Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Ход занятия
1. Оргмомент
Психогимнастика
Показ картинок жуков и комаров.
Изобразите злого комара, как он приготовился к полету, как летит, и вот — сел на лицо. Изобразите жука-носорога, жука-усача, жука-жужелицу.
Действия сопровождаются произнесением звуков з, ж.
2. Сообщение темы занятия
Сегодня в «Лесной газете» напечатано объявление: «Открывается школа для животных. Изучаются звуки з, ж».
3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам
4. Произношение звуков в словах. Падежное управление Выставляются картинки с изображениями животных.
А вот и ученики лесной школы. Кого записали в лесную школу? Назовите только животных, в названии которых есть звук з.
Затем дети называют животных, в названии которых есть звук ж.
Кто с кем сидит? С кем пришла ежиха? Сколько ежат она привела в школу? Пока не начались уроки, ученики знакомятся друг с другом и с нами.
5. Развитие фонематического восприятия
Угадайте, кто с кем знакомится. В его названии первый звук ж, последний — ф. (Жираф.) Кто это: у него первый звук з, последний — а? (Зайка.) Кто с кем познакомился? Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут: «В моем названии есть слог жу, кто я?» (Журавль.); «В нашем названии последний слог жи». (Ужи); «В моем названии есть только один слог и гласный звук у». (Зубр); «В слове четыре звука, звук зстоит на третьем месте, кто мы? (Козы.) Попробуйте заменить звук зна звук ж, и мы исчезнем».
Картинка поворачивается, на ней изображение кожи.
Какое новое слово получилось? (Кожи.) Обозначьте кружочками звуки, услышанные в слове козы. Почему вы не взяли зеленые кружочки? Изменится ли схема слова, если мы скажем слово кожи?
6. Произношение звуков з, ж в предложениях Начинается первый урок. Ученики будут составлять предложения. Послушайте, какое предложение составил зайка. «Медвежонок живет в дупле».
От имени других учеников зачитываются предложения. «Ежик лазает по деревьям. Жабе на ужин медвежонок нужен. Жираф — перелетная птица».
Дети исправляют предложения. Анализ словесного состава одно-го-двух предложений. Приводится намеренная ошибка в схеме предложения.
Кто прав — вы или ученики лесной школы?
Дети вместе с педагогом увеличивают длину предложения за счет вставок дополнительных «полосок — слов».
|