Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
Содержание книги
- Это было самое красивое и оттого еще более страшное зрелище одного из октябрьских вечеров.
- А мне мучительно стыдно есть свой хлеб, так как мой-то кусочек больше, чем у многих.
- Завтра Л. А. С детьми улетит. Она глубоко права. Надо все делать только для живых. Мне так хотелось сделать что-нибудь для нее, оставила ей кусочек белого хлеба из своего донорского пайка.
- Теперь уже было так голодно, что и мы с О. М. Замечтали о кошке и пожалели о бесцельной смерти нашего кота.
- Поместила об этом заметку в стенгазету класса.
- О. М. Начинает сдавать. Ей все время хочется есть. Мне - нет. Вернее, я это подавляю, Но во сне вижу Еду.
- О. М. Полагает, что там, вдали, переживания острее. Как знать. Мне кажется ужаснее гибель у тебя на глазах близкого при полной твоей беспомощности.
- От таких людей надо быть подальше, от них в малом и большом страдают все. Но как быть, если живешь с такими в одной коммунальной квартире.
- По дороге в школу опять труп - не то женщина, не то ребенок, в больничном халате, с голыми ногами. Меня каждый раз берет какая-то тошнота.
- Пишу при коптилке. После 3-х месяцев перерыва выдали по 1/4 литра керосина. Жизнь неуклонно налаживается.
- Днем опять обстрел. Вечером только один выстрел. У нас задрожали стекла. На мосту снарядом убиты четверо прохожих с портфелями.
- Весь Невский и все прилегающие улицы заполнены работающими, идет очистка города от снега. Выходят организации. Приятно видеть это оживление, чувствовать, что город возрождается.
- У дома встретилась с еленой Александровной, Она хочет пойти К тырсе, посылаю с ней для оли кусочек булки, остатки вишневого экстракта, немного сахарного песку и заварку чая.
- Иду для Кати в аптеку. В подъезде лежит умершая женщина. Все следуют мимо.
- Написала о Выгодских в партком и дирекцию Эрмитажа. Обещали помочь.
- Апреля идет обстрел тяжелой артиллерией, необычайно сильный и продолжительный. Такого еще не было.
- Совещание директоров и завучей
- Ленинградцы устают от ежедневных выдач продуктов, выстаивая в очередях. Я сама за пивом стояла 5 ч и ушла в 10 1/2 ч вечера. Боялась, задержат по дороге домой. Обошлось.
- Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.
- В итоге в резолюции ряд постановлений, в том числе и о питании учителей. Заседание было интересное, и впечатление у меня осталось очень хорошее.
- В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
- Другой мальчик наворовал где-то шелк, блокноты, конверты, спички и выменивал все это у одноклассников на хлеб. Цены установил от 50 до 150 гр. Хлеба.
- В. В. Бабенко едет в лагерь завтра. Умудряюсь пробыть в школе до 7 ч вечера, хотя делать ничего не делаю.
- Эти дни бесконечные распри со столовой. Чувствуем, что они обжуливают наших детей, Но нам их не поймать и уже тем более не усовестить.
- Новый год отмечен лишь тем, что в школу иду К 11 Ч. Весь день пишу отчет за 1/2 года. Ухожу в десятом часу вечера.
- Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
- В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
- Ночью длительная тревога. Сброшены бомбы на старом невском, на чернышевом переулке и еще где-то. У нас зенитки бьют сравнительно тихо.
- Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
- Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
- Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
- Пишу во время вт. Завыла сирена около 9 Ч. Сейчас 10. Отбоя нет, Но абсолютно тихо. Очевидно, самолеты немцев появлялись где-нибудь на переднем крае обороны.
- Вчерашний обстрел, говорят, был самым сильным. В один только куйбышевский район попали 220 снарядов.
- Итак, начинаю описание протекающей жизни и событий. Возможно, завтра начнутся занятия в школе. Я с нетерпением жду этого желанного дня, когда приступим К занятиям.
- Надо все-таки учиться как можно лучше, все это ведь зачтется на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться. Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет.
