Титул XII. Если некто был эманципирован родителем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул XII. Если некто был эманципирован родителем



1. Ульпиан в 45-й книге «Комментариев к эдикту». Эманципиро-ванный родителем (сын) находится в таком положении, что в отно­шении владения (наследственным) имуществом вопреки завещанию

он подобен вольноотпущеннику. Это показалось претору очень справедливым, так как тот получил от родителя привилегию при­обретения имущества. Ведь если бы он был подвластным сыном, то, что бы он себе ни приобретал, он приобретал бы это к выгоде сво­его отца. И поэтому пришли к тому, что отец по примеру патрона допускается к владению (наследственным) имуществом вопреки за­вещанию. § 1. Следовательно, имена тех, кто эманципирует, перечис­ляются в эдикте так: «в отношении того, кто (эманципирован) отцом, или дедом по отцу, или прадедом, (а именно) отцом деда по отцу». § 2. Внук, эманципированный дедом, отдал себя в усыновление своему отцу. Вне зависимости от того, скончался ли он, находясь в отцов­ской власти, или встретил свой последний день эманципированным, на основании толкования эдикта к наследованию его (имущества) допускается только дед, потому что претор открывает владение (на­следственным) имуществом так, словно тот был отпущен на свободу из рабства. Более того, если бы это так и было, то или он не был бы усыновлен, потому что усыновление вольноотпущенника не допуска­ется, или, если бы добился (своего) обманом, все равно право патрона осталось бы нерушимым. § 3. Если родитель получил деньги, чтобы произвести эманципацию, или сын при своей жизни дал ему позже достаточную сумму, чтобы он не нарушил его последнюю волю, то он будет отстранен эксцепцией об умысле. § 4. Есть и другой случай, когда родитель не получает владение (наследственным) имуществом, а именно если сын поступил на военную службу; ибо божественный Пий предписал в рескрипте, что (в этом случае) отец не может по­лучить владение (наследственным) имуществом вопреки завеща­нию. § 5. Известно, что дети эманципировавшего лица не получают владение (наследственным) имуществом его сына вопреки завеща­нию, хотя (дети) патрона получают. § 6. Юлиан написал, что отец, получив владение (наследственным) имуществом, может защищать и свое прежнее право, которое он имел и без эманципации. И ему не Должно повредить то, что у него были права патроната, поскольку он является и отцом.

2. Гай в 15-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». Родителя не следует приравнивать к патрону до такой степени, чтобы Давать ему также Фабиев или Кальвизиев иски34, поскольку неспра­ведливо, чтобы у свободнорожденных людей не было права свобод­ного отчуждения своих вещей.

34.

Actio Fabiana - преторский иск об отмене завещательных распоряжений вольноот­пущенника, применяемый его патроном для защиты своей необходимой наследст­венной доли; actio Calvisiana - преторский иск, направленный на отмену сделок, со­вершенных с обманом патрона (in fraudem patroni) вольноотпущенником, умершим без завещания.КНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ, XIII 167

3. Павел в 8-й книге «Комментариев к Плавцию». Паконий ут­верждает, что если эманципированный отцом (сын) сделал наследни­ками недостойных лиц, например блудницу, то владение всем (на­следственным) имуществом вопреки завещанию дается родителю. Или (дается владение) <установленной> частью, если наследником не было назначено недостойное лицо. § 1. Если эманципированный сын в своем завещании обошел отца молчанием или назначил его наслед­ником, то отец не будет принуждаться предоставлять фидеикомиссы из своей (наследственной) доли, которая ему причитается, даже если он принял наследство. Но и в случае, если дочь или внучка были эманципированы и отец или дед, которых (в завещании) обошли молчанием, истребуют владение (наследственным) имуществом, сле­дует утверждать то же самое, что и в отношении сына.

4. Марцелл в 9-й книге «Дигест». Претор ничего не указал в эдикте относительно (обязательств), которые за освобождение воз­ложены (на сына) в пользу отца, эманципировавшего сына, и поэтому отец будет напрасно стипулировать услуги со стороны сына.

5. Папиниан в 11-й книге «Вопросов». Божественный Траян за­ставил эманципировать сына, с которым отец плохо обращался во­преки долгу отеческой любви. После его кончины отец утверждал, что ему, как эманципатору, принадлежит владение (наследственным) имуществом. Но по совету Нерация Приска и Аристона ему было отказано (во владении) на том основании, что отцовская власть была прекращена по необходимости.

