Кредитная организация - это хозяйственное общество, имеющее исключительное право на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять банковскую деятельность.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кредитная организация - это хозяйственное общество, имеющее исключительное право на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять банковскую деятельность.



Кредитные организации бывают двух видов: банки и небанковские кредитные организации (НКО). При этом в российской банковской системе традиционно больше банков, чем небанковских кредитных организаций. Если банков в России зарегистрировано около 900 (действующих - около 500), то небанковских кредитных организаций - всего около 50 <1>.

--------------------------------

<1> См. официальный сайт Банка России в сети Интернет: www.cbr.ru.

 

По российскому законодательству банк представляет собой универсальную кредитную организацию. Это означает, что только банк имеет право в совокупности осуществлять банковские операции по привлечению, размещению средств физических и юридических лиц, а также по ведению их банковских счетов. В рамках реформы по созданию многоуровневой банковской системы банки также подразделяются на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией <1>. С 1 июня 2017 г., когда соответствующий Закон вступил в силу, банки презюмируются имеющими универсальную лицензию до 1 января 2018 г. После этой даты банки, размер собственных средств (капитала) которых ниже 0 млрд руб., должны переоформить лицензию на базовую. Согласно новым требованиям по общему правилу банк с универсальной лицензией, имеющий на 1 января 2018 г. собственные средства (капитал) в размере менее 1 млрд руб., но не менее 300 млн руб., для продолжения своей деятельности не позднее 1 января 2019 г. в установленном Банком России порядке должен получить статус банка с базовой лицензией, или изменить свой статус на статус небанковской кредитной организации, или получить статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций. В отличие от банка с универсальной лицензией банк с базовой лицензией ограничен в работе с иностранными юрисдикциями, а также по целому ряду банковских операций не может работать с крупными клиентами.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // http://www.pravo.gov.ru.

 

Тем не менее банк все равно остается универсальной кредитной организацией, имеющей право осуществлять в совокупности указанные выше три ключевые банковские операции. В некоторых случаях создание такой универсальной финансовой организации, как банк, может быть нецелесообразно в силу финансовых (в том числе связанных с невозможностью поддержания необходимого уровня минимального размера собственных средств), организационных и даже кадровых причин, связанных в том числе с дополнительной надзорной нагрузкой на банки, деятельность которых является высокорискованной <1>. В таких случаях может быть создана небанковская кредитная организация.

--------------------------------

<1> Как отмечается в литературе, свойственное российской национальной банковской системе отсутствие запрета на совмещение банками кредитных и инвестиционных операций неизбежно увеличивает риски, возникающие в деятельности банков как универсальных кредитных организаций (см.: Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г. Банковская система Российской Федерации и ее антикризисное регулирование: Учебное пособие. М., 2009. С. 13).

 

Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять только отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых определяются Законом о банках и банковской деятельности или нормативными актами Банка России.

Исходя из этого в нормативных актах Банка России выделяются два основных вида НКО: расчетные небанковские кредитные организации (РНКО) и депозитно-кредитные небанковские кредитные организации (НДКО). Законом о банках и банковской деятельности предусмотрена также возможность создания платежных НКО (ПНКО), основной функцией которых является осуществление переводов по поручению клиентов без открытия им банковских счетов, а также НКО - центральных контрагентов (НКО - ЦК) (схема 11).

 

Схема 11

 

                Кредитные организации

                       │ │

     ┌─────────────────┘ └───────────┐

     v                           v

   Банки        Небанковские кредитные организации (НКО)

┌───┘ └────┐    ┌───┘ │      │  └───┐

│     │    │     │      │      │

v     v    v     v      v      v

┌───────────┬────────┬──────────┬───────────┬──────────┬─────────────┐

│ Банки с │Банки с │Расчетные │Депозитно- │Платежные │Небанковские │

│универсаль-│базовой │небанков- │кредитные │небанков- │кредитные │

│ной лицен-│лицензи-│ские │небанков- │ские кре- │организации -│

│зией  │ей │кредитные │ские кре- │дитные ор-│центральные │

│      │   │организа- │дитные ор- │ганизации │контрагенты │

│      │   │ции (РНКО)│ганизации │(ПНКО) │(НКО - ЦК)  │

│      │   │     │(НДКО) │     │        │

└───────────┴────────┴──────────┴───────────┴──────────┴─────────────┘

 

При этом ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "небанковская кредитная организация", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций (ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности).

