Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
Содержание книги
- Теперь уже было так голодно, что и мы с О. М. Замечтали о кошке и пожалели о бесцельной смерти нашего кота.
- Поместила об этом заметку в стенгазету класса.
- О. М. Начинает сдавать. Ей все время хочется есть. Мне - нет. Вернее, я это подавляю, Но во сне вижу Еду.
- О. М. Полагает, что там, вдали, переживания острее. Как знать. Мне кажется ужаснее гибель у тебя на глазах близкого при полной твоей беспомощности.
- От таких людей надо быть подальше, от них в малом и большом страдают все. Но как быть, если живешь с такими в одной коммунальной квартире.
- По дороге в школу опять труп - не то женщина, не то ребенок, в больничном халате, с голыми ногами. Меня каждый раз берет какая-то тошнота.
- Пишу при коптилке. После 3-х месяцев перерыва выдали по 1/4 литра керосина. Жизнь неуклонно налаживается.
- Днем опять обстрел. Вечером только один выстрел. У нас задрожали стекла. На мосту снарядом убиты четверо прохожих с портфелями.
- Весь Невский и все прилегающие улицы заполнены работающими, идет очистка города от снега. Выходят организации. Приятно видеть это оживление, чувствовать, что город возрождается.
- У дома встретилась с еленой Александровной, Она хочет пойти К тырсе, посылаю с ней для оли кусочек булки, остатки вишневого экстракта, немного сахарного песку и заварку чая.
- Иду для Кати в аптеку. В подъезде лежит умершая женщина. Все следуют мимо.
- Написала о Выгодских в партком и дирекцию Эрмитажа. Обещали помочь.
- Апреля идет обстрел тяжелой артиллерией, необычайно сильный и продолжительный. Такого еще не было.
- Совещание директоров и завучей
- Ленинградцы устают от ежедневных выдач продуктов, выстаивая в очередях. Я сама за пивом стояла 5 ч и ушла в 10 1/2 ч вечера. Боялась, задержат по дороге домой. Обошлось.
- Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.
- В итоге в резолюции ряд постановлений, в том числе и о питании учителей. Заседание было интересное, и впечатление у меня осталось очень хорошее.
- В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
- Другой мальчик наворовал где-то шелк, блокноты, конверты, спички и выменивал все это у одноклассников на хлеб. Цены установил от 50 до 150 гр. Хлеба.
- В. В. Бабенко едет в лагерь завтра. Умудряюсь пробыть в школе до 7 ч вечера, хотя делать ничего не делаю.
- Эти дни бесконечные распри со столовой. Чувствуем, что они обжуливают наших детей, Но нам их не поймать и уже тем более не усовестить.
- Новый год отмечен лишь тем, что в школу иду К 11 Ч. Весь день пишу отчет за 1/2 года. Ухожу в десятом часу вечера.
- Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
- В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
- Ночью длительная тревога. Сброшены бомбы на старом невском, на чернышевом переулке и еще где-то. У нас зенитки бьют сравнительно тихо.
- Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
- Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
- Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
- Пишу во время вт. Завыла сирена около 9 Ч. Сейчас 10. Отбоя нет, Но абсолютно тихо. Очевидно, самолеты немцев появлялись где-нибудь на переднем крае обороны.
- Вчерашний обстрел, говорят, был самым сильным. В один только куйбышевский район попали 220 снарядов.
- Итак, начинаю описание протекающей жизни и событий. Возможно, завтра начнутся занятия в школе. Я с нетерпением жду этого желанного дня, когда приступим К занятиям.
- Надо все-таки учиться как можно лучше, все это ведь зачтется на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться. Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет.
- На этом записи дневника обрываются.
- Дорогая Ксения Владимировна.
- После линейки начинаются физкультурные игры, Но я увожу заинтересовавшегося было ими федорова обследовать дачи. Мне хочется показать, в каких ненормальных условиях живет детский трудовой лагерь.
- Пашин оставляет для директора письменное предписание: 1) обеспечить посудой разноску ужина по дачам; 2) хранить карточки питающихся в столовой; 3) лучшие продукты питания отдавать в детскую столовую.
- Отмечаю большую и активную работу вожатых В.Петерсон, А.Волковой, Т.Капица.
- Артобстрел, юродивый и лев толстой
- Когда долгий обстрел, это утомляет. А когда радио верещит, что он кончен, или об этом говорит наступившая тишина, Ты радуешься, что остался цел, не погиб, разрываемый на куски, не в этот раз.
- Вернувшиеся вчера из города рассказывали о жутком обстреле. Удивительно, как быстро чинят провода, заделывают воронки в асфальте. Только эти свежие заплаты и говорят нам, что было накануне.
- У вас ведь есть уже морковка,
- Затем юра артюхин говорил о нашей комсомольской организации на сегодня, а я - об ее истории. Слушали очень хорошо, и я записала свое выступление. Но, конечно, запись много шире того, что я говорила.
- Нам немного осталось жить на этом свете. Зачем А. Ю. Решил расстаться. Глупо. Больно.
- Абсолютно нет времени писать. Из лагеря уехали еще 25 сентября.