 

Титул XIII35. О владении (наследственным) имуществом по завещанию воина

1. Ульпиан в 45-й книге «Комментариев к эдикту». Не вызывает сомнений, что следует блюсти волю тех лиц, которые свои последние распоряжения отдали любым способом в неприятельской области и там же встретили свой последний день. Ибо, хотя положение воинов иное и конституции императоров отличают (их) от данных лиц, од­нако те, что находятся в походе, заслуженно также требуют для себя тех же прав, поскольку подвергаются тем же опасностям. Следова­тельно36, вообще все те, чье положение таково, что они не могут за­вещать по военному праву, если они окажутся в неприятельской об­ласти и там скончаются, будут завещать любым способом, каким за­хотят и каким смогут, будет ли это наместник провинции, или легат, или кто-либо другой, кто не может завещать согласно военному пра-ВУ- § 1. Также нет никаких сомнений в том, что на флоте и капитан

3^= Bas. 35.21.38 {примеч. ред.). М>. это предложение с D. 29.1.44 (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ, XIV 169

корабля (наварх), и начальник триеры (триерарх) могут завещать по военному праву. На флоте все гребцы и моряки являются воинами. Также стражники являются воинами, и нет никаких сомнений в том, что они могут завещать по военному праву. § 2. Если кто-либо из воинов был переведен из одного отряда в другой, то, хотя из прежне­го он уже исключен, а в новый еще не прибыл, все же он может заве­щать по военному праву: ведь он является воином, хоть и не находит­ся (на данное время) в каком-либо отряде.

 

Титул XIV37. О праве патроната

1. Ульпиан в 9-й книге «Об обязанностях проконсула». Жалобы патронов на их вольноотпущенников наместники (провинций) долж­ны выслушивать и рассматривать очень внимательно, так как если вольноотпущенник проявляет неблагодарность, то не следует остав­лять его без наказания. Но даже если он действительно не исполняет своих обязанностей по отношению к патрону, патроне или их детям, то его следует только высечь и отпустить, угрожая при этом, что су­ровость наказания возрастет, если он еще раз подаст повод к жалобе. Конечно, если он допустил оскорбление или брань в их адрес, то должен будет отправиться во временную ссылку, если же он поднял на них руку, то его следует отдать в рудники. То же самое и если он возвел на них клевету, или нашептал доносчику, или попытался воз­будить (недозволенный) процесс.

2. Он же в 1-й книге «Мнений». Патроны не должны запрещать вольноотпущенникам заниматься дозволенными законом делами.

3. Марциан во 2-й книге «Институций». Если назначенный опе­кун, которому по легату завещана была рабыня и которую его (в ле­гате) просили отпустить на волю38, приняв легат, отпустит ее и отка­жется от опеки, то согласно рескрипту божественных Севера и Анто­нина он, конечно, является ее опекуном, однако он лишен всех выгод патроната.

4. Он же в 5-й книге «Институций». Права на вольноотпущенни­ков сохраняются для детей их патронов и в том случае, если их отец осужден за государственную измену, как милостиво написали в реск­рипте божественные Север и Антонин, так же как и для детей (лиц), осужденных по другим причинам, сохраняются права на вольноот­пущенников.

5. Он же в 13-й книге «Институций». Божественный Клавдий по­велел, чтобы тот вольноотпущенник, в отношении которого было Доказано, что он содействовал обвинителям патрона, которые затеяли

^ = Bas. 49.1. Ср. С. 6.4 (примеч. ред.). То есть просил завещатель, который и назначил его опекуном.КНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ, XIV 171

против того дело о его (гражданском) статусе, чтобы этот вольноот­пущенник стал рабом патрона. § 1. Рескриптом нашего императора установлено, что если патрон не кормит своего вольноотпущенника, то теряет права патрона.

6. Павел во 2-й книге «Комментариев к закону Элия — Сенция». Принуждающим к клятве о том, что вольноотпущенница не будет вы­ходить замуж или производить детей, считается и тот (патрон), кото­рый принимает (подобную) присягу у вольноотпущенника. Но если без его ведома его сын принудит (к этому вольноотпущенника) и заручится об этом стипуляцией39, то (патрону) это не будет вредить; однако если подвластный это сделает по приказу патрона, то следует сказать, что тот несет ответственность по данному закону. § 1. Некто стипулировал (у вольноотпущенника) 100 услуг или же по пять золотых за каждую. Он не считается стипулировавшим противозаконно, так как предоста­вить услуги во власти вольноотпущенника. § 2. Хотя в законе не дела­ются исключения ни для какого лица, однако следует считать, что за­кон имеет в виду тех, кто может произвести детей. Так что если кто принудит к даче клятвы кастрата, то следует сказать, что патрон не подлежит наказанию по этому закону. § 3. Если патрон принудит воль­ноотпущенницу к клятве, что она выйдет за него замуж, то, если он принудил, действительно собираясь жениться на ней, он не будет счи­таться сделавшим что-то против закона. Если же он, не собираясь же­ниться, принудил ее лишь для того, чтобы она не вышла за другого, то, по словам Юлиана, это попытка обойти закон, и патрон ответствен так же, как если бы он принудил вольноотпущенницу поклясться, что она не выйдет замуж. § 4. По закону Юлия о порядке вступления в брак клятва, посредством которой вольноотпущенник принуждается не же­ниться, а вольноотпущенница - не выходить замуж, отменяется только в том случае, если они хотят совершить законное бракосочетание.