Одним из следствий мирового финансово-экономического кризиса стало возникновение новой архитектуры банковских систем многих стран. Появилась категория системно значимых кредитных организаций (СЗКО) - они, с одной стороны, подлежат более строгому банковскому надзору, а с другой стороны, государства предпринимают усилия для недопущения их банкротств.

Сегодня можно констатировать общую международную тенденцию по закреплению на нормативном уровне отдельной категории "системообразующих", или "системно значимых", банков, которые подлежат, с одной стороны, особому банковскому надзору, а с другой стороны, являясь, как правило, too big to fail ("слишком большими, чтобы обанкротиться"), налагают на государства и регуляторов обязанность по предотвращению их банкротства <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о санации системно значимых банков см.: Лаутс Е.Б. Правовые аспекты финансового оздоровления банков в современных экономических условиях // Юридическая работа в кредитной организации. 2015. N 2. С. 95 - 105.

 

Для признания банка системно значимым, в частности, используется критерий, установленный Законом о Банке России, согласно которому размер активов кредитной организации составляет 50 и более млрд руб. и (или) размер средств, привлеченных от физических лиц на основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета, составляет 10 и более млрд руб.

Согласно ст. 24 Закона о банках и банковской деятельности кредитные организации по требованию Банка России разрабатывают и представляют планы восстановления финансовой устойчивости, предусматривающие в том числе меры по обеспечению соблюдения требований нормативных актов Банка России, а также вносят изменения в планы восстановления финансовой устойчивости, обеспечивающие соблюдение требований к их содержанию.

Кредитные организации, определенные в качестве системно значимых на основании методики, установленной нормативным актом Банка России в соответствии с Законом о Банке России, обязаны разрабатывать и представлять в Банк России планы восстановления финансовой устойчивости, а также вносить изменения в планы восстановления финансовой устойчивости. СЗКО делают это в обязательном порядке.

В конце 2015 г. Банк России опубликовал перечень 10 системно значимых кредитных организаций: АО "ЮниКредит Банк", Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), АО "Альфа-Банк", ПАО "Сбербанк России", ПАО Банк "ФК Открытие", ПАО АКБ "Росбанк", ПАО "Промсвязьбанк", ЗАО "Райффайзенбанк", ОАО "Россельхозбанк".

По данным Банка России, на указанные кредитные организации (включая российские кредитные организации - участников соответствующих банковских групп) на 1 июля 2015 г. приходилось свыше 60% активов российского банковского сектора <1>. Из числа указанных кредитных организаций по крайней мере восемь возглавляют соответствующие банковские группы и холдинги, в том числе транснациональные.

--------------------------------

<1> См.: Информация Банка России от 15 июля 2015 г. "О мерах по реализации Базеля III и о регулировании деятельности системно значимых банков" // www.cbr.ru.

 

Таким образом, исходя из международных и зарубежных подходов очевидна связь между крупными, в ряде случаев системно значимыми, кредитными организациями и банковскими группами, на базе которых созданы крупнейшие из них.

Как было отмечено выше, в регулировании организации и деятельности кредитных организаций нормы банковского законодательства, в том числе Закона о банках и банковской деятельности и Закона о Банке России, имеют приоритет по сравнению с законодательством об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Регулирование правового положения корпораций, осуществляющих банковскую деятельность, иными словами, кредитных организаций, осуществляется в первую очередь Законом о банках и банковской деятельности и другими специальными федеральными законами. Однако данный Закон - не единственный закон, регулирующий особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения банковских корпораций.

