Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Титул XV. О пленных, о праве постлиминия39 и о выкупленных у враговСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Марцелл в 22-й книге «Дигест». То, что раб захваченного в плен врагами получил позднее по стипуляции, или если, после того как он попал к врагам, его рабу оставлен легат, это будет принадлежать его наследникам, поскольку это было бы приобретено для наследника и в том случае, если бы он умер во время плена. 2. Он же в 39-й книге «Дигест». Для военных и грузовых кораблей в силу их использования на войне применяется (право) постлиминия, но не для рыбацких или тех легких судов, которые приобрели для (собственного) удовольствия. § 1. Также объезженного коня или кобылу получают обратно по (праву) постлиминия: ведь они могли вырваться без вины всадника. § 2. Это право не действует в отношении оружия, ибо его теряют не без позора. Действительно, отрицается, что оружие возвращается по (праву) постлиминия, поскольку потерять его позорно. 3. Помпоний в 37-й книге «Комментариев к Квинту Муцию». Также и в отношении одежды. 4. Модестин в 4-й книге «Правил». В древности считали, что те, кто взят врагами в плен либо выдан врагам, возвращаются по праву постлиминия. Является ли римским гражданином тот, кто, будучи выдан врагам, вернулся, но не был принят нами, Брут и Сцевола40 решали по-разному; логически же следует, что он не получает гражданство. 38Bas. 34.1. Ср. С. 8.51. 39 То есть право возвращения римского гражданина на родину из плена с восстановлением во всех ранее имевшихся правах (примеч. ред.). 40 См. D. 50.7.17 (примеч. ред.).КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 293 5. Помпоний в 37-й книге «Комментариев к Квинту Муцию». Право постлиминия применяется или на войне, или в мирное время. § 1. На войне - когда те, кто является нашими врагами, взяли в плен кого-либо из наших и привели в свой лагерь: ведь если он вернулся во время этой же войны, он имеет (право) постлиминия, то есть ему восстанавливаются все права так, как будто бы он не был захвачен врагами. До того, как его приведут во вражеский лагерь, он остается гражданином. А вернувшимся он считается тогда, когда или дойдет до наших друзей, или окажется в нашем лагере. § 2. В мирное время также предоставляется (право) постлиминия: ведь если с каким-нибудь народом мы не имеем ни дружбы, ни (связей) гостеприимства, ни договора, заключенного ради дружбы, они хотя не являются врагами, но что из нашего попадает к ним, становится их (собственностью), и свободный у нас человек, взятый ими в плен, также становится их рабом. И то же самое происходит, если от них что-нибудь попадает к нам. Соответственно в этом случае также предоставляется (право) постлиминия. § 3. Пленный же, если он был отпущен нами на волю и дошел до своих, лишь при том условии считается вернувшимся по (праву) постлиминия, если он предпочел следовать за ними, а не остаться в нашем государстве. И потому относительно Атилия Регула, которого карфагеняне отправили в Рим, был дан ответ, что он не является вернувшимся по (праву) постлиминия, поскольку поклялся вернуться в Карфаген и не имел намерения остаться в Риме. И потому относительно некоего переводчика Менандра, который, после того как у нас его отпустили на волю, был отправлен к своим, не сочли необходимым вносить специальный закон, чтобы он остался римским гражданином: ведь если бы его намерением было остаться у своих, то он бы перестал быть (римским) гражданином, а если бы намерением было вернуться, то он остался бы гражданином. Поэтому закон был не нужен. 6. Он же в 1-й книге «Из различных комментариев». Женщина за преступление была приговорена к работе в солеварне, затем захвачена в плен разбойниками из чужеземного народа. Проданная и выкупленная по торговому праву, она вернулась к своему (прежнему) положению. А центуриону Кокцею Фирму следует возместить стоимость из казны. 7. Прокул в 8-й книге «Писем». Я не сомневаюсь, что союзные и свободные (народы) не являются для нас чужеземными, и между нами и ими нет (права) постлиминия: ведь какая необходимость в (праве) постлиминия между нами и ими, когда они сохраняют у нас и свою свободу, и собственность на свое имущество точно так же, как у себя, и для нас то же самое имеет место у них? § 1. Свободным же народом является тот, который не подчинен власти никакого другого народа, а также если он находится в союзе, вступил ли он в дружественные отношения в силу равноправного договора или в договоре записано, что этот народ благожелательно принимает верховенство другогоКНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 295 народа. Ведь это добавление делается для того, чтобы считать один народ главенствующим, а не для того, чтобы другой считать несвободным. И точно так же, как наших клиентов мы считаем (людьми) свободными, хотя они не равны нам ни авторитетом, ни достоинством, ни как почтенные граждане, так и тех, кто должен благожелательно принимать наше верховенство, следует считать свободными. § 2. Однако (граждане) союзных общин (могут) становиться у нас обвиняемыми, и после осуждения мы налагаем на них наказания. 