Титул VIII. (О наследовании) среди когнатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул VIII. (О наследовании) среди когнатов



1. Ульпиан в 46-й книге «Комментариев к эдикту». Такое введе­ние во владение (наследственным) имуществом имеет свое начало в одном лишь милосердии претора, а не в цивильном праве, ибо оно допускает к введению во владение (наследственным) имуществом тех, кого по цивильному праву нельзя было допускать к наследованию, то есть когнатов. § 1. Когнатами же называются как бы рожденные от одного, или, как говорит Лабеон, имеющие как бы общий исток рож­дения. § 2. Этот закон говорит о кровном родстве не между рабами, ибо нелегко представить себе какое бы то ни было кровное родство между рабами56. § 3. То владение (наследственным) имуществом, ко­торое дается по данной части эдикта, заключает в себе шесть степеней кровного родства и двух человек из седьмой степени - сына и дочь двоюродного брата и двоюродной сестры. § 4. Даже усыновление создает кровное родство: ведь тем, кому усыновленный становится агнатом, он становится и когнатом; ибо везде, где речь идет о когна­тах, мы принимаем, что под ними подразумеваются и те, кто стал когнатом в силу усыновления. Ведь случается так, что тот, кто отдан в усыновление, сохраняет права кровного родства в семье своего природного отца и приобретает их в своей приемной семье; но в при­емной семье он приобретает родство только с теми, кому он стал аг­натом, а в природной семье он сохранит все связи. § 5. Ближайшим родственником считается даже и тот, кто является единственным, хо­тя чаще говорится «ближайший» из нескольких. § 6. Ближайшим род­ственником мы должны считать его с того момента, когда ему пере­дано владение (наследственным) имуществом. § 7. Если же ближай­ший когнат, пока записанные наследники размышляют, умрет, то в качестве ближайшего допускается следующий, то есть тот, кто на тот момент окажется на месте ближайшего родственника. § 8. При усло­вии, что есть надежда на то, что родится какой-нибудь более близкий когнат, следует сказать, что он препятствует следующим, но если он не родится, то мы допустим к наследству того, кто окажется ближай­шим после этого плода. Но это следует соблюдать только в том слу­чае, если тот, кто, как говорят, находится в чреве, был зачат при жизни

54 Ср. D. 50.17.97 (примеч. ред.).

55 Bas. 45.2.6-14. Ср. lust. Inst. III.5; С. 6.15 (примеч. ред.).

56 Классическое право не признавало правомерным какое-либо родство между рабами (примеч.КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, VIII 279

того, о владении (наследственным) имуществом которого идет речь; а если же после смерти (он зачат), то он ни другому не помешает, ни сам не будет допущен, поскольку он не был ближайшим когнатом тому, при жизни которого он еще и не зародился. § 9. Если какая женщина умрет, будучи беременной, и, когда рассекут чрево, родится дитя, то это дитя находится в таком положении, что может принять владение (наследственным) имуществом своей матери «как ближай­ший когнат»; однако после Орфитиева сенатусконсульта он может его потребовать и как «законный наследник», поскольку на момент смерти он находился в чреве. § 10. Когнаты же к владению (наследст­венным) имуществом допускаются по степеням (родства), так что те, кто находится в первой степени родства, все допускаются одновре­менно. §11. Если кто-либо будет в плену у врагов на момент кончины того, о владении (наследственным) имуществом которого идет речь, следует сказать, что он может требовать владение его (наследствен­ным) имуществом.

2. Гай ч 16-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». В этой части проконсул, основываясь на естественной справедливо­сти, обещает всем когнатам владение (наследственным) имуществом; он призывает их к наследованию, основываясь на кровном родстве, хотя по цивильному праву они и не являются (родственниками). Точ­но так же и незаконнорожденные дети матери, и мать таких детей, и сами братья между собой могут на основании этой части (эдикта) требовать владение (наследственным) имуществом, поскольку они являются по отношению друг к другу когнатами; и даже если какая-то беременная женщина, отпущенная на волю, родит, (в этом случае) и тот, кто родится, - матери, и мать - ему, и те, которые родятся, -между собой будут когнатами.

3. Юлиан в 27-й книге «Дигест». В результате умаления право­способности погибают кровнородственные отношения, приобретен­ные вследствие усыновления. Так, например, если после смерти при­емного брата в течение 100 дней его приемный брат претерпел умале­ние трудоспособности, он не может принять владение (наследствен­ным) имуществом, которое передается ему по причине близкого род­ства с братом: ведь претору следует принимать во внимание не толь­ко время смерти, но и то время, в которое можно требовать владение (наследственным) имуществом.

