Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Титул VIII. (О наследовании) среди когнатовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Ульпиан в 46-й книге «Комментариев к эдикту». Такое введение во владение (наследственным) имуществом имеет свое начало в одном лишь милосердии претора, а не в цивильном праве, ибо оно допускает к введению во владение (наследственным) имуществом тех, кого по цивильному праву нельзя было допускать к наследованию, то есть когнатов. § 1. Когнатами же называются как бы рожденные от одного, или, как говорит Лабеон, имеющие как бы общий исток рождения. § 2. Этот закон говорит о кровном родстве не между рабами, ибо нелегко представить себе какое бы то ни было кровное родство между рабами56. § 3. То владение (наследственным) имуществом, которое дается по данной части эдикта, заключает в себе шесть степеней кровного родства и двух человек из седьмой степени - сына и дочь двоюродного брата и двоюродной сестры. § 4. Даже усыновление создает кровное родство: ведь тем, кому усыновленный становится агнатом, он становится и когнатом; ибо везде, где речь идет о когнатах, мы принимаем, что под ними подразумеваются и те, кто стал когнатом в силу усыновления. Ведь случается так, что тот, кто отдан в усыновление, сохраняет права кровного родства в семье своего природного отца и приобретает их в своей приемной семье; но в приемной семье он приобретает родство только с теми, кому он стал агнатом, а в природной семье он сохранит все связи. § 5. Ближайшим родственником считается даже и тот, кто является единственным, хотя чаще говорится «ближайший» из нескольких. § 6. Ближайшим родственником мы должны считать его с того момента, когда ему передано владение (наследственным) имуществом. § 7. Если же ближайший когнат, пока записанные наследники размышляют, умрет, то в качестве ближайшего допускается следующий, то есть тот, кто на тот момент окажется на месте ближайшего родственника. § 8. При условии, что есть надежда на то, что родится какой-нибудь более близкий когнат, следует сказать, что он препятствует следующим, но если он не родится, то мы допустим к наследству того, кто окажется ближайшим после этого плода. Но это следует соблюдать только в том случае, если тот, кто, как говорят, находится в чреве, был зачат при жизни 54 Ср. D. 50.17.97 (примеч. ред.). 55 Bas. 45.2.6-14. Ср. lust. Inst. III.5; С. 6.15 (примеч. ред.). 56 Классическое право не признавало правомерным какое-либо родство между рабами (примеч.КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, VIII 279 того, о владении (наследственным) имуществом которого идет речь; а если же после смерти (он зачат), то он ни другому не помешает, ни сам не будет допущен, поскольку он не был ближайшим когнатом тому, при жизни которого он еще и не зародился. § 9. Если какая женщина умрет, будучи беременной, и, когда рассекут чрево, родится дитя, то это дитя находится в таком положении, что может принять владение (наследственным) имуществом своей матери «как ближайший когнат»; однако после Орфитиева сенатусконсульта он может его потребовать и как «законный наследник», поскольку на момент смерти он находился в чреве. § 10. Когнаты же к владению (наследственным) имуществом допускаются по степеням (родства), так что те, кто находится в первой степени родства, все допускаются одновременно. §11. Если кто-либо будет в плену у врагов на момент кончины того, о владении (наследственным) имуществом которого идет речь, следует сказать, что он может требовать владение его (наследственным) имуществом. 2. Гай ч 16-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». В этой части проконсул, основываясь на естественной справедливости, обещает всем когнатам владение (наследственным) имуществом; он призывает их к наследованию, основываясь на кровном родстве, хотя по цивильному праву они и не являются (родственниками). Точно так же и незаконнорожденные дети матери, и мать таких детей, и сами братья между собой могут на основании этой части (эдикта) требовать владение (наследственным) имуществом, поскольку они являются по отношению друг к другу когнатами; и даже если какая-то беременная женщина, отпущенная на волю, родит, (в этом случае) и тот, кто родится, - матери, и мать - ему, и те, которые родятся, -между собой будут когнатами. 