Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На этом записи дневника обрываются.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕНИНГРАДСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В первомайском номере газеты "Литература и искусство" статья литератора Фадеева "Шестая симфония". Статья имеет подзаголовок: "Из ленинградского дневника". Фадеев чудесно уловил ленинградские настроения. В этой статье он приводит слова замечательной поэтессы Ольги Берггольц: "Главное было в том, чтобы заставить себя забыть о голоде и работать, работать; работать и поддерживать в твоем товарище этот постоянный огонь работы, который в наших условиях был главной жизненной силой. И все мы, кто мог работать, стали работать на началах полной взаимопомощи и взаимозаменяемости... Главное было в том, чтобы незаметно поддержать наиболее слабого". Удивительная вещь, эти строки и стихи "Ленинградке" производят на меня такое впечатление: "Это хотела сказать я, но не сумела". V.1943 г. Абсолютно не было времени писать. Май был исключительно труден: тяжелейшие обстрелы, тревоги, бомбежки. 19.V.1943 г. было принято решение из-за этой обстановки отменить испытания во всех классах, кроме VII. Учащиеся шумно радовались, когда, придя 20.V на испытания, узнали на линейке об их отмене. Но после многие говорили об ощущении: "Год без конца". Сумбур в подготовке к лагерям. По просьбе товарища Охотилкова из райкома ВЛКСМ я на заседании райкома выступила с мотивировкой создания единого летнего лагеря. На этой точке зрения стоит и военный комиссар Октябрьского района подполковник Петров. Зав. РОНО Алексеева предложила этот вопрос не обсуждать на данном собрании и определиться по этому поводу РОНО с райкомом ВЛКСМ. V.1943 г. Еду с директором В.В.Бабенко в Ольгино и прихожу в полное отчаяние: дети будут размещены в шести дачах, причем в разных концах поселка - следовательно, образуются "микролагеря"; работать предстоит в семи подсобных хозяйствах; столовая же - аж на Конной Лахте, за 3 с лишним километра от наших дач. По соседству с нами учащиеся школы N 236. Поля начинаются у столовой, но тянутся на 3 км. Всюду военные. Горн и гонг запрещены. Подаю заявление об освобождении меня от должности начальника лагеря, но зав. РОНО К.А.Алексеева отвечает, что сие не от нее зависит, а от лагерной комиссии. Занимать собой лагерную комиссию в момент вывоза детей не считаю правильным. Я явно раздражена. Директор школы либо с недоверием отнеслась ко мне и поэтому тоже поехала в Ольгино, либо здесь проявилось ее властолюбие. В любом ведь случае все вопросы сейчас и в дальнейшем предстоит решать мне, а не ей за меня. В последнюю минуту выдерживаю борьбу за А.Л.Артюхину - на нее можно будет положиться в случае необходимости, и силком мне навязывают К.В.Васильеву. А может, это у меня просто нервы, и никакой подоплеки на самом деле нет. Я никак не могу дать себе отчет, что вот-вот начнется лето. VI.1943 г. Идет дождь. Выезжаем сегодня. VII класс остается в городе ждать выпускного районного вечера. Ребята разбиты на 8 отрядов, мальчики отдельно от девочек. В двух старших выборный комсорг, в других утвержденный горкомом вожатый из наших ребят. Многих наших старшеклассников взяли пионервожатыми в оздоровительные лагеря. Отъезд лучше организован, чем в прошлом году. Вещи прошли санитарную обработку, часть из них даже увезли на машине, выделенной телеграфистами. Но суеты все же много. Карточки "ШП" (школьное питание) в последний момент обмениваются на "рабочую категорию". А.Л.Артюхина вынуждена с ними возиться, когда трехвагонный заказанный трамвай стоит перед школой. Едем кружным путем: через Дворцовый мост, по 1-й Линии, Тучкову мосту, Введенской, Кронверкскому. Приезжаем за два часа. Боялись попасть в ВТ. Заказан железнодорожный вагон, но его оказалось мало. Размещаемся в двух, поэтому сидим хорошо, свободно. ОЛЬГИНО Выгружаемся благополучно, несмотря на короткую остановку. Бригады идут по своим дачам. Я в арьергарде с теми, кому трудно справиться со своими вещами. Мы еще по дороге решили, что в основном вещи снесем в наш лагерный штаб, где моя резиденция: ул. Рядовая, 43. Это помещение ближайшее