Специальные финансовые корпорации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные финансовые корпорации



   

Управляющие компании ИФ, ПИФ и НПФ

   
   
Специализированные депозитарии ИФ, ПИФ и НПФ    
АИФ      
Клиринговые организации  

Финансовые корпорации

 
Организатор торговли    
Центральный контрагент    
Центральный депозитарий      
Репозитарий      
Страховые организации    

Финансовые организации

Ломбарды    
Микрофинансовые организации (только МФК)      
НПФ      
Профессиональные участники рынка ценных бумаг      
Страховые брокеры      
Кредитные рейтинговые агентства      
Специализированные финансовые общества      
Специализированные общества проектного финансирования      
Актуарии / ответственные актуарии      
Микрофинансовые организации (только МКК)      
Общества взаимного страхования      
Кредитные потребительские кооперативы (КПК)      
Жилищные накопительные кооперативы      
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы      
Бюро кредитных историй      

 

Безусловно, предложенное деление в достаточной степени условно, но, возможно, позволит добавить большей системности в понимание особенностей правового положения специальных финансовых корпораций.

В рамки настоящей главы не входит задача рассмотреть правовое положение всех перечисленных выше финансовых организаций. Представляется, что, не закрепляя понятие специальной финансовой корпорации, законодатель тем не менее устанавливает все или часть указанных дополнительных требований именно к ней, а не ко всем финансовым организациям. Очевидно, что наибольшие особенности имеют кредитные, страховые и инвестиционные корпорации, и самые высокие требования предъявляются, как и прежде, к ним. Они в наибольшей степени соответствуют указанным выше характеристикам финансовых организаций как участников рынка финансовых услуг, так и корпораций. Они занимают самую большую долю на национальном рынке финансовых услуг среди других финансовых организаций и во многом определяют его функционирование, поэтому основное внимание в настоящей главе будет уделено именно специальным финансовым корпорациям.

Таким образом, можно сделать несколько выводов относительно тенденций развития законодательства, регулирующего правовое положение финансовых корпораций, специальных финансовых корпораций и всего рынка финансовых услуг.

Во-первых, усложнение архитектуры финансового рынка, обращающихся на нем инструментов, активов и услуг, а также отчасти желание законодателя обеспечить стабильность данного рынка влекут постоянное увеличение числа как финансовых организаций вообще, так и специальных финансовых корпораций в частности. Например, только в 2015 г. состав финансовых организаций в Законе о Банке России пополнился репозитариями и кредитными рейтинговыми агентствами. Особо нужно отметить регулярное расширение перечня профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые также целиком относятся законодателем к числу финансовых организаций, для которых могут быть установлены специальные требования в части их правового положения, прав и обязанностей их участников.

Во-вторых, можно наблюдать тенденцию к размыванию границ финансовых инструментов (активов, услуг), которое ведет отчасти к наделению отдельных финансовых корпораций не свойственными им функциями. Эта тенденция отчетливо видна на примере изменений законодательства о микрофинансовых организациях, закрепляющих за такой их разновидностью, как микрофинансовые компании (МФК), право привлекать и размещать денежные средства клиентов, в том числе являющихся физическими лицами, что, согласно Закону о банках и банковской деятельности, является банковскими операциями и допускается к осуществлению только банками. Однако возможность осуществлять более широкий круг деятельности, работать с любыми физическими лицами, активно привлекая и размещая их денежные средства, не повлекла за собой признание МФК кредитными организациями и включение их в банковскую систему.

В-третьих, в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов (одобрены 26 мая 2016 г. советом директоров Банка России) заложена идея оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка - необходимое условие повышения конкурентоспособности сектора. При этом наличие в Российской Федерации финансовых конгломератов требует применения комплексных подходов к регулированию и надзору за деятельностью различных субъектов финансового рынка, предусматривающих сближение существующих принципов и методик. Однако различия в регулировании и надзоре за разными сегментами финансового рынка сложились объективно, и не все надзорные принципы и правила должны быть унифицированы <1>.

--------------------------------

<1> http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016-18.pdf

 

§ 2. Особенности правового положения корпораций

в сфере банковской деятельности

 

Общие положения о корпорациях в сфере

банковской деятельности

 

Банковская деятельность в Российской Федерации осуществляется строго ограниченным кругом субъектов, являющихся элементами банковской системы. Банковская деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, состоящей в осуществлении кредитными организациями и Банком России банковских операций. На верхнем уровне банковской системы находится Банк России, на нижнем - кредитные организации <1>.

--------------------------------

<1> Согласно ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности банковская система Российской Федерации помимо Банка России и кредитных организаций включает в себя представительства иностранных банков, которые не имеют права осуществлять предпринимательскую, в том числе и банковскую, деятельность. В силу ряда причин, основными из которых являются в целом невысокая конкурентоспособность национальных кредитных организаций, а также сложности с надзорной точки зрения, в настоящее время филиалам иностранных банков запрещено осуществлять банковскую деятельность в России.

 

Среди указанных субъектов профессиональными предпринимателями (коммерческими организациями) являются только кредитные организации, которые осуществляют банковскую деятельность в целях извлечения прибыли. Что касается Банка России, то он осуществляет банковскую деятельность в первую очередь в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы России, а также обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Он не предоставляет банковские услуги на соответствующем рынке любым субъектам. Его основными контрагентами являются кредитные организации. Банк России осуществляет регулирование рынка банковских услуг, в том числе при помощи осуществления банковской деятельности, т.е. совершения банковских операций.

Кредитные организации на основании специального разрешения (лицензии) Банка России предоставляют банковские услуги всем юридическим и физическим лицам, чем в идеале обеспечивают перераспределение денежных потоков в те отрасли экономики, которые нуждаются в них более всего.

Необходимо отметить, что кроме собственно банковской деятельности, а также деятельности в рамках совершения сделок, прямо предусмотренных Законом о банках и банковской деятельности (ст. 5), кредитные организации осуществляют и иные виды разрешенной им предпринимательской деятельности, в частности профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Однако есть направления деятельности, которыми кредитным организациям Закон о банках и банковской деятельности прямо запрещает заниматься, - это страхование, торговля и производство.

Закон о банках и банковской деятельности устанавливает, что кредитная организация образуется на основе любой формы собственности, но только как хозяйственное общество (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.006 с.)