Особенности правового режима акций установлены Законом об инвестиционных фондах исключительно применительно к АИФ. АИФ не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового режима акций установлены Законом об инвестиционных фондах исключительно применительно к АИФ. АИФ не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций.



Акции АИФ могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией. Неполная оплата таких акций при их размещении не допускается.

Акционеры АИФ наделяются дополнительными правами по сравнению с предусмотренными Законом об АО. Они вправе требовать выкупа принадлежащих им акций также в случае принятия общим собранием акционеров АИФ решения об изменении инвестиционной декларации, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу. Акционер также имеет соответствующее право, если уставом АИФ утверждение инвестиционной декларации отнесено к компетенции совета директоров. В последнем случае акционер вправе предъявить требование о выкупе акций в 45-дневный срок с даты принятия советом директоров соответствующего решения.

 

Дополнительные требования при приобретении акций (долей)

управляющих компаний и ограничения прав акционеров

(участников) управляющих компаний

 

Законом об инвестиционных фондах (ст. 38.1) установлены некоторые ограничения на приобретение определенного процента акций (долей) УК инвестиционных фондов на уровне 10% для физических лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти. Данные лица не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных лиц), самостоятельно или совместно с иными лицами получать право распоряжения 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал УК.

Если физическое лицо получило право распоряжения 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал УК, то оно обязано направить уведомление страховой организации и в Банк России. В противном случае данное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал УК. При этом остальные акции (доли), принадлежащие указанному лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) УК не учитываются.

В отличие от кредитных организаций для УК и иных специальных финансовых корпораций в законодательстве предусмотрены последствия несоблюдения уведомительного порядка при приобретении акций (долей) таких компаний в виде ограничения прав акционеров (участников). Для кредитных организаций такая ситуация невозможна, поскольку Банк России как регулятор принимает решение о регистрации кредитной организации, согласовывает изменения, а также ведет процедуры ее реорганизации. Поэтому необходимость устанавливать негативные последствия для акционеров (участников) при приобретении соответствующего процента акций (долей) просто отсутствует <1>.

--------------------------------

<1> Ответственность акционеров (участников) кредитных организаций возникает по специальным основаниям, предусмотренным ст. 74 Закона о Банке России, которые были рассмотрены в предыдущем параграфе настоящей главы.

 

Особенности правового регулирования корпоративного

управления и контроля в акционерных инвестиционных фондах

и управляющих компаниях инвестиционных фондов

 

Общее собрание акционеров и совет директоров

акционерного инвестиционного фонда

 

Общее собрание акционеров АИФ проводится в соответствии с Законом об АО с учетом особенностей, установленных Законом об инвестиционных фондах (ст. 7). Данные особенности продиктованы спецификой АИФ, акционерами которого может быть значительное число инвесторов. Так, решение общего собрания акционеров АИФ может быть принято путем проведения заочного голосования по любым вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе и по вопросам, выносимым на общее годовое собрание.

Существенные особенности установлены для проведения повторного общего собрания акционеров. Повторное общее собрание акционеров АИФ, проведенное взамен несостоявшегося из-за отсутствия кворума, правомочно независимо от числа акционеров, принявших в нем участие. Исключение составляют случаи, когда в повестку дня общего собрания включены вопросы о реорганизации и ликвидации акционерного инвестиционного фонда, о назначении ликвидационной комиссии, о внесении изменений и дополнений в инвестиционную декларацию.

Повторное общее собрание акционеров акционерного инвестиционного фонда с числом акционеров более 10 тыс., созванное взамен несостоявшегося из-за отсутствия кворума, при принятии решений по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров АИФ, правомочно независимо от количества акционеров, принявших в нем участие.

В отношении совета директоров АИФ Закон об инвестиционных фондах также устанавливает особенности, касающиеся его компетенции. Помимо вопросов, отнесенных к таковой Законом об АО, к компетенции совета директоров АИФ относится также принятие решений о заключении и прекращении соответствующих договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором.