к столовой, и все пути лежат мимо этой дачи. Дача принадлежит частнице. Она пришла в ужас, когда увидела лавину двигающихся к ее строению детей. Успокаиваем ее, строимся и с песнями идем к столовой мимо штаба Октябрьского района. Я довольна. Впечатление лагерь производит, несомненно, хорошее. Идем по пыльному шоссе, среди болот - два с половиной километра, по крайней мере. Кому пришла мысль устраивать столовую не в Ольгино? В дождь, когда не будет работы, придется таскаться сюда. Три раза в день ходить немыслимо, значит, ужин придется брать с собой. А это значит, что дети будут съедать до времени. Но выхода нет. В столовой любезный прием. Там и представители штаба Октябрьского района М.И.Коркина и А.В.Малаховская. Сразу получаем завтрак, обед и ужин. Поэтому все сыты. Идем по дачам. Обегаю всех, смотрю, кто как устраивается. Это берет около полутора часов лишнего времени. Предприятия всюду плохо подготовились к приему детей. Не хватает даже таких существенных вещей, как кипятильники, кровати, матрацы или хотя бы материал для набивки сенников. Это все было добыто к 12.VI, и то не в полном объеме, хотя уполномоченная Октябрьского района М.И.Коркина созывала в штабе собрание директоров специально по этим вопросам 5.VI и обязала их все сделать в три дня. На том собрании были и все наши учителя-бригадиры. В это время началась ВТ. Самолеты немцев летали низко, зенитки тяжело ухали - по небу шли белые следы. Я просила разрешения отпустить бригадиров к детям. Не успели они выйти, как раздался страшный грохот, задрожали стекла веранды, на которой мы сидели, и К.В.Васильева с криком ворвалась к нам. М.И.Коркина, ведшая собрание, ядовито сказала: "И вы думаете, что такие учителя нужны для успокоения детей". Было очень неприятно. Ночь выдалась тяжелая. Тревоги шли одна за одной. Дачи дрожали, но дети сладко спали. Лишь в тревогу около 6 ч утра мальчики с интересом и без всякого страха стали следить за немецкими самолетами, летевшими так низко, что была видна свастика. Я лично этого не видела, но все подтверждали. Хуже было под утро следующей ночи. Я уже проснулась, когда началась пальба из тяжелого орудия, а в промежутках четко и совсем близко стреляли из винтовки. У нас утренняя гимнастика поводится у дачи, в которой живу я; первыми приходят комсомольские бригады. Подошедшие мальчики сообщили, что рядом с дачей девочек горит склад боеприпасов и взрываются снаряды, что вряд ли окна у девочек целы. Бегу к ним. Встречаю их по дороге. Пожар, оказывается, действительно, на соседнем с ними участке. Часовой охранял этот объект и, когда увидел пожар, стал стрелять из винтовки, надеясь, что на выстрелы кто-то придет. В случае ЧП так положено при несении караульной службы, когда нет средств связи. Но никто к солдату не шел, а мины стали взрываться. Вышибло окно в одной из спален. Девочки перепугались. Следующим выдающимся событием стала поимка финского шпиона. Он спросил у женщин, как дойти до Ленинграда, минуя заставу. Так как был одет он в нашу форму и уверял, что забыл лишь удостоверение, женщины указали ему дорогу. Не знаю, каким образом это стало известно пограничникам, но они появились на полях с ищейками. Человек был отыскан спящим в канаве и арестован. После этого наши ребята в каждом незнакомом красноармейце усматривали шпиона и осаждали нас просьбами удостовериться в этом лично. Больное место - столовая. Первые дни кормили отвратительно, мало, невкусно, используя недоброкачественные продукты. Бросила туда на налаживание А.Л.Артюхину. Сама уделяла этому внимание. Била тревогу в штабе. Невозможно выделять контролеров к закладке, потому что столовая далека, а ночное хождение запрещено. Ставим у весов учеников. Старшие, работая по 8 ч, ужин получают своевременно после ухода с полей. Но как быть с маленькими? Заставлять их дважды ходить в столовую немыслимо. Ужин даем в обед. Агитируем, чтобы он уносился домой. Но они его съедают задолго до отхода ко сну и вечером, конечно, хотят есть. Уговариваю бригадиров организовать чай на дачах. Но в некоторых дачах нет кипятильников. На грани возможностей не только ребята, но и учителя-бригадиры. У М.Н.Чуркиной, Н.А.