Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
Содержание книги
- Теперь уже было так голодно, что и мы с О. М. Замечтали о кошке и пожалели о бесцельной смерти нашего кота.
- Поместила об этом заметку в стенгазету класса.
- О. М. Начинает сдавать. Ей все время хочется есть. Мне - нет. Вернее, я это подавляю, Но во сне вижу Еду.
- О. М. Полагает, что там, вдали, переживания острее. Как знать. Мне кажется ужаснее гибель у тебя на глазах близкого при полной твоей беспомощности.
- От таких людей надо быть подальше, от них в малом и большом страдают все. Но как быть, если живешь с такими в одной коммунальной квартире.
- По дороге в школу опять труп - не то женщина, не то ребенок, в больничном халате, с голыми ногами. Меня каждый раз берет какая-то тошнота.
- Пишу при коптилке. После 3-х месяцев перерыва выдали по 1/4 литра керосина. Жизнь неуклонно налаживается.
- Днем опять обстрел. Вечером только один выстрел. У нас задрожали стекла. На мосту снарядом убиты четверо прохожих с портфелями.
- Весь Невский и все прилегающие улицы заполнены работающими, идет очистка города от снега. Выходят организации. Приятно видеть это оживление, чувствовать, что город возрождается.
- У дома встретилась с еленой Александровной, Она хочет пойти К тырсе, посылаю с ней для оли кусочек булки, остатки вишневого экстракта, немного сахарного песку и заварку чая.
- Иду для Кати в аптеку. В подъезде лежит умершая женщина. Все следуют мимо.
- Написала о Выгодских в партком и дирекцию Эрмитажа. Обещали помочь.
- Апреля идет обстрел тяжелой артиллерией, необычайно сильный и продолжительный. Такого еще не было.
- Совещание директоров и завучей
- Ленинградцы устают от ежедневных выдач продуктов, выстаивая в очередях. Я сама за пивом стояла 5 ч и ушла в 10 1/2 ч вечера. Боялась, задержат по дороге домой. Обошлось.
- Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.
- В итоге в резолюции ряд постановлений, в том числе и о питании учителей. Заседание было интересное, и впечатление у меня осталось очень хорошее.
- В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
- Другой мальчик наворовал где-то шелк, блокноты, конверты, спички и выменивал все это у одноклассников на хлеб. Цены установил от 50 до 150 гр. Хлеба.
- В. В. Бабенко едет в лагерь завтра. Умудряюсь пробыть в школе до 7 ч вечера, хотя делать ничего не делаю.
- Эти дни бесконечные распри со столовой. Чувствуем, что они обжуливают наших детей, Но нам их не поймать и уже тем более не усовестить.
- Новый год отмечен лишь тем, что в школу иду К 11 Ч. Весь день пишу отчет за 1/2 года. Ухожу в десятом часу вечера.
- Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
- В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
- Ночью длительная тревога. Сброшены бомбы на старом невском, на чернышевом переулке и еще где-то. У нас зенитки бьют сравнительно тихо.
- Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
- Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
- Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
- Пишу во время вт. Завыла сирена около 9 Ч. Сейчас 10. Отбоя нет, Но абсолютно тихо. Очевидно, самолеты немцев появлялись где-нибудь на переднем крае обороны.
- Вчерашний обстрел, говорят, был самым сильным. В один только куйбышевский район попали 220 снарядов.
- Итак, начинаю описание протекающей жизни и событий. Возможно, завтра начнутся занятия в школе. Я с нетерпением жду этого желанного дня, когда приступим К занятиям.
- Надо все-таки учиться как можно лучше, все это ведь зачтется на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться. Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет.
- На этом записи дневника обрываются.
- Дорогая Ксения Владимировна.
- После линейки начинаются физкультурные игры, Но я увожу заинтересовавшегося было ими федорова обследовать дачи. Мне хочется показать, в каких ненормальных условиях живет детский трудовой лагерь.
- Пашин оставляет для директора письменное предписание: 1) обеспечить посудой разноску ужина по дачам; 2) хранить карточки питающихся в столовой; 3) лучшие продукты питания отдавать в детскую столовую.
- Отмечаю большую и активную работу вожатых В.Петерсон, А.Волковой, Т.Капица.
- Артобстрел, юродивый и лев толстой
- Когда долгий обстрел, это утомляет. А когда радио верещит, что он кончен, или об этом говорит наступившая тишина, Ты радуешься, что остался цел, не погиб, разрываемый на куски, не в этот раз.
- Вернувшиеся вчера из города рассказывали о жутком обстреле. Удивительно, как быстро чинят провода, заделывают воронки в асфальте. Только эти свежие заплаты и говорят нам, что было накануне.
- У вас ведь есть уже морковка,
- Затем юра артюхин говорил о нашей комсомольской организации на сегодня, а я - об ее истории. Слушали очень хорошо, и я записала свое выступление. Но, конечно, запись много шире того, что я говорила.
- Нам немного осталось жить на этом свете. Зачем А. Ю. Решил расстаться. Глупо. Больно.
- Абсолютно нет времени писать. Из лагеря уехали еще 25 сентября.
- В доме пионеров раздавали медали моим огородникам. Правда, в малоторжественной обстановке - шумели мальчишки, проникшие на чествование из разных кружков. И все же я очень рада событию.
- В землянке тепло. Мы сидим в одних платьях. Маленькое окошко пропускает мало света, и над столом непривычно ярко для нас горят две электрические лампы.
- Очень сложен в этом мужском обществе, с многочисленными часовыми, вопрос об уборной. Кто-то помогает девочкам открыть шалаш из еловых ветвей, приспособленный для этой цели.