Федеральными законами, составляющими основу банковского законодательства, необходимо признать Закон о Банке России и Закон о банках и банковской деятельности. Они прямо поименованы в ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности, закрепляющей основы правового регулирования банковской деятельности.

Положения указанных федеральных законов развиваются в многочисленных нормативных актах Банка России, принимаемых по отнесенным к его компетенции вопросам регулирования корпоративных и смежных с ними отношений, возникающих в кредитных организациях.

Следует отметить также особенность правового регулирования кредитных организаций, состоящую в том, что в ряде случаев на банки вообще не распространяются отдельные законодательные акты в сфере корпоративного права <1>.

--------------------------------

<1> Например, поскольку для банков существуют особые требования к формированию уставного капитала, в том числе связанные с невозможностью его заполнения привлеченными средствами, то на деятельность кредитных организаций не распространяется действие Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций".

 

Особенности создания и прекращения кредитных организаций

 

Порядок создания кредитных организаций имеет существенные особенности по сравнению с другими хозяйственными обществами и характеризуется предъявлением различных дополнительных требований как при учреждении банков, так и при их реорганизации.

 

Учреждение кредитной организации

 

Помимо общих требований Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Законом о банках и банковской деятельности и нормативными актами Банка России закреплен целый ряд дополнительных требований в части учреждения юридического лица в качестве будущей кредитной организации.

1. Спецификой обладает процедура государственной регистрации кредитных организаций. Хотя сама регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Федеральной налоговой службой) в общем порядке, установленном Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако для ее осуществления необходимо, чтобы Банк России принял соответствующее решение о государственной регистрации кредитной организации. Полномочия по выдаче кредитным организациям и отзыву лицензий на осуществление банковских операций закреплены за Банком России. Данные вопросы регулируются в настоящее время Инструкцией Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" <1> (далее - Инструкция N 135-И).

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2010. N 23.

 

2. Целый ряд требований закреплен Законом о банках и банковской деятельности и Инструкцией N 135-И к учредителям кредитной организации, которыми могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. При этом учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. Учредители - юридические лица должны соответствовать определенным требованиям, в частности иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет и выполнять обязательства перед бюджетами в течение этого времени. В отдельных нормативных актах Банка России устанавливаются требования к финансовому положению учредителей кредитных организаций:

- к юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями <1>;

--------------------------------

<1> Положение Банка России от 18 февраля 2014 г. N 415-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации" // Вестник Банка России. 2014. N 56.

 

- к банкам <1> и небанковским кредитным организациям <2>;

--------------------------------

<1> Указание Банка России от 3 апреля 2017 г. N 4336-У "Об оценке экономического положения банков" // Вестник Банка России. 2017. N 48.

<2> Указание Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" // Вестник Банка России. 2000. N 19.

 

- к физическим лицам <1>.

--------------------------------

<1> Положение Банка России от 18 февраля 2014 г. N 416-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации и физических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации" // Вестник Банка России. 2014. N 56.

 

Достаточно спорным вопросом является не только применение к учредителям кредитных организаций особых требований, связанных с их финансовым положением, но и проблема установления законодательного запрета на выход из состава участников кредитной организации в течение первых трех лет ее существования.

Как отметил Верховный Суд РФ, нормы гражданского законодательства, в том числе ст. 94 ГК РФ, не распространяются на правоотношения, возникающие при регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности, и не подлежат применению в силу ст. 2 ГК РФ. Поскольку, согласно Закону об АО и Закону об ООО, специальное законодательство в отношении правового положения банков имеет приоритет, то необходимо руководствоваться ч. 10 ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности, которая устанавливает, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации <1>.

--------------------------------

<1> Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2002 г. N ГКПИ01-1860 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным п. 2.1 инструкции Банка России от 23 июля 1998 г. N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности".