7. Модестин в единственной книге «О манумиссиях». Божествен­ный Веспасиан написал в рескрипте, что если кто с таким условием продал (рабыню), чтобы она не принуждалась заниматься проститу­цией, и если она к этому принуждалась, то чтобы была свободной. А если после (продажи) она от покупателя перейдет к другому лицу без такого условия, то чтобы по правилам продажи она стала свободной и притом вольноотпущенницей первого продавца. § 1. Повелениями императоров предусмотрено, чтобы и в провинциях президы, творя-Щие суд по жалобам патронов, налагали на вольноотпущенников на­казание в соответствии с их провинностью. Иногда на неблагодарно­го вольноотпущенника накладываются следующие наказания: или часть имущества у него отбирается и отдается патрону, или его бьют палками и отпускают.

9 Ср. D. 40.9.32 рг. (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ, XIV 173

8. Он же в 6-й книге «Правил». Если раб был отпущен подвласт­ным сыном-воином, то божественный Адриан написал в рескрипте, что воин сделал раба своим вольноотпущенником, а не (вольноотпу­щенником) отца. § 1. Без отпуска на волю раб может получить свобо­ду, если он был продан с условием, чтобы его через определенное время отпустили на волю. По прошествии этого времени, даже если его и не отпустили, он становится вольноотпущенником покупателя.

9. Он же в 9-й книге «Правил». При отказе от отцовского на­следства сыновья не теряют прав в отношении отцовских вольноот­пущенников; то же самое (можно сказать и) об эманципированном сыне. § 1. Некоторые не имеют доли в имуществе вольноотпущенни­ка. В законе (на этот счет) сделаны следующие исключения: осужден­ный по уголовному процессу40, если он не был восстановлен в правах; или же тот, кто донес о каком-либо проступке (своего вольноотпу­щенника), или же если, будучи старше 25 лет и донеся о проступке отцовского вольноотпущенника, выступил его обвинителем в уго­ловном процессе.

10. Теренций Клемент в 9-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Считается, что патрон, выступивший обвинителем своего вольноотпущенника в уголовном процессе, отстраняется от владения (наследственным) имуществом вопреки завещанию. Лабеон считал, что тот процесс уголовный, в котором наказанием могут быть смерть или изгнание. Тот, кто подал иск, считается обвинившим, если он не испросил впоследствии погашения иска. Сервилий передает, что та­ково было и мнение Прокула.

11. Ульпиан в 10-й книге «Комментариев к закону Юлия и Па­пия». Он также не допускается к законному наследованию, которое восходит к закону XII таблиц.

12. Модестин в 1-й книге «Ответов». Гай Сей, умирая, назвал частичным наследником в числе своих сыновей и вольноотпущенника Юлия, как если бы он был его сыном. Я спрашиваю: может ли запись такого рода изменить статус вольноотпущенника41? Модестин отве­тил, что изменить статус не может.

13. Он же в 1-й книге «Пандектов». Подвластный сын не может отпустить на волю раба из состава своего пекулия. Однако он может его отпустить по велению отца, в таком случае тот становится воль­ноотпущенником отца.

14. Ульпиан в 5-й книге «Комментариев к закону Юлия и Па-пия». Если я поклянусь, что являюсь патроном, то следует сказать, что в отношении наследования я не стал (из-за этого) патроном,

°es capitalis - собственно дела, касающиеся caput лица, его гражданского, семейного 41 "оложения и в особенности состояния свободы.

Го есть считается ли он после этого вольноотпущенником наследников.КНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ, XIV 175

поскольку клятва не делает патроном. Иначе дело обстоит, если было оглашено (судебное решение), что он является патроном, ведь тут уже будет иметь силу судебное решение.

15. Павел в 8-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Тот, кто принудил вольноотпущенника к даче клятвы против закона Элия - Сенция42, не имеет никаких прав (патрона) ни сам, ни его дети.