4. Ульпиан в 6-й книге «Правил». Если внебрачный ребенок от неизвестного отца умер, не оставив завещания, то его наследство не достается никому по праву кровного или агнатского родства, по­скольку права кровного и агнатского родства происходят от отца; однако в силу родственной близости его мать или брат, рожденный от той же матери, могут требовать владение его (наследственным) имуществом по эдикту.КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, IX 281

5. Помпонийв 4-й книге «Комментариев к Сабину». Законным наследникам, претерпевшим умаление правоспособности, не дается владение (наследственным) имуществом по праву законных наслед­ников, потому что они находятся совсем не в том положении, что дети; однако по степени кровного родства они снова призываются (к наследованию).

6. Ульпиан в 45-й книге «Комментариев к эдикту». Обвинение когната57 не мешает наследованию, если он обвинил своих когнатов.

7. Модестинв 6-й книге «Правил». Тот, кто по какой-то причине стал рабом, будучи затем отпущен на свободу, никоим образом не возвращает себе своего кровного родства.

8. Он же в 14-й книге «Ответов». Модестин ответил, что внукам не мешает получить наследство не оставившей завещания бабки по материнской линии тот факт, что они являются незаконнорожден­ными.

9. Папиниан в 6-й книге «Ответов». Владение (наследственным) имуществом передается агнату восьмой степени родства по праву за­конного наследника, если даже он не является наследником, тогда как ближайшему же когнату, хотя бы он и являлся наследником, оно не передается. § 1. Сын брата, назначенный наследником в части, заявил в суде, что его дядя по отцу был глухим и по этой причине не мог со­ставлять завещание, и принял владение (наследственным имущест­вом), как ближайший когнат. Представляется, что он имел на это ос­нование со дня смерти, так как не кажется правдоподобным, что он не знал состояния здоровья столь близкого ему покойного кровного родственника.

10. Сцевола во 2-й книге «Ответов». Женщина, (умершая) без за­вещания, оставила сестру Септицию, рожденную от другого отца, и мать, беременную от другого мужа; спрашиваю: если мать отказалась от наследства, будучи еще беременной, а потом родила Семпронию, то может ли Семпрония принять владение (наследственным) имуще­ством Тиции? Ответ: если мать исключена из наследования, то та, которая, по имеющимся сведениям, родилась позже, может принять (владение наследственным имуществом).

 

Титул IX58. Об эдикте о порядке наследования

1. Ульпиан в 49-й книге «Комментариев к эдикту». Эдикт о поряд­ке наследования предложен для того, чтобы наследственное имущество не лежало слишком долго без хозяина и кредиторам не приходилось слишком долго ждать. На этом основании претор счел нужным дать

57 Т. Моммзен предлагает удалить слово «когната».

58 Bas. 45.2.25-26. Ср. С. 6.16 {примеч. ред).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, IX 283

определенный срок тем, к кому переходит владение (наследственным) имуществом, и передать наследование им, чтобы кредиторы скорее могли узнать, будет ли у них кто-то, с кем они могли бы судиться, или выморочное имущество отойдет к фиску, или же скорее они должны быть допущены к владению (наследственным) имуществом, как если бы у умершего не было наследника. § 1. Всякий может отказаться от владе­ния своим (наследственным) имуществом, от владения же чужим не мо­жет. § 2. Например, мой поверенный без моего желания не может отка­заться от владения моим (наследственным) имуществом. § 3. От владения (наследственным) имуществом, доставшимся через раба, хозяин отка­заться может. § 4. Посмотрим, может ли опекун несовершеннолетнего отказаться от владения (наследственным) имуществом. Скорее всего не может; однако он может отказаться, основываясь на опекунской власти. § 5. Попечитель безумного ни в коем случае не может отка­заться от владения (наследственным) имуществом, поскольку оно еще не открылось. § 6. Кто один раз отказался требовать владение (на­следственным) имуществом, теряет на него право, даже если срок (ис­требования) еще не истек; поскольку он отказался, то владение (на­следственным) имуществом уже стало переходить к другим или к не­му был допущен фиск. § 7. Посмотрим, можно ли отказаться от вла­дения (наследственным) имуществом по декрету. Хотя может истечь срок, однако скорее всего отказаться от него нельзя, поскольку оно еще не открылось, если только не был издан декрет; после же того, как был издан декрет, отказываться от него уже поздно, поскольку нельзя отказываться от того, что уже приобретено. § 8. Если в течение 100 дней умрет первый (наследник), то к наследству немедленно мож­но допустить следующего. § 9. Когда мы говорим: «можно требовать владение (наследственным) имуществом в течение 100 дней», следует понимать так, что владение (наследственным) имуществом можно требовать и в сам сотый день, хотя бы он даже пришелся на календы или это были бы сами календы59. То же самое можно сказать и если говорится: «не позднее 100 дней». § 10. Если из тех, кого можно было ввести во владение (наследственным) имуществом по эдикту, кто-то или не желает, чтобы ему его дали, или не принял его в установлен­ный срок, тогда владение (наследственным) имуществом как бы при­надлежит всем прочим, как если бы первого из них не было. §11. Од­нако следует рассмотреть, может ли среди прочих быть допущен тот, кто был исключен. Например, сын находится под властью отца; для него открывается владение (наследственным) имуществом в первой очереди (наследников), в которой оно открывается для детей; однако он исключен в силу времени или отказа; для остальных наследство открывается: но может ли он сам наследовать себе в этой очереди?