3. Юлиан в 27-й книге «Дигест». В результате умаления правоспособности погибают кровнородственные отношения, приобретенные вследствие усыновления. Так, например, если после смерти приемного брата в течение 100 дней его приемный брат претерпел умаление трудоспособности, он не может принять владение (наследственным) имуществом, которое передается ему по причине близкого родства с братом: ведь претору следует принимать во внимание не только время смерти, но и то время, в которое можно требовать владение (наследственным) имуществом. 4. Ульпиан в 6-й книге «Правил». Если внебрачный ребенок от неизвестного отца умер, не оставив завещания, то его наследство не достается никому по праву кровного или агнатского родства, поскольку права кровного и агнатского родства происходят от отца; однако в силу родственной близости его мать или брат, рожденный от той же матери, могут требовать владение его (наследственным) имуществом по эдикту.КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, IX 281 5. Помпонийв 4-й книге «Комментариев к Сабину». Законным наследникам, претерпевшим умаление правоспособности, не дается владение (наследственным) имуществом по праву законных наследников, потому что они находятся совсем не в том положении, что дети; однако по степени кровного родства они снова призываются (к наследованию). 6. Ульпиан в 45-й книге «Комментариев к эдикту». Обвинение когната57 не мешает наследованию, если он обвинил своих когнатов. 7. Модестинв 6-й книге «Правил». Тот, кто по какой-то причине стал рабом, будучи затем отпущен на свободу, никоим образом не возвращает себе своего кровного родства. 8. Он же в 14-й книге «Ответов». Модестин ответил, что внукам не мешает получить наследство не оставившей завещания бабки по материнской линии тот факт, что они являются незаконнорожденными. 9. Папиниан в 6-й книге «Ответов». Владение (наследственным) имуществом передается агнату восьмой степени родства по праву законного наследника, если даже он не является наследником, тогда как ближайшему же когнату, хотя бы он и являлся наследником, оно не передается. § 1. Сын брата, назначенный наследником в части, заявил в суде, что его дядя по отцу был глухим и по этой причине не мог составлять завещание, и принял владение (наследственным имуществом), как ближайший когнат. Представляется, что он имел на это основание со дня смерти, так как не кажется правдоподобным, что он не знал состояния здоровья столь близкого ему покойного кровного родственника. 10. Сцевола во 2-й книге «Ответов». Женщина, (умершая) без завещания, оставила сестру Септицию, рожденную от другого отца, и мать, беременную от другого мужа; спрашиваю: если мать отказалась от наследства, будучи еще беременной, а потом родила Семпронию, то может ли Семпрония принять владение (наследственным) имуществом Тиции? Ответ: если мать исключена из наследования, то та, которая, по имеющимся сведениям, родилась позже, может принять (владение наследственным имуществом).
Титул IX58. Об эдикте о порядке наследования 1. Ульпиан в 49-й книге «Комментариев к эдикту». Эдикт о порядке наследования предложен для того, чтобы наследственное имущество не лежало слишком долго без хозяина и кредиторам не приходилось слишком долго ждать. На этом основании претор счел нужным дать 57 Т. Моммзен предлагает удалить слово «когната». 58 Bas. 45.2.25-26. Ср. С. 6.16 {примеч. ред).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, IX 283 определенный срок тем, к кому переходит владение (наследственным) имуществом, и передать наследование им, чтобы кредиторы скорее могли узнать, будет ли у них кто-то, с кем они могли бы судиться, или выморочное имущество отойдет к фиску, или же скорее они должны быть допущены к владению (наследственным) имуществом, как если бы у умершего не было наследника. § 1. Всякий может отказаться от владения своим (наследственным) имуществом, от владения же чужим не может. § 2. Например, мой поверенный без моего желания не может отказаться от владения моим (наследственным) имуществом. § 3. От владения (наследственным) имуществом, доставшимся через раба, хозяин отказаться может. § 4. Посмотрим, может ли опекун несовершеннолетнего отказаться от владения (наследственным) имуществом. Скорее всего не может; однако он может отказаться, основываясь на опекунской власти. § 5. Попечитель безумного ни в коем случае не может отказаться от владения (наследственным) имуществом, поскольку оно еще не открылось. § 6. Кто один раз отказался требовать владение (наследственным) имуществом, теряет