Представляется, что понятие финансового рынка является более широким по сравнению С понятием рынка финансовых услуг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представляется, что понятие финансового рынка является более широким по сравнению С понятием рынка финансовых услуг.



Например, как было отмечено, в 2013 г. Банк России стал мегарегулятором финансового рынка. Законодатель использует данный термин в Законе о Банке России, закрепляя за Банком России новые цели: развитие финансового рынка Российской Федерации, а также обеспечение его стабильности. Однако в действительности речь идет скорее о рынке финансовых услуг, а не о финансовом рынке. Законодатель очерчивает границы финансового рынка, включающего в себя не только рынок ценных бумаг, но и банковский, и страховой сегменты. Между тем нельзя утверждать, что этими сегментами ограничивается понятие финансового рынка. За пределами полномочий Банка России остается, например, рынок инвестиций. На финансовом рынке обращаются различные финансовые активы, которые необязательно приобретают форму финансовых услуг. На финансовом рынке обращение финансовых активов может происходить вне какого-либо посредничества финансовой организации, и это особенно хорошо видно на примере осуществления инвестирования. Для определения рынка финансовых услуг ключевое значение имеет понятие финансовой услуги.

С точки зрения экономистов, финансовая услуга - это экономические отношения между участниками финансового рынка, возникающие по поводу трансформации денежных средств в денежный капитал юридических и физических лиц на банковском, страховом и инвестиционном рынках <1>. "Сущность же рынка финансовых услуг состоит в том, что он отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово-кредитного механизма (в части его институтов)" <2>.

--------------------------------

<1> Караваева Е.В. Рынок финансовых услуг и его место в структуре финансового рынка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. N 60. С. 124.

<2> Там же. С. 125.

 

Согласно Закону о защите конкуренции финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из указанных определений можно сделать вывод, что предоставляет ее, как правило, финансовый посредник.

Финансовый рынок - это сфера обращения финансовых продуктов (активов) и услуг, которые не могут быть заменены на взаимозаменяемые или идентичные финансовые продукты (активы) или услуги на территории Российской Федерации (ее части) либо за ее пределами, причем эти отношения возникают между лицами, из которых хотя бы одно является субъектом предпринимательской деятельности, а рынок финансовых услуг - при обязательном участии посредника - профессионального участника финансового рынка, имеющего соответствующую лицензию и (или) предусмотренный законом иной способ профессионального допуска.

Поэтому рынок финансовых услуг от финансового рынка можно отличить по обязательному участию посредника - профессионального участника финансового рынка, имеющего соответствующую лицензию и (или) предусмотренный законом иной способ профессионального допуска и оказывающего финансовые услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Рынок финансовых услуг условно можно разделить на несколько сегментов, где субъекты данного рынка предоставляют соответствующие финансовые услуги: банковские, страховые, услуги в области инвестирования, в том числе на рынке ценных бумаг.

Предъявление к участникам рынка финансовых услуг особых требований обусловлено не видом соответствующего субъекта, а в первую очередь именно спецификой их деятельности как особых финансовых посредников. Кроме того, для любого рынка необходима инфраструктура, обеспечивающая его нормальное функционирование. В рамках такой инфраструктуры выделяются субъекты, призванные решать ее задачи: обеспечивать должный уровень и качество предоставляемых на конкретном рынке услуг. Так, организации инфраструктуры рынка финансовых услуг непосредственно не предоставляют финансовые услуги в рассмотренном выше смысле, т.е. не привлекают и не размещают средства клиентов. Однако они способствуют нормальному функционированию рынка, в том числе некоторые из них выполняют важные функции гарантирования соблюдения прав клиентов финансовых организаций, предоставляющих финансовые услуги, например бюро кредитных историй и кредитные рейтинговые агентства. Как было отмечено, с точки зрения правового регулирования рынка финансовых услуг, обеспечения конкуренции на этом рынке правовое положение и деятельность таких инфраструктурных организаций, не предоставляющих финансовые услуги на рынке, в большинстве своем находятся за пределами регулирования законодательства о защите конкуренции. Однако с точки зрения определения круга финансовых организаций, составляющих "каркас" рынка финансовых услуг, от нормального функционирования которых во многом зависит стабильность всего рынка, к финансовым организациям относятся не только предоставляющие финансовые услуги по привлечению и размещению средств, но и выполняющие инфраструктурные задачи. Поэтому в числе финансовых организаций, включенных в перечень ст. 76.1 Закона о Банке России, можно увидеть не только собственно финансовые организации, которые оказывают финансовые услуги по привлечению и размещению денежных средств клиентов, но и финансовые организации, выполняющие инфраструктурные функции (например, большинство профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторы торговли, специализированные депозитарии, бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства и т.п.).

С учетом отмеченных выше особенностей можно предложить следующее определение.

Финансовая организация - это юридическое лицо, оказывающее финансовые услуги по привлечению и (или) размещению средств юридических и физических лиц в качестве обязательного финансового посредника на рынке финансовых услуг или являющееся инфраструктурной организацией рынка финансовых услуг.

