Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
Содержание книги
- Это уже второй труп в нашей школе, о первом напишу после - в его доставке в школу принимала участие и Я. Мы и не подозревали, что это уже безжизненное тело.
- Это было самое красивое и оттого еще более страшное зрелище одного из октябрьских вечеров.
- А мне мучительно стыдно есть свой хлеб, так как мой-то кусочек больше, чем у многих.
- Завтра Л. А. С детьми улетит. Она глубоко права. Надо все делать только для живых. Мне так хотелось сделать что-нибудь для нее, оставила ей кусочек белого хлеба из своего донорского пайка.
- Теперь уже было так голодно, что и мы с О. М. Замечтали о кошке и пожалели о бесцельной смерти нашего кота.
- Поместила об этом заметку в стенгазету класса.
- О. М. Начинает сдавать. Ей все время хочется есть. Мне - нет. Вернее, я это подавляю, Но во сне вижу Еду.
- О. М. Полагает, что там, вдали, переживания острее. Как знать. Мне кажется ужаснее гибель у тебя на глазах близкого при полной твоей беспомощности.
- От таких людей надо быть подальше, от них в малом и большом страдают все. Но как быть, если живешь с такими в одной коммунальной квартире.
- По дороге в школу опять труп - не то женщина, не то ребенок, в больничном халате, с голыми ногами. Меня каждый раз берет какая-то тошнота.
- Пишу при коптилке. После 3-х месяцев перерыва выдали по 1/4 литра керосина. Жизнь неуклонно налаживается.
- Днем опять обстрел. Вечером только один выстрел. У нас задрожали стекла. На мосту снарядом убиты четверо прохожих с портфелями.
- Весь Невский и все прилегающие улицы заполнены работающими, идет очистка города от снега. Выходят организации. Приятно видеть это оживление, чувствовать, что город возрождается.
- У дома встретилась с еленой Александровной, Она хочет пойти К тырсе, посылаю с ней для оли кусочек булки, остатки вишневого экстракта, немного сахарного песку и заварку чая.
- Иду для Кати в аптеку. В подъезде лежит умершая женщина. Все следуют мимо.
- Написала о Выгодских в партком и дирекцию Эрмитажа. Обещали помочь.
- Апреля идет обстрел тяжелой артиллерией, необычайно сильный и продолжительный. Такого еще не было.
- Совещание директоров и завучей
- Ленинградцы устают от ежедневных выдач продуктов, выстаивая в очередях. Я сама за пивом стояла 5 ч и ушла в 10 1/2 ч вечера. Боялась, задержат по дороге домой. Обошлось.
- Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.
- В итоге в резолюции ряд постановлений, в том числе и о питании учителей. Заседание было интересное, и впечатление у меня осталось очень хорошее.
- В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
- Другой мальчик наворовал где-то шелк, блокноты, конверты, спички и выменивал все это у одноклассников на хлеб. Цены установил от 50 до 150 гр. Хлеба.
- В. В. Бабенко едет в лагерь завтра. Умудряюсь пробыть в школе до 7 ч вечера, хотя делать ничего не делаю.
- Эти дни бесконечные распри со столовой. Чувствуем, что они обжуливают наших детей, Но нам их не поймать и уже тем более не усовестить.
- Новый год отмечен лишь тем, что в школу иду К 11 Ч. Весь день пишу отчет за 1/2 года. Ухожу в десятом часу вечера.
- Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
- В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
- Ночью длительная тревога. Сброшены бомбы на старом невском, на чернышевом переулке и еще где-то. У нас зенитки бьют сравнительно тихо.
- Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
- Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
- Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
- Пишу во время вт. Завыла сирена около 9 Ч. Сейчас 10. Отбоя нет, Но абсолютно тихо. Очевидно, самолеты немцев появлялись где-нибудь на переднем крае обороны.
- Вчерашний обстрел, говорят, был самым сильным. В один только куйбышевский район попали 220 снарядов.