8. Павел в 3-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Жена может быть вновь обретена мужем по праву постлиминия не так, как сын отцом, но лишь тогда, когда и женщина (этого) захочет, и <после установленного срока>41 она все еще не вышла замуж за другого. Но если она не захочет без наличия какой-либо серьезной причины, то подвергнется штрафам за развод. 942. Ульпиан в 4-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Если сын, родившийся у врагов, вернулся по (праву) постлиминия, то он имеет права сына: ведь в том, что он имеет (право) постлиминия, не остается никакого сомнения после рескрипта43 императора Антонина и его божественного отца Овинию Тертуллу, наместнику провинции Нижняя Мисия. 10. Папиниан в 29-й книге «Вопросов». Отец, сделав несовершеннолетнего сына (наследником), подназначил (ему заместителя). Захваченный врагами в плен, он там скончался. Когда позднее несовершеннолетний умер, некоторые посчитали, что (следует) допустить законного (наследника) и что дополнительное завещание (на случай смерти несовершеннолетнего) не имеет отношения к личности того, кто (еще) при жизни отца стал самостоятельным. Однако этому мнению противостоит норма права, ибо если отец, который не вернулся, считается умершим уже с того момента, как он был взят в плен, то подназначение по необходимости сохраняет свою силу. § 1. Если несовершеннолетний (сын), назначенный (наследником) либо лишенный наследства, после смерти отца попадет в плен, (можно) с очевидностью утверждать, что Корнелиев закон, ничего не сказав о дополнительном завещании (на случай смерти несовершеннолетнего), указал только на личность того, кто имел право составлять завещание. Очевидно, наследство несовершеннолетнего, попавшего в плен, по Корнелиеву закону также открывается (для наследования) по закону, (а не по завещанию), ибо верно, что несовершеннолетний вообще не имеет права составлять завещание. И поэтому претору подобает соблюдать волю отца не меньше, чем (требование) закона, и предоставить подназначенному (наследнику) иски по аналогии в отношении наследства. 4[ Согласно Ж. Куяцию, интерполяция Юстиниана. 42 Ср. D. 49.15.25 и D. 38.17.1.3 (примеч. ред.). 43 См. С. 8.50.1 (примеч. ред.).КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 297 11. Он же в 31-й книге «Вопросов». А если сын умирает в (нашем) государстве до (пленения отца), то нет проблем, которые можно было бы обсуждать по поводу дополнительного завещания (на случай смерти) несовершеннолетнего, поскольку (в случае возвращения отца) подчиненный его власти сын рассматривается как умерший при жизни отца, а если тот не вернулся, - поскольку он считается самостоятельным (лишь) с того момента, как отец попал под власть врагов. § 1. Но если оба находятся у врагов и первым умрет отец, то Корнелиев закон пригодится подназначенному (наследнику) только в том случае, если после смерти отца у врагов сын позднее умрет в (нашем) государстве. 12. Трифонин в 4-й книге «Обсуждений». На войне имеется (право) постлиминия, в мирное же время - для тех, кто во время войны был взят в плен, но о ком ничего не было сказано в договорах. Сер-вий пишет, что так решили, поскольку римляне хотели, чтобы надежду на возвращение граждане возлагали скорее на военную доблесть, чем на (заключение) мира. Но те, кто во время мира прибыл к другим (народам), становятся, если неожиданно вспыхнула война, рабами тех, у кого они из-за своего поступка оказываются уже врагами. У них имеется право постлиминия как в военное, так и в мирное время, если не было предусмотрено договором отсутствие у них права постлиминия. § 1. Если кто-нибудь взят врагами в плен, то те, кого он имел под свой властью, находятся в сомнении, стали ли они самостоятельными или все еще рассматриваются в качестве подвластных сыновей; ведь в случае его смерти у врагов они будут считаться отцами семейств с того момента, как он попал в плен, в случае возвращения - всегда находившимися под его властью. Поэтому и по поводу того, что они тем временем приобретают по стипуляции, передаче (собственности), легату, - ведь по наследству не могут, - обсуждали: если тот не вернулся и, к примеру, другие