 

Причины особого правового регулирования

финансовых корпораций

 

В связи с реформой гражданского законодательства понятие специальных корпораций расширено за счет включения в него не только хозяйственных обществ, но также и иных корпоративных организаций в терминологии ГК РФ, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг.

Финансовая корпорация - это корпоративная организация, оказывающая финансовые услуги по привлечению и (или) размещению средств юридических и физических лиц в качестве обязательного финансового посредника на рынке финансовых услуг или являющаяся инфраструктурной организацией - обязательным участником на рынке финансовых услуг.

Как было отмечено, предъявление к финансовым корпорациям особых требований обусловлено не организационно-правовой формой корпоративной организации, а именно спецификой деятельности таких корпораций:

- все они связаны с аккумулированием значительных ликвидных ресурсов, зачастую привлекаемых не только от профессиональных предпринимателей, но и от обычных граждан-потребителей;

- они функционируют на финансовом рынке, предоставляя соответствующие финансовые услуги, предметом которых являются активы, обладающие свойствами высокой мобильности <1>;

--------------------------------

<1> Как отмечает Н.Г. Семилютина, "финансовые услуги связаны с движением денежных средств. При этом речь идет не о движении денежных средств в смысле осуществления расчетов (например, оплата покупателем товара или услуг), а о трансформации их в денежный капитал" (Семилютина Н.Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2003. N 2).

 

- их деятельность является высокорискованной, поэтому такие корпорации в большей степени подвержены опасности потери устойчивости;

- как правило, они являются профессиональными предпринимателями - коммерческими корпоративными организациями, чаще всего хозяйственными обществами.

Что касается финансовых организаций, являющихся инфраструктурными, то они также, как правило, осуществляют предпринимательскую деятельность. От их нормального функционирования и организации в ряде случаев может зависеть стабильное функционирование рынка финансовых услуг. Предъявление к ним особых требований в основном продиктовано тем, что в большинстве своем они призваны защищать права клиентов тех финансовых корпораций, которые, собственно, и предоставляют финансовые услуги по привлечению и размещению средств клиентов.

Указанные свойства предопределяют наличие особенностей в правовом регулировании их деятельности, проявляющихся в установлении со стороны государства по отношению к ним особых требований:

- к созданию, прекращению и правовому положению финансовых корпораций;

- к осуществляемой ими банковской, страховой и инвестиционной и иной профессиональной предпринимательской деятельности.

Предметом исследования настоящей главы являются правовые нормы, в первую очередь регламентирующие отношения, связанные с особенностями правового положения финансовых корпораций, обусловленные их организационно-правовой формой <1>. Нормы, устанавливающие соответствующие требования к предпринимательской деятельности данных субъектов, не относятся к предмету корпоративного права и рассматриваются здесь лишь постольку, поскольку это способствует изучению правового положения корпораций в соответствующих сферах.

--------------------------------

<1> Следует согласиться с мнением Ю.С. Поварова о том, что функционирование корпораций является частью корпоративных отношений только тогда, когда отношения, возникающие в рамках такого функционирования, "органически" сопряжены с особенностями акционерной формы (см.: Поваров Ю.С. Акционерное право России: Учебник. М., 2009. С. 103).

 

Предваряя рассмотрение особенностей правового положения финансовых корпораций, можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к ним законодательством, которые вытекают из специфики их высокорискованной финансовой деятельности и направлены на минимизацию этих рисков, обеспечение устойчивости корпораций и, как следствие, на защиту интересов их клиентов - юридических и физических лиц.

Следует отметить, что данные требования имеют публично-правовой характер и зачастую являются инструментами государственного регулирования соответствующих видов предпринимательской деятельности, регламентируя при этом особенности отношений, возникающих в сферах создания, прекращения и организации деятельности специальных финансовых корпораций, т.е. корпоративных отношений с участием указанных субъектов.

Таким образом, при планировании создания корпорации в одной из рассматриваемых сфер предпринимательской деятельности необходимо учитывать, что к ним предъявляются особые требования.

По мнению М.Г. Ионцева, характерными чертами специального правового регулирования корпораций в данных трех сферах являются: установление закрытого перечня видов деятельности; определение минимального размера уставного капитала и соотношение его денежной и неденежной частей и, наконец, установление особой компетенции специальных органов осуществлять государственную регистрацию и надзор за деятельностью соответствующих юридических лиц <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ионцев М.Г. Акционерные общества. 4-е изд. М., 2009. С. 45 - 48.

 

По нашему мнению, рассмотренных выше особых требований гораздо больше, и они могут быть сгруппированы следующим образом:

- особая процедура регистрации и ликвидации данных корпораций и (или) лицензирование их деятельности;

- запрет на совмещение с определенными или всеми иными видами предпринимательской деятельности;

- требования к фирменному наименованию данных корпораций, к содержанию учредительных документов;

- необходимость разработки и утверждения особых документов (например, бизнес-плана, правил страхования, инвестиционной декларации);

- повышенные требования к минимальному размеру уставного капитала, его составу и порядку его оплаты;

- особые требования к размеру и составу собственных средств (капитала) финансовой организации;

- дополнительная или ограниченная по сравнению с другими корпорациями компетенция органов управления;

- ограничения прав участников (акционеров) или дополнительные права участников (акционеров) на основании норм специального, а не корпоративного законодательства;

- особенности эмиссии и (или) приобретения акций (долей, паев) корпораций;

- особые требования, предъявляемые к положению учредителей, как правовому, так и финансовому;

- особые требования к деловой репутации должностных лиц и учредителей финансовых организаций;

- квалификационные и иные требования к должностным лицам корпораций.