59 То есть первый день месяца (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 285

И скорее всего наследовать может, так, что может требовать (наследство) среди законных наследников и после тех в той очереди, когда призыва­ются ближайшие когнаты. И мы пользуемся таким правом, чтобы он допускался, стало быть, он может и в следующей очереди сам наследо­вать после себя. То же самое можно сказать и о владении (наследствен­ным) имуществом по завещанию, так что если тот, кто мог наследовать и без завещания, не потребует владение (наследственным) имуществом по завещанию, то он как бы сам наследует после себя. § 12. Родителям и де­тям дается больше времени для истребования владения (наследственным) имуществом по причине их кровного родства, и их нельзя ограничивать, раз они получают почти что собственное имущество. Поэтому сочтено нужным дать им год, то есть вполне достаточно, чтобы и они не были принуждены требовать владение (наследственным) имуществом, и иму­щество долго не лежало бесхозяйным. Однако иногда, если кредиторы настаивают, их призывают к суду и спрашивают, собираются ли они вступать во владение (наследственным) имуществом, чтобы, если они заявят, что отказываются, кредиторы знали бы, что им следует делать; если же они при этом скажут, что хотят еще подумать, то их не следует заставлять. § 13. Если отец подназначит кого-то своему несовершенно­летнему сыну, то тот может потребовать владение (наследственным) имуществом не в течение года, а в течение 100 дней. § 14. Этот (срок) пре­доставляется не только детям и родителям, которые получают наследство от своего имени, но даже если, например, раб кого-то из детей или роди­телей назначен наследником, то владение (наследственным) имуществом может быть получено в течение года; ибо то лицо, которое требует (на­следство), заслужило эту милость. § 15. Однако и если отец эманципиро-ванного сына захочет вступить во владение (наследственным) имущест­вом вопреки завещанию, то для этого ему предоставляется год. § 16. И в общем, говорит Юлиан, во всех случаях родители и дети могут получить владение (наследственным) имуществом в течение года.

2. Папиниан в 6-й книге «Ответов». Более отдаленный когнат не получает выгоду от эдикта о порядке наследования, поскольку владе­ние (наследственным) имуществом получает первый когнат в своей собственной очереди; и то, что первый когнат получил возможность воздержаться от наследования в силу содействия, оказываемого воз­расту, к делу не относится. Таким образом, справедливо считается, что выморочное имущество отходит к фиску.

 

Титул X60. О степенях родства, свойственниках и их названиях

1. Гай в 8-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». Степени родства есть одни восходящие, другие нисходящие, третьи