на него право, даже если срок (истребования) еще не истек; поскольку он отказался, то владение (наследственным) имуществом уже стало переходить к другим или к нему был допущен фиск. § 7. Посмотрим, можно ли отказаться от владения (наследственным) имуществом по декрету. Хотя может истечь срок, однако скорее всего отказаться от него нельзя, поскольку оно еще не открылось, если только не был издан декрет; после же того, как был издан декрет, отказываться от него уже поздно, поскольку нельзя отказываться от того, что уже приобретено. § 8. Если в течение 100 дней умрет первый (наследник), то к наследству немедленно можно допустить следующего. § 9. Когда мы говорим: «можно требовать владение (наследственным) имуществом в течение 100 дней», следует понимать так, что владение (наследственным) имуществом можно требовать и в сам сотый день, хотя бы он даже пришелся на календы или это были бы сами календы59. То же самое можно сказать и если говорится: «не позднее 100 дней». § 10. Если из тех, кого можно было ввести во владение (наследственным) имуществом по эдикту, кто-то или не желает, чтобы ему его дали, или не принял его в установленный срок, тогда владение (наследственным) имуществом как бы принадлежит всем прочим, как если бы первого из них не было. §11. Однако следует рассмотреть, может ли среди прочих быть допущен тот, кто был исключен. Например, сын находится под властью отца; для него открывается владение (наследственным) имуществом в первой очереди (наследников), в которой оно открывается для детей; однако он исключен в силу времени или отказа; для остальных наследство открывается: но может ли он сам наследовать себе в этой очереди? 59 То есть первый день месяца (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 285 И скорее всего наследовать может, так, что может требовать (наследство) среди законных наследников и после тех в той очереди, когда призываются ближайшие когнаты. И мы пользуемся таким правом, чтобы он допускался, стало быть, он может и в следующей очереди сам наследовать после себя. То же самое можно сказать и о владении (наследственным) имуществом по завещанию, так что если тот, кто мог наследовать и без завещания, не потребует владение (наследственным) имуществом по завещанию, то он как бы сам наследует после себя. § 12. Родителям и детям дается больше времени для истребования владения (наследственным) имуществом по причине их кровного родства, и их нельзя ограничивать, раз они получают почти что собственное имущество. Поэтому сочтено нужным дать им год, то есть вполне достаточно, чтобы и они не были принуждены требовать владение (наследственным) имуществом, и имущество долго не лежало бесхозяйным. Однако иногда, если кредиторы настаивают, их призывают к суду и спрашивают, собираются ли они вступать во владение (наследственным) имуществом, чтобы, если они заявят, что отказываются, кредиторы знали бы, что им следует делать; если же они при этом скажут, что хотят еще подумать, то их не следует заставлять. § 13. Если отец подназначит кого-то своему несовершеннолетнему сыну, то тот может потребовать владение (наследственным) имуществом не в течение года, а в течение 100 дней. § 14. Этот (срок) предоставляется не только детям и родителям, которые получают наследство от своего имени, но даже если, например, раб кого-то из детей или родителей назначен наследником, то владение (наследственным) имуществом может быть получено в течение года; ибо то лицо, которое требует (наследство), заслужило эту милость. § 15. Однако и если отец эманципиро-ванного сына захочет вступить во владение (наследственным) имуществом вопреки завещанию, то для этого ему предоставляется год. § 16. И в общем, говорит Юлиан, во всех случаях родители и дети могут получить владение (наследственным) имуществом в течение года. 2. Папиниан в 6-й книге «Ответов». Более отдаленный когнат не получает выгоду от эдикта о порядке наследования, поскольку владение (наследственным) имуществом получает первый когнат в своей собственной очереди; и то, что первый когнат получил возможность воздержаться от наследования в силу содействия, оказываемого возрасту, к делу не относится. Таким образом, справедливо считается, что выморочное имущество отходит к фиску.
