Титул XII. Об односторонних обещаниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул XII. Об односторонних обещаниях



1. Ульпиан в отдельной книге «Об обязанностях куратора государственной собственности». Если кто-то даст государству одностороннее обещание, что сделает какое-то дело или даст денег, то он не привлекается к уплате процентов, но если он допустит просрочку (исполнения), то проценты начисляются, как предписали наш император со своим божественным отцом. § 1. Однако следует знать, что не всегда становится обязанным тот, кто дал одностороннее обещание. Ведь если он пообещает ради чести вынесения в его адрес постановления или определения или по иному правомерному основанию, то он привлекается к судебной ответственности по одностороннему обещанию; если же он пообещает без всякого основания, то не будет обязанным. И об этом сказано во многих как старых, так и новых конституциях. § 2. Также если кто-то хотя и пообещает без всякого основания, однако начнет исполнять (обещанное), то начавший считается обязанным. § 3. Мы считаем начавшим того, кто уже заложил фундамент или расчистил место. Но и в случае, если ему по его просьбе уже выделено место, он, скорее всего, считается начавшим. То же самое, если он уже сложил в публичном месте строительное оборудование и материалы. § 4. Но и в случае, если он сам еще не начинал, но пообещал определенную сумму денег на государственное дело, а (государство) из расчета на эти деньги приступило к работам, он привлекается к ответственности, как если бы начал сам. § 5. Наконец, когда некто пообещал колонны, наш император вместе со своим божественным отцом предписал следующее: «Те, кто односторонне пообещали государству деньги без всякого основания, не принуждаются к реализации своей щедрости. Но если ты пообещал китийцам колонны и в расчете на это началось строительство на средства государства или частных лиц, то нельзя бросать то, что уже делается». § 6. Если кто-то объявил дело, которое он осуществляет,

«Ср. Bas. 54.13.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, XII 431

а затем оно под воздействием обстоятельств непреодолимой силы что-либо претерпело, то наш император предписал, что на того, кто осуществил это дело, не ложится ответственность (за ущерб).

2. Он же в 1-й книге «Обсуждений». Если кто-то даст обет относительно какого-либо дела, то обязуется по обету. Это дело обязывает личность дающего обет, а не вещь, которая обещается по обету. Ведь уплата того, что обещается по обету, после уплаты освобождает от обета, сама же она (вещь) не становится священной. § 1. По обету же обязуются отцы семейств, являющиеся совершеннолетними лицами своего права; ведь подвластный сын или раб без разрешения отца или господина не обязуются по обету. § 2. Если кто обещал по обету десятую часть своего имущества, то эта десятина только тогда перестанет находиться в его имуществе, когда будет выделена. И если, например, тот, кто пообещал по обету десятину, умрет до ее выделения, то его наследник будет обременен десятиной по праву наследования, ведь известно, что обязательство по обету переходит на наследника.

3. Он же в 4-й книге «Обсуждений». Соглашение - это согласие и договоренность двоих, а поллицитация - это обещание только одного предлагающего. И поэтому установлено так, чтобы, если одностороннее обещание будет дано ради почетной (должности), за его (неисполнение) привлекали к судебной ответственности, как за должное. Но и в том случае, если строительство, пусть даже обещанное не ради почетной должности, уже начато, пообещавший принуждается завершить его, и так установлено. § 1. Если кто-то ту вещь, что передал по одностороннему обещанию гражданам муниципия, хочет вин-дицировать (у них), то ему следует отказать в этом прошении: ведь совершенно справедливо, чтобы такого рода соглашения с гражданскими общинами не отменялись в связи с раскаянием. Но и в случае, если граждане муниципии перестали владеть этим, следует сказать, что им должен быть предоставлен иск.

4. Марциан в 3-й книге «Институций». Если кто-то пообещал что-либо в связи с пожаром, землетрясением или каким-либо разрушением, происшедим в гражданской общине, то он привлекается к ответственности (за неисполнение обещания).

5. Ульпиан в 1-й книге «Ответов». Харидему был дан ответ, что на основании письма, которое кто-либо послал в свое отсутствие ради устройства игр, его нельзя принудить к устройству (зрелищ).

6. Он же в 5-й книге «Об обязанностях проконсула». Прекращение ответственности по одностороннему обещанию на стороне наследника имеет место в том случае, когда одностороннее обещание было дано не ради почетной должности. Однако если оно будет дано ради почетной должности, то считается за денежный долг и не прекращается на стороне наследника. § 1. Если кто-то пообещал деньги за почетную должность и начал их выплачивать, то наш император Антонин постановил, что онКНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, XII 433

должен их, как начавший исполнение дела. § 2. Следует знать, что не только мужчины, но также и женщины, если что-либо пообещали ради почестей, то должны это исполнить; и это содержится в рескрипте нашего императора и его божественного отца. § 3. Если государство вменило кому-либо в обязанность сооружение статуй принцепсу, но он этого не обещал, то, как сказано об этом в рескриптах нашего императора и его божественного отца, он не обязан повиноваться этому.

7. Павел в 1-й книге «Об обязанностях проконсула». Если кто-то пообещал, что сделает что-либо в связи с несчастьем, которое претерпела гражданская община, то даже если он не начнет этого дела, в любом случае привлекается к ответственности, как предписал божественный Север (в послании) к Диону.