назначены наследниками в целом, при лишении в завещании сыновей наследства, либо в доле, то находится ли (приобретенное имущество) в наследстве пленника, которое допускается Корнелиевым законом, или принадлежит им самим? Последнее более верно. По справедливости иначе обстоит дело с тем, что приобретается через рабов, поскольку они принадлежали к имуществу (попавшего в плен) и продолжают (там) оставаться. А по поводу указанных (лиц) считается, что с того момента они самостоятельны и поэтому приобрели для себя. § 2. Но обстоятельства дела не могут быть отменены никаким постановлением. Поэтому прерывается приобретение по давности того (имущества), которое приобретал по давности, владея лично сам, тот, кто позднее был взят в плен, поскольку несомненно он перестал (им) владеть. Но приобретение по давности того, чем он владел и приобретал по давности через подчиненных его власти лиц или что позднее как-либо они получат за счетКНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 299 пекулия, считается, как пишет Юлиан44, в надлежащее время совершившимся, если во владении остаются те же самые лица. Марцелл: нет никакой разницы, сам он владел или подчиненное ему лицо. Но придерживаться следует мнения Юлиана45. § 3. Сын, который находился под властью попавшего в плен, за это время может жениться, хотя его отец не может дать согласия на брак, впрочем, и отказать. Следовательно, родившийся внук будет под властью вернувшегося пленника, как деда, и собственным его наследником в определенной степени против воли, поскольку он не давал согласия на брак. Не удивительно, поскольку в то время (это) совершалось в силу условий и необходимости и требовала общественная польза от браков. § 4. Но жена попавшего в плен, пусть даже она весьма (этого) хочет и находится в его доме, все же не состоит в браке. § 5. Кодициллы, если он их написал во время плена, 'по строгому праву>46 не считаются утвержденными завещанием, которое он (ранее) составил в (нашем) государстве. Впрочем, и по фидеикомиссу нельзя истребовать на их основании, поскольку они составлены тем, кто не имел право составлять завещание. Но поскольку их истинное начало было положено, когда пленный еще находился в (нашем) государстве, то есть подтверждение кодициллов (произошло) в завещании, а он позднее вернулся и получил обратно свои права по (праву) постлиминия, то соответствует принципу высшей справедливости, чтобы эти кодициллы имели свою силу так, словно в промежутке не случилось никакого плена47. § 6. С прочими правами после того, как он вернулся по (праву) постлиминия, дело обстоит так же, как если бы он никогда не был во власти врагов. § 7. Если кто-нибудь выкупил раба, захваченного врагами, тот сразу становится собственностью выкупившего, хотя он знает, что тот принадлежал другому. Но если ему предложена цена, которую он заплатил, то будет считаться, что раб по (праву) постлиминия вернулся или получен обратно. § 8. И если он выкупил пленного (раба), не зная об этом и полагая, что тот принадлежит продавцу, то рассмотрим, считается ли, что он приобрел как будто по праву давности, то есть что после (истечения) "законного срока* у прежнего хозяина нет возможности предложить цену. Ведь препятствует то, что постановление, которое принято по поводу выкупленных, делает его рабом выкупившего, и нельзя считать меня получившим по праву давности то, что уже мое. С другой стороны, поскольку постановление не ухудшило положение выкупающих, но в какой-то степени даже улучшило, то и несправедливо, и противоречит смыслу постановления уничтожать древнейшее право добросовестного покупателя. 44 См. D. 49.15.22.3 и D. 41.3.15 рг. (примеч. ред.). 45 Согласно С. ди Марцо, это предложение - интерполяция Юстиниана (примеч. ред.). 46 Согласно П. Крюгеру, интерполяция Юстиниана. 47 Согласно А. Фаберу, это предложение - интерполяция Юстиниана (примеч. ред.).КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 301 И поэтому правильно будет утверждать, что по прошествии времени, когда его могли бы приобрести по праву давности, если бы постановление не сделало его принадлежащим (выкупившему), по постановлению ничего не достается (прежнему) господину. § 9. Но в случае отпуска на волю прекращается ли только его власть и возвращается ли оставленный им раб под власть прежнего господина? Или же он делает его свободным, так что предоставление свободы не становится переуступкой собственности? Несомненно, освобождается отпущенный на волю у врагов; и все же, если им случайно завладел в нашем лагере его прежний господин, он удерживает раба по праву постли-миния, хотя тот пришел не для того, чтобы остаться у нас, но лишь