Титул X60. О степенях родства, свойственниках и их названиях 1. Гай в 8-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». Степени родства есть одни восходящие, другие нисходящие, третьи 60 Bas. 45.3. Ср. lust. Inst. III.6 (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 287 же поперечные, или боковые. К восходящему родству относятся родители, к нисходящему - дети, к поперечному, или боковому, - братья и сестры и их дети. § 1. Но восходящее, как и нисходящее родство начинается с первой степени, в родстве же по поперечной, или боковой, линии не может быть первой степени, и, следовательно, оно начинается со второй. Таким образом, в первой степени родства, как по восходящей, так и по нисходящей линии, когнаты могут конкурировать между собой, никто же из когнатов по поперечной линии не может конкурировать с когнатами этой степени. Однако во второй и третьей и затем в последующих степенях когнаты по боковой линии могут конкурировать и с когнатами по восходящей линии. § 2. Но мы должны напомнить, что когда мы говорим о наследовании или о владении (наследственным) имуществом, то не всегда конкурируют те, кто находится в одной и той же степени родства. § 3. К первой степени принадлежат по восходящей линии отец и мать, по нисходящей -сын и дочь. § 4. Ко второй степени относятся по восходящей линии дед и бабка, по нисходящей - внук и внучка, по боковой - брат и сестра. § 5. К третьей степени по восходящей линии относятся прадед и прабабка, по нисходящей линии - правнук и правнучка, по боковой -сын и дочь брата и сестры и соответственно брат и сестра отца, брат и сестра матери. § 6. К четвертой степени относятся по восходящей линии прапрадед и прапрабабка, по нисходящей - праправнук и праправнучка; по боковой линии - внук и внучка брата и сестры и соответственно двоюродный дед и двоюродная бабка по отцовской линии, то есть брат и сестра деда, и двоюродный дед и двоюродная бабка по материнской линии, то есть брат и сестра бабки, а также двоюродные братья и сестры, рожденные от брата отца, то есть те братья и сестры, что рождены от кого-либо из двух братьев, а также двоюродные братья и сестры, рожденные от сестер матери, то есть те, что рождены от одной из двух сестер, а также обычные двоюродные братья и сестры, то есть те, что рождены от брата или от сестры, однако почти всегда обычно их называют общим именем «двоюродные братья и сестры»61. §7. Родственниками пятой степени родства являются по восходящей линии прапрапрадед и прапрапрабабка, по нисходящей - прапраправнук и прапраправнучка, по боковой линии - правнук и правнучка брата и сестры и соответственно двоюродный прадед и двоюродная прабабка по отцовской линии, то есть брат и сестра прадеда, двоюродный прадед и двоюродная прабабка по материнской линии, то есть брат и сестра прабабки, а также сын и дочь сына брата отца или дочери брата отца, и точно так же сын и дочь сыновей и дочерей сестры матери и сын и дочь обычных двоюродных 61 В соответствии с современной научной терминологией patrueles и consororini называются «ортокузенами», amitini - «кросскузенами».КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 289 братьев и сестер, двоюродный дядя и двоюродная тетка - это сын и дочь двоюродного деда и двоюродной бабки по отцовской линии или двоюродного деда и двоюродной бабки по материнской линии, 2. Ульпиан в 46-й книге «Комментариев к эдикту», то есть это двоюродный брат или двоюродная сестра со стороны матери или двоюродный брат со стороны отца отца того, о чьем родстве идет речь. 3. Гай в 8-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». К шестой степени родства относятся по восходящей линии прапра-прапрадед и прапрапрапрабабка, по нисходящей линии - прапрапра-правнук и прапрапраправнучка; по боковой линии - праправнук и праправнучка брата и сестры и соответственно двоюродные прапрадед и прапрабабка по отцовской линии, то есть брат и сестра прапрадеда и двоюродные прапрадед и прапрабабка по материнской линии, то есть брат и сестра прапрабабки, также внук и внучка двоюродного деда и двоюродной бабки по отцовской линии или двоюродного деда и двоюродной бабки по материнской линии; также внук и внучка сына и дочери брата отца, сына и дочери сестры матери, обычных двоюродных брата и сестры, сын и дочь двоюродного прадеда и двоюродной прабабки по отцовской линии и двоюродного прадеда и двоюродной прабабки по материнской линии; также те, кто происходит от двоюродных братьев по отцовской или по материнской линии или от каких-либо двоюродных братьев и сестер и которые называются в собственном смысле слова троюродными братьями. § 1. Из того, что мы сказали, достаточно очевидно, что в седьмой степени родства может быть много людей. § 2. Также мы должны напомнить, что личности отцов и детей мы всегда указывали в двойном числе; под «дедами» и «бабками» мы понимаем дедов и бабок как с материнской, так и с отцовской стороны, так же как под внуками и внучками - тех, кто рожден как от сына, так и от дочери. Тому же принципу мы следуем и во всех других степенях родства, как в восходящих, так и в нисходящих. 