 

Финансовые организации, финансовые корпорации

и специальные финансовые корпорации

 

Проанализировав данные требования, можно разделить их на две большие группы.

1. Требования к финансовым организациям как корпорациям:

- требования к организационно-правовой форме коммерческой корпоративной организации;

- особая процедура регистрации и ликвидации данных видов корпораций;

- требования к фирменному наименованию данных корпораций, к содержанию учредительных документов;

- повышенные требования к минимальному размеру уставного капитала, его составу и порядку его оплаты;

- особые требования, предъявляемые к положению учредителей, как правовому, так и финансовому;

- дополнительная или ограниченная по сравнению с корпоративным законодательством компетенция органов управления;

- ограничения прав участников (акционеров) или предоставление дополнительных прав участникам (акционерам) на основании норм специального, а не корпоративного законодательства;

- особенности эмиссии и (или) приобретения акций (долей, паев) корпораций.

2. Требования к финансовым организациям как участникам рынка финансовых услуг:

- требования к лицензированию деятельности или ведению иного учета (например, включение в специальный реестр);

- запрет на совмещение с определенными или всеми иными видами предпринимательской деятельности;

- необходимость разработки и утверждения особых документов (например, бизнес-плана, правил страхования, инвестиционной декларации);

- особые требования к размеру и составу собственных средств (капитала) финансовой организации;

- квалификационные и иные требования к должностным лицам корпораций;

- особые требования к деловой репутации должностных лиц и учредителей финансовых организаций.

Обе группы требований определяют особенности правового положения финансовой организации по сравнению с другими организациями, имеющими общий режим в соответствии с гражданским и корпоративным законодательством. Однако специальными финансовыми корпорациями, по нашему мнению, являются только те, которые объединяют (должны объединять) большинство особенностей из первой и второй группы. Очевидно, что именно они, являясь профессиональными предпринимателями, привлекая средства граждан-потребителей или составляя обязательные элементы инфраструктуры такой цепочки, представляют потенциальную опасность для всего рынка финансовых услуг как возможной потерей своей устойчивости, так и существенным нарушением прав клиентов. Поэтому можно выделить несколько групп финансовых организаций, используя традиционный метод "от общего к частному".

1. Финансовые организации - обобщающая категория, которая включает в себя всех участников рынка финансовых услуг, не только осуществляющих обязательное финансовое посредничество, привлекая и размещая средства клиентов, выполняющих инфраструктурные функции, но и оказывающих финансовые услуги исключительно своим членам. Как правило, такие финансовые организации являются или могут являться некоммерческими корпоративными организациями. Так, к числу финансовых организаций можно отнести те, что не являются ни специальными финансовыми корпорациями, ни просто финансовыми корпорациями. Это:

- общества взаимного страхования;

- актуарии / ответственные актуарии;

- микрофинансовые организации (только МКК);

- кредитные потребительские кооперативы;

- жилищные накопительные кооперативы;

- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

- бюро кредитных историй.

2. Финансовые корпорации являются, как правило, коммерческими корпоративными организациями, оказывающими финансовые услуги по привлечению и (или) размещению средств юридических и физических лиц в качестве обязательных финансовых посредников или инфраструктурных организаций рынка финансовых услуг. Даже являясь такими инфраструктурными финансовыми организациями, они осуществляют предпринимательскую деятельность и влияют на стабильное функционирование рынка финансовых услуг, как правило, призваны защищать права клиентов специальных финансовых корпораций. Это:

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- страховые брокеры;

- кредитные рейтинговые агентства;

- специализированные финансовые общества;

- специализированные общества проектного финансирования.

3. Специальные финансовые корпорации представляют собой коммерческие корпоративные организации, оказывающие финансовые услуги по привлечению и (или) размещению средств юридических и физических лиц в качестве обязательных финансовых посредников или являющиеся инфраструктурными организациями рынка финансовых услуг, к созданию, прекращению и правовому положению которых специальным законодательством предъявляется абсолютное большинство особых требований общего и корпоративного характера в целях обеспечения их стабильности и защиты прав и интересов их клиентов (табл. 10). Это:

- кредитные организации;

- управляющие компании ИФ, ПИФ и НПФ;

- специализированные депозитарии ИФ, ПИФ и НПФ, АИФ;

- клиринговые организации;

- организатор торговли;

- центральный контрагент;

- центральный депозитарий;

- репозитарий;

- страховые организации;

- НПФ;

- микрофинансовые организации (только МФК);

- ломбарды.

 

Таблица 10

 

Специальные финансовые корпорации, финансовые корпорации,

финансовые организации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.058 с.)