Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
Содержание книги
- А мне мучительно стыдно есть свой хлеб, так как мой-то кусочек больше, чем у многих.
- Завтра Л. А. С детьми улетит. Она глубоко права. Надо все делать только для живых. Мне так хотелось сделать что-нибудь для нее, оставила ей кусочек белого хлеба из своего донорского пайка.
- Теперь уже было так голодно, что и мы с О. М. Замечтали о кошке и пожалели о бесцельной смерти нашего кота.
- Поместила об этом заметку в стенгазету класса.
- О. М. Начинает сдавать. Ей все время хочется есть. Мне - нет. Вернее, я это подавляю, Но во сне вижу Еду.
- О. М. Полагает, что там, вдали, переживания острее. Как знать. Мне кажется ужаснее гибель у тебя на глазах близкого при полной твоей беспомощности.
- От таких людей надо быть подальше, от них в малом и большом страдают все. Но как быть, если живешь с такими в одной коммунальной квартире.
- По дороге в школу опять труп - не то женщина, не то ребенок, в больничном халате, с голыми ногами. Меня каждый раз берет какая-то тошнота.
- Пишу при коптилке. После 3-х месяцев перерыва выдали по 1/4 литра керосина. Жизнь неуклонно налаживается.
- Днем опять обстрел. Вечером только один выстрел. У нас задрожали стекла. На мосту снарядом убиты четверо прохожих с портфелями.
- Весь Невский и все прилегающие улицы заполнены работающими, идет очистка города от снега. Выходят организации. Приятно видеть это оживление, чувствовать, что город возрождается.
- У дома встретилась с еленой Александровной, Она хочет пойти К тырсе, посылаю с ней для оли кусочек булки, остатки вишневого экстракта, немного сахарного песку и заварку чая.
- Иду для Кати в аптеку. В подъезде лежит умершая женщина. Все следуют мимо.
- Написала о Выгодских в партком и дирекцию Эрмитажа. Обещали помочь.
- Апреля идет обстрел тяжелой артиллерией, необычайно сильный и продолжительный. Такого еще не было.
- Совещание директоров и завучей
- Ленинградцы устают от ежедневных выдач продуктов, выстаивая в очередях. Я сама за пивом стояла 5 ч и ушла в 10 1/2 ч вечера. Боялась, задержат по дороге домой. Обошлось.
- Ночь прошла спокойно. От твердой кушетки все тело ноет.
- В итоге в резолюции ряд постановлений, в том числе и о питании учителей. Заседание было интересное, и впечатление у меня осталось очень хорошее.
- В городе чудный воздух. Все наши опасения по поводу вони оказались напрасны.
- Другой мальчик наворовал где-то шелк, блокноты, конверты, спички и выменивал все это у одноклассников на хлеб. Цены установил от 50 до 150 гр. Хлеба.
- В. В. Бабенко едет в лагерь завтра. Умудряюсь пробыть в школе до 7 ч вечера, хотя делать ничего не делаю.
- Эти дни бесконечные распри со столовой. Чувствуем, что они обжуливают наших детей, Но нам их не поймать и уже тем более не усовестить.
- Новый год отмечен лишь тем, что в школу иду К 11 Ч. Весь день пишу отчет за 1/2 года. Ухожу в десятом часу вечера.
- Кого не сломили утраты и голод кого не сломил,
- В школе волнение. Директору велено подать списки кандидатов на оборонные медали. Пишу характеристики учителям. Знаю, что и меня вносят.
- Ночью длительная тревога. Сброшены бомбы на старом невском, на чернышевом переулке и еще где-то. У нас зенитки бьют сравнительно тихо.
- Утром в полутьме иду за водой. В доме n 2 выбиты все стекла.
- Думала, что на работе будет трудно после бессонной ночи. Нет, ничего. Но когда приходишь домой и ложишься, то точно проваливаешься в темную бездонную пропасть.
- Угораздило слечь с гриппом. Артобстрел, здание качнуло, как при бомбежке. Окна звенят. С тоскою думаю: неужели стекла вылетят.
- Пишу во время вт. Завыла сирена около 9 Ч. Сейчас 10. Отбоя нет, Но абсолютно тихо. Очевидно, самолеты немцев появлялись где-нибудь на переднем крае обороны.