4. Модестинв 12-й книге «Пандектов». Нелегко в том, что касается нашего права, говорить о естественном родстве, которое выходит за пределы седьмой степени, поскольку за пределами этой степени природа вещей почти не допускает существования62 родственников. § 1. Считается, что когнаты называются так потому, что они как бы вместе и сообща рождены или происходят или ведут свой род от одного и того же человека. § 2. Суть родства понимается у римлян двояким образом: ибо одни родственные отношения связаны с цивильным правом, другие -с естественным правом, а иногда оба права согласуются и родственная связь устанавливается и по естественному, и по цивильному праву. 62 Т. Моммзен предлагал исправить cognatorum vitam («существование родственников») на cognatorum vinculum («существование родственных связей»).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 291 И при этом считается, что природное родство передается само по себе, без цивильного родства, через женщин", которые рождают незаконных детей. Цивильное же родство, которое также называют законным, устанавливается без естественного права, само по себе посредством усыновления. Родство и по тому, и по другому праву устанавливается, когда происходит соединение путем заключения законного брака. Но естественное родство так и называется, цивильное же родство, хотя может быть и само по себе с полным правом названо этим именем, однако же само по себе называется родством по отцу (агнацией), поскольку оно передается через лиц мужского пола. § 3. Но поскольку некоторые права имеются и между свойственниками, не будет неуместным хотя бы кратко поговорить здесь и о свойственниках. Свойственники - это мужья и жены когната, названные так из-за того, что два рода, различающиеся между собой, объединяются в результате брака и один подходит к пределу родства другого, так как в результате брака появляется причина возникновения свойства. § 4. Называются же они так: свекор и тесть, свекровь и теща64, зять, невестка, мачеха, отчим, пасынок, падчерица. § 5. Степеней же свойства никаких нет. § 6. И хотя и отец мужа, и отец жены называется socer, а мать - socrus, у греков особенным образом называются отец мужа- «гэкюрос», а мать (мужа) - «гэкюра», отец жены - «пентерос», а мать (жены) - «пентера». Жена сына называется невесткой, а муж дочери - зятем. Жена для детей, рожденных от другой жены, является мачехой, а муж матери для рожденных от другого мужа называется отчимом. А для них обоих дети другого являются пасынками и падчерицами. Это можно определить и таким образом: тесть - это отец моей жены, а я - его зять; «большим тестем» называется дед моей жены, а я ему «празять», и наоборот, мой отец - свекор моей жены, а она его невестка; и мой дед - «большой свекор» моей жены, а она ему «праневестка». Также бабушка моей жены для меня «пратеща», я же для нее «празять», и наоборот, моя мать для моей жены свекровь, та же для нее - невестка; а моя бабушка для моей жены - «большая свекровь», а моя жена для нее является «праневест-кой». Пасынок - это сын моей жены, рожденный от другого мужа, я же для него отчим; и наоборот, моя жена для детей, которые у меня есть от другой жены, называется мачехой, а мои дети для нее пасынки и падчерицы. Брат мужа - это деверь. У греков он называется «даэр», так и у Гомера говорится: ведь Елена сказала Гектору: Деверь жены бесстыдной, виновницы бед нечестивой65! 63 Т. Моммзен предлагал исправить per feminas на de femina («от женщины»). 64 Для обозначения тестя и свекра, а также тещи и свекрови у римлян использовались одни и те же слова: socer и socrus. 65 Гомер. Илиада. VI. 344 (пер. N. Гнедича).