16. Ульпианв 10-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Если вольноотпущенник для того, чтобы обойти закон, сделал так, чтобы владеть (имуществом стоимостью) меньше чем 100 000 сестерци­ев, то это действие в силу самого права не будет иметь силы, и поэтому патрону будет причитаться доля в его (наследственном) имуществе так же, как если бы он имел 100 000. Таким образом, что бы и на каком бы основании он ни подверг отчуждению, это отчуждение не будет иметь никакого эффекта. Ну а если он подверг что-нибудь отчуждению для обмана патрона, но и после отчуждения имеет больше 100 000, то от­чуждение, конечно, имеет силу, однако можно будет с помощью Фа-биева и Кальвизиева исков43 вернуть обратно то, что было отчуждено для обмана. Так часто пишет и Юлиан, и тем же правовым соображе­нием руководствуемся и мы. Основания же (в этих двух случаях) раз­личные: когда отчуждение состоялось в обход закона, то совершенное действие не имеет силы. «В обход» же это совершается тогда, когда кто-то делает так, чтобы иметь меньше 100 000 сестерциев с целью сделать недействительными предписания закона. А когда после отчуждения он все равно имеет больше 100 000, то он считается действующим не в обход закона, а только для обмана патрона. Поэтому с помощью Фабиева и Кальвизиева исков можно будет вернуть обратно то, что было отчуждено. § 1. Если кто-либо сделал так, чтобы владеть менее чем 100 000, произведя отчуждение сразу нескольких вещей, и после возврата одной вещи или определенной части от всех в его имуществе опять будет более 100 000, - возвращать ли нам одну вещь или же по части из каждой в соответствии с процентной долей, с тем чтобы его имущество опять оценивалось более чем в 100 000? Вероятнее всего, что отчуждение всех вещей (в целом) не имеет никакого значения. § 2. Если кто-то произвел отчуждение (этих вещей) не сразу, а каких-то раньше, каких-то позже44, то отчуждение вещей, которое он произвел позже, в силу самого права не может быть отменено, а (может быть отменено) только (отчуждение) первых. В отношении последних же будет иметь место Фабиев иск.

Закон Элия - Сенция запрещал отпускать на волю раба, не достигшего 30 лет, та­ким образом, имеется в виду ложная присяга вольноотпущенника о его возрасте 4^См примеч. к D. 37.12 2.

То есть стоимость его имущества после отчуждения первой группы вещей снизилась До менее чем 100 000 сестерциев, а затем он произвел отчуждение еще одной группы вещей.КНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ, XIV 177

17. Он же в 11-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Божественные братья издали такой рескрипт: «Мы узнали, что юри­сты иногда пребывают в сомнении (относительно того), может ли внук испрашивать (преторское) владение (наследственным) имущест­вом вопреки завещанию вольноотпущенника своего деда, если этот дед (отец его отца) в возрасте старше 25 лет обвинил этого вольноот­пущенника. А Прокул, весьма серьезный юрист, придерживался тако­го мнения, что в этой ситуации внуку не следует давать владение имуществом. Его мнению следовали и мы, когда давали рескрипт Це-зидии Лонгине. Да и наш друг Волузий Мециан, не только опираясь на весьма глубокое знание цивильного права, но и движимый почте­нием к нашему рескрипту, лично заверил нас, что он считает, что от­вечать (внуку) следует именно так. Однако чем больше мы обсуждали это с самим Мецианом и с другими нашими друзьями, знатоками права, тем больше становилось понятно, что внук ни на основании слов или смысла закона или преторского эдикта, ни из-за личности или бесчестного поступка отца не отстраняется от наследства воль­ноотпущенника. Таково было также мнение многих юристов, в том числе и нашего друга Сальвия Юлиана, достославного мужа». § 1. Также спрашивалось: если сын патрона обвинил вольноотпущен­ника в уголовном процессе, то вредит ли это его детям? И Прокул был такого мнения, что бесчестный поступок вредит сыну патрона и его детям, однако Юлиан это отрицает. Но следует присоединиться к мнению Юлиана.

18. Сцевола в 4-й книге «Ответов». Я спрашиваю: может ли па­трон запретить вольноотпущеннику в той же колонии, где патрон ведет дела, заниматься делами того же рода? Сцевола ответил, что он не может запретить.

19. Павел в 1-й книге «Сентенций». Тот вольноотпущенник не­благодарен, который не проявляет знаков почтения к патрону или не принимает попечение над имуществом патрона или его детьми.