- Вчерашний обстрел, говорят, был самым сильным. В один только куйбышевский район попали 220 снарядов.
- Итак, начинаю описание протекающей жизни и событий. Возможно, завтра начнутся занятия в школе. Я с нетерпением жду этого желанного дня, когда приступим К занятиям.
- Надо все-таки учиться как можно лучше, все это ведь зачтется на дороге предстоящей жизни. Надо мужаться. Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет.
- На этом записи дневника обрываются.
- Дорогая Ксения Владимировна.
- После линейки начинаются физкультурные игры, Но я увожу заинтересовавшегося было ими федорова обследовать дачи. Мне хочется показать, в каких ненормальных условиях живет детский трудовой лагерь.
- Пашин оставляет для директора письменное предписание: 1) обеспечить посудой разноску ужина по дачам; 2) хранить карточки питающихся в столовой; 3) лучшие продукты питания отдавать в детскую столовую.
- Отмечаю большую и активную работу вожатых В.Петерсон, А.Волковой, Т.Капица.
- Артобстрел, юродивый и лев толстой
- Когда долгий обстрел, это утомляет. А когда радио верещит, что он кончен, или об этом говорит наступившая тишина, Ты радуешься, что остался цел, не погиб, разрываемый на куски, не в этот раз.
- Вернувшиеся вчера из города рассказывали о жутком обстреле. Удивительно, как быстро чинят провода, заделывают воронки в асфальте. Только эти свежие заплаты и говорят нам, что было накануне.
- У вас ведь есть уже морковка,
- Затем юра артюхин говорил о нашей комсомольской организации на сегодня, а я - об ее истории. Слушали очень хорошо, и я записала свое выступление. Но, конечно, запись много шире того, что я говорила.
- Нам немного осталось жить на этом свете. Зачем А. Ю. Решил расстаться. Глупо. Больно.
- Абсолютно нет времени писать. Из лагеря уехали еще 25 сентября.
- В доме пионеров раздавали медали моим огородникам. Правда, в малоторжественной обстановке - шумели мальчишки, проникшие на чествование из разных кружков. И все же я очень рада событию.
- В землянке тепло. Мы сидим в одних платьях. Маленькое окошко пропускает мало света, и над столом непривычно ярко для нас горят две электрические лампы.
- Очень сложен в этом мужском обществе, с многочисленными часовыми, вопрос об уборной. Кто-то помогает девочкам открыть шалаш из еловых ветвей, приспособленный для этой цели.
- На концерт не остаюсь. Ухожу с незнакомой попутчицей. Она берет меня под руку, включаем мой фонарь.
Ссорюсь с директором и военруком из-за Белова, ученика VIII класса. Дистрофик. У меня такое чувство, что он не выдержит зимы. Посылают на курсы военной подготовки, потому что "некого больше послать". В.В.Бабенко доказывает, что 17 января курсы кончатся и "подумаешь, если он раза два сходит". У Белова вид тупого отчаяния. Напоминаю, что в прошлом году хлебные очереди, длившиеся 2-3 дня, унесли массу жертв. Для некоторых ребят сейчас ходить на курсы - то же самое по сложности, что было тогда выстаивать за хлебом. В конце концов, нам вверена забота о детях, и никакая отчетность это не отменяла. Говоря это, я выхожу из себя. Директор уходит в райком комсомола по вопросу о медалях детям, а я своей властью освобождаю Белкова и даю направление на завтра к врачу.
Вчера на заседании в РОНО районный военный комиссар Петров отметил единственную школу с высокой посещаемостью курсов военной подготовки - нашу. Но вывод его был неожиданный: "Приписываю это тому, что в школе учится мой сын". Сын его ученик VI класса, мал для этого. Меня на заседании не было, удивляюсь, что директор и военрук оставили эту наглость без ответа.
Наконец починила радио. Оно не работало с весны. Катя, очевидно, к нему равнодушна. Я вызывала в редкие часы, когда сидела дома или удавалось упросить побыть Голушину. Монтеры не являлись или оставляли записки, сообщая, что они не могли достучаться.
Вдруг вижу монтера на лестнице в подъезде - чинит радио в 29-й квартире. Умоляю его зайти к нам. Категорический отказ: "Нет наряда". Предлагаю оплатить - он сердится: "Я не частник". Через четверть часа приходит и за мой дневной паек (500 гр. хлеба) чинит в течение 10 минут. Сама напросилась.