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 293 Сестра мужа называется золовкой, а у греков - «галос». Жены двух братьев называются невестками, а у греков - «эйнатерес». В одном стихе то же самое говорит и Гомер: Вышла ль к золовкам своим, иль к невесткам пышноодежным66. § 7. Стало быть, всем им, поскольку они из-за свойства являются как бы родителями и детьми друг другу, нельзя соединяться узами брака. § 8. Следует знать, что не может быть ни родства, ни свойства, если запрещены те самые брачные отношения, на основании которых возникает свойство. § 9. Вольноотпущенники и вольноотпущенницы могут быть друг другу свойственниками. § 10. Тот, кто был отдан в усыновление или эманципирован, сохраняет все отношения родства и свойства, которые он имел, но теряет права агната. Однако в той семье, в которую он приходит посредством усыновления, никто не является его родственником, за исключением отца и тех, кому он становится агнатом; никаких же свойственников в этой семье у него нет. §11. Присужденный по интердикту «лишения воды и огня» или каким-либо другим способом претерпевший умаление правоспособности так, что потерял свободу и гражданство, тем самым теряет и все связи родства и свойства, которые он имел ранее. 5. Павел в 6-й книге «Комментариев к Плавцию». Если я эман-ципирую своего родного сына и усыновлю другого, то они не будут братьями; если после смерти своего сына я усыновлю Тиция, то Ар-риан говорит: представляется, что он будет братом покойному. 6. Ульпиан в 5-й книге «Комментариев к закону Юлия и Па-пия». Лабеон пишет, что жена внука, рожденного от моей дочери, является моей невесткой. § 1. Названия зятя и невестки прилагаются также к жениху и невесте; также представляется, что под свекром, тестем, свекровью и тещей подразумеваются родители жениха и невесты. 7. Сцевола в 4-й книге «Правил». Пасынком является и тот, кто, зачатый вне брака, родился от той, которая потом вышла за меня замуж, точно так же, как и тот, который родился, когда его мать была любовницей одного, а потом вышла замуж за другого. 8. Помпонийв 1-й книге «Пособия». Сервий правильно говорил, что наименования свекра, тестя, свекрови, тещи, зятя и невестки приобретаются даже на основании помолвки. 9. Павел в 4-й книге «Сентенций». Схемы родства, прямо разграничиваясь, делятся на две линии: одна - восходящая, другая -нисходящая; от восходящей линии во второй степени отходят боковые линии, которые мы все соединили в одной книге, обсудив все подробнее. 66 Гомер. Илиада. VI. 378 (пер. Н. Гнедича).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 295 10. Он же в единственной книге «О степенях родства и свойства и их названиях». Юристу надлежит знать степени родства и свойства, поскольку, как правило, по законам наследства и опеки переходят к ближайшему агнату; однако и по эдикту претор дает владение (наследственным) имуществом ближайшему когнату; кроме того, по закону о публичных разбирательствах нас нельзя принуждать свидетельствовать против свойственников и родственников, если мы того не желаем. § 1. Название когнатства, как кажется, происходит из греческого языка: ибо они называют «сюнгенейс» тех, кого мы называем когнатами. § 2. Когнатами являются и те, кого закон XII таблиц именует агнатами, однако они являются родственниками по отцу из одной и той же семьи; те же, кто связаны родством через женщин, называются только когнатами. § 3. Ближайшие из агнатов называются своими. § 4. Между агнатами и когнатами такая же разница, как между родом и видом; ибо тот, кто является агнатом, является и когнатом, но не всякий, кто является когнатом, при этом является агнатом: ибо одно название - цивильное, а другое - природное. § 5. Мы не отказываемся от этих названий, то есть когнатов, и применительно к рабам; мы же говорим о родителях, детях и братьях рабов; но к законам родственные связи среди рабов никак не относятся. § 6. Начало родственной связи может устанавливаться и только через женщин: ибо братом является и тот, кто рожден от одной и той же матери; но те, кто имеет одного и того же отца, хотя и разных матерей, также являются и агнатами. § 7. Родители в собственном смысле этого слова считаются у римлян до прапрапрапрадеда; более дальние, которые не имеют особого названия, именуются предками, точно так же и дети считаются до прапрапраправнука, а после них они уже называются потомками. § 8. Есть и боковые когнаты, как братья, сестры и те, кто рожден от них, а также дядья и тетки по отцовской и по материнской линии. § 9. Ибо когда спрашивается, в какой степени родства какой человек состоит, то нам следует начать с того, о чьем родстве мы говорим; и если речь идет о