60 Bas. 45.3. Ср. lust. Inst. III.6 (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 287

же поперечные, или боковые. К восходящему родству относятся ро­дители, к нисходящему - дети, к поперечному, или боковому, - бра­тья и сестры и их дети. § 1. Но восходящее, как и нисходящее родство начинается с первой степени, в родстве же по поперечной, или боко­вой, линии не может быть первой степени, и, следовательно, оно на­чинается со второй. Таким образом, в первой степени родства, как по восходящей, так и по нисходящей линии, когнаты могут конкуриро­вать между собой, никто же из когнатов по поперечной линии не мо­жет конкурировать с когнатами этой степени. Однако во второй и третьей и затем в последующих степенях когнаты по боковой линии могут конкурировать и с когнатами по восходящей линии. § 2. Но мы должны напомнить, что когда мы говорим о наследовании или о вла­дении (наследственным) имуществом, то не всегда конкурируют те, кто находится в одной и той же степени родства. § 3. К первой степе­ни принадлежат по восходящей линии отец и мать, по нисходящей -сын и дочь. § 4. Ко второй степени относятся по восходящей линии дед и бабка, по нисходящей - внук и внучка, по боковой - брат и се­стра. § 5. К третьей степени по восходящей линии относятся прадед и прабабка, по нисходящей линии - правнук и правнучка, по боковой -сын и дочь брата и сестры и соответственно брат и сестра отца, брат и сестра матери. § 6. К четвертой степени относятся по восходящей линии прапрадед и прапрабабка, по нисходящей - праправнук и пра­правнучка; по боковой линии - внук и внучка брата и сестры и соот­ветственно двоюродный дед и двоюродная бабка по отцовской ли­нии, то есть брат и сестра деда, и двоюродный дед и двоюродная баб­ка по материнской линии, то есть брат и сестра бабки, а также двою­родные братья и сестры, рожденные от брата отца, то есть те братья и сестры, что рождены от кого-либо из двух братьев, а также двоюрод­ные братья и сестры, рожденные от сестер матери, то есть те, что ро­ждены от одной из двух сестер, а также обычные двоюродные братья и сестры, то есть те, что рождены от брата или от сестры, однако почти всегда обычно их называют общим именем «двоюродные бра­тья и сестры»61. §7. Родственниками пятой степени родства являются по восходящей линии прапрапрадед и прапрапрабабка, по нисходя­щей - прапраправнук и прапраправнучка, по боковой линии - пра­внук и правнучка брата и сестры и соответственно двоюродный пра­дед и двоюродная прабабка по отцовской линии, то есть брат и сест­ра прадеда, двоюродный прадед и двоюродная прабабка по материн­ской линии, то есть брат и сестра прабабки, а также сын и дочь сына брата отца или дочери брата отца, и точно так же сын и дочь сыно­вей и дочерей сестры матери и сын и дочь обычных двоюродных

61 В соответствии с современной научной терминологией patrueles и consororini назы­ваются «ортокузенами», amitini - «кросскузенами».КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 289

братьев и сестер, двоюродный дядя и двоюродная тетка - это сын и дочь двоюродного деда и двоюродной бабки по отцовской линии или двоюродного деда и двоюродной бабки по материнской линии,

2. Ульпиан в 46-й книге «Комментариев к эдикту», то есть это двоюродный брат или двоюродная сестра со стороны матери или двоюродный брат со стороны отца отца того, о чьем родстве идет речь.

3. Гай в 8-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». К шестой степени родства относятся по восходящей линии прапра-прапрадед и прапрапрапрабабка, по нисходящей линии - прапрапра-правнук и прапрапраправнучка; по боковой линии - праправнук и праправнучка брата и сестры и соответственно двоюродные прапра­дед и прапрабабка по отцовской линии, то есть брат и сестра прапра­деда и двоюродные прапрадед и прапрабабка по материнской линии, то есть брат и сестра прапрабабки, также внук и внучка двоюродного деда и двоюродной бабки по отцовской линии или двоюродного деда и двоюродной бабки по материнской линии; также внук и внучка сы­на и дочери брата отца, сына и дочери сестры матери, обычных двоюродных брата и сестры, сын и дочь двоюродного прадеда и двоюродной прабабки по отцовской линии и двоюродного прадеда и двоюродной прабабки по материнской линии; также те, кто происхо­дит от двоюродных братьев по отцовской или по материнской линии или от каких-либо двоюродных братьев и сестер и которые называ­ются в собственном смысле слова троюродными братьями. § 1. Из того, что мы сказали, достаточно очевидно, что в седьмой степени родства может быть много людей. § 2. Также мы должны напомнить, что лич­ности отцов и детей мы всегда указывали в двойном числе; под «де­дами» и «бабками» мы понимаем дедов и бабок как с материнской, так и с отцовской стороны, так же как под внуками и внучками - тех, кто рожден как от сына, так и от дочери. Тому же принципу мы сле­дуем и во всех других степенях родства, как в восходящих, так и в нисходящих.

