Титул I. O гражданах муниципиев и о жителях 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул I. O гражданах муниципиев и о жителях



1. Ульпиан во 2-й книге «Комментариев к эдикту». Муниципальное гражданство приобретается или по рождению, или в результате освобожения из рабства, либо путем усыновления. § 1. А собственно гражданами муниципиев называются те, кто участвует в исполнении (гражданских) обязанностей, будучи приняты в гражданскую общину для того, чтобы вместе с нами выполнять (гражданские) обязанности; но в настоящее время мы иногда не совсем правильно называем гражданами муниципия граждан (только) своей той или иной гражданской общины, например кампанцев, путеоланцев. § 2. Таким образом, тот, кто рожден от обоих родителей кампанцев, является кампанцем. Но если он рожден от отца кампанца, а матери путеоланки, то все равно является гражданином муниципия Капуи, если только по особой привилегии его происхождение не считается по матери; тогда он будет считаться гражданином муниципия по материнской линии. Например, если гражданам Илиона2 предоставлено право, чтобы рожденный от матери троянки стал гражданином их муниципия. Также и в Дельфах установлено и соблюдается то же самое. Цельс же сообщает, что с разрешения Помпея Великого у понтийцев установлено, что рожденный от матери понтийки является понтийцем. Некоторые считают, что это разрешение касается только незаконнорожденных. Цельс не поддерживает их мнение: ведь нет нужды просить о том, чтобы незаконнорожденный следовал положению матери (а какое еще происхождение в данном случае он имеет?), но (разрешение) касается тех, кто происходит от родителей из разных гражданских общин.

2. Он же в 1-й книге «Обсуждений». Всякий раз, когда подвластный сын по воле отца становится декурионом, по всем обязанностям, которые налагаются на ставшего декурионом сына, отец также несет ответственность, являясь как бы <поручителем> за сына. Считается, что отец согласился с декурионством сына, если, присутствуя при назначении, не воз­ражал против этого. Следовательно, если сын вел какие-либо государственные дела, то отец выступал в качестве "^поручителя*. § 1. Однако мы обязаны принимать на себя ведение государственных дел, управлять публичными финансами или устанавливать размеры выплат. § 2. Но и в случае если (сын) назначил попечителей государственных подрядов или какого-то иного государственного дела, то отец несет ответственность за это. § 3. Но даже если (сын) сам себя назначил преемником, то отец будет нести ответственность. § 4. Также если (сын) арендовал государственные вектигальные (земли), отец будет нести ответственность. § 5. Но и в случае, если сын не позаботился о назначении опекунов,

'Bas. 54.I. Ср. С. 10.38-39.

2 Илион - одно из названий древнего города Троя.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, I 349

или выбрал недостаточно состоятельных (опекунов), или не потребовал обеспечение, или принял (в качестве опекуна) несостоятельного, нет никакого сомнения, что сам он несет ответственность; отец же обязывается только в тех случаях, когда на таком же основании обязываются и поручители. Но они обычно не обязываются (как это установлено и предписано), так как <поручители> присягают в том, что будет сохранено общественное достояние, а опекуны ничего из общественного достояния, что касается денежных дел, опекаемым сиротам не передают. § 6. Тот, кто отсутствует сверх отпуска или удалился за пределы (территории), установленные для отпуска, может быть призван к исполнению общественных обязанностей.

3. Он же в 25-й книге «Комментариев к Сабину». Разрешается также, чтобы подвластные сыновья имели свое жилище,

4. Он же в 39-й книге «Комментариев к эдикту», разумеется, не там, где жилищем распоряжался его отец, а там, где сын сам его создал.

5. Павел в 45-й книге «Комментариев к эдикту». Лабеон отмечает, что тот, кто в равной мере ведет дела в нескольких местах, ни в одном из них не имеет места жительства; однако он же добавляет, что можно сказать, что он является жителем нескольких мест или имеет место жительства в нескольких местах, и это более верно.

