Оказывается, уже вчера ее ждали в Ленинграде.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.252 (0.009 с.) |