с таким намерением, чтобы вернуться к тем. В отношении свободных людей это было иначе: ведь возвращался по (праву) постлиминия только тот, кто пришел к своим с той целью, чтобы остаться у них и покинуть тех, от кого он ушел, поскольку, как пишет Сабин, у каждого есть свободная возможность определяться по поводу любого своего государства, но не по поводу права собственности. Но это не очень затрудняет нынешнее исследование, поскольку отпуск на свободу по праву, (существующему) у врагов, не мог причинить ущерб нашему гражданину, господину раба. Но у того, о ком рассматривается вопрос, по нашему закону, который ввело постановление, господином был римский гражданин, и мы обсуждаем: может ли тот от него получить свободу? Ведь что, если другой никогда не предложит его цену? И если нет возможности предъявить к нему иск? Будет свободным раб, который ни за какую свою заслугу не сможет получить от господина свободу? Это несправедливо и противоречит установленному предками (принципу) благоприятствования свободе. Конечно, если другой добросовестно купил (раба) у того, кто, зная, что он чужой, выкупил (его), то и по старому праву он мог приобрести (его) по давности и отпустить на свободу, и также в этом случае прежний господин, который был до пленения, терял свои права. Итак, почему бы тому не иметь права отпуска на волю? § 10. Если (раб) до того, как был захвачен врагами, получил освобождение под условием, то, будучи выкуплен, он до наступления условия будет сохранять свое положение. § 11. А что, если он получил свободу с условием отдать 10 тысяч? Вопрос: из чего он будет должен отдать, поскольку хотя освобожденному под условием разрешено отдавать из пекулия, однако то, чем он владеет у выкупившего его, разве отличается от того, что он приобрел у врагов, - во всяком случае если приобретено из его имущества или собственным трудом? Из пекулия, нажитого другим способом, он может отдать, так что мы справедливо считаем его выполнившим условие. § 12. Если до пленения раб был отдан в залог, то после возмещения (расходов) выкупившему (его) он возвращается к старому обязательству. И если кредитор предложил тому, кто выкупил,КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 303 цену выкупа, он имеет обязательство и в отношении прежнего долга, и в отношении той суммы, за которую он его освободил, как будто это обязательство введено неким постановлением, подобно тому как последующий кредитор дает удовлетворение прежнему ради утверждения своего залога. Только в этом (случае) ситуация обратная, и последний, поскольку благодаря его усилиям этот раб оказался у нас, должен получить возмещение, как от более позднего, от того, кто по времени был раньше. § 13. Если раб принадлежал многим и от лица всех будет возмещена (его) цена тому, кто (его) выкупил, то он вернется в общую (собственность); если (от лица) только одного либо некоторых, но не всех, - он будет принадлежать тому либо тем, кто заплатил, так что прежние права они сохраняют соответственно своей доле и соответственно доле остальных замещают того, кто выкупил. § 14. Если пленному (рабу) по фидеикомиссу полагалась свобода, то, будучи выкуплен, он еще не имеет права требовать ее, пока не предоставит возмещение выкупившему (его). § 15. Если враги увели сосланного с острова и, будучи выкуплен при каких-то обстоятельствах, он вернулся, то он попадет в то положение, в каком был бы, если бы его не захватили; следовательно, он будет сослан. § 16. Но если в отношении захваченного раба была раньше такая ситуация, которая либо на время, либо навсегда препятствовала его освобождению, то это не изменится и после выкупа у врагов: например, если стало известно, что он нарушил Фабиев закон, либо если он был продан с условием не отпускать его на свободу. Однако в промежутке тот, кто (его) выкупил, будет владеть (им) без наказания. § 17. Соответственно уведенный (в плен) с рудника после выкупа возвратится к своему наказанию, но при этом он не должен быть наказан как бежавший с рудника, а выкупивший получит (его) цену от фиска, что также установлено нашим императором и божественным Севером. § 18. Если по легату тебе оставлен ребенок Памфилы, а ты выкупил мать и она родила у тебя, то не считается, что ты владеешь ребенком в силу безвозмездного приобретения, но долг и обязанность судьи требуют дать оценку, определив стоимость ребенка так, словно и ребенок одновременно был продан (за ту сумму), за какую и была куплена мать. А если одно и то же (лицо) за одну цену вместе с матерью выкупает (ребенка), уже родившегося у врагов, ибо она была беременна в то время, когда ее захватили, тот считается также вернувшимся по (праву) постлиминия, если предложено столько, сколько составляет стоимость ребенка в цене, которая уплачена за обоих вместе. Тем более если имелись другие покупатели обоих либо одного. Но если он выкупил каждого за свою цену, следует предложить выкупившему за каждого по отдельности то, что за него уплачено врагу, чтобы порознь они также могли вернуться по (праву) постлиминия.КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 305 1348. Павел во 2-й книге «Комментариев к Сабину». Если я отдал себя в усыновление тебе, то, как известно, в случае освобождения меня из-под твоей власти мой сын, вернувшийся от врагов, будет у тебя на положении внука. 14. Помпоний в 3-й книге «Комментариев к Сабину». Поскольку имеются два вида (права) постлиминия, а именно: или мы сами возвращаемся, или что-либо получаем обратно, то когда возвращается сын, у него обязательно существует двойное основание (права) возврата, ибо и отец получает его обратно, и он сам - свои права. § 1. Однако муж получает жену обратно по праву постлиминия не так, как отец сына, но брак восстанавливается по согласию. 15. Ульпиан в 12-й книге «Комментариев к Сабину». Если отец был выкуплен и скончался до выплаты (возмещения), а после его смерти сын предлагает сумму выкупа, то следует утверждать, что он может быть его законным (наследником). Разве только кто-нибудь скажет точнее, (а именно): что тот получил (право) постлиминия в момент смерти, поскольку залоговое право как бы закончилось, и умер без долгового обязательства, так что мог иметь законного (наследника). Это будет сказано не без основания. 1649. Он же в 13-й книге «Комментариев к Сабину». Считается, что тот, кто вернулся от врагов, всегда находился в (нашем) государстве. 17. Павел во 2-й книге «Комментариев к Сабину». (Права) постлиминия лишены те, кто, потерпев поражение, с оружием сдались врагам. 18. Ульпиан в 35-й книге «Комментариев к Сабину». Во всех областях права тот, кто не вернулся от врагов, рассматривается как умерший тогда, когда был захвачен в плен. 19. Павел в 16-й книге «Комментариев к Сабину». (Право) постлиминия есть право получить обратно от чужеземца утраченное имущество и вернуть (его) к прежнему положению, установленное обычаями и законами между нами и свободными народами и царями. Ведь если мы получаем обратно то, что утратили на войне или даже без войны, о нас говорят, что мы получаем по (праву) постлиминия. Естественной справедливостью введено также, что тот, кто противозаконно удерживался чужеземцами, после возвращения на свою территорию получает свои прежние права. § 1. Перемирием называется (такое положение), когда на короткое данное время договариваются друг на друга не нападать. В это время нет (права) постлиминия. § 2. Те, кто захвачен пиратами или разбойниками, остаются свободными. § 3. Вернувшимся по (праву) постлиминия (кто-либо) считается тогда, когда он вступил в наши пределы, так же как оно утрачивается, когда он покинет наши пределы. Но даже если он пришел в союзное либо дружественное 48 Ср. D. 28.2.31; 28.3.9; 45.1.11 (примеч. ред.). 49 Ср. D. 38.17.2.3 (примеч. ред.).КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 307 государство или к союзному либо дружественному царю, он тотчас считается вернувшимся по (праву) постлиминия, ибо уже там он оказывается под государственной защитой. § 4. Для перебежчика не существует никакого (права) постлиминия: ведь тот, кто покинул родину с дурным намерением и с душой предателя, должен считаться в числе врагов. Но это правомерно (только) в отношении перебежчика свободного статуса, будь то женщина или мужчина. § 5. Если же к врагам перебежал раб, то, поскольку и при его случайном захвате господин в отношении его имеет (право) постлиминия, весьма правильно утверждают, что (здесь) у него также есть (право) постлиминия, разумеется, для того, чтобы господин получил обратно прежние права на него, ибо противоположное решение не столько вредит тому, кто всегда остается рабом, сколько причиняет ущерб господину. § 6. Если раб, освобожденный с условием, (оказался) перебежчиком и вернулся, то он становится свободным, если условие наступило после его возвращения. Иначе - если условие наступило тогда, когда он находится у врагов. Ведь в этом случае и он не может вернуться, чтобы стать свободным, и у наследника в отношении его нет права постлиминия, поскольку он не может подать жалобу, ибо он не несет никакого ущерба: ведь тот уже получил бы свободу, если бы не воспрепятствовало то (обстоятельство), что он стал перебежчиком. § 7. И сын, находящийся под властью отца, (став) перебежчиком, не может вернуться по (праву) постлиминия, причем даже при жизни