 

Общее собрание владельцев инвестиционных паев

 

При рассмотрении специфики корпоративного управления в УК нельзя не отметить значительные особенности, связанные с корпоративными правами владельцев инвестиционных паев закрытых ПИФов. Как было отмечено, фактически можно говорить о "квазикорпоративном органе управления" - общем собрании владельцев инвестиционных паев ЗПИФов, которое хотя и является "органом управления" не финансовой корпорации, а имущественного комплекса, но его решения, так называемые квазикорпоративные процедуры, напрямую влияют на деятельность УК соответствующего ПИФа.

Согласно ст. 18 Закона об инвестиционных фондах общее собрание владельцев инвестиционных паев ЗПИФа может быть созвано УК, специализированным депозитарием или владельцами не менее 10% инвестиционных паев.

Так, например, специализированный депозитарий или владельцы не менее 10% инвестиционных паев ЗПИФа созывают общее собрание для решения вопроса о передаче прав и обязанностей по договору доверительного управления ПИФом другой УК. Такая инициатива может быть вызвана как желанием владельцев инвестиционных паев поменять УК, так и отзывом (аннулированием) лицензии УК ЗПИФа.

Закон об инвестиционных фондах определяет вопросы, входящие в компетенцию общего собрания, это:

1) утверждение изменений и дополнений в правила доверительного управления ЗПИФом, связанных с основами такого фонда, например его типом, изменением доли в общем количестве выданных инвестиционных паев, которая может принадлежать управляющей компании, и др.;

2) передача прав и обязанностей по договору доверительного управления ЗПИФом другой УК;

3) досрочное прекращение или продление срока действия договора доверительного управления этим ПИФом и др.

Решение принимается большинством голосов от общего количества голосов, предоставляемых их владельцам в соответствии с количеством принадлежащих им инвестиционных паев на дату принятия решения о созыве общего собрания, если большее количество голосов не предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

При этом количество голосов, предоставляемых владельцу инвестиционных паев при голосовании, определяется количеством принадлежащих ему инвестиционных паев <1>.

--------------------------------

<1> В настоящее время действует Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда (утв. Приказом ФСФР России от 7 февраля 2008 г. N 08-5/пз-н) (БНА. 2008. N 16).

 

Владельцы инвестиционных паев наделяются правом требовать погашения всех или части инвестиционных паев, принадлежащих им на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании. Такое право у них возникает, если они голосовали против принятия следующих решений:

- об утверждении изменений и дополнений в правила доверительного управления ЗПИФом;

- о передаче прав и обязанностей по договору доверительного управления ЗПИФом другой УК;

- о продлении срока действия договора доверительного управления этим фондом <1>.

--------------------------------

<1> Согласно п. 7 Приказа ФСФР России от 22 мая 2008 г. N 08-20/пз-н "О требованиях к срокам приема заявок на приобретение и погашение инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и порядке выплаты денежной компенсации при погашении инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда" (БНА. 2008. N 25) выплата денежной компенсации при досрочном погашении инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда осуществляется путем ее перечисления на банковский счет лица, которому были погашены инвестиционные паи. В случае если учет прав на погашенные инвестиционные паи осуществлялся на лицевом счете номинального держателя, выплата денежной компенсации может также осуществляться путем ее перечисления на специальный депозитарный счет этого номинального держателя.