- На этом записи дневника обрываются.
- Дорогая Ксения Владимировна.
- После линейки начинаются физкультурные игры, Но я увожу заинтересовавшегося было ими федорова обследовать дачи. Мне хочется показать, в каких ненормальных условиях живет детский трудовой лагерь.
- Пашин оставляет для директора письменное предписание: 1) обеспечить посудой разноску ужина по дачам; 2) хранить карточки питающихся в столовой; 3) лучшие продукты питания отдавать в детскую столовую.
- Отмечаю большую и активную работу вожатых В.Петерсон, А.Волковой, Т.Капица.
- Артобстрел, юродивый и лев толстой
- Когда долгий обстрел, это утомляет. А когда радио верещит, что он кончен, или об этом говорит наступившая тишина, Ты радуешься, что остался цел, не погиб, разрываемый на куски, не в этот раз.
- Вернувшиеся вчера из города рассказывали о жутком обстреле. Удивительно, как быстро чинят провода, заделывают воронки в асфальте. Только эти свежие заплаты и говорят нам, что было накануне.
- У вас ведь есть уже морковка,
- Затем юра артюхин говорил о нашей комсомольской организации на сегодня, а я - об ее истории. Слушали очень хорошо, и я записала свое выступление. Но, конечно, запись много шире того, что я говорила.
- Нам немного осталось жить на этом свете. Зачем А. Ю. Решил расстаться. Глупо. Больно.
- Абсолютно нет времени писать. Из лагеря уехали еще 25 сентября.
- В доме пионеров раздавали медали моим огородникам. Правда, в малоторжественной обстановке - шумели мальчишки, проникшие на чествование из разных кружков. И все же я очень рада событию.
- В землянке тепло. Мы сидим в одних платьях. Маленькое окошко пропускает мало света, и над столом непривычно ярко для нас горят две электрические лампы.
- Очень сложен в этом мужском обществе, с многочисленными часовыми, вопрос об уборной. Кто-то помогает девочкам открыть шалаш из еловых ветвей, приспособленный для этой цели.
Кто имени "ленинградец" ни разу не посрамил;
Кто Родине отдал братьев, мужей, сыновей, отцов;
Кто строил вкруг города дзоты, сдержавшие натиск врагов;
Кто шел, как на фронт, - на работу, не зная, вернется ль домой,
С кем рядом рвались снаряды, терзавшие город родной;
Кто мерз в разбомбленном доме, кто цену хлеба узнал,
Сто двадцать пять грамм получая, - а завтра "восьмушку" ждал:
Кто в эту бескрайнюю зиму растил и сберег детей,
Кто выше смерти поднялся силой жизни своей;
От имени ленинградцев, не сломленных в этой борьбе,
Отец и товарищ Сталин, я говорю тебе:
Мы верим в тебя, как в победу, и в самый тяжелый час
Мы знали, что Родина с нами, что Сталин помнит о нас.
Достойные нашей славы, огнем закалив сердца,
Мы выстоим, ленинградцы, выстоим до конца".
М.И.Барская, терроризированная мною, привела из подшефного госпиталя гвардейца. Мальчик 1921 года рождения, воспитанник Красой Армии. Его шестимесячным ребенком бросили родители, как ему сказали. Культуры в нем мало, разговаривать с детьми не умеет, но его бесхитростная речь производит на ребят колоссальное впечатление. Его часть третьей по счету получила звание гвардейской - она прикрывала наше отступление из Белоруссии, сражалась под Красным Селом и Гатчиной, защищала ледяную трассу и участвовала в страшных Синявинских боях (немцы в них потеряли шестьдесят тысяч, мы - двадцать одну). Эти бои отвлекли часть вражеской артиллерии с юга и сорвали штурм Ленинграда. Вот в чем их значение, как объяснял лектор горкома. А мы склонны были воспринимать их как неудачу.