20. Он же в 3-й книге «Сентенций». Так же как, когда вольноот­пущенник умирает, составив завещание, патрону дается возможность требовать либо исполнения того, что было возложено (на вольноот­пущенника) в связи с отпуском на свободу, либо владения частью (наследственного) имущества, так и если он умер без завещания, па­трону предоставляется тот же выбор.

21. Гермогениан в 3-й книге «Извлечений из права». Если па­трон или вольноотпущенник был подвергнут депортации, а затем восстановлен в правах, право патроната и возможность требовать (преторского) владения имуществом вопреки завещанию считают­ся утерянными. Это же правило соблюдается и если патрон или вольноотпущенник были осуждены на работу в рудниках и вос­становлены в правах. § 1. Отстраняется от (преторского) владенияКНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ, XIV 179

имуществом вопреки завещанию патрон, если (у вольноотпущен­ника) единственный наследник, и то, чего недостает до положен­ной наследственной доли патрона, может быть получено <без ус­ловий или промедления*45 через раба (патрона) с помощью на­следства, легата или фидеикомисса46. § 2. Если один из двух патро­нов был назначен наследником в должной части <без условий и назначения срока*, то он не может требовать (преторского) вла­дения имуществом вопреки завещанию, даже если, в случае если бы ему была оставлена меньшая доля и он потребовал бы претор­ского владения, ему бы могла быть добавлена и другая доля. § 3. Если природные дети вольноотпущенника, лишенные наслед­ства, при том что наследником в части было назначено третье ли­цо, наследуют из другой части родителю через своего раба, то они препятствуют патрону (участвовать в наследовании). § 4. Если сын вольноотпущенника, назначенный наследником, отказался от на­следства, то патрон не отстраняется.

22. Гай в единственной книге «О казусах». Хорошо известно, что, даже если сын патроны состоит в отцовской власти, все равно наследство на законных основаниях переходит к нему.

23. Трифонин в 15-й книге «Обсуждений». Если сын оставил не­отомщенным убийство отца, которое раскрыл раб и тем заслужил свободу, то я сказал, что его не следует считать сыном патрона, так как он этого недостоин. § 1. Если на основании поддельных кодицил-лов, которые некоторое время считались подлинными, наследник, не знающий об этом, предоставил рабам свободу как бы по фидеико-миссу, то, как написал в рескрипте божественный Адриан, они все-таки свободны, однако должны выплатить свою стоимость. И пра­вильно считается, что они становятся вольноотпущенниками того, кто отпустил их на свободу, так как в отношении этих вольноотпу­щенников у него остаются права патрона.

2447. Павел в 1-й книге «Императорских решений по судебным расследованиям или постановлений в 6 книгах». Камелия Пия спра­шивала у Гермогена: что он скажет о судье по разделу наследства, который поделил между ней и ее сонаследником не только имущест­во, но и вольноотпущенников? Ведь он сделал это без какого-либо права. Было решено, что раздел вольноотпущенников ничтожен, а вот сделанное судьей на указанном основании разделение средств (получаемых от вольноотпущенников) действительно.

45 Согласно Ж. Куяцию, интерполяция Юстиниана (примеч. ред.).

46 То есть если сам патрон не упомянут в завещании, но его рабу безусловно оставлено наследство, легат или фидеикомисс.

47 Ср. D. 10.2 41 (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ, XV 181

 

Титул XV48. О повиновении, которое следует оказывать родителям и патронам

1. Ульпиан в 1-й книге «Мнений». Принцип благочестивого по­читания родителей должен иметь силу и для военных. Поэтому, если сын-воин совершил что-либо недозволенное в отношении отца, он должен быть наказан в соответствии со своим деликтом. § 1. И между матерью и сыном, которые одновременно стали вольноотпущенни­ками, принцип благочестия согласно природе должен быть неруши­мым. § 2. Если сын оскорбил мать или отца, которых он должен глу­боко чтить, или поднял на них нечестивую руку, то префект города наказывает за деликт, затрагивающий общественное благочестие, в соответствии с его тяжестью. § 3. Следует считать недостойным нести военную службу того, кто назвал отца и мать, которые, по его при­знанию, воспитали его, преступными злодеями.

2. Юлиан в 14-й книге «Дигест». Следует приписать почитанию, оказываемому родителям и патронам, то, что, хотя они и отвечают на иск через поверенного, против них не дается иск об умысле или иск об оскорблении: ведь хотя присужденные по таким (искам) и не назы­ваются бесчестными в преторском эдикте, однако по существу дела и во мнении людей они не избегнут клейма бесчестья. § 1. Также против (родителей и патронов) не следует давать интердикт о насилии.

