Титул IX .0 пожаре, обрушении, кораблекрушении, о взятых приступом плоте и корабле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул IX .0 пожаре, обрушении, кораблекрушении, о взятых приступом плоте и корабле



1. Ульпиан в 56-й книге «Комментариев к эдикту». Претор говорит: «Против того, на кого укажут, что он при пожаре, обрушении, кораблекрушении, взятии приступом плота, корабля что-либо злоумышленно захватил, забрал или причинил в этих случаях какой-либо ущерб, я дам иск в четырехкратном размере в тот год, в который впервые по этому поводу будет возможность судиться, а по прошествии года - в однократном размере. Я также дам иск по поводу раба и по поводу фамилии». § 1. Полезность этого эдикта очевидна, и строгость весьма справедлива, так как для всех важно, чтобы при такого рода случаях ничего не было захвачено. И хотя по поводу этих злодеяний имеют место также судебные преследования уголовного характера, однако правильно сделал претор, который разрешил этим уголовным обвинениям и частные иски. § 2. Каким образом мы понимаем «при пожаре» - непосредственно ли из огня или же из того места, где происходит пожар? И лучше будет понимать так: (кто-либо) захватывает по причине пожара, то есть благодаря суматохе при пожаре или из страха перед пожаром. Точно так же мы обычно говорим по поводу потерь на войне, что это утрачивается по причине войны. Следовательно, если что-нибудь захвачено с участков,

77 Согласно К. Лонго, интерполяция КХ.иниана (примеч. ред.).

78 Bas. 60.20 (примеч. ред.)КНИГА СОРОК СЕДЬМАЯ, IX 477

соседних (тому), где происходил пожар, то следует сказать, что эдикт имеет место, так как действительно захвачено при пожаре. § 3. Равным образом название «обрушение» относится к тому времени, когда происходит обрушение, и не только если кто-нибудь унес (что-либо) из того, что обрушилось, но также если из прилегающих (строений). § 4. Если было подозрение о пожаре или обрушении, но ни пожара, ни обрушения не было, то посмотрим, имеет ли место этот эдикт. И скорее не имеет, потому что ничего не было захвачено ни при пожаре, ни при обрушении. § 5. Претор также говорит: «если что-либо при кораблекрушении». Здесь возникает следующий вопрос: (относится) ли (сюда), если кто-нибудь унесет (что-либо) в то время, когда происходит кораблекрушение, или же даже если в другое время, то есть после кораблекрушения? Ибо вещами при кораблекрушении называются также те, которые лежат на берегу после кораблекрушения. И скорее, что, если в то время

2. Гай в 21-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». и в (том) месте,

3. Ульпианв 56-й книге «Комментариев к эдикту», в котором происходит или произошло кораблекрушение, кто-нибудь (что-либо) захватил, он считается подпавшим под этот эдикт. Тот же, кто похитил лежащую на берегу вещь после того, как произошло кораблекрушение, находится в том положении, что скорее является вором, чем отвечает по этому эдикту, как, например, тот, кто унес то, что выпало из повозки. И не считается захватывающим тот, кто уносит (вещь), лежащую на берегу. § 1. Далее претор говорит: «при взятии приступом плота, корабля». Считается, что приступом берет тот, кто что-либо захватывает как бы непосредственно в сражении и битве против корабля и плота, (сам) ли он берет приступом или захватывает (что-либо) при взятии приступом разбойниками. § 2. Лабеон пишет, что было бы справедливо, чтобы этот эдикт имел место в случае, если что-нибудь захватывают из взятых приступом дома или усадьбы. Ибо как в усадьбе, так и на море нас беспокоят разбойники и мы можем подвергнуться нападению. § 3. Но отвечает не только тот, кто захватил, но и тот, кто принял (захваченное) при вышеизложенных обстоятельствах, потому что укрыватели совершают преступление не меньшее, чем грабители. Но добавлено именно «злоумышленно», потому что не всякий, кто принимает, тотчас также совершает преступление, но (только) тот, кто принимает злоумышленно. Что же, если незнающий принимает? Или что, если он принял для того, чтобы сохранить и сберечь для того, кто лишился? Во всяком случае он не должен отвечать. § 4. Но не только тот, кто захватил, но и тот, кто похитил, увел, причинил ущерб или принял к себе, отвечает по этому иску. § 5. С другой стороны, известно, что одно дело за­хватывать, другое дело - похищать, так как похитить что-либо можно и без насилия, захватить же без насилия нельзя. §6. Тот, кто захватил что-либо с корабля, выброшенного (на берег), отвечает по этому эдикту.КНИГА СОРОК СЕДЬМАЯ, IX 479