6. Ульпиан во 2-й книге «Мнений». Присвоение происхождения, которого на самом деле нет, не уничтожает истинного (происхождения) по природе: ведь в результате ошибки истинное происхождение никуда не исчезает *и не уничтожается ложью говорящего, что он происходит оттуда, откуда на самом деле не происходит*3; и ни отказом от родины, откуда он происходит, ни ложью о той (земле), к которой он не имеет отношения, никто не может изменить истину. § 1. Подвластный сын следует принадлежности к той гражданской общине, откуда ведет свое происхождение его отец, а не его месту жительства. § 2. По мнению мудрецов (права), всякий может иметь место жительства в двух разных местах, если он и там, и там устроился так, что не считается, будто он тем не менее поселился у других. § 3. Вольноотпущенники следуют происхождению или месту жительства патронов; то же самое (действует) в отношении тех, кто от них рождается.

7. Он же в 5-й книге «Об обязанностях проконсула». Если кто отпущен на волю несколькими (хозяевами), он следует происхождению всех своих патронов.

8. Марциан в 1-й книге «О публичных судах». Божественные братья4 предписали, что декурионы не должны принуждаться давать обеспечение хлебных раздач для своих сограждан более низкое, чем того требует продовольственный налог; это установлено и другими указами императоров.

3 Согласно Т. Моммзену, средневековая глосса.

4 Ср. D. 48.12.3pr.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, I 351

9. Нераций в 3-й книге «Пергаментов». Происхождение того, кто не имеет законного отца, следует считать по матери и по ее местонахождению в тот день, когда он был ею рожден.

10. Марциан в единственной книге «О доносчиках»*. Привилегий, подобных привилегиям императорской казны, никакая гражданская община в отношении имущества должника не имеет, если только именно ей такое (право) не предоставлено императором.

11. Папиниан во 2-й книге «Вопросов». Император Тит Антонин предписал Лентулу Веру, что обязанности магистратов индивидуальны, а ответственность - общая. Это следует понимать так, что ответственность ложится на коллегу (магистрата) только в том случае, если ни тот (магистрат), который вел дело, ни те, кто в нем участвовали, не смогли исполнить дело и при исполнении возложенного на них это не было сделано с честью6. И наоборот, если некое лицо или его обеспечение были соответствующими или они могли соответствовать (требованиям) в то время, когда должно было быть произведено исполнение, то каждый из таких лиц по отдельности привлекается к ответственности только по тому делу, которым он управлял. § 1. А что, если, к примеру, тот, кто под свою ответственность назначил магистрата, участвует в исполнении (дела), - должен ли иск сразу предъявляться против него, как будто против поручителя, или же это возможно только в том случае, если это дело не сможет быть исполнено? Однако принято, чтобы по примеру поручителя первым привлекался к ответственности тот, кто назначил (себе коллегу), потому что коллега привлекается к ответственности только за нерадивость и вину, а тот, кто его назначил, отвечает и за добросовестность (исполнения).

12. Он же в 1-й книге «Ответов». И ему не следует давать против коллеги назначенного (магистрата) иск по аналогии.

13. Он же во 2-й книге «Вопросов». Итак, что будет, если один из магистратов в течение всего года отсутствовал или, к примеру, хотя и присутствуя, из-за неповиновения или бездействия, или тяжелой болезни вообще не вел дел гражданской общины и его коллега один всем управлял, однако все дела не могли быть им исполнены? Будет установлен такой порядок, чтобы сперва в полном объеме привлекались к ответственности тот, кто вел дела гражданской общины, и тот, кто за него поручался; сразу после совершения всего этого ответственность признает тот, кто назначил (магистратом) неподходящее лицо, последним будет привлекаться к ответственности второй из магистратов, который не вмешивался в ведение дел гражданской общины. Неправомерно будет отказываться от ответственности тот, кто назначил кого-то ответственным в целом, так как он должен был знать что назначаемый примет на себя конкретную должность и

5Ср. D. 49.14.18.10.