3. Марцеллв единственной книге «Ответов». Тиций купил раба, ко­торого через много лет приказал продать. Позже, склоненный прось­бами, он отпустил его на волю, получив от него деньги. Я спрашиваю: может ли сын и наследник отпустившего на волю обвинить того (раба) в неблагодарности? Ответ: может, если нет никакого другого препятст­вия. Ибо весьма большая разница, дал ли кто-нибудь свободу, получив деньги от своего раба, или даже от его друга, или же от того раба, кото­рый, принадлежа другому, доверился его честности. Ведь в первом слу­чае он хотя бы оказал благодеяние, пусть и не бесплатное, а во втором может рассматриваться всего лишь как предлагающий свои услуги.

4. Марциан во 2-й книге «Публичных судов». Божественные Се­вер и Антонин дали письменный ответ, что иск к неблагодарному вольноотпущеннику можно предъявить через поверенного.

5. Ульпиан в 10-й книге «Комментариев к эдикту». Родитель, па­трон, патрона, дети и родители патрона или патроны, если про них утверждают, что они получили деньги ради совершения или несовер­шения какого-либо дела, не отвечают по иску из факта. § 1. Но и бес­честящие иски против них не даются, а также те, которые содержат Упоминание об умысле или обмане;

48 = Bas. 31.2; 49.2. Ср. С. 6.6 (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ, XV 183

6. Павел в 11-й книге «Комментариев к эдикту», также (против них) не будет дан иск и о развращении раба,

7. Ульпианв 10-й книге «Комментариев к эдикту», хотя эти иски и не ведут к бесчестью. § 1. И присуждаются они к уплате той суммы, ко­торую в состоянии заплатить. § 2. Также (против них) не допускаются эксцепции об умысле или эксцепции на основании применения силы или угроз. Не допускаются и интердикты «о том, что силой» или «что силой». § 3. И когда они предлагают принести клятву, то сами не при­носят клятву относительно собственной честности. § 4. <А также>49 ко­гда утверждают, что патрона была с целью обмана введена во владение от имени плода, то вольноотпущенника, утверждающего это, не будут слушать (в суде), так как он не должен подавать жалобу на обман со стороны патрона. Ведь этим лицам будет оказано почтение также и в прочих частях эдикта. § 5. Но это почтение будет оказано самим этим лицам, а не их поручителям. А если, может быть, они сами поручатся за других, то им будет оказано почтение.

8. Павел в 10-й книге «Комментариев к эдикту». Наследник вольноотпущенника обладает в отношении патрона того, кто скон­чался, всеми правами постороннего лица в полном объеме.

9. Ульпиан в 66-й книге «Комментариев к эдикту». Вольноотпу­щенник и сын всегда должны считать личность отца и патрона поч­тенной и неприкосновенной.

10. Трифонин в 17-й книге «Обсуждений». В отношении эманци-пированного им сына (отец) не имеет никаких прав на то, что полага­ется за освобождение, поскольку на детей обычно ничего не возлага­ется. И никто (никогда) не утверждал, что принесением присяги сын обязуется в отношении эманципировавшего его отца так же, как вольноотпущенник в отношении патрона. Ведь дети должны оказы­вать родителям благочестивое почтение, но не рабочие услуги.

11. Папиниан в 13-й книге «Вопросов». Не является неблагодар­ной вольноотпущенница, если она пользуется своим ремеслом вопре­ки воле патроны.

49 Согласно Э. Зеккелю (Seckel), интерполяция Юстиниана (примеч. ред).

 

КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

Титул I1. О работах вольноотпущенников

1. Павел в единственной книге «О разных сочинениях». Работы являются дневной обязанностью.

2. Ульпиан в 38-й книге «Комментариев к эдикту». Этот эдикт претор предлагает для того, чтобы ограничить истребование (работ), налагаемых ради освобождения; ибо он заметил, что подобное "^пре-доставление работ ради освобождения*2 излишне распространилось, так что оно стесняет и отягощает вольноотпущенников. § 1. Вначале же претор обещает, что даст иск о работах против вольноотпущенни­ков и вольноотпущенниц.

3. Помпоний в 6-й книге «Комментариев к Сабину». Тот, кто стипулировал работы этого дня, не может требовать их до того, как закончится день. § 1. Нельзя и отрабатывать свою работу по часам, поскольку она является дневной обязанностью. Таким образом, и тому вольноотпущеннику, который присутствовал только шесть предполуденных часов, не предоставляется освобождение на этот день.