8. Улытиан в 3-й книге «Об обязанностях консула». Божественные братья в послании к Флавию Цельсу предписали, что <судья>38 проводит расследование об одностороннем обещании, данном гражданской общине, в следующих словах: «Стаций Руфин поступит правильно, если построит переднюю часть сцены, как он пообещал га-бинцам сделать это и к чему он только приступил. Ведь даже если из-за переменчивости судьбы он будет сослан префектом города на три года, все-таки благодаря повинности, которую он клятвенно принял на себя, (его статус) не должен быть понижен, так как и в его отсутствие с помощью друзей он сможет завершить это дело. Если же он откажется от него, то назначенные управляющие, которые законно могут предъявить иск в пользу гражданской общины, от имени государства смогут обратиться к <судьям> (с претензией) против него; а те при первой возможности, до того как он отправится в изгнание, пусть проведут расследование и если установят, что это дело должно быть им завершено, то прикажут, чтобы на этом основании он дал удовлетворение государству, либо запретят продавать поместье, которое он имеет на территории Габий»39.

9. Модестин в 4-й книге «Различий». По одностороннему обещанию, которое кто-либо ради почетной должности дал государству, он сам в любом случае привлекается к ответственности в полном объеме, а его наследник за обещание, сделанное ради почетной должности, отвечает в полном объеме, однако за то дело, которое, будучи обещано, было уже начато, если у него не будет средств для щедрой оплаты, то, как предписали божественные братья Север и Антонин, внешний наследник привлекается к ответственности в объеме Чь части наследственного имущества, а дети - в размере '/ю части. Но божественный Пий установил, что и сам даритель, обеднев, по обещанию уже начатого им дела будет должен 'А часть своего наследственного имущества.

38 О. Граденвитц предлагает заменить это слово на слово «консул», а ниже слово «судьи» на слово «консулы».

39 То есть фактически наложат арест на его недвижимость в Габиях.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, XII 435

10. Он же в 1-й книге «Ответов». Септиция дала одностороннее обещание своему отечеству о проведении праздничных игр под тем условием, что основной капитал останется у нее и она сама будет выплачивать с него 6% годовых в качестве вознаграждения принимающим участие в состязаниях, в следующих словах: «Обещаю и посвящаю проведение праздничных игр каждый четвертый год на сумму 30 тысяч денариев, удерживая за собой капитал, как предоставленный первым 10 членам муниципального совета в качестве достаточного обеспечения, обязуюсь по обычаю на 30 тысяч по процентам при том, что проводить игры и быть их председателем будет мой муж, а в последствии - рожденные мной дети. Проценты же пойдут на награды музыкантам таким образом, как определит по поводу каждого состязания сословие (декурионов)». Я спрашиваю: можно ли наносить обиду сыновьям Септиции, чтобы не именно они председательствовали на праздничных играх согласно словам и условию одностороннего обещания? Геренний Модестин ответил: в том случае, если устройство праздничных игр дозволено законом, следует соблюдать норму, заданную для одностороннего обещания.

11. Он же в 9-й книге «Пандектов». Если кто-то пообещает деньги ради получения почетной должности или жреческого достоинства и скончается до вступления в почетную должность или магистратуру, то его наследники не должны привлекаться к ответственности по поводу денег, которые он пообещал за эту почетную должность или магистратуру, как это установлено в конституциях принцепсов, "^если только он или сама гражданская община еще при его жизни не начали (обещанного) дела>4°.

12. Он же в 11-й книге «Пандектов». Мы не можем в частных постройках против воли тех, кто (их) возвел, ставить статуи другим, как гласит рескрипт божественного Севера. § 1. Божественный Антонин предписал, что если кто-то пообещал какое-то строительство ради того, чтобы не исполнять почетные должности, то его следует заставить принимать на себя почетные должности, а не строить.

13. Папирий Юст во 2-й книге «О конституциях». Императоры Антонин и Вер Августы предписали, что те, кто дали одностороннее обещание ради почетных должностей, должны возвести (обещанные) постройки, а не принуждаются внести за них деньги. § 1. Они также предписали, что условия, добавленные к тем дарениям, которые совершаются в пользу государства, имеют значение только в том случае, если они направлены к публичной пользе; если же они приносят вред, то не должны соблюдаться. Поэтому не должно соблюдаться то, что умерший, завещав определенную сумму, запретил собирать век-тигальный налог. Но считаются допустимыми те (условия), которые подтверждаются древним обычаем.

' Согласно А. Асколи, здесь возможна интерполяция Юстиниана.КНИГА ПЯТИДЕСЯТАЯ, XIII 437

14. Помпоний в 6-й книге «Писем и различных комментариев». Если кто-то ради своей и чужой почетной должности пообещает, что сделает какое-то дело в пользу какой-либо гражданской общины, то согласно конституции божественного Траяна как он сам, так и его наследник обязаны совершить это. Но41 если кто-то ради почетной должности пообещает, что совершит какое-то дело для какой-либо гражданской общины, а также начнет его и умрет прежде, чем завершит его, то и его внешний наследник имеет ту же обязанность или завершить это (дело), или же, если он этого не захочет, дать гражданской общине, в которой это дело было начато, 4s часть наследственного имущества, оставленного ему тем, кто решил совершить это дело. Если же имеется наследник из числа детей (умершего), то он связан необходимостью дать '/ю часть полученного. А установил это божественный Антонин.

15. Ульпиан в отдельной книге «Об обязанностях куратора государственной собственности». Божественный Пий предписал, что даже внук от дочери входит в число детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.011 с.)