6 Ф. Айзель предполагает, что это предложение является интерполяцией Юстиниана.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, I 353

общую ответственность. Ведь даже когда двое вели дела и один из них не может добиться от другого исполнения того, что следует, тот, кто назначил коллегу, привлекается к ответственности за все в целом.

14. Он же в 15-й книге «Вопросов». Считается, что граждане муниципия знают то, что знают те, кому вверена высшая власть в гражданской общине.

15. Он же в 1-й книге «Ответов». Тот, кто был исключен на (определенный) срок из сословия декурионов и вернулся в это сословие по примеру удаленного в изгнание, не допускается к исполнению почетной (должности) в течение такого же срока, на какой он был лишен достоинства (декуриона). Но в любом случае надлежит выяснить, осужденные за какое преступление заслужили такое наказание, ведь претерпевшие и более суровое наказание могут быть впоследствии освобождены от бесчестья, например в случае мировой сделки, а подвергшиеся менее значительным наказаниям, которые предусматривают законы, тем не менее могут считаться бесчестными, так как вопрос (интерпретации) факта7 - во власти судящего, а авторитет права не в его власти. § 1. Не следует давать иск против того, кто назначил преемника под свою ответственность, если по сложении магистратской должности тот оставался достойным лицом. § 2. Имения, тайно переданные вопреки принципам (доброй) совести в ущерб гражданским повинностям, виндицируются в пользу фиска, и только пособник других в запрещенном деле принуждается платить из своего имущества. § 3. Право происхождения в отношении исполнения почетных дожностей и принятия на себя (гражданских) обязанностей не изменяется при усыновлении, однако сын через приемного отца привлекается к исполнению и новых (гражданских) обязанностей.

16. Гермогениан в 1-й книге «Извлечений из права». Но если кто освобождается из-под власти приемного отца, то он перестает быть не только его сыном, но и гражданином той гражданской общины, членом которой он стал через усыновление.

17. Папиниан в 1-й книге «Ответов». Вольноотпущенник через патрона не освобождается от исполнения гражданских обязанностей, и не имеет значения, исполняет ли он какие-то работы для патрона или прислуживает лишенному зрения. § 1. Вольноотпущенники же сенаторов, которые ведут дела своих патронов, по постановлению отцов-сенаторов освобождаются от обязанностей опеки. § 2. Отец пожелал, чтобы сын был декурионом; сначала гражданская община должна привлекать к ответственности лично сына, а не отца за сына; и не будет иметь значения, владел ли сын только воинским пекулием, поскольку до или после того находился на военной службе. § 3. Возражение о давности, которое дано в связи с повторным занятием почетных должностей или принятием на себя иных (обязанностей), сохраняет силу только в

