Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Лазарев слово сдержал и благополучно окончил школу. И вот сейчас он стоит передо мной. Это уже не мальчик, это мужчина, прошедший с честью сквозь огонь войны.
Содержание книги
- Теперь уже было так голодно, что и мы с О. М. Замечтали о кошке и пожалели о бесцельной смерти нашего кота.
- Поместила об этом заметку в стенгазету класса.
- О. М. Начинает сдавать. Ей все время хочется есть. Мне - нет. Вернее, я это подавляю, Но во сне вижу Еду.
- О. М. Полагает, что там, вдали, переживания острее. Как знать. Мне кажется ужаснее гибель у тебя на глазах близкого при полной твоей беспомощности.
- От таких людей надо быть подальше, от них в малом и большом страдают все. Но как быть, если живешь с такими в одной коммунальной квартире.
- По дороге в школу опять труп - не то женщина, не то ребенок, в больничном халате, с голыми ногами. Меня каждый раз берет какая-то тошнота.
- Пишу при коптилке. После 3-х месяцев перерыва выдали по 1/4 литра керосина. Жизнь неуклонно налаживается.
- Днем опять обстрел. Вечером только один выстрел. У нас задрожали стекла. На мосту снарядом убиты четверо прохожих с портфелями.
- Весь Невский и все прилегающие улицы заполнены работающими, идет очистка города от снега. Выходят организации. Приятно видеть это оживление, чувствовать, что город возрождается.
- У дома встретилась с еленой Александровной, Она хочет пойти К тырсе, посылаю с ней для оли кусочек булки, остатки вишневого экстракта, немного сахарного песку и заварку чая.
- Иду для Кати в аптеку. В подъезде лежит умершая женщина. Все следуют мимо.
- Написала о Выгодских в партком и дирекцию Эрмитажа. Обещали помочь.
- Апреля идет обстрел тяжелой артиллерией, необычайно сильный и продолжительный. Такого еще не было.
- Совещание директоров и завучей
- Ленинградцы устают от ежедневных выдач продуктов, выстаивая в очередях. Я сама за пивом стояла 5 ч и ушла в 10 1/2 ч вечера. Боялась, задержат по дороге домой. Обошлось.
- Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.
- В итоге в резолюции ряд постановлений, в том числе и о питании учителей. Заседание было интересное, и впечатление у меня осталось очень хорошее.
- В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
- Другой мальчик наворовал где-то шелк, блокноты, конверты, спички и выменивал все это у одноклассников на хлеб. Цены установил от 50 до 150 гр. Хлеба.
- В. В. Бабенко едет в лагерь завтра. Умудряюсь пробыть в школе до 7 ч вечера, хотя делать ничего не делаю.
- Эти дни бесконечные распри со столовой. Чувствуем, что они обжуливают наших детей, Но нам их не поймать и уже тем более не усовестить.
- Новый год отмечен лишь тем, что в школу иду К 11 Ч. Весь день пишу отчет за 1/2 года. Ухожу в десятом часу вечера.
- Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
- В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
- Ночью длительная тревога. Сброшены бомбы на старом невском, на чернышевом переулке и еще где-то. У нас зенитки бьют сравнительно тихо.
- Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
- Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
- Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
- Пишу во время вт. Завыла сирена около 9 Ч. Сейчас 10. Отбоя нет, Но абсолютно тихо. Очевидно, самолеты немцев появлялись где-нибудь на переднем крае обороны.
- Вчерашний обстрел, говорят, был самым сильным. В один только куйбышевский район попали 220 снарядов.
- Итак, начинаю описание протекающей жизни и событий. Возможно, завтра начнутся занятия в школе. Я с нетерпением жду этого желанного дня, когда приступим К занятиям.
- Надо все-таки учиться как можно лучше, все это ведь зачтется на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться. Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет.
- На этом записи дневника обрываются.
- Дорогая Ксения Владимировна.
- После линейки начинаются физкультурные игры, Но я увожу заинтересовавшегося было ими федорова обследовать дачи. Мне хочется показать, в каких ненормальных условиях живет детский трудовой лагерь.
- Пашин оставляет для директора письменное предписание: 1) обеспечить посудой разноску ужина по дачам; 2) хранить карточки питающихся в столовой; 3) лучшие продукты питания отдавать в детскую столовую.
- Отмечаю большую и активную работу вожатых В.Петерсон, А.Волковой, Т.Капица.
- Артобстрел, юродивый и лев толстой
- Когда долгий обстрел, это утомляет. А когда радио верещит, что он кончен, или об этом говорит наступившая тишина, Ты радуешься, что остался цел, не погиб, разрываемый на куски, не в этот раз.
- Вернувшиеся вчера из города рассказывали о жутком обстреле. Удивительно, как быстро чинят провода, заделывают воронки в асфальте. Только эти свежие заплаты и говорят нам, что было накануне.
- У вас ведь есть уже морковка,
- Затем юра артюхин говорил о нашей комсомольской организации на сегодня, а я - об ее истории. Слушали очень хорошо, и я записала свое выступление. Но, конечно, запись много шире того, что я говорила.
- Нам немного осталось жить на этом свете. Зачем А. Ю. Решил расстаться. Глупо. Больно.
- Абсолютно нет времени писать. Из лагеря уехали еще 25 сентября.
- В доме пионеров раздавали медали моим огородникам. Правда, в малоторжественной обстановке - шумели мальчишки, проникшие на чествование из разных кружков. И все же я очень рада событию.
- В землянке тепло. Мы сидим в одних платьях. Маленькое окошко пропускает мало света, и над столом непривычно ярко для нас горят две электрические лампы.
