Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В 21 ч, наконец, радио заговорило. Приказ за именем командующего ленинградским фронтом генерала Л. А. Говорова. Взяты красное село, ропша.
Содержание книги
- Теперь уже было так голодно, что и мы с О. М. Замечтали о кошке и пожалели о бесцельной смерти нашего кота.
- Поместила об этом заметку в стенгазету класса.
- О. М. Начинает сдавать. Ей все время хочется есть. Мне - нет. Вернее, я это подавляю, Но во сне вижу Еду.
- О. М. Полагает, что там, вдали, переживания острее. Как знать. Мне кажется ужаснее гибель у тебя на глазах близкого при полной твоей беспомощности.
- От таких людей надо быть подальше, от них в малом и большом страдают все. Но как быть, если живешь с такими в одной коммунальной квартире.
- По дороге в школу опять труп - не то женщина, не то ребенок, в больничном халате, с голыми ногами. Меня каждый раз берет какая-то тошнота.
- Пишу при коптилке. После 3-х месяцев перерыва выдали по 1/4 литра керосина. Жизнь неуклонно налаживается.
- Днем опять обстрел. Вечером только один выстрел. У нас задрожали стекла. На мосту снарядом убиты четверо прохожих с портфелями.
- Весь Невский и все прилегающие улицы заполнены работающими, идет очистка города от снега. Выходят организации. Приятно видеть это оживление, чувствовать, что город возрождается.
- У дома встретилась с еленой Александровной, Она хочет пойти К тырсе, посылаю с ней для оли кусочек булки, остатки вишневого экстракта, немного сахарного песку и заварку чая.
- Иду для Кати в аптеку. В подъезде лежит умершая женщина. Все следуют мимо.
- Написала о Выгодских в партком и дирекцию Эрмитажа. Обещали помочь.
- Апреля идет обстрел тяжелой артиллерией, необычайно сильный и продолжительный. Такого еще не было.
- Совещание директоров и завучей
- Ленинградцы устают от ежедневных выдач продуктов, выстаивая в очередях. Я сама за пивом стояла 5 ч и ушла в 10 1/2 ч вечера. Боялась, задержат по дороге домой. Обошлось.
- Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.
- В итоге в резолюции ряд постановлений, в том числе и о питании учителей. Заседание было интересное, и впечатление у меня осталось очень хорошее.
- В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
- Другой мальчик наворовал где-то шелк, блокноты, конверты, спички и выменивал все это у одноклассников на хлеб. Цены установил от 50 до 150 гр. Хлеба.
- В. В. Бабенко едет в лагерь завтра. Умудряюсь пробыть в школе до 7 ч вечера, хотя делать ничего не делаю.
- Эти дни бесконечные распри со столовой. Чувствуем, что они обжуливают наших детей, Но нам их не поймать и уже тем более не усовестить.
- Новый год отмечен лишь тем, что в школу иду К 11 Ч. Весь день пишу отчет за 1/2 года. Ухожу в десятом часу вечера.
- Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
- В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
- Ночью длительная тревога. Сброшены бомбы на старом невском, на чернышевом переулке и еще где-то. У нас зенитки бьют сравнительно тихо.
- Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
- Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
- Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
- Пишу во время вт. Завыла сирена около 9 Ч. Сейчас 10. Отбоя нет, Но абсолютно тихо. Очевидно, самолеты немцев появлялись где-нибудь на переднем крае обороны.
- Вчерашний обстрел, говорят, был самым сильным. В один только куйбышевский район попали 220 снарядов.
- Итак, начинаю описание протекающей жизни и событий. Возможно, завтра начнутся занятия в школе. Я с нетерпением жду этого желанного дня, когда приступим К занятиям.
- Надо все-таки учиться как можно лучше, все это ведь зачтется на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться. Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет.
- На этом записи дневника обрываются.
- Дорогая Ксения Владимировна.
- После линейки начинаются физкультурные игры, Но я увожу заинтересовавшегося было ими федорова обследовать дачи. Мне хочется показать, в каких ненормальных условиях живет детский трудовой лагерь.
- Пашин оставляет для директора письменное предписание: 1) обеспечить посудой разноску ужина по дачам; 2) хранить карточки питающихся в столовой; 3) лучшие продукты питания отдавать в детскую столовую.
- Отмечаю большую и активную работу вожатых В.Петерсон, А.Волковой, Т.Капица.
- Артобстрел, юродивый и лев толстой
- Когда долгий обстрел, это утомляет. А когда радио верещит, что он кончен, или об этом говорит наступившая тишина, Ты радуешься, что остался цел, не погиб, разрываемый на куски, не в этот раз.
- Вернувшиеся вчера из города рассказывали о жутком обстреле. Удивительно, как быстро чинят провода, заделывают воронки в асфальте. Только эти свежие заплаты и говорят нам, что было накануне.
- У вас ведь есть уже морковка,
- Затем юра артюхин говорил о нашей комсомольской организации на сегодня, а я - об ее истории. Слушали очень хорошо, и я записала свое выступление. Но, конечно, запись много шире того, что я говорила.
- Нам немного осталось жить на этом свете. Зачем А. Ю. Решил расстаться. Глупо. Больно.
- Абсолютно нет времени писать. Из лагеря уехали еще 25 сентября.