«Выброшенный (на берег)», то есть то, что греки называют эксэбрастэ. § 7. То, что претор говорит о причиненном ущербе, имеет место только в том случае, если ущерб причинен умышленно. Ибо если злой умысел отсутствует, эдикт не имеет силы. Итак, каким же образом выходит то, что пишет Лабеон, а (именно), что если я при возникновении пожара ради собственной защиты разрушу строение соседа, то против меня следует дать иск как по поводу меня, так и по поводу фамилии? Действительно, так как я это сделал ради защиты своего дома, то во всяком случае умысла я не имею. Поэтому я полагаю неверным то, что пишет Лабеон. Однако может ли против такого быть предъявлен иск по закону Аквилия? И я полагаю, что он не должен быть предъявлен, ибо не причинил этим вреда тот, кто пожелал себя защитить, не имея иной возможности. Так пишет и Цельс79. § 8. Во времена Клавдия был издан сена-тусконсульт, что в случае, если кто-нибудь при кораблекрушении похитит рули или один из них, он отвечает за все вещи. Также другим сенату-сконсультом устанавливается (следующее): те, из-за коварства или по совету которых потерпевшие кораблекрушение были насильно задержаны (с этой целью), чтобы они не оказали помощь кораблю или находящимся там в опасности, должны подвергнуться наказанию по закону Корнелия, который был принят в отношении убийц. Те же, которые что-либо захватили вследствие отчаянного положения потерпевших кораблекрушение либо злоумышленно обогатились, должны уплатить фиску ту сумму, в размере которой дается иск по эдикту претора.

4. Павел в 54-й книге «Комментариев к эдикту». Педий (считает), что захватывающим при кораблекрушении можно назвать также того, кто захватывает в той суматохе, пока происходит кораблекрушение. § 1. Божественный Антонин так предписал по поводу тех, кто захватил добычу при кораблекрушении: «То, что ты написал мне о крушениях корабля и плота, имеет для тебя цель узнать, какое наказание, по моему мнению, следует применить к тем, которые уличены в том, что они при этом что-либо награбили. И, как я думаю, это можно установить легко. Ибо имеет весьма большое значение, собирают ли они гибнущее или же бесстыдно присваивают то, что можно сохранить. И поэтому если добыча, взятая силой, окажется значительной, то свободных ты, побив палками, сошлешь на трехлетний срок или, если они будут людьми более ничтожными, отдашь их на тот же самый срок в публичные работы; рабов, выпоров кнутом, присудишь к рудникам. Если вещи будут стоить небольших денег, то свободных, побив палками, а рабов, выпоров кнутом, ты можешь отпустить». И вообще, как в других, так и в такого рода случаях следует тщательно давать оценку исходя из положения лиц и характера обстоятельств, чтобы не постановить что-либо более жесткое или более мягкое, чем потребует дело. § 2. Эти иски

" Ср. D. 43.24.7.4 (примеч. ред.).КНИГА СОРОК СЕДЬМАЯ, IX 481

даются наследникам; против наследников их следует давать в той мере, в какой им (что-либо) досталось по наследству (из награбленного).