- Очень сложен в этом мужском обществе, с многочисленными часовыми, вопрос об уборной. Кто-то помогает девочкам открыть шалаш из еловых ветвей, приспособленный для этой цели.
- На концерт не остаюсь. Ухожу с незнакомой попутчицей. Она берет меня под руку, включаем мой фонарь.
- В 21 ч, наконец, радио заговорило. Приказ за именем командующего ленинградским фронтом генерала Л. А. Говорова. Взяты красное село, ропша.
- Лазарев слово сдержал и благополучно окончил школу. И вот сейчас он стоит передо мной. Это уже не мальчик, это мужчина, прошедший с честью сквозь огонь войны.
- Вы сейчас домой собрались идти, Ксения Владимировна. Можно мне вас проводить?
Мы идем по набережной, он берет из моих рук портфель. Я спохватываюсь:
- Но вы же военный, вам неудобно идти с занятой рукой.
- Во-первых, я не военный, а демобилизованный, а во-вторых, зачем вы мне говорите "вы"? Это страшно неприятно.
- Это дань стольким годам разлуки, но я очень охотно буду говорить тебе "ты". Прежде всего, расскажи, чем ты занят сейчас и как складывалась твоя жизнь в эти годы?
- Сейчас я вольнослушатель, предстоит экстерн в Университете, на историческом отделении. Я приехал сюда в сентябре, уже вступительные экзамены кончились... Знаете, я иногда вспоминал о вас, особенно когда были за границей. Моя часть никогда не вступала в крупные города, мы всегда останавливались где-нибудь рядом. И вот, когда мы были в Чехии, я вспомнил, как вы нам рассказывали про Прагу, показывали открытки. И я придумал, как туда попасть, и попал. Прежде всего нашел тот самый мост, где башня над воротами. Так странно было видеть все это...
Марта 1946 г. в приказе по школе я была отмечена как лучшая учительница и в этом же приказе было сказано, что школа возбуждает ходатайство о присвоении мне звания заслуженной учительницы.
Затем началась страшная спешка. Писала автобиографию, заполняла анкеты, с разрешения директора Эрмитажа снималась в его фотолаборатории во всех регалиях, так как пять дней срока в обычной городской было долго ждать. Директор школы Вера Васильевна Бабенко торопила:
- Новый зав. РОНО Аникиевич упрекает, что мы, директора, недостаточно смело выдвигаем лучших учителей. Поэтому надо все сделать спешно.
Большая возня была с характеристикой. В.В. не мастер их писать. Она взяла за основу ту характеристику, которая была дана мне в 1939 г., когда меня представляли на звание научного корреспондента Института школ Наркомпроса. Сюда была добавлена вся моя работа в дни блокады города.
Наступила осень. О судьбе представления ничего не слышно. К.Я.Анисимова, заведующая общим отделом исполкома, поинтересовалась о результатах моего выдвижения, и П.С.Аникиевич ей сказал, что школа ничего не представила.
Тогда я обратилась к школьной администрации и месткому, и выяснилось, что все бумаги потеряны. И не только мои, но и учительниц нашей школы Е.М.Жилкиной и Л.К.Щетинской, а так же депутата райсовета тов. Кореняк. Невозможно было понять, где они затерялись - в РОНО или в ГорОНО.
В.В.Бабенко подняла об этом вопрос, но дело как-то плохо двигалось.
Января 1947 г. было совещание учителей нашего района. Председательствовал П.С.Аникиевич. Я выступала по вопросу о перегрузке учащихся контрольными работами. Почему мы, обучая, каждый раз наступаем на одни и те же грабли, мне трудно понять. Будто бы речь не о наших детях.
Утром следующего дня я задержалась дома. В первом часу зазвенел телефон: тов. Басюк, председатель Райсоюза учителей, просила меня от имени П.С.Аникиевича придти к нему, так как мне поручается выступить от учителей - в 15 ч в консерватории на Окружном собрании избирателей Октябрьского района с поддержкой кандидатуры тов. Белоуса, выдвигаемого в депутаты Верховного Совета РСФСР. Я сказала, что не имею никаких данных для характеристики Белоуса.
- Товарищ Рубец, вам их даст товарищ Аникиевич, - заверила Басюк.
Я быстро собралась и отправилась к зав. РОНО. Вероятно, мое появление заставило его вспомнить о моем представлении. Пришлось объяснять, что если бы меня в звании не утвердило правительство, то я была бы огорчена, но считала бы, что, значит, есть более достойные кандидаты, но когда мне говорят, что бумаги затеряны РОНО или ГорОНО, то я чувствую себя оскорбленной. Он стал уверять, что бумаги есть, он сам их видел, но безобразно написана характеристика:
- В ней только сказано, что вы хорошо преподаете, но этого же мало сказать.
Идем с ним в райком. Там незнакомый товарищ встречает меня вопросом:
- Вы заслуженная учительница нашего района?
- Нет.
Райкомовец с недоумением смотрит на Аникиевича. Мне же страшно неловко. Для меня теперь очевидно, что выступление намечалось поручить именно "заслуженной". Аникиевич акцентирует:
- Она представлена в заслуженные.
Товарищ из райкома улыбается на это, да и мне становится весело - нельзя же в самом деле объявить: "Слово имеет будущий заслуженный учитель". Решаем, что обо мне сообщат лишь, что я отличник Министерства народного просвещения. Я спрашиваю:
- А где мне получить материалы для выступления? Я совсем не знаю биографии...
Вижу, что лицо товарища из райкома выражает крайнее удивление, почти растерянность:
- А вы чью кандидатуру будете поддерживать?
- Товарища Белоуса, мне сказали.
- Да нет же, нет... Вам определили товарища Шверника.
|