 

Следует отметить, что регламентация в Законе об инвестиционных фондах и подзаконных нормативных актах данных квазикорпоративных процедур представляется недостаточной для уменьшения количества злоупотреблений с использованием конструкции ЗПИФов. С учетом многочисленных злоупотреблений, связанных с выводом активов через конструкцию ЗПИФов, предлагаются различные направления совершенствования законодательства об инвестиционных фондах: от акционирования ЗПИФов до изменения правовой природы инвестиционного пая, более детальной регламентации квазикорпоративных процедур и ужесточения требований к собственным средствам (капиталу) и сделкам УК <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Карелина С.А. Изменение правовой природы пая в целях обеспечения доступа к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2016. N 2. С. 53 - 65; Белицкая А.В. Закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости: сравнительно-правовой анализ структурирования по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран // Там же. С. 43 - 52; Лаутс Е.Б. Преимущества и недостатки введения в законодательство запрета для банков осуществлять инвестирование в иные виды предпринимательской деятельности // Там же. С. 66 - 76.

 

Квалификационные требования к должностным лицам акционерного

инвестиционного фонда и управляющих компаний

 

Директор АИФ и УК должен также соответствовать определенным квалификационным требованиям:

- иметь высшее профессиональное образование;

- соответствовать установленным ФСФР России квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту специалистов финансового рынка <1>.

--------------------------------

<1> Положение ФСФР России о специалистах финансового рынка (утв. Приказом ФСФР России от 28 января 2010 г. N 10-4/пз-н) // БНА. N 21. Согласно данному Положению к специалистам финансового рынка относятся лица, работающие в организации, осуществляющей деятельность профессионального участника на рынке ценных бумаг; деятельность по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ; деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ; деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию; деятельность АИФ, за исключением случая передачи полномочий генерального директора АИФ управляющей компании.

 

Законом об инвестиционных фондах установлена также обязанность по информированию Банка России об изменении состава совета директоров и правления с приложением копий соответствующих документов <1>.

--------------------------------

<1> Глава 7 Инструкции Банка России от 29 июня 2015 г. N 166-И "О порядке лицензирования акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, порядке ведения реестра лицензий акционерных инвестиционных фондов, реестра лицензий управляющих компаний и реестра лицензий специализированных депозитариев, порядке уведомления Банка России об изменении сведений о должностных лицах акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария" // Вестник Банка России. 2015. N 113.

 

Для управляющих компаний предусмотрено также ограничение на передачу полномочий генерального директора юридическому лицу. Данный запрет продиктован обязанностью УК обеспечить постоянное руководство своей текущей деятельностью, что в общем следует из самой природы управляющей компании.

Поэтому в случае принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий генерального директора УК обязана одновременно принять решение об образовании соответственно временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа. При этом функции временного единоличного исполнительного органа могут осуществляться только лицом, которое состоит в штате работников УК либо входит в состав ее совета директоров или правления. Лицо, осуществляющее функции временного единоличного исполнительного органа УК, должно отвечать квалификационным требованиям.

 

Ограничения на совмещение должностей должностными лицами

 

Законом об инвестиционных фондах установлены дополнительные требования к руководству АИФ - директору, членам совета директоров и правления (ст. 8 Закона об инвестиционных фондах). Функции указанных должностных лиц не могут выполнять:

- работники специализированного депозитария, регистратора, аудитора и оценщика - юридического лица АИФ, лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, а также оценщик АИФ - физическое лицо;

- аффилированные лица специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудитора АИФ;

- лица, которые осуществляли функции директора или входили в состав правления управляющей компании, специализированного депозитария, АИФ, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент совершения ими нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет;

- лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

- лица, имеющие судимость за умышленные преступления.

Схожие, но полностью не совпадающие ограничения установлены и для членов органов управления УК.

 

Общие положения о специализированном депозитарии

 

Как было отмечено, в деятельности инвестиционных фондов специализированные депозитарии играют большую роль. На основании лицензии они осуществляют:

- учет и хранение имущества, принадлежащего АИФ, или имущества, составляющего ПИФ;

- контроль за деятельностью УК АИФ или УК ПИФ, в том числе по распоряжению имуществом, принадлежащим АИФ и составляющим имущество ПИФов.

В соответствии со ст. ст. 42, 43, 45 Закона об инвестиционных фондах на специализированного депозитария возлагаются многочисленные обязанности, направленные на защиту интересов владельцев инвестиционных ПИФов.