4. Он же в 4-й книге «Комментариев к Сабину». Вольноотпущен­ник двоих лиц обещал работы каждому из них; при том, что один из них умер, ничто не мешает дать его сыну требование работ, хотя дру­гой из двоих и жив. И это не имеет ничего общего ни с наследством, ни с владением (наследственным) имуществом: ибо работы с вольноотпу­щенников взыскиваются точно так же, как и отданные в кредит деньги. Так написал Аристон, мнение которого я считаю правильным: ведь представляется, что и постороннему наследнику можно дать иск о ра­ботах, которые не были предоставлены, не опасаясь эксцепции. Также он будет дан и второму патрону, оставшемуся в живых.

53. Ульпиан в 15-й книге «Комментариев к Сабину». Если кто стипулирует работы себе и своим детям, то стипуляция переходит даже к постумам.

64. Он же в 26-й книге «Комментариев к Сабину». Ремесленные и прочие работы, которые состоят как бы в обеспечении денег, перехо­дят к наследнику (патрона), работа же прислуги не переходит.

7. Он же в 28-й книге «Комментариев к Сабину». Чтобы из клятвы возникло обязательство, тот, кто клянется, должен быть вольноотпущенником и клясться именем свободы. § 1. Разумеется,

' Bas 49.3. Ср. С. 6.3 {примеч. ред).

Согласно А. Шмидту, средневековая глосса (примеч. ред). 3 Ср. D. 30.17 рг.; 50.16.164 рг. (примеч. ред).

4 Ср. D. 1.7.15 рг. (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, I 187

возникает вопрос: если кто-либо оставит легат своему вольноот­пущеннику (под условием), что тот поклянется его сыну предос­тавлять 10 (монет) вместо работ, обязывает ли его эта клятва? И Цельс Ювенций говорит, что он будет обязан и что не имеет большого значения, по какой причине вольноотпущенник покля­нется предоставлять услуги, и я согласен с Цельсом. § 2. Клясться же, чтобы возникло обязательство, он должен после отпущения на волю, и поклянется ли он сразу или спустя некоторое время, обяза­тельство возникнет. § З5. Он должен поклясться предоставить рабо­ты, услуги или подарок, и при этом работы любых видов, которые могут быть наложены честным, законным и дозволенным образом. § 4. Божественным Адрианом было предписано впредь прекращать истребование работ с того, кто получил свободу по фидеикомиссу. § 5. И против несовершеннолетнего, пока он растет, будет дан иск о работах, но только в то время и пока он несовершеннолетний. Ведь и у него могут быть какие-то обязанности: например, он может быть переписчиком книг, или номенклатором6, или счетоводом, или актером, или искусником в каком-либо другом виде развлечений. § 6. Если дети патрона назначены наследниками в неравных долях, то будет ли у них иск о работах в половинной доле или в той доле, которую они получили по наследству? И я считаю более правиль­ным, чтобы дети получили иск в равных долях. § 7. Не имеет практически никакого значения, будут ли эти дети подвластными или же эманципированными. § 8. Но если патрон записал наслед­ником отданного в усыновление, то скорее всего работы следует предоставлять и ему. § 9. Дети патроны также не отстраняются от требования работ.

8. Помпоний в 8-й книге «Комментариев к Сабину». Если воль­ноотпущенник поклянется предоставлять услуги двум патронам, то Лабеону представляется, что он будет обязан выполнять часть работ и что ее можно будет с него требовать, поскольку требуют всегда прошедшие работы, которые он уже не может предоставить. Такое бывает, если он поклянется или даст обещание самим патронам или их общему рабу или если несколько наследников наследуют одному патрону. § 1. Представляется, что за клянущегося вольноотпущенника поручиться может кто угодно.

9. Ульпиан в 34-й книге «Комментариев к Сабину». Работы не в природе вещей. § 1. Однако же будущая работа прислуги не должна предоставляться никому другому, кроме как патрону, ибо их суть

| Ср. D. 50.17.22 рг. {примеч. ред.).

Номенклатором назывался раб, в обязанности которого входило называть господи­ну имена граждан, встречающихся на улице, рабов, входящих в имущество господи-Hai а также подаваемые к столу кушанья (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, I 189

связана и с личностью того, кто их предоставляет, и с личностью то­го, кому они предоставляются. Работы же ремесленные и другие по­добного рода могут быть предоставлены кем угодно и кому угодно. Ведь понятно, что если они состоят в занятии каким-либо ремеслом, то могут по приказу патрона предоставляться и другим.