- В доме пионеров раздавали медали моим огородникам. Правда, в малоторжественной обстановке - шумели мальчишки, проникшие на чествование из разных кружков. И все же я очень рада событию.
- В землянке тепло. Мы сидим в одних платьях. Маленькое окошко пропускает мало света, и над столом непривычно ярко для нас горят две электрические лампы.
- Очень сложен в этом мужском обществе, с многочисленными часовыми, вопрос об уборной. Кто-то помогает девочкам открыть шалаш из еловых ветвей, приспособленный для этой цели.
- На концерт не остаюсь. Ухожу с незнакомой попутчицей. Она берет меня под руку, включаем мой фонарь.
- В 21 ч, наконец, радио заговорило. Приказ за именем командующего ленинградским фронтом генерала Л. А. Говорова. Взяты красное село, ропша.
- Лазарев слово сдержал и благополучно окончил школу. И вот сейчас он стоит передо мной. Это уже не мальчик, это мужчина, прошедший с честью сквозь огонь войны.
I.1944 г.
Проводим в школе митинг. Открывает директор В.В.Бабенко, дальше говорю я. Звонкий детский голос: "Значит, не будет больше обстрелов?" Я хочу объяснить, что обстрелы еще, конечно, будут, но все реже и тише, а скоро и вовсе прекратятся, но меня, к моему ужасу, опережает Вера Васильевна: "Да".
Старшеклассники пишут письмо блистательному генералу Л.А.Говорову. Предоставляю им пережить длительные (но такие сейчас приятные) муки творчества и прихожу на помощь лишь в последний момент. Валя Петерсон отправляет заказным: "Ленинградский фронт. Генералу Армии Говорову".
I.1944 г.
Наша уборщица Клава сообщает: "Вам звонил майор". Спрашиваю: "Какой майор?" - "Раков, просил передать, чтобы вы ждали его звонка в канцелярии". Спускаюсь, жду. Вот молодец, дослужился до майора Л.Л.Раков, в прошлом один из лучших лекторов Дома Красной Армии. Но какие события заставили его вспомнить обо мне? Звонок, голос Ракова, и телефон звучит, как из "былого".
Оказывается, он организует выставку "Героическое прошлое Ленинграда", и я должна быть его помощницей. Отказываюсь категорически: мое место в школе. Уверяет, что выставка важнее и что мне станет жаль, когда все будет сделано помимо меня. Кончаем разговор, полушутя-полусерьезно сердясь друг на друга. Я очень обеспокоена, я пыталась намекнуть: "Для официального уровня есть более подготовленные люди". Он понял меня и, вероятно, принял сказанное на свой счет, чего бы я не хотела.
Не знаю, доживут ли мои дневники до будущего, прочтут ли их. Не знаю, как посмотрят на нас и наше время. Но уверена, связующей нас с потомками нитью может быть только правда. Иначе в этом нет абсолютно никакого смысла.
САЛЮТ В ЛЕНИНГРАДЕ 27 ЯНВАРЯ
Уже несколько дней в Ленинграде носились слухи о предстоящем салюте. Говорили, что на Марсовом поле устанавливают пушки... Верилось и нет. Сегодня днем стало ясно, что салют будет. Из РОНО пришла телефонограмма, чтобы вечером слушали радио, а утром провели митинг.
Пришла домой в 6 ч и легла, не выключая радио. В 8 ч два раза передали приказ по войскам Ленинградского фронта за подписями Говорова, Жукова, Кузнецова, Соловьева, Гусева. Там уже прямо говорилось, что будут даны двадцать четыре залпа из 324 орудий. Я выключила радио, гремели пушки. Открыла штору - на улице светло, как днем. Над крышами развеваются ракеты - зеленые, белые, красные звезды.
По коридору мечется старуха Игнатьева: "Господи, что случилось-то?" Накидываю пальто и бегу на улицу по парадной лестнице. На Мойке масса народу. Сверкает так, что узнаем знакомых. В белых фронтовых полушубках бойцы, охраняющие порядок. Но беспорядка нет. По небу бегают сильные лучи прожекторов. Слышен гул наших истребителей, наверное, заранее поднятых в небо над окраинами города на случай, если понадобится отразить атаку фашистских бомбардировщиков.
"Дожили, - чаще всего слышится в толпе. - Дожили". Эти минуты в жизни города незабываемые.
Горожане от мала до велика, солдаты, моряки, летчики, все вместе мы - выстояли. Это наша ПОБЕДА.
ЭПИЛОГ
28 декабря 1945 г. в Эрмитажном театре читаю для учащихся IX классов различных школ лекцию "Растрелли и его школа". О ней извещали по радио, и собралось достаточно много слушателей, в том числе и взрослых. По ее окончании спрашиваю аудиторию, нет ли вопросов. Антонина Сергеевна, показывающая диапозитивы у фонаря, установленного в оркестровом отделении, протягивает мне записку - сложенный квадратиком листок бумаги. Разворачиваю. Странно, написана она чернилами - значит, кто-то приготовил ее заранее?
"Уважаемая Ксения Владимировна, среди Ваших слушателей находится Ваш бывший ученик, который очень хочет с Вами встретиться, но не знает, как это сделать.
|