Как было отмечено, активы АИФ должны быть переданы в доверительное управление УК, за исключением случая, когда такой УК переданы полномочия директора АИФ. Тогда УК приобретает права и обязанности по управлению активами АИФ на основании договора, заключенного с АИФ. Управление имуществом, составляющим ПИФ, в любом случае осуществляется УК.

При этом имущество, принадлежащее АИФ, и имущество, составляющее ПИФ, должно учитываться в специализированном депозитарии. Закон об инвестиционных фондах раскрывает его полномочия, касающиеся хранения имущества, принадлежащего АИФ или составляющего ПИФ.

Кроме того, специализированный депозитарий в рамках своих полномочий по контролю за распоряжением имуществом, принадлежащим АИФ или составляющим ПИФ, осуществляет контроль за соблюдением:

1) УК АИФ требований Закона об инвестиционных фондах, подзаконных нормативных актов, положений инвестиционной декларации АИФ, договора доверительного управления АИФ с УК;

2) АИФ требований Закона об инвестиционных фондах, подзаконных нормативных актов, положений инвестиционной декларации АИФ в случае передачи УК полномочий директора АИФ;

3) УК ПИФа требований Закона об инвестиционных фондах, подзаконных нормативных актов и правил доверительного управления ПИФом.

Важнейшей обязанностью специализированного депозитария, делающей его неотъемлемым элементом того конгломерата специальных финансовых корпораций и имущественного комплекса, который представляет собой инвестиционная деятельность посредством ПИФ, является также созыв в установленных случаях общего собрания владельцев инвестиционных паев ЗПИФов.

На основании соответствующих договоров специализированный депозитарий фактически выполняет контрольные полномочия в отношении АИФ и УК инвестиционных фондов. Специализированный депозитарий должен действовать исключительно в интересах акционеров АИФ и владельцев инвестиционных паев ПИФ.

Как и правовое положение иных специальных финансовых корпораций, правовое положение специализированного депозитария имеет следующие особенности:

- его деятельность лицензируется Банком России;

- установлены ограничения по видам организационно-правовых форм, в которых может быть создан специализированный депозитарий. Так, специализированным депозитарием АИФ и ПИФа может быть только депозитарий, являющийся акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью, созданным в соответствии с законодательством и имеющим лицензию специализированного депозитария;

- установлены требования к наименованию специализированного депозитария;

- установлены ограничения для учредителей специализированного депозитария. Лицом, владеющим (осуществляющим доверительное управление) 5% и более обыкновенных акций (долей) специализированного депозитария, не может быть:

1) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;

2) юридическое лицо, у основных либо преобладающих обществ которого за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;

3) физические лица, не соответствующие квалификационным требованиям;

- определены дополнительные требования к лицам, приобретающим акции (доли) специализированного депозитария. Так, лицо, владеющее (осуществляющее доверительное управление) 5% и более обыкновенных акций (долей) специализированного депозитария, обязано уведомлять специализированный депозитарий и Банк России:

1) о приобретении в собственность или в состав имущества, находящегося у него в доверительном управлении, обыкновенных акций (долей) специализированного депозитария;

2) о своем соответствии (несоответствии) требованиям к учредителям специализированных депозитариев;

- определены ограничения прав участников (акционеров) специализированного депозитария. Согласно п. 15 ст. 44 Закона об инвестиционных фондах лицо, не направившее уведомление специализированному депозитарию о приобретении более 5% акций (долей) специализированного депозитария или не соответствующее требованиям к учредителям, имеет право голоса только по голосующим акциям (долям) специализированного депозитария, не превышающим 5% размещенных обыкновенных акций (долей) специализированного депозитария. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания участников специализированного депозитария не учитываются;

- установлены квалификационные требования к директору, членам совета директоров, правления, руководителям филиала специализированного депозитария (руководителям отдельного структурного подразделения организации, осуществляющего деятельность специализированного депозитария). Они аналогичны рассмотренным выше требованиям к руководству УК инвестиционных фондов;