4. Модестинв 12-й книге «Пандектов». Нелегко в том, что касает­ся нашего права, говорить о естественном родстве, которое выходит за пределы седьмой степени, поскольку за пределами этой степени приро­да вещей почти не допускает существования62 родственников. § 1. Счи­тается, что когнаты называются так потому, что они как бы вместе и сообща рождены или происходят или ведут свой род от одного и того же человека. § 2. Суть родства понимается у римлян двояким образом: ибо одни родственные отношения связаны с цивильным правом, другие -с естественным правом, а иногда оба права согласуются и родственная связь устанавливается и по естественному, и по цивильному праву.

62 Т. Моммзен предлагал исправить cognatorum vitam («существование родственни­ков») на cognatorum vinculum («существование родственных связей»).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 291

И при этом считается, что природное родство передается само по себе, без цивильного родства, через женщин", которые рождают незаконных детей. Цивильное же родство, которое также называют законным, устанавливается без естественного права, само по себе посредством усыновления. Родство и по тому, и по другому праву устанавливается, когда происходит соединение путем заключения законного брака. Но естественное родство так и называется, ци­вильное же родство, хотя может быть и само по себе с полным пра­вом названо этим именем, однако же само по себе называется род­ством по отцу (агнацией), поскольку оно передается через лиц муж­ского пола. § 3. Но поскольку некоторые права имеются и между свойственниками, не будет неуместным хотя бы кратко поговорить здесь и о свойственниках. Свойственники - это мужья и жены когна­та, названные так из-за того, что два рода, различающиеся между собой, объединяются в результате брака и один подходит к пределу родства другого, так как в результате брака появляется причина воз­никновения свойства. § 4. Называются же они так: свекор и тесть, свекровь и теща64, зять, невестка, мачеха, отчим, пасынок, падчерица. § 5. Степеней же свойства никаких нет. § 6. И хотя и отец мужа, и отец жены называется socer, а мать - socrus, у греков особенным образом называются отец мужа- «гэкюрос», а мать (мужа) - «гэкюра», отец жены - «пентерос», а мать (жены) - «пентера». Жена сына называется невесткой, а муж дочери - зятем. Жена для детей, рожденных от дру­гой жены, является мачехой, а муж матери для рожденных от другого мужа называется отчимом. А для них обоих дети другого являются пасынками и падчерицами. Это можно определить и таким образом: тесть - это отец моей жены, а я - его зять; «большим тестем» называ­ется дед моей жены, а я ему «празять», и наоборот, мой отец - свекор моей жены, а она его невестка; и мой дед - «большой свекор» моей жены, а она ему «праневестка». Также бабушка моей жены для меня «пратеща», я же для нее «празять», и наоборот, моя мать для моей жены свекровь, та же для нее - невестка; а моя бабушка для моей же­ны - «большая свекровь», а моя жена для нее является «праневест-кой». Пасынок - это сын моей жены, рожденный от другого мужа, я же для него отчим; и наоборот, моя жена для детей, которые у меня есть от другой жены, называется мачехой, а мои дети для нее пасынки и падчерицы. Брат мужа - это деверь. У греков он называется «даэр», так и у Гомера говорится: ведь Елена сказала Гектору:

Деверь жены бесстыдной, виновницы бед нечестивой65!

63 Т. Моммзен предлагал исправить per feminas на de femina («от женщины»).

64 Для обозначения тестя и свекра, а также тещи и свекрови у римлян использовались одни и те же слова: socer и socrus.

65 Гомер. Илиада. VI. 344 (пер. N. Гнедича).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 293

Сестра мужа называется золовкой, а у греков - «галос». Жены двух братьев называются невестками, а у греков - «эйнатерес». В од­ном стихе то же самое говорит и Гомер:

Вышла ль к золовкам своим, иль к невесткам пышноодежным66.

§ 7. Стало быть, всем им, поскольку они из-за свойства являются как бы родителями и детьми друг другу, нельзя соединяться узами брака. § 8. Следует знать, что не может быть ни родства, ни свойства, если запрещены те самые брачные отношения, на основании которых возникает свойство. § 9. Вольноотпущенники и вольноотпущенницы могут быть друг другу свойственниками. § 10. Тот, кто был отдан в усыновление или эманципирован, сохраняет все отношения родства и свойства, которые он имел, но теряет права агната. Однако в той се­мье, в которую он приходит посредством усыновления, никто не яв­ляется его родственником, за исключением отца и тех, кому он стано­вится агнатом; никаких же свойственников в этой семье у него нет. §11. Присужденный по интердикту «лишения воды и огня» или ка­ким-либо другим способом претерпевший умаление правоспособно­сти так, что потерял свободу и гражданство, тем самым теряет и все связи родства и свойства, которые он имел ранее.