- На концерт не остаюсь. Ухожу с незнакомой попутчицей. Она берет меня под руку, включаем мой фонарь.
- В 21 ч, наконец, радио заговорило. Приказ за именем командующего ленинградским фронтом генерала Л. А. Говорова. Взяты красное село, ропша.
- Лазарев слово сдержал и благополучно окончил школу. И вот сейчас он стоит передо мной. Это уже не мальчик, это мужчина, прошедший с честью сквозь огонь войны.
ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ
10.II.1943 г. доклад Раскина в Институте усовершенствования учителей, директором которого он является. Он вернулся с большой земли. Доклад пришелся на время тревоги. Опаздываю, извиняюсь. Раскин побывал в школах Горьковской области и еще каких-то. Всюду перегиб с современностью и военизацией. Например, на уроке по римскому войску: "Вал вокруг лагеря делали саперы... А у нас что делают? Дзоты, доты, траншеи. Какая разница между этими укреплениями?" - и весь урок уходит на тонкости современных оборонных сооружений. Римское войско забыто. На уроках русского языка исключительно газетный материал. Описание природы расценивается как контрреволюция... В городе Горьком Институт усовершенствования учителей устроил конференцию и поставил 12 докладов на военную тематику. Рапорт в Горьком на всех уроках во всех классах. Вместо обычного "здравствуйте" там какое-то близкое по значению слово, удобное разве что для хорового ответа.
Беру слово. Говорю о требовании военрука говорить всем ученикам "Вы", начиная с V класса. Говорю о его пожелании, чтобы, входя в канцелярию, ученик обращался к старшему с просьбой разрешить обратиться к воспитателю или к кому другому. А так как старшие - директор или я, и мы вечно окружены, то я вынуждена следить, чтобы на ожидание моего разрешения не ушла вся перемена. Кроме того, говорю, что Н.Н.Брюллова, обследовавшая работу Жилиной, нашла урок безукоризненным, но одиозным было пользование методикой некоего Бархударова (обучение грамматике). Необходимо по таким вопросам достичь договоренности на методобъединении.
В ГОСТЯХ У ТОЛСТОЙ
В воскресенье ночевала у Н.В.Толстой. В квартире тепло: 16 градусов. Это работает центральное отопление. Электричество без лимитов. Она очень мила. Но как она может жить в такое время без дела?
"Я занята, пишу стихи и читаю", - поясняет она. В ее стихах, конечно, блокада Ленинграда. Есть неплохие. В сборнике "Женщины Ленинграда" очень милое стихотворение "Остроумовой-Лебедевой" - о трех встречах автора с художницей. В ее заметках меня коробит выражение "роман с природой". Вслушиваюсь: наряду с тем, что "образок Николы на груди, держится за него и черпает бодрость", вдруг непереносимое суеверие - "разбито зеркало Радловых" (и, конечно, умер Николай Радлов). Н.В.Толстая с большой болью и негодованием, со слов якобы актеров, передает неприглядное о Сергее Радлове: когда немцы приближались к Пятигорску, он собрал труппу и дал совет уезжать коммунистам и евреям, а про себя-де сказал, что не видит надобности в бегстве, так как советской власти все равно конец. На самом деле, как мне рассказывала живущая у меня Катя, Радлов, с частью труппы, не смог уехать, потому что немцы высадили воздушный десант.
ДЕЖУРСТВО В ГОСПИТАЛЕ
В госпитале ночью присесть удалось минут на 10, не больше. Гипсовые корсеты тяжелы, под ними у раненых кожа зудит. Изобрели средство: настругали палочек и просят пропихнуть под корсет и почесать. Когда проходит моя рука, полно удовлетворение. Многие не могут пользоваться даже подкладным, подсовываю клеенку. Трогает сердце, когда раненый стремится помочь себя перевернуть, оправить. Упирается головой, здоровой рукой. Даже оказавшись в таком тяжелом положении, заботятся, чтобы девушкам, женщинам было хоть чуточку легче.
Командиры менее терпеливы и более требовательны. Навсегда запомнится мальчик лет двадцати, из младшего комсостава, у него ампутирована нога и ранение в мошонку. Когда спит, так чудесно улыбается. Но спит мало. Грубит. Мне в особенности, так как на мне физический уход. Сестра ему за это сделала замечание: седая моя голова и добровольчество были пущены в ход. Негодует: "Вы жалуетесь на мою грубость?" - "Во-первых, я не жалуюсь, а во-вторых, мне понятна ваша раздражительность, и говорить об этом не стоит". Ночью: "У вас есть чистый платок? Вытрите мне глаза". Из глаз его льются крупные слезы. "В чем дело? Очень больно?" - "Нет, но я думаю об этом". "Это" - обычно своя инвалидность. Говорю о прекрасных протезах, о чудесах хирургии. "Нет, я не об этом. Сядьте, вам тоже будет страшно. Мы с отцом были в одном полку, всегда вместе, оберегали друг друга. Мы шли в атаку рядом. На моих глазах ему оторвало голову. Я все это видел и запомнил до мелочей". Что мне сказать? "Мать у вас есть?" - "Да, в Куйбышеве". - "Вы ей писали, что в госпитале, что ранены?" - "Нет, я не могу написать об отце". - "Об этом и не надо, о нем ничего не пишите, но о себе надо написать". Он всю ночь не спит. Подхожу к нему каждую свободную минуту. Под утро просит: "Поцелуйте меня в лоб и укутайте одеялом. Грубить я больше не буду".
ТЕАТР ВЕРНУЛСЯ
|