Титул XII. Об осквернении гробницы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул XII. Об осквернении гробницы



1. Ульпиан во 2-й книге «Комментариев к преторскому эдикту». Иск по поводу осквернения гробницы налагает бесчестье (на ответчика).

2. Он же в 18-й книге «Комментариев к преторскому эдикту». Если кто-либо разрушил гробницу, то (закон) Аквилия не применяется. Однако (в такой ситуации) надо будет действовать (интердиктом) «что силой или тайно»; и так пишет Цельс по поводу статуи, сброшенной с надгробного памятника. Он же спрашивает: если (статуя) не была ни припаяна, ни прикреплена (к постаменту), то стала ли она частью надгробного памятника или же остается в нашем имуществе? И Цельс пишет, что (статуя) принадлежит памятнику так же, как и урна с прахом, и поэтому будет уместен интердикт «что силой или тайно».

3. Ульпиан в 25-й книге «Комментариев к преторскому эдикту». Претор говорит: «(О ком) скажут, что по его злому умыслу была осквернена гробница, против того я дам иск *по факту содеянного*1»5, чтобы он (в таком размере) был присужден к уплате в пользу того, к кому (это) имеет отношение, насколько покажется справедливым в связи с этим делом. Если же не будет никого, кого бы касалось (это дело), или он откажется от предъявления иска, то всякому, кто захочет предъявить иск (по этому поводу), я дам иск (ценой в) 100 "'золо-тых>. Если предъявить иск захотят многие, то возможность предъявить иск я дам тому (из них), у кого окажется наиболее справедливое основание. Если кто-либо злоумышленно поселится в гробнице или заимеет (там) постройку иную, чем та, которая сделана для гробницы, то если кто-либо на этом основании пожелает предъявить иск против него, я дам (тому) иск (ценой) в 200 Золотых*». § 1. Первые слова (эдикта) означают, что только тот на этом (основании) наказывается, кто осквернил (гробницу) со злым умыслом. Итак, если умысел будет отсутствовать, не будет применяться и эдикт106. Итак, лица, не способные к умыслу, например дети, а также все, кто приходит без намерения осквернить (гробницу), освобождены от ответственности. § 2. Но надо считать, что наименованием гробницы охватывается всякое место погребения. § 3. Если кто-либо в наследственную гробницу произведет захоронение, хотя бы и наследник, тем не менее он может нести ответственность из-за осквернения гробницы, если, быть может, он произвел захоронение против воли завещателя. Ведь, как постановляется в рескрипте императора Антонина, завещателю дозволено распорядиться, чтобы никто в этой (гробнице) не был похоронен,

104 Bas. 60.23. Ср. С. 9.19 (примеч. ред.).

105 Согласно П. Крюгеру, возможно, средневековая глосса (примеч. ред.).

106 Перевод выполнен согласно конъектуре де Арно (d'Arnaud), который заменяет eius-dem на edictum.КНИГА СОРОК СЕДЬМАЯ, XII 529

а волю его следует соблюдать. Поэтому и если он предусмотрел, чтобы только один из наследников произвел захоронение, будет соблюдаться то, чтобы хоронил один (из них). § 4. (Правило), что тела, переданные не для постоянного захоронения, можно переносить, содержится в эдикте божественного Севера, которым предписывается (эти тела) не удерживать, не оскорблять и не препятствовать их перемещению по территории городов. [Ведь через города (тела умерших обычно) не должны перемещаться (без специального разрешения)]107. Однако божественный Марк дал рескрипт, что никакого наказания не заслужили те, которые тело умершего в пути перевезли через деревни или город, хотя такие (действия) не должны происходить без разрешения тех, кому принадлежит право давать (на это) разрешение. § 5. Божественный Адриан установил рескриптом штраф в 40 Золотых*, (налагаемый) на тех, которые производят захоронение в черте города, - а (штраф) он приказал вносить в фиск, - и такой же (штраф) - на магистратов, которые это допустили. Кроме того, он приказал место (захоронения) конфисковать, а тело перенести. Однако что, если муниципальный закон позволяет производить захоронения в черте города? Мы посмотрим, отступят ли от этого после (появления вышеупомянутых) императорских рескриптов, поскольку рескрипты являются общеобязательными, и императорские постановления должны сохранять свою силу и распространяться на все местности. § 6. Если кто-либо в гробнице жил или имел постройку, возможность предъявления иска появляется у того, кто хочет (его предъявить). § 7. В отношении тех, которые грабят трупы, наместники (провинций) обычно поступают суровее, особенно если те нападают с оружием в руках, так что если они, подобно разбойникам, сделали это вооруженными, то даже смертью их наказывают, как написал в рескрипте божественный Север, а если без оружия, то наказание простирается вплоть до осуждения к работам в рудниках. § 8. Те, кто вершат суд по иску об осквернении гробницы, произведут оценку, насколько велик материальный интерес (истца), а именно на основании личной обиды, которая (ему) была нанесена, а также (исходя) из обогащения того, кто осквернил (гробницу), или из ущерба, который имел место, или из безрассудства того, кто содеял (это). Однако никогда не должны (судьи) присуждать (ответчика по такому делу) к меньшему, чем они обычно (присуждают), когда предъявляет иск постороннее лицо. § 9. Если право на гробницу принадлежит многим, то дадим ли мы иск всем (им) или тому, кто занял (гробницу)?