5. Павел в 6-й книге «Комментариев к Плавцию». Если я эман-ципирую своего родного сына и усыновлю другого, то они не будут братьями; если после смерти своего сына я усыновлю Тиция, то Ар-риан говорит: представляется, что он будет братом покойному.

6. Ульпиан в 5-й книге «Комментариев к закону Юлия и Па-пия». Лабеон пишет, что жена внука, рожденного от моей дочери, является моей невесткой. § 1. Названия зятя и невестки прилагаются также к жениху и невесте; также представляется, что под свекром, тестем, свекровью и тещей подразумеваются родители жениха и не­весты.

7. Сцевола в 4-й книге «Правил». Пасынком является и тот, кто, зачатый вне брака, родился от той, которая потом вышла за меня замуж, точно так же, как и тот, который родился, когда его мать бы­ла любовницей одного, а потом вышла замуж за другого.

8. Помпонийв 1-й книге «Пособия». Сервий правильно говорил, что наименования свекра, тестя, свекрови, тещи, зятя и невестки при­обретаются даже на основании помолвки.

9. Павел в 4-й книге «Сентенций». Схемы родства, прямо раз­граничиваясь, делятся на две линии: одна - восходящая, другая -нисходящая; от восходящей линии во второй степени отходят боко­вые линии, которые мы все соединили в одной книге, обсудив все подробнее.

66 Гомер. Илиада. VI. 378 (пер. Н. Гнедича).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 295

10. Он же в единственной книге «О степенях родства и свойства и их названиях». Юристу надлежит знать степени родства и свойства, поскольку, как правило, по законам наследства и опеки переходят к ближайшему агнату; однако и по эдикту претор дает владение (наслед­ственным) имуществом ближайшему когнату; кроме того, по закону о публичных разбирательствах нас нельзя принуждать свидетельствовать против свойственников и родственников, если мы того не желаем. § 1. Название когнатства, как кажется, происходит из греческого языка: ибо они называют «сюнгенейс» тех, кого мы называем когнатами. § 2. Когнатами являются и те, кого закон XII таблиц именует агнатами, однако они являются родственниками по отцу из одной и той же семьи; те же, кто связаны родством через женщин, называются только когна­тами. § 3. Ближайшие из агнатов называются своими. § 4. Между агна­тами и когнатами такая же разница, как между родом и видом; ибо тот, кто является агнатом, является и когнатом, но не всякий, кто является когнатом, при этом является агнатом: ибо одно название - цивильное, а другое - природное. § 5. Мы не отказываемся от этих названий, то есть когнатов, и применительно к рабам; мы же говорим о родителях, детях и братьях рабов; но к законам родственные связи среди рабов никак не относятся. § 6. Начало родственной связи может устанавли­ваться и только через женщин: ибо братом является и тот, кто рожден от одной и той же матери; но те, кто имеет одного и того же отца, хотя и разных матерей, также являются и агнатами. § 7. Родители в собст­венном смысле этого слова считаются у римлян до прапрапрапрадеда; более дальние, которые не имеют особого названия, именуются пред­ками, точно так же и дети считаются до прапрапраправнука, а после них они уже называются потомками. § 8. Есть и боковые когнаты, как братья, сестры и те, кто рожден от них, а также дядья и тетки по отцов­ской и по материнской линии. § 9. Ибо когда спрашивается, в какой степени родства какой человек состоит, то нам следует начать с того, о чьем родстве мы говорим; и если речь идет о нисходящих или восходя­щих степенях, то по прямой линии, протянутой вверх или вниз, мы лег­ко определяем степень родства, если мы считаем по отдельным степе­ням ближайших (родственников); ибо тот, кто является ближайшим родственником тому, кто является мне ближайшим родственником, является мне родственником второй степени; и сходным образом, при­бавляя по одной, увеличивается число. То же самое следует делать и в боковых степенях родства: так, брат является родственником второй степени, поскольку первой считается персона отца или матери, через которых он связывается (с братом). § 10. «Степени» родства получили свое название за сходство с лестницами или с гористыми склонами, по которым мы поднимаемся как бы от ближайшего к ближайшему, то есть к тому, что как бы рождается от него. §11. Теперь мы перечислим отдельные степени. § 12. Родственников первой степени по восходящейКНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 297