Митрофановой, З.А.Жуковой к вечеру распухают ноги: сердцу трудно на жаре в поле, прибавим сюда неблизкое хождение в полях и в столовую. Дети пишут домой, жалуются на питание. Я очень хорошо знаю по прошлому году, как много зависит от решения вопроса питания. Если кормят хорошо - дети прекрасно работают, веселы. Хуже питание - спад во всем. Может начаться и утечка с огородов. А с мобилизацией и без того большая нечеткость. Прошлогоднее постановление Совнаркома о мобилизации школьников V-X классов никто не отменял, но в то же время было немало тех, кто "дезертировал" под всякими предлогами. РОНО каждый раз предписывало: "Уговорить, в крайности пошлите к нам". Идти к ним - никто не шел. Детей просто не пускали, даже если просились в трудовой лагерь. Какие причины? Во-первых, уважительные: болезнь членов семьи, наличие маленьких детей, элементарная боязнь разлуки в нашей обстановке и, конечно, нелепые слухи об опасности мест, куда едут дети (вряд ли тут опаснее, чем в Ленинграде). Во-вторых - культ "маменькиных деток". Прошлым летом родители ученицы VIII класса Тибановой предпочли послать ее работать в кладбищенскую контору, только бы иметь при себе нарядную, очень холеную дочку. В этом году профессор Линдберг отличался - он до сих пор умудрялся обеспечивать проводы в школу своих детей. Сверстники таких недолюбливают. Помнится, Нина Смирнова появилась в Пери, куда мы ездили год назад, ужаснулась обстановке сарая, напряженный труд ей тоже не понравился, и она "отбыла". Правда, прибыла в школу и все лето несла большую общественную нагрузку по работе с маленькими. После нашего вечера воспоминаний она мне сказала: "Очень интересно ребята говорили об огородах - я в этом году обязательно поеду". Сейчас она с нами и пока в прекрасном настроении. Конечно, кто бы спорил, детям нужно детство. Но что же делать, если у этого поколения его отняла война, если их маленький труд, а подчас он на уровне взрослых, тоже важен для Большой Победы. Мы обязательно победим, хоть сегодня воюет против нас такой сильный враг - Германия Гитлера и оккупированная им Европа, с ее людскими ресурсами, техникой, промышленностью, финансами. Мы вообще считали, что раз трудовая мобилизация, то надо было продумать что-либо по линии выдачи продкарточек. Тут их можно было реализовывать. Наша главная агитсила - это наши "перийцы". Когда червь сомнения заползал в их души, они искали поддержки у товарищей и у меня: "Ведь от нас же самих зависит, будет ли нам хорошо". Очень больной вопрос - производственный: нормы Наркомзема недействительны даже для взрослых, так как нереальны. Об этом говорится официально. Единых норм быть не может, поскольку играют роль и почва, и культуры. Однако директора хозяйств могут договориться о примерных нормах, но они этого не делают по причине занятости, халатности и т.п. Мешает хаотичность распоряжений: мальчики всех классов, кроме VII, приехали на огороды, чтобы здесь быть до 12 июня, а затем отправиться на две недели в военный лагерь. Но двухнедельный срок превратился в месячный, да мальчиков вдруг вызвали на два дня раньше. Они уехали, едва начав копать гряды под индивидуальные огороды. Наконец, отвлекает неимоверное количество обследователей. С 4 июня к нам наведываются сплошь ответственные работники, а именно следующие товарищи: Сизмин - из исполкома Октябрьского района, Гурьев - из горкома ВЛКСМ (детальное обследование условий проживания и работы), военный комиссар Октябрьского района Петров, военный инспектор Шепило, представитель пожарной охраны Кокоринов (дважды). Правда, товарищи Сизмин и Гурьев приструнили столовую. По их следам выехал парторг треста столовых и, как нам сообщили наши дежурные по столовой, "прочистил с песком". Кроме того, выхлопотали машину для подвоза продуктов. Отговорка "кормим тем, что в наличии" - теперь не пройдет. А вот приезд товарища Шепило анекдотичен и неприятен. Его ко мне привела преподавательница Посадовская. Я в это время была на даче старших девочек. Он принялся осматривать их комнаты. Пошло шутил, лишенный напрочь такта и какого-либо понимания, куда приехал. Так он себя вел и при обходе других дач. Безупречен оказался