7Ср. D. 48.16.1.4.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, I 355

отношении тех же самых лиц, но не других. § 4. Но одновременно в двух разных гражданских общинах одно и то же лицо не может занимать почетную должность, когда же должности предоставляются одновременно, то преимущество будет иметь та (гражданская община), откуда назначенный родом. § 5. Одного только основания владения не­достаточно для возложения на владельца гражданских повинностей, если только гражданской общине специально не дано особой привилегии. § 6. Вернувшиеся на родину (из плена) по праву постлиминия8 привлекаются к исполнению (гражданских) повинностей, даже если они проживают в пределах другой гражданской общины. § 7. Должность сборщика трибутного налога не относится к низшим повинностям и поэтому поручается также и декурионам. § 8. Отпущенный на волю на основании фидеикомисса при исполнении гражданских повинностей следует месту жительства того, кто его отпустил на волю, а не того, кто оставил ему свободу (по фидеикомиссу). § 9. Божественный Пий установил, что принятое в чужую семью в качестве сына (лицо своего права) по примеру отданного в усыновление (подвластного сына) несет гражданские повинности так же и по месту жительства его природного деда9, если только в отношении него нет никакого подозрения в обмане. § 10. Ошибка того, кто, считая себя членом муниципия или колонии, пообещал, что будет исполнять гражданские повинности, не исключает для него (возможности) защищаться в соответствии с правом. § 11. Место жительства отца не обязывает живущего в другом месте сына к исполнению гражданских повинностей в других гражданских общинах, так как учет места жительства еще и исходя из личности отца является временным. § 12. Привлеченных к судебному следствию за уголовные преступления нельзя допускать к новым почетным должностям до окончания дела; однако прежние должности до окончания (следствия) они за собой удерживают. § 13. Только лишь владение домом, который покупается в чужой гражданской общине, не создает места жительства. § 14. Ответственность назначенного преемника (по должности) не касается ^поручителя* назначающего. § 15. «Поручители*, которые несут ответственность за будущую сохранность государственного достояния и которые под свою ответственность назначают магистрата, не отвечают по штрафным искам, по которым привлекаются те, за кого они поручились; ведь ясно, что достаточно того, что они пообещали дать государству обеспечение в отношении ущерба.

18. Павел в 1-й книге «Вопросов». Божественный Север предписал, что срок исполнения продолжающихся должностных обязанностей прекращается даже вопреки воле, а не только по желанию (магистрата), так как никто не может беспрерывно исполнять почетную должность.

8Ср. D. 49.15.

' То есть деда по крови, а не по праву усыновления.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, I 357

19. Сцевола в 1-й книге «Вопросов». То, что установила большая часть курии, признается за решение всей курии.

20. Павел в 24-й книге «Вопросов». Место жительства меняется конкретными делами и действиями, а не голым засвидетельствованием воли; как, например, это истребуется от тех, кто отрицает, что может как житель (данного муниципия) быть привлечен к исполнению (гражданских) повинностей.

21. Он же в 1-й книге «Ответов». Луций Тиций, когда находился под отцовской властью, среди прочих был назначен магистратами попечителем публичных хлебных раздач вопреки воле отца; на это дело Луций Тиций не согласился, и не принял денег, и не дал под них обеспечение, и вместе с прочими не присоединился к закупкам (хлеба); а после смерти отца оставшиеся коллеги стали вызывать его в суд. Вопрос: может ли он на этих основаниях быть привлечен к ответственности? Павел ответил, что тот, кто не желает принять на себя исполнение возложенных на него магистратами должностных обязанностей, может быть в связи с этим привлечен к ответственности по поводу ущерба гражданской общины, хотя бы он в тот момент, когда был избран, находился в чужой власти. § 1. Павел (также) ответил, что те, кто за других привлекаются к ответственности не по договору, а по должности, которую исполняли, обычно отвечают за причиненный по должности ущерб, а не за (упущенные) прибыли. § 210. Он же ответил, что наследники отца по поводу (гражданских) повинностей сына, которые тот принял на себя после смерти отца, согласно праву не могут быть привлечены к ответственности. Этот ответ распространяется и на того (сына), которого отец сделал декурионом, но который приступил к исполнению обязанностей уже после смерти отца. § 3. Он же ответил, что тот, кто усыновил декуриона, считается принявшим на себя и его декурионские повинности по примеру отца, по воле которого сын стал декурионом. § 4. Он же ответил, что при сохранении брака приданое находится в имуществе мужа; но если все его имущество в определенных случаях используется для исполнения муниципальных повинностей, то приданое не должно в него включаться. § 5. Он же ответил, что если ответчик еще не привлечен обвинителем к суду за уголовное преступление, но тем не менее через "установленное время>м ответит за преступление, до времени (окончания процесса) не должен домогаться почетных должностей. § б12. «Императоры Север и Антонин Августы -Септимию Зенону. За сына в младенческом возрасте, которого ты захотел сделать декурионом, даже если ты в отношении будущего поручишься за него своей честью, ты все-таки пока не принуждаешься к исполнению (должностных) повинностей, так как считается, что ты выразил свою волю в отношении того, что ему (только) может быть поручено».