линии два: отец и мать; по нисходящей линии - два: сын и дочь, кото­рых, однако, может быть и много. § 13. Во второй степени родства -12 человек, а именно: дед, то есть отец отца или матери, а также бабка -как по отцу, так и по матери. Брата мы считаем от обоих родителей, то есть либо только от матери, либо только от отца, либо от обоих роди­телей, то есть от любого родителя одинаково. Но это число не возрас­тает, потому что он ничем не отличается от того, кто имеет только од­ного и того же отца, если, однако, он не имеет тех же когнатов как по отцу, так и по матери; так как у тех, которые рождены от разных роди­телей, бывает так, что тот, который является братом моего брата, не является моим когнатом. Например, у меня есть брат от одного и того же отца, а у него есть брат от одной и той же матери; они между собой братья, но мне тот, другой, - не когнат. Сестра считается так же, как и брат. «Внук» же понимается двояко - это ребенок как сына, так и доче­ри; то же самое и с внучкой. § 14. В третьей степени родства имеется 32 лица: прадед, который понимается четверояко: это отец деда по отцу или по матери, а также отец бабки по отцу или по матери. Под понятие «прабабка» также подпадают четыре лица, так как это мать или деда, или бабки по отцу или точно так же мать деда или бабки по матери. Дядя по отцу, то есть брат отца, сам также должен пониматься двояко, то есть по отцу (он брат) или по матери. <Моя бабка по отцу вышла замуж за твоего отца и родила тебя, или твоя бабка по отцу вышла за­муж за моего отца и родила меня>67: я тебе - дядя по отцу, а ты - мне. Это случается, если одна женщина выходит замуж за сына другой: ибо те мужчины, которые у них родятся, будут друг другу дядьями по отцу, а женщины - тетками по отцу, и точно так же мужчины будут женщи­нам дядьями по отцу, а женщины будут им тетками по отцу. То же са­мое и если имеются мужчина и женщина (и) он женится на ее дочери, а она выйдет замуж за его сына: те, кто родится от отца юноши, будут называть дядьями и тетками по отцу рожденных от матери девушки детей брата, а те - их. Дядя по матери - это брат матери, и это проис­ходит в том же смысле, как мы уже сказали о дяде по отцу. Если будут двое мужчин и каждый из них женится на дочери другого, то рожден­ные от этих браков мужчины будут друг другу дядьями по матери, а женщины - тетками по матери, и по тому же принципу мальчики будут девочкам дядьями по матери, а те им - тетками по отцу. Тетка по от­цу - это сестра отца, как это было принято выше. Тетка по матери -это сестра матери, точно так же, как и выше. Следует отметить то, что, хотя братья и сестры отца и матери и называются дядьями и тет­ками по отцу и по матери, сыновья и дочери брата и сестры не имеют особого названия родства, но обозначаются как сыновья и дочери брата и сестры, то же самое, как станет ясно, происходит и с более

67 Согласно Т. Моммзену, интерполяция Юстиниана (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 299