- Итак, начинаю описание протекающей жизни и событий. Возможно, завтра начнутся занятия в школе. Я с нетерпением жду этого желанного дня, когда приступим К занятиям.
- Надо все-таки учиться как можно лучше, все это ведь зачтется на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться. Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет.
- На этом записи дневника обрываются.
- Дорогая Ксения Владимировна.
- После линейки начинаются физкультурные игры, Но я увожу заинтересовавшегося было ими федорова обследовать дачи. Мне хочется показать, в каких ненормальных условиях живет детский трудовой лагерь.
- Пашин оставляет для директора письменное предписание: 1) обеспечить посудой разноску ужина по дачам; 2) хранить карточки питающихся в столовой; 3) лучшие продукты питания отдавать в детскую столовую.
- Отмечаю большую и активную работу вожатых В.Петерсон, А.Волковой, Т.Капица.
- Артобстрел, юродивый и лев толстой
- Когда долгий обстрел, это утомляет. А когда радио верещит, что он кончен, или об этом говорит наступившая тишина, Ты радуешься, что остался цел, не погиб, разрываемый на куски, не в этот раз.
- Вернувшиеся вчера из города рассказывали о жутком обстреле. Удивительно, как быстро чинят провода, заделывают воронки в асфальте. Только эти свежие заплаты и говорят нам, что было накануне.
- У вас ведь есть уже морковка,
- Затем юра артюхин говорил о нашей комсомольской организации на сегодня, а я - об ее истории. Слушали очень хорошо, и я записала свое выступление. Но, конечно, запись много шире того, что я говорила.
- Нам немного осталось жить на этом свете. Зачем А. Ю. Решил расстаться. Глупо. Больно.
- Абсолютно нет времени писать. Из лагеря уехали еще 25 сентября.
- В доме пионеров раздавали медали моим огородникам. Правда, в малоторжественной обстановке - шумели мальчишки, проникшие на чествование из разных кружков. И все же я очень рада событию.
- В землянке тепло. Мы сидим в одних платьях. Маленькое окошко пропускает мало света, и над столом непривычно ярко для нас горят две электрические лампы.
За дневник сажусь все реже. Очень устаю. Каждый день ухожу из школы с сознанием, что сделать абсолютно ничего не успела. Учителя - дистрофики, сил у них ни на что нет. Много равнодушия к детям. Обидно, хотелось бы иного. Ведь работает наш директор, как вол, а в чем только душа у нее теплится.
Щетинская стала невыносима - эгоцентрично и планомерно оберегает себя. Сестра ее умерла в несколько дней от поноса. У О.К.Ушаковой, нашей школьной медсестры, цинга. Кожа на ноге красно-синяя, как при рожистом воспалении. У нее по вечерам температура поднимается до 39 градусов. Мне иногда кажется, она близка к смерти. Ее сын Коля худ, как щепка, одна нога опухла, его часто тошнит. Ужасно их жаль. Записала через Е.Н.Иванову Ушаковых на прием к доктору Соболеву в поликлинику. Записала и Е.Д.Арсеньеву, нашего бухгалтера. Муж у нее на корабле, видятся крайне редко, помочь он ей ничем не может, а у нее от цинги язва на спине. Записала Папмель, которая едва ходит, так болят ноги, а та просила записать и ее двоюродную сестру. В итоге набралось большое количество лиц, нуждающихся в медицинской помощи и усиленном питании, но талончики все равно получить удалось.
Щетинская присутствовала при их вручении и пристала к Папмель, чтобы та отдала ей талон двоюродной сестры. Я вмешалась и сказала: "Как вам не стыдно? Вы все время думаете только о себе". В ответ: "Как вы смеете во все встревать? Это вы думаете о себе, потому что вы одиночка, Ксения Владимировна, вас муж бросил, я знаю, за ваш скверный характер. Вы просто хотите выжить меня из школы, увольняйте прямо". Папмель бежала с поля брани, а затем сказала мне: "Вы меня спасли от этой ужасной женщины. Я ее, если честно, боюсь, она такие грязные сплетни в нашем доме распространяет обо всех, с кем не в ладах". Папмель добавила, что муж Щетинской голодает, а хлебом умершей сестры кормится сама Щетинская.