10 Согласно О. Ленелю, текст § 2 не принадлежит Павлу.

11 У Павла - «в течение года» (intra annum). Ср. С. 9.44.3. 12§6 = С. 10.40.1.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, I 359

§ 7. Он же ответил13, что если гражданская община не имеет собственного закона о дозволенных повышениях цены, нельзя отказываться от (условий) уже заключенных (договоров) аренды или продажи государственных имений: ведь сроки, предусмотренные для повышения цены, относятся к компетенции фиска.

22. Он же в 1-й книге «Мнений». Дети вольноотпущенников и вольноотпущенники вольноотпущенниц14 следуют месту жительства или происхождению отца и патрона. § 1. Вдова по утрате мужа сохраняет по примеру светлейшего лица15 место жительства, предоставленное ее супругу, но во всех других случаях прекращения брака (место жительства) меняется. § 2. Вольноотпущенники являются гражданами муниципия в том месте, где они сами по собственной воле пожелают иметь место жительства, и их патроны не могут давать какого-либо предписания исходя из их происхождения, однако в этом случае вольноотпущенники привлекаются к исполнению (гражданских) повинностей в обоих местах16. § 3. От­правленный в ссылку имеет место жительства поневоле на время в том месте, куда он был сослан. § 4. Сенатор, исключенный из сенаторского сословия, не возвращается к изначальному отечеству, если только не получит на это специального разрешения. § 5. Сенаторы и их сыновья и дочери, в какое бы то ни было время рожденные, а также их внуки и внучки, правнуки и правнучки от сына освобождаются от прежнего места жительства, даже если удерживают за собой муниципальную должность. § 6. Сенаторы, выхлопотавшие неограниченный отпуск (от места исполнения должности), то есть право проживать где пожелают, сохраняют место жительства в городе (Риме). § 7. Те, кто занимается ростовщичеством, должны исполнять все повинности со своей недвижимости, даже если они не имеют ее во владении.

23. Гермогениан в 1-й книге «Извлечений из права». Что касается повинностей, то получивший сенаторское достоинство перестает быть гражданином муниципия; что же касается почетной должности, то считается, что в этом отношении он сохраняет прежнее место жительства. Впрочем, отпущенный им на волю становится гражданином того муниципия, откуда (сенатор) родом. § 1. Считается, что воин имеет место жительства там, где служит, даже если он ничем в отечестве не владеет.

24. Сцевола во 2-й книге «Дигест». В конституциях императоров установлено, что деньги, которые уплачиваются из потерпевшего ущерб (имущества), не должны облагаться процентами; и об этом императоры Антонин и Вер Августы предписали в следующих словах: «Человечным является не истребовать процентов от остатков (имущества) ни у того, кто имеет недоимки по исполнению почетной

13 Куяций заменяет «он же ответил» (respondit) на «они же предписали» (rescripserunt). Ср. С. 11.32.1.

14 Согласно Ф.К. фон Савиньи - «вольноотпущенников» (libertorumque).

15 Титул лиц сенаторского сословия.

16 То есть по своему месту жительства и по месту жительства патрона.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, I 361

должности, ни у его <поручителя>, ни тем более у магистратов, которые принимали от них обеспечение». Из этого следует, что и в будущем не следует отступать от соблюдения этого правила.

25. Ульпиан в 1-й книге «Комментариев к эдикту претора». Когда муниципальные магистраты исполняют должность одного магистрата, они также и занимают место одного человека. Это в большинстве случаев также установлено и в муниципальном законе; и даже если не установлено, то по крайней мере не запрещается, а поддерживается обычаем.