""Слова в квадратных скобках представляют собой конъектуру, предложенную Т. Моммзеном. По его мнению, эти или подобные им слова были пропущены юс-тиниановскими компиляторами или средневековым переписчиком рукописи Ди-гест по невнимательности.КНИГА СОРОК СЕДЬМАЯ, XII 531

Лабеон правильно говорит, что следует дать (иск) всем, поскольку тяжба ведется в размере того, насколько это представляет материальный интерес для каждого из них. § 10. Если тот, для кого (это дело) представляет материальный интерес, (сначала) откажется вести тяжбу по поводу осквернения гробницы, то он может, передумав, до принятия к производству иска, (предъявленного) другим (лицом), сказать, что он хочет вести (эту) тяжбу, и он будет выслушан. §11. Если в гробнице живет или возвел постройку раб, ноксальный иск не применяется, и претор (в эдикте) обещает (дать) этот иск против (самого) этого (раба). Однако если раб живет не (постоянно), а имеет там пристанище108, надо будет дать ноксальный иск, если только окажется, что он может обладать (чем-то). § 12. Этот иск является популяторным109.

4. Павел в 27-й книге «Комментариев к преторскому эдикту». Гробницы врагов для нас не являются священными. И поэтому взятые оттуда камни мы можем обратить на какое угодно использование: иск по поводу осквернения гробницы не полагается.

5. Помпоний в 6-й книге «Из Плавция». Мы пользуемся тем правом, что у собственников имений, в которых они устроили гробницы, даже после продажи имений есть право прохода к гробницам. Ведь и по условиям продажи недвижимости дается обеспечение в том, что к гробницам, которые существуют в имениях, (будет) также (у бывшего хозяина имения) доступ и право обходить их кругом для совершения погребения110.

6. Юлиан в 10-й книге «Дигест». Иск по поводу осквернения гробницы, во-первых, дается тому, кому она принадлежит. Если в случае его бездействия иск заявит другой, например если собственник отсутствовал по государственному делу, не должен будет снова даваться (претором иск) против того, кто принял цену иска. И не может считаться, что (в связи с этим) становится хуже положение того, кто отсутствовал по государственному делу, так как этот иск имеет отношение не к его имуществу, а скорее к возмездию (за преступление).

7. Марциан в 3-й книге «Институций». Запрещено ухудшать состояние гробницы. Но дозволено ремонтировать поврежденный и упавший памятник, не затронув тела (умерших).

8. Макр в 1-й книге «Публичных (судов)». Можно сказать, что преступление, (состоящее в) осквернении гробницы, имеет отношение к Юлиеву закону о публичном насилии111 в той (его) части, в

108 Domuncula - букв, «домик».

109 То есть может быть предъявлен любым желающим.

110 По другой версии, не принятой в издании Т. Моммзена, вместо funeris (погребения) стоит sacrificii (жертвоприношения).

hi То есть насильственном деянии, направленном против публичных (государственных) интересов. В понятие публичного насилия, в частности, входили бунт, мятеж, скопление в толпу и публичное ношение оружия, нарушение хода выборов или судопроизводства. Ср. Paul. Sent. 5.26.3.КНИГА СОРОК СЕДЬМАЯ, XIII 533

которой постановляется о том, кто сделал нечто (для того), чтобы кто-либо не был похоронен и предан земле: поскольку и тот, кто оскверняет гробницу, делает так, чтобы кто-либо не был погребен.

9. Он же во 2-й книге «Публичных судов». По поводу оскверненной гробницы (претором) также дается иск о денежном (возмещении).

10. Папиниан в 8-й книге «Вопросов». Вопрос: принадлежит ли (право на) иск по поводу осквернения гробницы необходимому наследнику, если он не принял участия в (разделе наследственного) имущества? Я, (Папиниан), сказал, что он правильно ведет тяжбу этим иском, который имеет основание в добром и справедливом. Однако если он поведет тяжбу (этим иском), то не будет бояться кредиторов наследства, поскольку, хотя этот иск достался ему благодаря наследству, но ничего не приобретается по воле умершего, и (здесь) не приобретается что-либо посредством истребования вещи, но (речь идет) об одном лишь отмщении (за преступление).

11. Павел в 5-й книге «Сентенций». Если обвиненные в осквернении гробниц непосредственно тела вынули или кости извлекли, то (преступники) низкого происхождения подвергаются высшей мере наказания, а знатные ссылаются на остров112. А в иных случаях (осквернители гробниц) ссылаются113 или осуждаются на принудительные работы в рудниках.

 

Титул XIII.0 вымогательстве

1. Ульпиан в 5-й книге «Мнений». Если на основании мнимого распоряжения наместника имело место вымогательство, наместник провинции приказывает вернуть приобретенное вследствие устрашения такого рода и наказывает за деликт.

2. Макр в 1-й книге «Публичных судов». Судопроизводство (по делам) о вымогательстве не является уголовным, но если кто-либо получил деньги за то, что угрожал (кому-либо) уголовным преследованием, то может иметь место уголовное судебное разбирательство на основании сенатусконсультов, в соответствии с которыми наказание по Корнелиеву закону115 велено распространить на тех, кто вступил в сговор с целью обвинения невиновных, либо на того, кто принял плату за обвинение или за отказ от него, за выступление в качестве свидетеля либо за отказ от этого.

112 Речь идет о пожизненной ссылке с конфискацией всего имущества и лишением прав гражданства.

113 На время и без потери прав гражданства.

114 Bas. 60.24 (примеч. ред.).

115 Очевидно, имеется в виду закон Корнелия Суллы «Об убийцах и отравителях».КНИГА СОРОК СЕДЬМАЯ, XIV 535

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.01 с.)