отца, поскольку отец так же его лишился, как и родина, и поскольку военная дисциплина была для римских родителей важнее, чем любовь к детям. § 8. Под перебежчиком же следует понимать не только того, кто перебежал к врагам во время войны, но и того, кто, получив гарантии, перебежал во время перемирия к тем, с кем нет дружественных отношений. § 9. Если тот, кто покупает у врагов, уступил другому за более высокую (цену) право залога, которое он имеет в отношении выкупленного, выкупленный должен вернуть не эту сумму, а первоначальную, и покупатель имеет (право) на иск из купли против того, кто продал. § 10. (Право) постлиминия имеется у людей любого пола или положения, и нет разницы, свободные они или рабы. Ведь не только те принимаются обратно по (праву) постлиминия, кто может сражаться, но все люди, поскольку их природа такова, что они могут принести пользу либо советом, либо иным образом. 20. Помпоний в 36-й книге «Комментариев к Сабину». Если пленник, по поводу которого в мирном договоре условились, что он вернется, по своей воле остался у врагов, то после этого у него нет (права) постлиминия. §1. Справедливо, что после изгнания врагов с земель, которые они захватили, собственность на них возвращается к прежним хозяевам, их не конфискуют и не обращают в добычу: ведь конфискуется (только) та земля, которая захвачена у врагов. § 2. Выкуп предоставляет возможность вернуться, право постлиминия он не изменяет.КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 309 21. Ульпиан в 5-й книге «Мнений». Если кто-либо, выкупив у врагов свободнорожденную женщину, оставил ее при себе с той целью, чтобы иметь от нее детей, и впоследствии рожденного от себя (ребенка) отпустил на волю вместе с матерью как незаконнорожденного сына, то неведение супруга и одновременно отца не должно вредить положению тех, кого, казалось, он отпустил на волю. И следует считать залоговое обязательство для матери прекратившимся с того момента, когда он захотел иметь от нее детей. И поэтому та, которая, вернувшись по (праву) постлиминия, была свободной и свободнорожденной, без сомнения, родила свободнорожденного. А если она была возвращена как общественная добыча благодаря мужеству воинов, отец же никому не уплачивал цену матери, то объявляется, что она сразу же вернулась по (праву) возврата не с хозяином, но с мужем. § 1. В гражданских распрях, хотя из-за них часто причиняется вред государству, все же борьба идет не с целью уничтожения государства. Те, кто примкнет к той или другой стороне, не являются кем-то вроде тех врагов, среди которых действует право, касающееся тех, кто находится в плену или (право) постлиминия. И поэтому было решено, что тем, кто (при этих распрях) был взят в плен и продан, а затем отпущен на волю, излишне просить у принцепса обратно (права) свободнорожденного, поскольку в результате плена они их не потеряли. 22. Юлиан в 62-й книге «Дигест». Имущество тех, кто попал во власть врагов и там умер, имели ли они право составлять завещание или нет, принадлежит тем, кому оно принадлежало бы, если бы те не попали во власть врагов. И в силу повеления Корнелиева закона правовое положение всех вещей такое же, какое было бы, если бы те, о чьих наследствах и опеках принималась эта норма, не попали во власть врагов. § 1. Итак, очевидно: все то, чем тот, кто попал под власть врагов, владел бы сам, если бы вернулся по (праву) постлиминия, принадлежит его наследнику. Далее, все, что приобретают по стипуляции или получат рабы попавших в плен, считается приобретенным для господ, когда они вернутся по (праву) постлиминия. Потому это также должно принадлежать тем, кто принял наследство по Корнелиеву закону. А если никто не станет наследником по Корнелиеву закону, имущество отойдет в казну. Также легаты, оставленные их рабам непосредственно либо с условием, будут принадлежать наследникам. Равным образом, если (кем-то) посторонним раб назначен наследником, он сможет принять (наследство) по приказу наследника того, кто попал в плен. § 2. Если сын того, кто находится во власти врагов, что-нибудь получает или приобретает по стипуляции, это считается приобретенным для себя самого, если отец умер раньше, чем (смог) вернуться по (праву) постлиминия. А если тот умрет при жизни отца, это будет принадлежать наследнику отца. Ведь положение людей, чьи отцы находятся во власти врагов, неопределенное, и хотя в случае возвращения отца считается, что (сын) никогда не был самостоятельным,КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XV 311 но в случае смерти (отца) - что сын был отцом семейства с того момента, как его отец попал во власть врагов. § 2а. Отец семейства, который