26. Павел в 1-й книге «Комментариев к эдикту». То, что скорее относится к империю17, нежели к юрисдикции, муниципальные магистраты совершать не могут. § 1. Муниципальным магистратам не разрешается восстанавливать в первоначальном положении или приказывать, чтобы кто-либо владел имуществом ради его сохранения, или ради сохранения приданого, или ради сохранения завещательных отказов.

27. Ульпиан во 2-й книге «Комментариев к эдикту». Отпущенный на волю является гражданином муниципия того, кто дал ему вольную, следуя статусу не его места жительства, а его отечества. А если патрон имеет муниципальное гражданство в двух гражданских общинах, то через отпуск на волю (его вольноотпущенник) станет гражданином тех же гражданских общин. § 1. Если кто не в своей колонии, но в муниципии всегда совершает сделки, там продает, покупает и заключает договоры, пользуется там рынком, баней и зрелищами, там отмечает праздники и вообще пользуется всеми выгодами муниципия и никакими выгодами колонии не пользуется, то именно там он скорее и имеет место жительства, нежели там, куда он заезжает лишь для сельскохозяйственных работ. § 2. Цельс в 1-й книге дигест рассуждает о том, что если кто в равной мере обустроился в двух местах и находится одинаково часто и там, и там, то следует считать, что он имеет место жительства там, куда он сам склонен душой. Я же сомневаюсь, чтобы, если он имеет душевную склонность к обоим местам, он мог в обоих местах иметь и место жительства. В действительности же он может их иметь, хотя это и затруднительно; точно так же затруднительно и вообще быть без места жительства. Я же считаю, что может случиться и так, если кто-то, оставив место жительства, отправится в плавание или в дорогу в поисках, куда бы перебраться и где бы поселиться: ведь такой человек, по моему мнению, не имеет места жительства. § 3. Однако, как пишет Марцелл, место жительства может иметь и сосланный - в том месте, где он содержится.

28. Павел в 1-й книге «Комментариев к эдикту». У муниципальных магистратов рассматриваются тяжбы между сообществами и по наиболее важным делам.

17 Преимущественно военная власть высших римских магистратов.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, I 363

29. Гай в 1-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». Житель должен подчиняться и тем магистратам, (в муниципии) которых он проживает, и тем, у кого он имеет гражданство; в обоих муниципиях он не только является субъектом муниципальной юрисдикции, но также должен исполнять все общественные повинности.

30. Ульпиан в 61-й книге «Комментариев к эдикту». Тот, кто родом из деревни, считается имеющим отечеством ту гражданскую общину, к которой относится эта деревня.

31. Марцелл в 1-й книге «Дигест». Нет никакого препятствия к тому, чтобы всякий имел место жительства там, где хочет, если это ему не запрещено.

32. Модестинв 4-й книге «Различий». Та (женщина), которая обручена, до заключения брачного контракта не меняет свое место жительства.

33. Он же в единственной книге «О манумиссиях». Рим является нашим общим отечеством.

34. Он же в 3-й книге «Правил». Житель, уже имеющий общественные повинности, не может до исполнения повинности отказаться от места жительства.

35. Он же в 1-й книге «Освобождений (от обязанностей)». Следует знать, что тот, кто проживает в сельской местности, не считается жителем (муниципия): ведь тот, кто не пользуется выгодами данного города, именно поэтому и не считается его жителем.