Учительница К.С.Сахарова нервничает. То вот она уже эвакуируется, то вот собирается купить дачу. Другой педагог, Матвеева, совсем измоталась между домом на Обводном канале, школой и спецстоловой. Воспитательством, как всегда, не занята. Марья Николаевна Ефремова морально лучше других, как я ей благодарна за всемерную помощь и радушие, но физически она руина. Вот такова сегодня жизнь 1-й школы г. Ленинграда.
РОНО и ГорОНО, как всегда, о кадрах не беспокоятся. Не знаю, может быть, я резка, но что это такое, если из всей школы лишь двое учителей были в стационаре и трое - на спецпитании? А в радиоцентре и ряде учреждений все 100% сотрудников проведены через эти мероприятия и идут теперь вторично. Как это понимать?
Быт мало наблюдаю. Путь от школы до дома и из школы в РОНО краток. Вчера только видела, что на Дзержинского у зимнего "фуэнте овехуна" целое озеро среди диабазовой мостовой, и в нем полощут белье. За водой хожу в дом напротив, а ведь управхозы должны были дать воду каждой квартире еще к 20 мая. Со вчерашнего дня стала действовать канализация.
Все это время сильные артобстрелы, масса разрушений. На мою психику особенно действуют ночные, но радуешься, что это не в школьные часы. Зенитки часто открывают сумасшедшую пальбу, но тревог сейчас мало. Говорят, стреляют по немецким аэропланам, перевозящим немцам продовольствие. Милиция свирепствует, и прохожих тянет в свои отделения, если они ходят во время тревог по городу. Мертвецов на улицах теперь видно мало, но смертей все еще много.
Ужасные есть дети: едва ходят, с потухшим сознанием. За уроком в V классе у меня плачет мальчик. Судороги сводят ноги. Веду его в кабинет к врачу, поскольку судороги перекидываются и на руки. Авитаминоз, сделать врач ничего не может.
В этом классе я рассказывала о Темучине и что у монголов был обычай давать имя сыну в соответствии с тем, какой наиболее значимый, памятный предмет мог видеть в этот день в окружающей действительности его отец. Дети отреагировали: "А у нас все девочки назывались бы тогда бомбочками, а все мальчики - снарядиками". Военная терминология наших дней применяется ими, даже когда речь идет о самых отдаленных временах: "Александр Невский понимал, что на фронте надо действовать быстро", "Монголы бросали зажигательные бомбы". А 20 убитых русских в Невскую битву вызывают смех: "Вот так битва..."
Беседы о героической русской истории, о положении на фронтах, о том, сколь могуч духом наш Ленинград, нравятся всем школьникам - и младшим, и старшим. Многие ребята стали более сытыми и очень много шалят. И шалят порой очень скверно, влияние улицы чувствуется. Недавно иду из школы, в одной руке щетки для чистки ковров, в другой склеенный завхозом горшок с землей. Бежит за мной со всех ног мальчик и кричит мне, что в саду убили моего ученика, плавает в крови. Бегу в школу. Не пойму, в чем дело, ведь обстрела не было. Старшие устремляются в сад, я хватаюсь за телефон, не могу дозвониться в скорую помощь, а времени нет, поэтому бегу за носилками. В вестибюле женщина голосит: "Да помогите же скорее". Бежим с носилками в сад. Навстречу В.В.Бабенко с ребятами уже несут на руках ученика Вихрова. Ясно, что разбит нос. Он весь перемазан кровью и захлебывается ею. Подрался с Талиненом, и тот его ударил. Талинен был знаменит такими проделками и в прежние годы.
|