только в одном случае: отчитал основательно мальчиков-дневальных, оставивших посты - Белкова, Соколовского и Харитонова. На другой день застаю его в столовой. Держится, как полновластный хозяин. Сообщает мне: "Я договорился, учителя - десять человек - будут питаться отдельно, получать побольше и без вырезки талонов. Вы сами распределите эти обеды". Теперь понятно, почему местная работница встретила меня у столовой вопросом: "Вы согласились на отдельное питание?" Мне это же, но в замаскированной форме, предлагал директор столовой, и я решительно отказалась. Мне представляется очень важным в наше "время желудка", чтобы ребята видели, что мы в одинаковом положении. У нас ведь та же категория карточек. Я протестовала и против попытки отоваривать нам кондитерские талоны шоколадом в то время, когда дети не будут получать его целый месяц. М.И.Коркина и А.В.Малаховская, что из штаба Октябрьского района, прекрасно поняли другую положительную сторону: сохранить полную свободу действий и критики по отношению к столовой возможно, лишь пока ты не пользуешься ничем незаконно. Говорю Шепило, что протестую и дойду вплоть до исполкома: эти 10 обособленных обедов - воровство из котла школьников. Шепило спорит: "Но ведь директора и завуча кормят в школах?" Верно, но там на 574 человека - только этих двоих, и детского питания они не получают, а всего лишь суп, кашу и компот. Это узаконено и идет в счет надбавки к выдаваемым продуктам, предназначенной для питания служащих столовой. Поразило меня отношение наших учителей к этому предложению, когда я им рассказала. М.И.Барская и З.А.Жукова возмутились, врач и М.Н.Чуркина дипломатично молчали, И.А.Жукова (дочь З.А.Жуковой) и Н.А.Митрофанова доказывали, что это так и следует делать, как нам предложили, Л.Н.Иванова возмущалась, как и я. М.И.Элькинд даже принялась уговаривать меня согласиться... Всегда такую психологию объясняют состоянием "длительного голодания". Неверно. Я в корне не согласна. У Митрофановой донорский паек, И.А.Жукова имеет паек благодаря работе в ремесленном училище и потому поперек себя шире. "Протестанты": Барская - слабый и больной человек, ее могу понять, а Иванова только и говорит о еде, будучи достаточно здоровой и подвижной. Даю эти строки дневника почитать Барской - она меланхолически говорит: "Но все равно это уплывет от детей". Вот это и есть платформа слабых: "Раз все так, то и я". Но нам, учителям, надо стараться быть сильными. Иначе что значит наше воспитание, если мы рискуем опровергнуть его собственным обратным примером? Шепило по-прежнему в центре внимания. Ведет нас зачем-то в поля - первая же встреча с ребятами показывает, что не для ознакомления с их работой. Мне почти ясно, что с Посадовской у него установились несколько более, чем товарищеские, отношения. Он красуется, невыносимо бахвалится своим воинским стажем. Можно подумать, что перед нами не инструктор по школам, а самый отважный из отважных, с передового рубежа. Вдруг видим, сидит ворона. Он вытаскивает из кобуры револьвер и говорит: "Я ее сейчас". "Ну, зачем, это ведь не тетерев?" - удивляюсь я. Бац - выстрел... Ворона простирает крылья и плавно улетает. Через некоторое время то же доказательство меткости глаза и твердости руки. Что же Шепило? Отдает мне приказ назначить моим заместителем по лагерю... Кого? Посадовскую, конечно. Почему? Посадовская - человек без опыта работы в лагере. Политическую работу неплохо вела зимой Барская, а также я подключалась. Обе мы в лагере. В конце концов, зав. РОНО К.А.Алексеева говорила о возможности поставить на этот участок М.Н.Чуркину. Посылаю запрос Алексеевой. VI.1943 г. Лежу в постели. Больна. Событий много: четыре предыдущих дня отпускаю детей партиями в город - помыться в бане, увидеться с родными. Налеты инспектуры идут своим ходом. Инспектор пожарного дела прибыл однажды под утро и разбудил: срочная проверка. 14 июня вечером бежит к моей даче вожатая Люся Ширкевич. Удивляюсь, почему она здесь, ведь она должна находиться в городе до следующего вечера. Протягивает мне письмо от директора школы. "14 июня. Ленинград.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.236 (0.011 с.) |