36. Он же в 1-й книге «Ответов». Тицию, когда он находился в Риме в целях обучения, от магистратов его отечества было послано письмо, чтобы он доставил императору постановление этой самой гражданской общины, которое было приложено к письму. Тот же, кто получил письмо для передачи, по тайному соглашению отдал его Луцию Тицию, который и сам задерживался в Риме по своим делам; заменив имя Тиция, которому было адресовано постановление, чтобы подать (его) именно через него, он вписал свое имя и так вручил императору постановление согласно поручению гражданской общины. Вопрос: кто имел бы право потребовать с нее дорожные расходы? И что, считается, совершил не отдавший письмо тому, кому он взялся за поручение отдать, а также тот, кто, стерев чужое имя и вписав свое, как если бы он сам получил приказ от отечества, вручил постановление императору? Геренний Модестин ответил, что Тиций в данном случае не может истребовать дорожные расходы, но это может сделать тот, кто вписал (свое имя). § 1. Тиций в обеспечение общественных денег, которые он сам дал взаймы, принял залог, заключив с должником соглашение, что в случае неуплаты долга он может без всякого стипуляционного обеспечения продать залог. Все преемники Тиция по должности вплоть до Мевия одобряли и долг, и залог; из-за стипуляционного обеспечения, данного этим магистратом во время продаж в отношении указанного размера поместья, от продажи залога не было получено достаточно для покрытия долга. Вопрос: кто несет ответственность перед гражданскойКНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, I 365

общиной? Геренний Модестин (ответил): Тиций, после того как его преемники приняли на себя его ответственность, не несет ответственность за связанный с его именем (долг), но и те последующие магистраты, которые выставили (залог) на публичные торги, тоже не несут ответственность, так как, конечно, продали дороже из-за заявления о размере земли, и, поскольку величина (участка) оказалась меньше, им было приказано (судьей) вернуть то, насколько дороже они продали. Так что тот, кто последним одобрил этот долг, обязан дать обеспечение в отношении возможного ущерба, (который может быть нанесен) государству, если не будет доказано, что его преемнику передается вполне обеспеченное обязательство.

37. Каллистрат в 1-й книге «О судебных расследованиях». О правах всех жителей, которых какая бы то ни было гражданская община наказывает, судебное разбирательство проводят наместники провинций. Но если кто отрицает, что он является жителем (данной гражданской общины), то он должен предъявлять иск у того наместника провинции, под попечением которого находится та гражданская община, где он привлекается к исполнению публичных повинностей, а не та, из которой он, по его словам, происходит; и так предписал божественный Адриан. § 1. Принято, что вольноотпущенники женщины, которая родом из одного места, а замуж вышла в другом, должны нести (публичные) повинности в том месте, откуда родом их патрона, а также там, где они сами будут иметь место жительства. § 2. Следует знать, что женщины, которые вступили в незаконный брак, должны исполнять (публичные) повинности не там, откуда родом их мужья, а там, откуда они сами родом; и так предписали божественные братья

38. Папирий Юст во 2-й книге «О конституциях». Императоры Антонин и Вер Августы предписали, что они освобождают от клятвы того, кто присягнул, что не вступит в сословие (декурионов), а затем был избран дуумвиром. § 1. Они также предписали, что колонов имений фиска следует обременять исполнением (публичных) повинностей, не нанося ущерба фиску, и рассматривать это должен наместник провинции с привлечением прокуратора. § 2. Императоры Антонин и Вер предписали, что к обязанности магистрата относится взыскание денег по легатам, а если они промедлят с этим, то привлекаются к ответственности они сами или (их) наследники, либо, если они неплатежеспособны, их Поручители*, которые дали за них обеспечение. § 3. Они также предписали, что женщина, покуда она замужем, считается жительницей той гражданской общины, к которой принадлежит ее муж, и там, откуда она родом, ее не вынуждают исполнять (публичные) повинности. § 4. Они также предписали, что имущество отца, который умышленно эманципировал сына, чтобы не давать обеспечение по поводу его магистратуры, все равно привлекается (в качестве обеспечения), даже если у сына уже имеется Поручитель*. § 5. Они также предписали, что, когда выясняется, является ли кто-либо гражданином муниципия, следует принимать во внимание доказательстваКНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, II 367

также и из самих обстоятельств дела, ведь простое сходство имен еще не достаточно для подтверждения чьего-либо происхождения. § 6. Императоры Антонин и Вер предписали, что должны давать обеспечение не только те, кого принудили исполнять магистратскую должность, но и те, кто добровольно принял на себя эту обязанность.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.01 с.)