имел в своей власти двух сыновей и в составе имущества 20 тысяч, был захвачен врагами. Один из сыновей, взяв 10 тысяч, приобрел еще 10 тысяч. Возникает вопрос: чем будут владеть сыновья в случае смерти отца у врагов? Ответ: если бы отец вернулся, то 10 тысяч, приобретенные позднее, также были бы его; однако, поскольку тот умер в плену, они не будут общими, но (только) того, кто (их) приобрел; 20 же тысяч должны быть разделены поровну. § З50. То, чем владеют в виде пекулия рабы тех, кто попал в плен, находится в неопределенном (положении): ведь если господа вернутся по (праву) постлиминия, это считается их имуществом, а если там умрут, то по Корнелиеву закону это будет принадлежать их наследникам. § 4. Если кто-либо попал во власть врагов, имея беременную жену, а после того, как затем родился и умер сын, сам там скончался, его завещание не имеет силы, поскольку в этом случае отменяются завещания и тех, кто оставался в (нашем) государстве. 23. Он же в 69-й книге «Дигест». Если кто-либо, оставив беременной жену, попал во власть врагов, а родившийся вскоре его сын (позднее) женился и породил сына или дочь, после чего дед вернулся по (праву) постлиминия, то он получит все права в отношении внука так, как если бы при рождении сына он находился в (нашем) государстве. 24. Ульпиан в 1-й книге «Институций». Врагами являются те, кому римский народ публично объявил войну либо кто сам (объявил войну) римскому народу; прочие называются разбойниками либо грабителями. И поэтому тот, кто захвачен разбойниками, не является рабом разбойников, и для него нет необходимости в (праве) постлиминия. Но захваченный врагами, например германцами или парфянами, является рабом врагов и вновь обретает прежнее положение по (праву) постлиминия. 25. Марциан в 14-й книге «Институций». Божественные Север и Антонин предписали51: если жена вместе с мужем была захвачена врагами и там же родила от мужа, то в случае их возвращения законными являются и родители, и дети, и сын находится во власти отца, словно он вернулся по праву постлиминия. А если он вернется только с матерью, то будет считаться незаконнорожденным, как будто рожден вне брака. 26. Флорентин в 6-й книге «Институций». Нет разницы, каким образом пленный вернулся - был ли он отпущен или избежал власти врагов с помощью силы либо хитрости, - но лишь тогда, если он пришел с тем намерением, чтобы туда не возвращаться: ведь недостаточно, чтобы некто вернулся домой телесно, если духом он чужой. Но и те, кого освобождают после победы над врагами, считаются вернувшимися по (праву) постлиминия. 50 Ср. D. 49.15.12.2 и D. 41.3.15 рг. (примеч. ред.). 51 См. С. 8.50.1. Ср. D. 49.15.9 и D. 38.17.1.3 (примеч. ред.).КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XVI 313 27. Яволен в 9-й книге «Из посмертно изданных книг Лабеона». Разбойники похитили у тебя раба. Потом этот раб попал к германцам. Затем, после поражения германцев в войне, раб был продан. Ла-беон, Офилий и Требаций отрицают, что покупатель может приобрести собственность на него по праву давности, поскольку он действительно был украден, и этому факту не является помехой то, что он принадлежал врагам или вернулся по (праву) постлиминия. 28. Лабеон в 4-й книге «Убеждений» в сокращении Павла. Если то, что захвачено на войне, (вновь) окажется среди добычи, это не возвращается по (праву) постлиминия. Павел, наоборот, если (раб), захваченный на войне, после заключения мира убежал домой, а затем, после возобновления войны, попадает в плен, то по (праву) постлиминия он возвращается тому, кем был захвачен на прежней войне, если только при заключении мира не условились о возврате пленных. 29. Он же в 6-й книге «Убеждений» в сокращении Павла. Если ты вернулся по (праву) постлиминия, ты ничего не мог приобрести по давности, пока находился во власти врагов. Павел: наоборот, если твой раб чем-нибудь стал владеть в виде пекулия, пока ты находился в том положении, это ты сможешь также за это время приобрести по давности, поскольку такие вещи мы обычно приобретаем по давности, даже не ведая (об этом). И таким образом обычно увеличивается даже наследство благодаря входящему в него рабу, когда ожидаемый (наследник) еще не родился или оно еще не принято. 30. Он же в 8-й книге «Убеждений» в сокращении Павла. Если то, что у нас захватили враги, такого рода, что может вернуться по (праву) постлиминия, то (раб) должен считаться вернувшимся по (праву) постлиминия, как только он убежал от врагов, чтобы вернуться к нам, и оказался в пределах нашего государства. Павел, наоборот, если раб нашего гражданина был захвачен врагами, после чего убежал и живет, к примеру, в городе Риме так, что не находится во власти своего господина и не является рабом кого-нибудь (другого), то еще не следует считать его вернувшимся по (праву) постлиминия.