- существуют требования к собственным средствам (капиталу) специализированного депозитария. В настоящее время такой размер установлен исходя из базового расчета 2 млн руб. с установлением коэффициента 40 для расчета числового значения норматива достаточности собственных средств для депозитариев, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов <1>;

--------------------------------

<1> Данный размер установлен указанием Банка России N 4373-У. При этом поправки, вступившие в силу с 1 января 2016 г., устанавливают новый, "риск-ориентированный" механизм расчета минимального размера собственных средств депозитариями (для них введена отдельная формула расчета). В частности, принимается во внимание оценочная стоимость ценных бумаг, учтенных в данном депозитарии, а также коэффициент надежности учетной организации, в которой депозитарию открыт счет номинального держателя или лица, действующего в интересах других лиц.

 

- существуют ограничения на совмещение деятельности специализированного депозитария с другими видами предпринимательской деятельности.

Однако, учитывая выполнение специализированными депозитариями многочисленных обязанностей, связанных с обеспечением сохранности имущества АИФ, составляющего ПИФ, представляется целесообразным рассмотреть введение в число лицензионных требований к специализированным депозитариям соблюдения установленного Банком России размера собственных средств (на уровне не менее установленного для УК).

Особого внимания также требует рассмотрение вопроса об ответственности специализированного депозитария. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения специализированным депозитарием обязанностей по учету и хранению имущества, составляющего ПИФ, а также по осуществлению контроля, предусмотренного ст. 43 Закона об инвестиционных фондах, специализированный депозитарий несет солидарную ответственность с управляющей компанией перед владельцами инвестиционных паев ПИФа.

Подводя итог, следует отметить, что, помимо АИФ и УК инвестиционных фондов, специализированных депозитариев, в законодательстве о рынке ценных бумаг установлены общие требования ко всем корпорациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Данные ограничения в основном касаются дополнительных требований к их органам управления, работникам и учредителям (участникам) и установлены ст. ст. 10.1 и 10.1-2 Закона о рынке ценных бумаг. Это и квалификационные требования, и требования к деловой репутации, а также дополнительные условия по обязательному уведомлению регулятора о приобретении более 10% акций (долей) голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг. Также в нормативных актах Банка России, в частности в указании N 4373-У, устанавливаются требования к размеру собственных средств (капитала) профессиональных участников рынка ценных бумаг. Данные требования являются базовыми и, как было рассмотрено выше, дополняются повышенными требованиями к отдельным финансовым корпорациям.

 

§ 4. Особенности правового положения корпораций в сфере

страховой деятельности

 

Общие положения о корпорациях в сфере страховой деятельности

 

Как и иные виды предпринимательской деятельности, рассматриваемые в настоящей главе, страховая деятельность в Российской Федерации осуществляется строго ограниченным кругом субъектов.

Страховая деятельность, согласно Закону об организации страхового дела, шире понятия "страхование" и определена как сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием.

Деятельность субъектов страхового дела (страховые организации, общества взаимного страхования (ОВС), страховые брокеры) подлежит лицензированию.

Закон об организации страхового дела определяет также понятие "страховщик", которое является более узким по сравнению с понятием "субъект страхового дела". Страховщиком может являться только юридическое лицо, осуществляющее страховую деятельность на основании лицензии, к страховщикам прямо относятся только страховые организации и общества взаимного страхования (п. 1 ст. 6 Закона об организации страхового дела). Все субъекты страхового дела являются финансовыми организациями согласно Закону о Банке России. При этом ГК РФ в п. 7 ст. 66 прямо в числе финансовых организаций со специальным режимом регулирования называет только страховые организации, далее отсылая к перечню некредитных финансовых организаций.