- В доме пионеров раздавали медали моим огородникам. Правда, в малоторжественной обстановке - шумели мальчишки, проникшие на чествование из разных кружков. И все же я очень рада событию.
- В землянке тепло. Мы сидим в одних платьях. Маленькое окошко пропускает мало света, и над столом непривычно ярко для нас горят две электрические лампы.
- Очень сложен в этом мужском обществе, с многочисленными часовыми, вопрос об уборной. Кто-то помогает девочкам открыть шалаш из еловых ветвей, приспособленный для этой цели.
- На концерт не остаюсь. Ухожу с незнакомой попутчицей. Она берет меня под руку, включаем мой фонарь.
- В 21 ч, наконец, радио заговорило. Приказ за именем командующего ленинградским фронтом генерала Л. А. Говорова. Взяты красное село, ропша.
- Лазарев слово сдержал и благополучно окончил школу. И вот сейчас он стоит передо мной. Это уже не мальчик, это мужчина, прошедший с честью сквозь огонь войны.
Иду в школу. Здесь тоже стекла выбиты. То же в квартире Бабенко. У нее, как и в классах, открылись внутренние рамы. Открылись во многих местах печные вьюшки. У учительниц Соколовой, Чуркиной, Кремковой выбиты все стекла. У 22 учеников только V-VIII классов выбиты стекла, у некоторых обвалились потолки, выскочили из проемов двери. Но никто не плачет. Оживленно сообщают друг другу и нам с директором. Чара Эльбергер даже оживлена: "Наверное, будем менять комнату". "А у тебя, Зина?" - спрашиваю Оболенкину. "А у меня нечему и выскакивать, давно все выскочило и забито одеялами". Отпускаем всех, кто стремится дома навести порядок. Отпускаем и маленьких. А в классах, где удалось забить окна, проводим занятия с оставшимися. Нам прислана в помощь бригада из двух женщин. Как выясняется, бомбы сброшены на площади Урицкого, На угол Невского и проспекта Рошаля, на улицу Глинки, на Фонарный и Максимилиановский переулки. Всюду требуется достаточно починки, а "рабсилы" мало.
У ученика Слободзинского брат убит в госпитале. Раненый на фронте, лежал там, и вот как довелось погибнуть.
По контрасту с 18.I.1943 г. все это воспринимается необычайно тяжело. Объятья смерти еще не ослабли, а мы уже начали надеяться. Фашисты пришли не просто воевать, они пришли убивать, много, пока достанет сил.
Сегодня вечером были уже две тревоги, но тихие. Днем прошел сильный обстрел. И удивительно, привычка ко всему: из РОНО требуют методических планов, приходит Р.И.Клейнер посмотреть повреждения и "заодно" (это ее любимое слово) заставляет написать план работы методобъединения.
Ребята наши увлекаются работой в госпитале. Мы там 22.I.1943 г. в приемном покое принимали в пионеры наших младших. Чудесный, солнечный выдался день, масса снега и сильный мороз. Шли от школы к "Англетер" с развернутым красным знаменем. Ухала артиллерия, наша или немецкая, не понятно. После приема в пионеры присутствующие командиры рассказали детям об эпизодах взятия Шлиссельбурга и Марьино. Все ранены там.
Днем они у нас в школе. Делятся своими воспоминаниями. Очень интересно. Началось наступление 12 января. Наша артиллерия в 15 раз превосходила силы противника. Тяжелые пушки подкатили на самый передний край. Авиация тоже прекрасно действовала, "и потому мы шли спокойно". Их выступления обрываются на первой траншее, ибо там и получили ранения. Говорят просто, хорошо. Утром на линейке было хуже. Там отчего-то проявилось неумение общаться с детьми, и когда замолк выступавший перед этой аудиторией "малявок" командир, говоривший об инициативе и т.д., встал мальчик и спросил: "Скажите, товарищ, куда именно вы были ранены?"
И еще бытовые черточки. VII класс ушел из школы, зная о предстоящей встрече с бойцами и командирами. После стало известно, что ушли в кино. VIII класс и активисты из VII класса искренне огорчились, до слез. Детей мало, и мне было очень неприятно. Когда я открывала собрание, я увидела в глазах наших гостей сочувствие. Какие же они молодцы, эти наши настоящие мужчины. Связисты, наши шефы, правду сказать, тоже подвели. Не прислали своей самодеятельности, как обещали. В итоге быстро устроили свою, легко и непринужденно. В общем, сошло неплохо.
II.1943 г.
Начала очередное дежурство в госпитале. В своем N 2010. Антонина Фесечко теперь старшая сестра госпиталя. Мы, трое учительниц, взяли шефство над палатами тяжело раненых. В одной бойцы, в другой комсостав. Среди последних наш бывший политрук Сереоров. У него шесть ранений, потеря глаза. Он, с ним Фесечко и доктор Татарова встретили хорошо. В работу вошла сразу. В тяжело раненых поражает терпеливость, кротость. Интересно, что и общее настроение много лучше, чем в прошлом. Всех окрыляют наши победы. Поражает сухое, бессердечное, формальное отношение медсестер.
|