Титул XVI. О военном деле
1. Ульпиан в 6-й книге «Комментариев к эдикту». Числящийся в отпуске воин не считается находящимся в отлучке по служебным надобностям. 2. Аррий Менандр в 1-й книге «О военном деле». Совершенные воинами деликты или проступки могут быть либо специальными, либо общегражданскими. Вследствие этого и преследование (за такие деяния) бывает либо специальным, либо общим. § 1. Специальным воинским преступлением считается такое, которое совершено лицом, 52 Bas. 57.1. Ср. С. 12.36 (примеч. ред.).КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XVI 315 действующим в качестве воина. Поступление на военную службу такого лица, которому это возбраняется, является тяжким преступлением, и (кара за него) усиливается точно так же, как и при других деликтах, в зависимости от (присвоенного) достоинства, ранга и рода войска. 3. Модестин в 4-й книге «О наказаниях». Наместник провинции отошлет допрошенного им дезертира с протоколом (допроса) к командиру его части, за исключением того случая, если такой дезертир совершил в той провинции, где он был арестован, более тяжкое (преступление); ибо согласно предписанию божественных (императоров) Севера и Антонина он должен понести наказание там, где им было совершено преступное деяние. § 1. Воинские наказания следующие: телесное наказание, денежное взыскание, наложение особых повинностей53, перевод в другую воинскую часть, разжалование, позорное увольнение (из армии). (Военнослужащие) не должны подвергаться отправке в каменоломни или на работы в рудниках, а также допросу под пыткой. § 2. Тот, кто после долгого скитания (добровольно) возвратился в лагерь, считается просрочившим отпуск. § 3. Дезертиром является тот, кто, находясь продолжительное время в бегах, был доставлен (в лагерь принудительно). § 4. Смертной казни подвергается тот, кто перед лицом наступающего врага покинул передовой пост или оставил (охраняемый им) ров. § 5. Более тяжким (проступком), чем самовольная отлучка, считается оставление караула: поэтому в зависимости от обстоятельств он подвергается телесному наказанию или разжалованию. § 6. Если кто оставит караул (в ставке) командующего или другого начальства, то понесет наказание за дезертирство. § 7. Не явившийся в назначенный день из отпуска должен считаться в зависимости от длительности просрочки самовольно отлучившимся или дезертиром. Предварительно ему предоставляется возможность доказать, что он был задержан некими обстоятельствами, вследствие которых он заслуживает прощения. § 8. Лишается выслуги (пенсии) тот, кто провел срок своей военной службы в дезертирстве. § 9. Если несколько человек сперва вместе дезертируют, а затем по истечении некоторого времени возвратятся (в воинскую часть), то после разжалования их должны распределить по разным местам (службы). Однако снисхождение следует проявлять в отношении новобранцев; если же они совершат это вторично, то тогда подвергаются <соот-ветствующему наказанию*54. § 10. Если кто-либо перебежал к врагу, а затем возвратился обратно, то, хотя воины и не подлежат таким наказаниям, он будет подвергнут пытке и либо отдан на растерзание 53 Vulgata содержит другой вариант данного текста: munerum interdictio, т.е. увольнение от должности. 54 Согласно О. Граденвитцу, интерполяция Юстиниана (примеч. ред.).КНИГА СОРОК ДЕВЯТАЯ, XVI 317 зверям, либо приговорен к распятию на (кресте)55. § 11. Карается смертью и тот, кто был задержан, когда намеревался перебежать (к врагу). § 12. Но если (воин) был захвачен врагами внезапно, во время перехода, то по наведении справок о его поведении в прошлом ему будет даровано помилование, и если он вернется (из плена) по истечении срока службы, то будет восстановлен в правах ветерана и получит пенсию. § 13. Легионер, утерявший или продавший оружие во время боевых действий, карается смертью; <по соображениям гуманности (ограничиваются) переводом его в другую часть>56. § 14. Похитивший чужое оружие подвергается разжалованию. § 15. Совершивший что-либо запрещенное военачальником или не выполнивший его распоряжение карается смертью даже в том случае, если его действие имело благоприятные последствия. § 16. Покинувший строй обычно подвергается или наказанию палками, или переводу в другую часть, смотря по обстоятельствам. § 17. Карается смертью также и тот, кто перейдет (окружающий лагерь) вал или войдет в лагерь через стену57. § 18. Но тот, кто перепрыгнет через ров, изгоняется из ар<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.012 с.) |