Молодой гвардеец трижды ранен был в ходе этих баталий. Последнее ранение тяжелое - задеты позвоночник и спинной мозг. Ему отвечают подученные мною спешно активистки VII класса Зина Оболенкина и Ара Шестакова. Они от имени учкома просят ту часть, которую он представляет, взять шефство над нашей школой.
Приехал секретарь райкома комсомола Кириллов, привез балтийцев-подводников. На груди у каждого три-четыре ордена. Замечательно одеты, культурны, прекрасно говорят. Держат себя очень просто. Пятиклассники их буквально облепляют. Девочки с восторгом танцуют с ними.
Наш бедный "подлинный шеф", из батальона связи, совсем померк на этом фоне. Но он удачно вышел из положения, говоря, что его часть не заслужила звания гвардейской, что роль ее много скромнее, чем героев-балтийцев, но тем не менее и они с честью носят имя ленинградцев-связистов.
I.1943 г.
Последняя и очень неудачная елка - для четвероклассников. Гостей нет, самодеятельность плохая. Наш краснокафтанный Дед Мороз по чьей-то шалости лишился бороды, кто-то обмочил стену в зале, разбросал всюду конфетти. Дети подымают его с полу, загребая ладошками, и эту грязь швыряют друг другу в лицо. Вспомнилось, как на празднике Октябрьской революции, 7 ноября минувшего года, мальчики IV класса при девочках наполнили мочой бутылки и поставили учительнице на стол. В этом принимал участие и хороший ученик Валерик Гурбанов. Учительница вечером сидела у меня и плакала. Хулиганство. Но где его корни? В детской ли безнадзорности города-фронта, где родители не всегда ночуют дома, или в нашей системе безнаказанности детей? Мы никак не можем перейти этот Рубикон. Какие последовали наказания? Фактически никаких. Но у детей была убежденность, что они могут быть.
I.1943 г.
Утром педсовет. Во время него телефонограмма: двоих лучших ребят выслать немедленно в райком для получения билетов на "елку лучших". Начнется она уже через час. Спешно посылаем уборщицу за Шестаковой и Оболенкиной. Обе дома, по счастью, и бегут на елку. Подарки, вкусное - до сих пор в нашей жизни главное.
Еще телефонограммы: завтра в 8 1/2 ч утра учащихся V-VII классов посадить в трамвай на площади Лассаля и вести на острова (зачем, не известно); воспитателям быть при классах. У математиков, историков и учителей русского языка предметные конференции, за неявку на которые обещан выговор. Где, в котором часу и с кормежкой ли общегородская елка для восьмых классов, до сих пор не известно, но сказано, что она будет завтра. РОНО сам ничего не знает. Звоним в ГорОНО, там тоже не в курсе. Советую восьмиклассникам прийти завтракать пораньше. После того, как они разошлись по домам, в шестом часу узнаем, что елка в 11 ч утра.
И такое все чаще. 31.XII.1942 г. проводили линейку и сообщили общегородские мероприятия: 1 января слет пионеров, затем спектакли "Эсмеральда", "Евгений Онегин" и т.д. В это время телефонограмма: завучам немедленно прибыть в РОНО. Бегу. Узнаю: все городские праздничные приготовления отменены. Почему? "Сами понимаете, Ксения Владимировна, летная погода, бомбежки, обстрелы". Это нам ясно, и ясно не сегодня, но почему решение так поздно доведено до школ? "Заодно" инспектор Р.И.Клейнер сообщает: нашей школе выделить 5 докладчиков к предметным конференциям, а мне выступать по проблемам преподавания в четвертых классах. 5.I.1943 г. все доклады в письменном виде представить зав. РОНО т. Алексеевой. Но когда писать, ведь все дни елки? Наконец, сложны и вопросы. Например, "Задачи военного содержания". Я буквально рычу на Клейнер: я в IV классе не преподаю и мне к 3 числу надо еще написать "том" отчетов. Смерив взглядом, меня лично освобождают. Решаю, поостыв на морозном воздухе, вместо себя выпустить Барскую. Знаменская и я поможем.
|