 

Как отметил в своем Постановлении от 4 апреля 2002 г. N КА-А40/1767-02 ФАС Московского округа, законодателем выражено особое внимание к финансовой стабильности и к благополучию учредителя, определены требования к источникам денежных средств, которые могут быть использованы в качестве взноса в уставный капитал. Определены также особые правила проверки соответствия учредителей кредитной организации предъявляемым законом требованиям. Законом установлено право Банка России отказать в даче согласия при определенных условиях на совершение сделки купли-продажи доли кредитной организации, финансовое положение которой является неудовлетворительным.

Таким образом, ограничения учредителя в вопросах распоряжения его имуществом в виде доли в уставном капитале кредитной организации служат целям обеспечения финансовых гарантий ее кредиторам, и этим же целям служит предусмотренный ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности комплекс мер по оценке финансового состояния каждого учредителя и обеспечения стабилизации вновь созданного банка не только через запрет на изменение размера его активов путем изъятия выбывающим участником-учредителем доли до истечения трех лет работы банка, но и через запрет на замену этих лиц на каких-либо иных путем уменьшения доли учредителя банка в первые три года работы <1>.

--------------------------------

<1> Постановление официально не было опубликовано. Текст приводится по СПС "Гарант".

 

Представляется, что в отношении кредитных организаций вопрос об ограничении учредителей в распоряжении своими долями возникать не должен, поскольку ГК РФ (ст. 66) указывает на регулирование специальным законодательством не только их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения, но и особенностей прав и обязанностей участников и акционеров.

3. Необходимо отметить дополнительные требования, предъявляемые как к содержанию учредительных документов банка, так и к составу документов, предъявляемых учредителями для принятия решения о государственной регистрации будущей кредитной организации.

Требования к уставу кредитной организации установлены в ст. 10 Закона о банках и банковской деятельности, а также в Инструкции N 135-И. Устав любого банка должен содержать, помимо сведений, которые предусмотрены Законом об АО и Законом об ООО, также:

- перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок, определенный в соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности;

- сведения о системе не только органов управления кредитной организации, в том числе ее исполнительных органов, но и органов внутреннего контроля и службы управления рисками кредитной организации, о порядке их образования и их полномочиях;

- положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации.

Помимо учредительных документов, в Банк России представляются также специфические документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации, а также бизнес-план <1>. Последний является документом на ближайшие два календарных года, содержащим предполагаемую программу действий кредитной организации, включая ожидаемые результаты деятельности. Бизнес-план позволяет Банку России оценить способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, т.е. не только выполнять требования в рамках банковского регулирования, но и организовать адекватную систему управления собственными рисками.

--------------------------------

<1> Форма бизнес-плана и требования к нему приводятся в указании Банка России от 5 июля 2002 г. N 1176-У "О бизнес-планах кредитных организаций" (Вестник Банка России. 2002. N 39).

 

Закон о банках и банковской деятельности устанавливает перечень документов, представляемых для принятия решения о регистрации кредитной организации.

4. В отношении кредитных организаций законодателем значительно повышен минимальный размер их уставного капитала, который составляет для банков с универсальной лицензией 1 млрд руб., для банков с базовой лицензией и кредитных организаций - центральных контрагентов - 300 млн руб., для небанковских кредитных организаций - 90 или 18 млн руб. (до 1 июля 2019 г.) в зависимости от вида.

При представлении соответствующих документов Банк России, согласно ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности, принимает в срок, не превышающий шесть месяцев с даты представления всех необходимых документов, решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом. Затем после внесения уполномоченным регистрирующим органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи Банк России уведомляет учредителей кредитной организации об этом с требованием произвести оплату объявленного уставного капитала кредитной организации. В отличие от других хозяйственных обществ учредители кредитной организации обязаны полностью оплатить уставный капитал в течение одного месяца с момента государственной регистрации кредитной организации (ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности). Только после предъявления Банку России документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России выдает лицензию на осуществление банковских операций. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Порядок реорганизации и ликвидации кредитных организаций также имеет определенные особенности.