ВТ
Записываю это под грохот зениток и гул самолетов над головой. Третий час идет тревога. Сейчас они опять каждодневны, еженощны. У нас за Ленинград все же больше артбои, воздушных меньше. Немцы летают очень высоко и груз сбрасывают беспорядочно. Но до чего мы привыкли... Я лежала и дремала, сигнал воздушной тревоги (мы уже вывели пренебрежительную аббревиатуру - ВТ) ускорил подъем и... топку буржуйки. Грела кашу.
Вернулась Катя, щеголяя пропуском - ее благодаря ему не должны задерживать. Что же мы делали? Пили чай, читали газеты. И так все поступают. Иногда неприятен звук пальбы и особенно шум моторов в воздухе. Что ты каждую минуту можешь погибнуть, понимаешь умом, но только умом. Рассудочно, без тени волнения. Веры в свою гибель нет. Вероятно, так и у гибнущих.
Даже те, кто безумно боялся в прошлом году, например, М.П.Крыжановская, нашедшая себе даже угол в подвале и мешавшая во время ВТ спать хозяевам, абсолютно безразлична к воздушным тревогам сейчас.
I.1943 г.
Катя готовилась ко сну, а я еще сидела за столом и готовилась к урокам. Вдруг заговорило радио: блокада Ленинграда прорвана; войска Ленинградского фронта соединились с Волховскими; взят Шлиссельбург, Синявино и другие пункты. У нас выросли крылья.
Слухи о готовящемся наступлении на фашистов давно ходили, но я им из осторожности не хотела верить. Говорили, что и обстрелы Ленинграда, и налеты авиации связаны с передвижением наших войск.
Спали плохо. Мне хотелось не выключать радио, но Катя не сможет спать. Из комнаты Голушиных доносились дорогие звуки: всю ночь повторяли "В последний час", играла музыка.
Как же удачно я поймала того радиомонтера. Будто знала.
ПРАЗДНИК ПРОРЫВА БЛОКАДЫ
На следующее утро, в 8 ч, иду за водой. Всюду красные флаги. Повесили ночью. Затем отправляюсь в школу. Какая-то женщина недоумевает: "Что за праздник?" Кричу ей на ходу, что прорвана блокада. В ответ слышу рыдания и возгласы благодарности. В школьном вестибюле горит коптилка. В темноте мне трудно пробираться меж колонн. Детские голоса звучат радостно, возбужденно. Поздравляют меня и друг друга. То же самое происходит в учительской. Усенко бросается мне на шею. Решаем с директором немедленно после завтрака проводить школьный митинг, для младших же назначаем после первого урока. Телефонограмма РОНО, предписывающая то же самое, кажется лишней. Директор берет лампу "летучая мышь". Мы обходим классы и поздравляем учеников. В столовой страшно радостно. Экспансивная К.В.Васильева - комично выглядит в своей послевоенной форме, оставшейся от ее службы в армии. В безвкусной малиновой шляпе, с подвязанной белым платком щекой, забыв о классе, бросается на меня, целует, обнимает. Митинг ведет военрук, слово для сообщения предоставляется мне (говорю о великом факте снятия блокады - мы мечтали, мы верили, что этот день настанет) далее директор произносит волнительную речь. Мы обе с трудом находим связки слов, услышал бы нас кто-нибудь посторонний. Наши дети - сияют.
Митинг малышей проходит более беспорядочно. По окончании уроков обязана была читать учителям, VIII и VII классам лекцию о Ленине. Наш героический город носит его имя. Но по телефону всех их приглашают в другую школу на вечер-концерт по поводу прорыва блокады, и мы с директором решаем снять лекцию с повестки дня.
I.1943 г.
Со вчерашнего дня у меня ночует А.А.Леман. Радио у нее нет, и, выйдя на улицу праздничным утром, она не понимала, по какой причине флаги. И спросила об этом моряка. Когда он сказал, она воскликнула: "Я готова вас расцеловать за эту новость". Моряк с готовностью подставил щеку, но она не поцеловала... Я осудила.
Кате сказала уборщица: "Ну, что это, блокада снята, а рацион ничуть не изменился". Какие же мы нетерпеливые.
|