10. Помпоний в 15-й книге «Комментариев к Сабину». Плохо, если раб патрона требует такую стипуляцию с вольноотпущенника: «Обещаешь ли ты предоставить мне работы?» Ему следует стипули-ровать обещание предоставить их патрону. § 1. Вольноотпущенник, который клянется о работах таким образом: «патрону или Луцию Тицию», не может предоставлять услуги Луцию Тицию, так как он освобожден патроном

11. Юлиан в 22-й книге «Дигест». (при этом не имеет значения, посторонний ли человек Луций Тиций или сын),

12. Помпоний в 15-й книге «Комментариев к Сабину», так как услуги, которые предоставляются Луцию Тицию, будут другими. Од­нако если за освобождение вольноотпущенник пообещает деньги ну­ждающемуся патрону или Тицию, то присоединение Тиция в любом случае действительно.

13. Ульпиан в 38-й книге «Комментариев к эдикту». Если кто был куплен с той целью, чтобы его отпустили на свободу, и по кон­ституции божественного Марка получил свободу, то наложенные на него работы не будут иметь никакой силы. § 1. Но по конституции божественного Марка тот, кому было присуждено имущество ради сохранения свободы, не может требовать работ ни от тех, кто был отпущен на свободу прямо, ни от тех, кто был отпущен по фидеико-миссу, хотя те, кто получает свободу по фидеикомиссу, и становятся его вольноотпущенниками; но, однако же, они становятся вольноот­пущенниками не так, как вольноотпущенники в собственном смысле слова, которых мы отпускаем на волю, не побуждаемые к тому ника­кой необходимостью. § 2. Иск о работах имеет место только тогда, когда работы будут просрочены. Однако же они не могут быть про­срочены до того, как наступит срок их сдачи, а срок их сдачи насту­пит только после того, как работы будут определены. § 3. Даже если у вольноотпущенника есть жена, патрону не запрещается требовать от него работы. § 4. Считается, что если патрон несовершеннолетний, то вольноотпущенница не может выйти замуж по его воле, если только его воля не будет подкреплена распоряжением опекуна. § 5. Даже по­следующее одобрение (опекуном) этого действия помешает патрону в том, что касается брака вольноотпущенницы.

14. Теренций Клемент в 8-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Практически все согласны в том, что от нее можно требо­вать предоставления услуг, когда она расторгнет свой брак.КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, I 191

15. Ульпиан в 38-й книге «Комментариев к эдикту». Вольноот­пущенник, которому после назначения работ состояние здоровья по­мешало их выполнить, не отвечает по иску о работах, так как нельзя сказать, что то, что он не выполняет эти работы, зависит от него. § 1. Работы нельзя ни обещать, ни исполнять, ни задолжать, ни тре­бовать отчасти. На это Папиниан возразил: если есть не одна, а мно­го работ и у патрона, который стипулировал работы, есть несколько наследников, то правильно будет разделить обязательство (предос­тавления) работ по числу их. Также Цельс пишет в 12-й книге, что если общий вольноотпущенник обещал двум патронам или их обще­му рабу предоставить работ на 1000, то он скорее будет должен по 500, а не половину от общего числа работ7.

16. Павел в 40-й книге «Комментариев к эдикту». Вольноотпу­щенник должен будет предоставлять услуги и в том ремесле, которое он выучит после отпуска на волю, если это будут такие услуги, кото­рые можно предоставлять честным образом и без опасности для жиз­ни, а не всегда только те работы, которые он должен был предостав­лять на момент отпуска на волю. Однако если потом он стал зани­маться постыдными делами, то он должен предоставлять только те (услуги), которые предоставлял на момент отпуска. § 1. Патрону пре­доставляются такие работы, которые должны оцениваться исходя из возраста, достоинства, состояния здоровья, необходимости и прочего того же рода относительно обоих лиц:

17. Он же в единственной книге «О праве патроната», не следует слушать патрона, если он требует работы, выполнить которые не по­зволяет возраст либо не допускает телесный недуг или запланирован­ный процесс либо задуманный результат (исполнения) которых уг­рожает жизни.

18. Он же в 40-й книге «Комментариев к эдикту». Сабин пишет в 5-й книге «К эдикту городского претора», что вольноотпущенник должен предоставлять услуги, пользуясь своей пищей и своей одеж­дой; если же он не может себя прокормить, то патрон должен предос­тавить ему продукты;

19. Гай в 14-й книге «Комментариев к провинциальному эдик­ту», или же услуги следует требовать таким образом, чтобы в те дни, когда (вольноотпущенник) предоставляет услуги, у него было бы Достаточно времени, чтобы изыскать для себя заработок, с которого он мог бы кормиться;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.071 с.)