О несогласованности норм Закона об организации страхового дела и ГК РФ пишет, в частности, Ю.Б. Фогельсон. Он указывает на несовпадение понятия "страховщик" в Законе об организации страхового дела и в ГК РФ: "Из ст. ст. 929, 934, 938 ГК РФ следует, что страховщик - это сторона договора страхования, принимающая обязательство произвести выплату при наступлении страхового случая. Предположим, страховая организация создана и получила лицензию, но не заключила пока ни одного договора страхования. Будет ли она являться страховщиком? Если использовать термин Закона - будет, но ГК РФ ее страховщиком не признает. Гражданский кодекс РФ признает страховую организацию страховщиком, лишь когда она заключит договор страхования... К чему может привести такая несогласованность? Допустим, договор страхования в качестве лица, принявшего на себя обязательство осуществить выплату при наступлении страхового случая, заключила организация, не имеющая соответствующей лицензии. Согласно ГК РФ такой договор следует признать договором страхования, и он оспорим в силу ст. 173 ГК РФ, так как заключен страховщиком с выходом за пределы его правоспособности. По Закону же о страховом деле подобный договор заключен не страховщиком, и поэтому он ничтожен в силу ст. 168 ГК РФ, так как заключен ненадлежащим лицом". Суды отдают приоритет в этом вопросе в основном нормам ГК РФ. Ю.Б. Фогельсон делает вывод о том, что "страховщик - это сторона договора страхования, а страховые организации и ОВС - это организации, отвечающие определенным требованиям, которые вправе участвовать в договоре страхования в качестве страховщиков. Но это вовсе не означает, что термин "страховщик" объединяет этих двух участников страховых отношений. Страховая организация, ОВС становятся страховщиками лишь тогда, когда заключают договор страхования. Сторону обязательства (или, в частности, договора) следует отличать от того субъекта оборота, который на эту сторону становится" <1>.

--------------------------------

<1> Фогельсон Ю.Б. Страховое право: теоретические основы и практика применения: Монография. М., 2012; СПС "КонсультантПлюс".

 

Полагаем, что из указанного можно сделать следующий вывод: для целей применения специального законодательства к финансовым корпорациям не следует оперировать понятием "страховщик".

Данная категория имеет значение для регулирования вопросов о предоставлении страховых услуг, а не об определении особенностей правового положения финансовых организаций в сфере страхования.

С учетом всего изложенного представляется, что специальные финансовые корпорации в сфере страховой деятельности, на которые распространяется особый правовой режим корпоративного законодательства, - это в первую очередь страховые организации, являющиеся коммерческими корпоративными организациями.

Общества взаимного страхования и страховых брокеров сложно признать классическими финансовыми корпорациями. Хотя нельзя не признать, что ОВС обладают большинством особенностей, присущих финансовым корпорациям, но они осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов исключительно своих членов, а не привлекают средства неограниченного круга лиц. Они являются некоммерческими организациями.

Что касается страховых брокеров, то они могут быть созданы в любой организационно-правовой форме коммерческой организации или зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Если проанализировать особенности правового положения страхового брокера, то можно сделать вывод, что им присуще еще меньше, чем ОВС, отмечаемых нами для специальных финансовых корпораций черт - пожалуй, это только необходимость получения лицензии и ограничения на осуществление определенных видов деятельности. Требования к собственным средствам (капиталу) страховых брокеров предъявляются, только если они осуществляют прием денежных средств от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования). В этом случае страховые брокеры должны обладать гарантией исполнения обязательств в форме банковской гарантии на сумму не менее 3 млн руб. или наличия собственных средств в размере не менее 3 млн руб., размещенных в денежные средства. При анализе особенностей правового положения страховых брокеров выделяются характеристики, не являющиеся отражением "собственно корпоративных процедур, прав и обязанностей акционеров (участников)", например по размеру уставного капитала, специфическим требованиям к учредителям, ограничениям или дополнительным правам акционеров (участников), специфической компетенции органов управления и др.