5. Гай в 21-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». Если кто-нибудь похитит или захватит вещь, спасенную при кораблекрушении, пожаре или обрушении и положенную в другое место, то он, разумеется, отвечает по иску о краже или, в другом случае, об имуществе, захваченном силой, особенно если он не знал, что она имеет отношение к кораблекрушению, пожару или обрушению. Многие так же считают в случае, если кто-нибудь унесет и лежащую после кораблекрушения вещь, которая выброшена волнами. Это справедливо в том случае, если после кораблекрушения пройдет какое-нибудь время. Иначе, если это случится непосредственно во время кораблекрушения, не имеет никакого значения, захватит ли кто бы то ни было прямо из моря, или с разбитых кораблей, или на берегу. То же самое толкование мы должны применять и по отношению к тому, что захвачено при взятии приступом плота, корабля.

6. Каллистрат в 1-й книге «Предостерегающего эдикта». Корабль берут приступом тогда, когда его грабят, топят, разрушают, проламывают, обрубают его канаты, разрывают паруса, похищают якоря из моря.

7. Он же во 2-й книге «Вопросов». Во многих местах предусмотрено, чтобы ничего не грабили при кораблекрушениях и чтобы никто посторонний не вмешивался, когда собирают (остатки). Ибо и божественный Адриан в эдикте повелел, чтобы те, которые владеют (недвижимостью) возле берега моря, знали, что если когда-нибудь в пределах чьего бы то ни было земельного участка окажется севший (на мель) или потерпевший крушение корабль, то пусть они не грабят то, что осталось после кораблекрушения, и что наместники (провинций) дадут иски против них тем, кто жалуется на разграбление своих вещей, чтобы все то, относительно чего доказано, что это отнято у них при кораблекрушении, было возвращено владельцами (недвижимости). По поводу тех, в отношении которых доказано, что они разграбили, наместник (провинции) выносит суровый приговор, как по поводу разбойников. И чтобы облегчить доказательство такого рода преступлений, он разрешил тем, которые жалуются, что они нечто такого рода претерпели, обращаться к префектам, засвидетельствовать у него (свое дело) и требовать, чтобы обвиняемые сообразно со степенью вины либо в цепях, либо под поручительство были отосланы к наместнику (провинции). Предписывается также у собственника (недвижимого) имущества, где, как утверждается, это произошло, брать поручительство в том, что он не будет отсутствовать на судебном разбирательстве. Но сенат заявляет, что ему угодно, чтобы в сбор остатков от кораблекрушения не вмешивались ни воин, ни частное лицо, ни вольноотпущенник или раб принцепса.КНИГА СОРОК СЕДЬМАЯ, X 483

8. Нераций во 2-й книге «Ответов». Дать тебе возможность (взять) выброшенный силой течения на мой участок (твой) плот следует не иначе, как если бы ты также предоставил мне обеспечение по поводу предыдущего ущерба.

9. Гай в 4-й книге «Комментариев к закону XII таблиц». Того, кто подожжет постройки или положенную возле дома кучу зерна, велено, связав и подвергнув бичеванию, сжечь на огне, если только он совершил это сознательно и преднамеренно. Если же случайно, то есть по небрежности, то велено, чтобы он или возместил ущерб, или, если окажется несостоятельным, был подвергнут более мягкому наказанию. Название же «постройки» включает в себя все виды строений.

10. Ульпиан в 1-й книге «Мнений». Пусть добросовестная решимость наместника провинции приводит к тому, чтобы рыбаки, показав в ночи факел, не обманывали плывущих по морю, будто бы они собираются указать (путь) в какой-либо порт, и таким образом не ввергали в опасность корабли и тех, кто на них находится, и не приобретали себе достойную проклятия добычу.

11. Марциан в 14-й книге «Институций». Если пожар возник случайно, то (виновный) нуждается в снисхождении, за исключением случая, если вина (его) была столь значительна, что весьма близка к разнузданности или умыслу.

12. Ульпиан в 8-й книге «Об обязанностях проконсула». Решено, что каждому позволено безнаказанно собирать принадлежащие ему остатки от кораблекрушения. И это предписал император Антонин вместе со своим божественным отцом. § I80. Тех, кто умышленно совершит поджог в городе, обычно бросают зверям, если они низкого происхождения. Если это сделают занимающие какое-либо положение, то они наказываются смертной казнью или, по крайней мере, ссылаются на остров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.009 с.)