далекими потомками. Правнук и правнучка понимаются четверояко: они происходят или от внука от сына, или от внука от дочери, или от внучки от сына, или от внучки от дочери. § 15. В четвертой степени родства имеется 80 лиц. Прапрадед, чье определение простирается на восемь лиц, - это отец прадеда по матери или по отцу, которых, как мы уже сказали, нужно брать по отдельности в удвоенном количестве, или же отец прабабки по отцу или по матери, которые также берутся в уд­военном количестве. Прапрабабка - и она считается восемь раз - ведь это мать прадеда по отцу или по матери или прабабки по отцу или по матери. Двоюродный дед по отцу - это брат деда; поскольку как дед, так и брат могут пониматься двояко, то этим наименованием обозна­чаются четыре лица: то есть брат деда по отцу или по матери, который рожден либо от того же отца, то есть прадеда, либо только от той же матери, то есть прабабки; тот же, кто является мне двоюродным дедом по отцу, является моему отцу или матери дядей по отцу. Двоюродная бабка по отцу - это сестра деда; дед же и сестра, как мы уже сказали выше, понимаются двояко, и потому под этим мы также понимаем че­тырех лиц; мне она будет двоюродной бабкой по отцу точно так же, как теткой по отцу моему отцу или моей матери. Двоюродный дед по матери - это брат бабки; по тому же принципу под это название подпа­дают четыре лица, и мне двоюродным дедом по матери является тот, кто является дядей по матери моему отцу или моей матери. Двоюрод­ная бабка по матери - это сестра бабки; этот термин по той же причине можно понимать четверояко: та, что является теткой по матери моему отцу или моей матери, называется моей двоюродной бабкой по матери. В той же степени родства находятся и те, кого мы называем двою­родными братьями, а также сестрами, рожденными от брата отца, двоюродные братья и сестры, рожденные от сестры матери, а также обычные двоюродные братья и сестры: это те, которые рождаются от братьев или от сестер. Этих же различают таким образом: мальчики, которые рождаются от братьев (родителей), - это двоюродные братья по отцу, девочки, которые рождаются от братьев, - это двоюродные сестры по отцу, рожденные же от брата и сестры - это обычные двоюродные братья и сестры. Те же мальчики или девочки, которые рождаются от сестер (родителей), называются двоюродными братья­ми и сестрами по матери, как бы «консороринами», однако же мно­гие, как, например, Требаций, всех их называют двоюродными братьями по матери. Под это наименование попадают 16 таких лиц: сын, а также дочь дяди по отцу - считаются, как и выше, вдвойне, (ведь брат моего отца может быть братом как только по отцу, так и только по матери); сын, а также дочь тетки по отцу; сын, а также дочь Дяди по матери; сын, а также дочь тетки по матери; тетку по отцу и дя-Дю и тетку по матери мы считаем в двойном размере по той же причине.КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 301

Внуки и внучки брата и сестры относятся к той же степени родства; но поскольку и брат, и сестра, и внук, и внучка могут считаться вдвойне, то здесь будет числиться 16 лиц таким образом:

брата, рожденного от того же отца, внук от сына внук от дочери брата, рожденного от той же матери, но от другого отца, внук от сына внук от дочери брата, рожденного от того же отца, внучка от сына внучка от дочери брата, рожденного от другого отца и от той же мате­ри, внучка от сына внучка от дочери.

По тому же принципу получится восемь лиц, поскольку будет еще восемь рожденных от сестры внуков и внучек, и мы их посчитаем тем же образом. Внук и внучка моего брата будут называть меня двоюродным дедом по отцу; внуки и внучки моих сестер и братьев и мои между собой будут троюродными братьями и сестрами. Прапра­внук и праправнучка - это сын и дочь правнука и правнучки, внук или внучка внука или внучки, правнук и правнучка сына или дочери, как считается, рожденные у внука или от сына, или от дочери, у внуч­ки или от сына, или от дочери, так что по отдельным лицам мы счи­таем нисходящее родство так:

сын внук правнук праправнук
сын внук правнук праправнучка
сын внук правнучка праправнук
сын внук правнучка праправнучка
сын внучка правнук праправнук
сын внучка правнук праправнучка
сын внучка правнучка праправнук
сын внучка правнучка праправнучка.

Эти лица считаются точно так же, если речь идет о дочери, и та­ким образом получается 16. § 16. В пятой степени родства числится 184 лица, то есть прапрапрадед и прапрапрабабка. Прапрапрадед -это отец прапрадеда или прапрабабки, дед прадеда или прабабки, прадед деда или бабки, прапрадед отца или матери; этим наименова­нием обозначаются 16 лиц, причем подсчет производится как по ли­цам мужского пола, так и по лицам женского пола, так что по от­дельным лицам мы приходим к следующему:

отец дед прадед прапрадед прапрапрадед
отец дед прадед прапрабабка прапрапрадед
отец дед прабабка прапрадед прапрапрадед
отец дед прабабка прапрабабка прапрапрадед
отец бабка прадед прапрадед прапрапрадед
отец бабка прадед прапрабабка прапрапрадед
отец бабка прабабка прапрадед прапрапрадед
отец бабка прабабка прапрабабка прапрапрадед.

КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 303

Если речь идет о матери, то получается то же самое исчисление. Понятие «прапрапрабабка» объемлет по тому же способу подсчета, столько же лиц, то есть 16. Двоюродный прадед по отцу - это брат прадеда, то есть двоюродный дед по отцу отца или матери; под этим названием объединяются восемь лиц, которые подсчитываются таким образом:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.039 с.)