нисходящих или восходящих степенях, то по прямой линии, протянутой вверх или вниз, мы легко определяем степень родства, если мы считаем по отдельным степеням ближайших (родственников); ибо тот, кто является ближайшим родственником тому, кто является мне ближайшим родственником, является мне родственником второй степени; и сходным образом, прибавляя по одной, увеличивается число. То же самое следует делать и в боковых степенях родства: так, брат является родственником второй степени, поскольку первой считается персона отца или матери, через которых он связывается (с братом). § 10. «Степени» родства получили свое название за сходство с лестницами или с гористыми склонами, по которым мы поднимаемся как бы от ближайшего к ближайшему, то есть к тому, что как бы рождается от него. §11. Теперь мы перечислим отдельные степени. § 12. Родственников первой степени по восходящейКНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 297 линии два: отец и мать; по нисходящей линии - два: сын и дочь, которых, однако, может быть и много. § 13. Во второй степени родства -12 человек, а именно: дед, то есть отец отца или матери, а также бабка -как по отцу, так и по матери. Брата мы считаем от обоих родителей, то есть либо только от матери, либо только от отца, либо от обоих родителей, то есть от любого родителя одинаково. Но это число не возрастает, потому что он ничем не отличается от того, кто имеет только одного и того же отца, если, однако, он не имеет тех же когнатов как по отцу, так и по матери; так как у тех, которые рождены от разных родителей, бывает так, что тот, который является братом моего брата, не является моим когнатом. Например, у меня есть брат от одного и того же отца, а у него есть брат от одной и той же матери; они между собой братья, но мне тот, другой, - не когнат. Сестра считается так же, как и брат. «Внук» же понимается двояко - это ребенок как сына, так и дочери; то же самое и с внучкой. § 14. В третьей степени родства имеется 32 лица: прадед, который понимается четверояко: это отец деда по отцу или по матери, а также отец бабки по отцу или по матери. Под понятие «прабабка» также подпадают четыре лица, так как это мать или деда, или бабки по отцу или точно так же мать деда или бабки по матери. Дядя по отцу, то есть брат отца, сам также должен пониматься двояко, то есть по отцу (он брат) или по матери. <Моя бабка по отцу вышла замуж за твоего отца и родила тебя, или твоя бабка по отцу вышла замуж за моего отца и родила меня>67: я тебе - дядя по отцу, а ты - мне. Это случается, если одна женщина выходит замуж за сына другой: ибо те мужчины, которые у них родятся, будут друг другу дядьями по отцу, а женщины - тетками по отцу, и точно так же мужчины будут женщинам дядьями по отцу, а женщины будут им тетками по отцу. То же самое и если имеются мужчина и женщина (и) он женится на ее дочери, а она выйдет замуж за его сына: те, кто родится от отца юноши, будут называть дядьями и тетками по отцу рожденных от матери девушки детей брата, а те - их. Дядя по матери - это брат матери, и это происходит в том же смысле, как мы уже сказали о дяде по отцу. Если будут двое мужчин и каждый из них женится на дочери другого, то рожденные от этих браков мужчины будут друг другу дядьями по матери, а женщины - тетками по матери, и по тому же принципу мальчики будут девочкам дядьями по матери, а те им - тетками по отцу. Тетка по отцу - это сестра отца, как это было принято выше. Тетка по матери -это сестра матери, точно так же, как и выше. Следует отметить то, что, хотя братья и сестры отца и матери и называются дядьями и тетками по отцу и по матери, сыновья и дочери брата и сестры не имеют особого названия родства, но обозначаются как сыновья и дочери брата и сестры, то же самое, как станет ясно, происходит и с более 67 Согласно Т. Моммзену, интерполяция Юстиниана (примеч. ред.).КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 299 далекими потомками. Правнук и правнучка понимаются четверояко: они происходят или от внука от сына, или от внука от дочери, или от внучки от сына, или от внучки от дочери. § 15. В четвертой степени родства имеется 80 лиц. Прапрадед, чье определение простирается на восемь лиц, - это отец прадеда по матери или по отцу, которых, как мы уже сказали, нужно брать по отдельности в удвоенном количестве, или же отец прабабки по отцу или по матери, которые также берутся в удвоенном количестве. Прапрабабка - и она считается восемь раз - ведь это мать прадеда по отцу или по матери или прабабки по отцу или по матери. Двоюродный дед по отцу - это брат деда; поскольку как дед, так и брат могут пониматься двояко, то этим наименованием обозначаются четыре лица: то есть брат деда по отцу или по матери, который рожден либо от того же отца, то есть прадеда, либо только от той же матери, то есть прабабки; тот же, кто является мне двоюродным дедом по отцу, является моему отцу или матери дядей по отцу. Двоюродная бабка по отцу - это сестра деда; дед же и сестра, как мы уже сказали выше, понимаются двояко, и потому под этим мы также понимаем четырех лиц; мне она будет двоюродной бабкой по отцу точно так же, как теткой по отцу моему отцу или моей матери. Двоюродный дед по матери - это брат бабки; по тому же принципу под это название подпадают четыре лица, и мне двоюродным дедом по матери является тот, кто является дядей по матери моему отцу или моей матери. Двоюродная бабка по матери - это сестра бабки; этот термин по той же причине можно понимать четверояко: та, что является теткой по матери моему отцу или моей матери, называется моей двоюродной бабкой по матери. В той же степени родства находятся и те, кого мы называем двоюродными братьями, а также сестрами, рожденными от брата отца, двоюродные братья и сестры, рожденные от сестры матери, а также обычные двоюродные братья и сестры: это те, которые рождаются от братьев или от сестер. Этих же различают таким образом: мальчики, которые рождаются от братьев (родителей), - это двоюродные братья по отцу, девочки, которые рождаются от братьев, - это двоюродные сестры по отцу, рожденные же от брата и сестры - это обычные двоюродные братья и сестры. Те же мальчики или девочки, которые рождаются от сестер (родителей), называются двоюродными братьями и сестрами по матери, как бы «консороринами», однако же многие, как, например, Требаций, всех их называют двоюродными братьями по матери. Под это наименование попадают 16 таких лиц: сын, а также дочь дяди по отцу - считаются, как и выше, вдвойне, (ведь брат моего отца может быть братом как только по отцу, так и только по матери); сын, а также дочь тетки по отцу; сын, а также дочь Дяди по матери; сын, а также дочь тетки по матери; тетку по отцу и дя-Дю и тетку по матери мы считаем в двойном размере по той же причине.КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 301 Внуки и внучки брата и сестры относятся к той же степени родства; но поскольку и брат, и сестра, и внук, и внучка могут считаться вдвойне, то здесь будет числиться 16 лиц таким образом: брата, рожденного от того же отца, внук от сына внук от дочери брата, рожденного от той же матери, но от другого отца, внук от сына внук от дочери брата, рожденного от того же отца, внучка от сына внучка от дочери брата, рожденного от другого отца и от той же матери, внучка от сына внучка от дочери. По тому же принципу получится восемь лиц, поскольку будет еще восемь рожденных от сестры внуков и внучек, и мы их посчитаем тем же образом. Внук и внучка моего брата будут называть меня двоюродным дедом по отцу; внуки и внучки моих сестер и братьев и мои между собой будут троюродными братьями и сестрами. Праправнук и праправнучка - это сын и дочь правнука и правнучки, внук или внучка внука или внучки, правнук и правнучка сына или дочери, как считается, рожденные у внука или от сына, или от дочери, у внучки или от сына, или от дочери, так что по отдельным лицам мы считаем нисходящее родство так:
Эти лица считаются точно так же, если речь идет о дочери, и таким образом получается 16. § 16. В пятой степени родства числится 184 лица, то есть прапрапрадед и прапрапрабабка. Прапрапрадед -это отец прапрадеда или прапрабабки, дед прадеда или прабабки, прадед деда или бабки, прапрадед отца или матери; этим наименованием обозначаются 16 лиц, причем подсчет производится как по лицам мужского пола, так и по лицам женского пола, так что по отдельным лицам мы приходим к следующему:
КНИГА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ, X 303 Если речь идет о матери, то получается то же самое исчисление. Понятие «прапрапрабабка» объемлет по тому же способу подсчета, столько же лиц, то есть 16. Двоюродный прадед по отцу - это брат прадеда, то есть двоюродный дед по отцу отца или матери; под этим названием объединяются восемь лиц, которые подсчитываются таким образом:
|