 

Реорганизация кредитной организации

 

Реорганизация кредитных организаций осуществляется в традиционных формах: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Изменение статуса банка на небанковскую кредитную организацию и обратно формами реорганизации не являются <1>. При этом, учитывая существующую в последние годы в российской банковской системе тенденцию по укрупнению банков, чаще кредитные организации реорганизовываются в формах слияния и присоединения <2>.

--------------------------------

<1> Указания Банка России от 31 марта 2014 г. N 3219-У // Вестник Банка России. 2014. N 55; от 1 апреля 2014 г. N 3222-У // Вестник Банка России. 2014. N 74.

<2> Существует отдельный нормативный акт Банка России, регулирующий реорганизацию в данных формах, - Положение Банка России от 29 августа 2012 г. N 386-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения" (Вестник Банка России. 2012. N 61).

 

При осуществлении реорганизации кредитных организаций, так же как и при их учреждении, существенную роль играет Банк России. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется также в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов, в том числе подтверждающих выполнение требований антимонопольного законодательства. При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Банк России оценивает финансовое положение реорганизуемой кредитной организации. Если в результате проведения реорганизации возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом о банкротстве, то Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации.

Следует отметить, что реорганизация кредитной организации может быть не только добровольной, но и принудительной. В последнем случае реорганизация представляет собой меру воздействия или же меру по предупреждению банкротства, осуществляемую в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Как отмечает А.Я. Курбатов, "в этих случаях реорганизация проводится в форме слияния и присоединения, то есть в формах, направленных на объединение (укрупнение) кредитных организаций" <1>.

--------------------------------

<1> Курбатов А.Я. Банковское право России: Учебник. М., 2009. С. 99.

 

Таким образом, в зависимости от финансового положения кредитной организации ее реорганизация может свидетельствовать либо об укреплении ее положения, либо, наоборот, о наличии угрозы ее устойчивости и, соответственно, интересам ее кредиторов и вкладчиков.

 

Ликвидация кредитной организации

 

Ликвидация кредитных организаций может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по инициативе учредителей кредитной организации на основании принятого общим собранием решения. Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России <1>.

--------------------------------

<1> Данные вопросы регулируются Положением Банка России от 16 января 2007 г. N 301-П "О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России" (Вестник Банка России. 2007. N 11).

 

Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе Банка России. Основанием для начала процедуры ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций. Закон о банках и банковской деятельности устанавливает исчерпывающий перечень случаев (ст. 20), когда Банк России может или обязан отозвать у кредитной организации лицензию. Сам по себе отзыв лицензии является мерой воздействия, применяемой Банком России на основании ст. 74 Закона о Банке России.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в "Вестнике Банка России".

Вопросы отзыва лицензии Банком России становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В частности, интерес представляют вопросы, связанные с правом Банка России отзывать у банков лицензии без обращения в суд, а также проблемы соотношения отзыва лицензии и ликвидации кредитных организаций. Так, Конституционный Суд РФ <1> в свое время обратил внимание на то, что отзыв лицензии на осуществление банковских операций - это решение Банка России, принимаемое в порядке и по основаниям, которые предусмотрены федеральным законодательством. Он не влечет прекращения деятельности кредитной организации как юридического лица, а означает лишь запрет совершать какие-либо банковские операции и представляет собой исключительную меру воздействия, которая применяется к кредитной организации, допускающей нарушения требований федеральных законов, регламентирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России.

--------------------------------

<1> См.: Определения Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О; от 5 ноября 1999 г. N 182-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2; 2000. N 2.

 

Однако в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка. Что касается внесудебного порядка отзыва лицензии у кредитных организаций, то, по мнению Конституционного Суда РФ, исходя из особого конституционно-правового статуса Банка России, законодатель вправе урегулировать вопросы лицензирования кредитных организаций специальными законами, каковыми в настоящее время являются Закон о банках и банковской деятельности и Закон о Банке России.

В течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом о банкротстве, или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией, то Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Арбитражный суд в течение одного месяца принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Ликвидация кредитных организаций в случае их несостоятельности (банкротства) осуществляется в соответствии с нормами отдельного § 4.1 гл. IX Закона о банкротстве.

 

Имущественная основа деятельности кредитных организаций

 

Уставный капитал кредитной организации

 

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Как было отмечено, минимальный размер уставного капитала кредитных организаций значительно выше в сравнении с другими хозяйственными обществами. На сегодняшний день он установлен на уровне 300 млн руб. для банков и ЦК - НКО (с 1 января 2018 г. 300 млн руб. для банков с базовой лицензией и 1 млрд руб. для банков с универсальной лицензией), 90 млн руб. для небанковских кредитных организаций, кроме НДКО, которые должны довести его размер с 18 млн руб. до 90 млн руб. к 1 июля 2019 г. (ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности).

Следует отметить, что требования к минимальному размеру и формированию уставного капитала кредитных организаций неоднократно пересматривались. Вместе с отказом от привязки минимального размера уставного капитала и собственных средств к иностранной валюте были также скорректированы требования по доведению данного минимального размера до определенного уровня. Ранее банк, зафиксировавший на 1 января 2007 г. определенный размер собственных средств (капитала) на уровне ниже минимально установленного, должен был поддерживать этот уровень в дальнейшем, не допуская его снижения. С изменением требований банк должен был не только поддерживать размер собственных средств (капитала), достигнутый на 1 января 2007 г., но и планомерно увеличивать его, чтобы к 1 января 2012 г. довести его до общего уровня минимального размера собственных средств (капитала) - 180 млн руб. Однако в целях достижения достаточного уровня капитализации в банковской системе в декабре 2011 г. были приняты очередные изменения, связанные с минимальным размером уставного капитала (собственных средств) кредитных организаций. Теперь банки обязаны были не только обеспечить достижение ранее установленного уровня минимального размера собственных средств к 2012 г., но и выйти к 1 января 2015 г. на планку минимального размера собственных средств (капитала), составляющего 300 млн руб. (ст. 11.2 Закона о банках и банковской деятельности) <1>. В настоящее время решен вопрос об увеличении минимального размера уставного капитала банка до 1 млрд руб. к 1 января 2018 г., а также определен порядок постепенного доведения собственных средств (капитала) банков и небанковских кредитных организаций до необходимого уровня.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 391-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1043.

 

Представляется, что мера по увеличению и фиксации уставного капитала в масштабах всей банковской системы позволит в конечном счете "очистить рынок" от кредитных организаций, которые не только не имеют достаточной капитализации, но и в ряде случаев не могут обеспечить гарантийную функцию своего уставного капитала.

Законом (ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности, ст. 62 Закона о Банке России) предъявляются также требования к составу уставного капитала кредитной организации. Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. В течение достаточно длительного времени этот предельный размер составляет 20% уставного капитала. Банком России также ограничивается перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности и подлежащее обязательной денежной оценке:

- здание (помещение), завершенное строительством (в том числе включающее встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

- имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

Следует отметить также предусмотренный законом запрет на использование привлеченных денежных средств для формирования уставного капитала кредитной организации. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации также не допускается.

 

Дополнительные требования при приобретении акций (долей)

кредитной организации

 

В целях соблюдения требований законодательства, предъявляемых к финансовому положению учредителей кредитной организации, которое позволяло бы вносить собственные, а не привлеченные средства в уставный капитал банка, Законом о банках и банковской деятельности устанавливаются особые требования к приобретению более 1% акций (долей) кредитной организации.

Приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации) и (или) получение в доверительное управление в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом более 1% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 10% - предварительного согласия Банка России.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.022 с.)