Однако если все же ОВС и страховые брокеры обладают свойствами финансовых корпораций, то по меньшей мере странным является отнесение Законом о Банке России к финансовым организациям страховых актуариев. По Закону об организации страхового дела они были исключены из субъектов страхового дела, но остались участниками отношений, регулируемых данным Законом. Согласно Федеральному закону от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" <1> под актуарной деятельностью понимается деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками. Очевидно, что страховые актуарии являются обязательными участниками страховой деятельности субъектов страхового дела и даже некоторых иных финансовых организаций (например, НПФ), но, как было отмечено, сами страховую деятельность не осуществляют и их деятельность не подлежит лицензированию.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2013. N 44. Ст. 5632.

 

Более того, актуарий определяется как физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором актуарную деятельность и являющееся членом саморегулируемой организации актуариев.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: физическое лицо является в терминологии Закона о Банке России финансовой организацией.

Единственное, что объединяет всех указанных выше субъектов - страховые организации, общества взаимного страхования, страховых брокеров и актуариев, - это то, что к ним (их работникам) предъявляются квалификационные требования <1>.

--------------------------------

<1> Указание Банка России от 10 июля 2014 г. N 3316-У "О требованиях к заявлению, сведениям, документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, а также об установлении их типовых форм" // Вестник Банка России. 2014. N 96.

 

Что касается страховых организаций, то они, являясь профессиональными предпринимателями, создаются в любой организационно-правовой форме коммерческой организации.

В регулировании создания, ликвидации страховых организаций и их правового положения нормы Закона об организации страхового дела имеют приоритет по сравнению с Законом об АО и Законом об ООО.

 

Особенности создания и прекращения страховых организаций

 

Учреждение страховой организации

 

Создание страховых компаний в целом осуществляется в общем порядке. Однако, как было отмечено, для того чтобы осуществлять страховую деятельность, такие компании должны получить лицензию на осуществление страховой деятельности. Этим продиктованы особые требования, предъявляемые к корпорациям, планирующим осуществлять страхование.

В области страховой деятельности полномочия по регулированию и надзору закреплены за мегарегулятором - Банком России.

Поскольку лицензируется не в целом страховая деятельность компании, а каждый вид страхования, то требования, предъявляемые к страховым компаниям, в том числе в отношении уставного капитала, различаются в зависимости от того, какой вид или виды страхования планируются страховой организацией к осуществлению.

Требования к лицензированию субъектов страхового дела установлены в ст. 32 Закона об организации страхового дела:

1) для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в Банк России определенные документы, которые различаются в зависимости от субъекта страхового дела и вида страхования, который он планирует осуществлять.

Максимальное количество документов представляет соискатель, предполагающий осуществлять соответствующие виды коммерческого страхования.

Страховая организация обязана уведомлять в письменной форме орган страхового надзора о видах страхования, которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности (добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное имущественное страхование), в 10-дневный срок после получения лицензии.

Кроме того, к числу необходимых документов относятся, например, принятые страховщиком в рамках видов страхования правила страхования, расчеты страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок и положения о формировании страховых резервов <1>.

--------------------------------

<1> См.: указание Банка России от 10 июля 2014 г. N 3316-У "О требованиях к заявлению, сведениям, документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, а также об установлении их типовых форм" // Вестник Банка России. 2014. N 96.

 

Существует позиция, согласно которой требование представления данных документов противоречит ст. ст. 943, 954 ГК РФ, по смыслу которых страховщик может осуществлять страховую деятельность, вообще не составляя и не используя правила страхования и страховые тарифы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Косаренко Н.Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования. М., 2010. С. 234.

 

Вместе с тем представляется, что нормы Закона об организации страхового дела и ГК РФ в принципе не должны входить в противоречие, поскольку регулируют принципиально разные отношения. ГК РФ регулирует договорные отношения в сфере страхования, а Закон об организации страхового дела - отношения между лицами, осуще



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.02 с.)