Годовой отчет - это отчетный документ об итогах деятельности хозяйственного общества за год, его имущественном и финансовом состоянии, структуре управления и перспективах развития.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Годовой отчет - это отчетный документ об итогах деятельности хозяйственного общества за год, его имущественном и финансовом состоянии, структуре управления и перспективах развития.



В нем содержится обобщенная информация, полученная на основе различных видов учета и содержащая сведения о состоянии, приоритетных направлениях деятельности, перспективах развития и рисках в деятельности общества, о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, о составе органов управления, о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления и т.д. Требования к содержанию годового отчета акционерного общества содержатся в п. 70.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. В отношении общества с ограниченной ответственностью таких подробных требований в законодательстве не установлено. В Законе об ООО содержится лишь норма о том, что годовой отчет общества должен содержать раздел о состоянии чистых активов общества, и раскрываются основные положения этого раздела.

Утверждение годового отчета по общему правилу является компетенцией общего собрания акционеров. Однако уставом общества решение этих вопросов может быть отнесено к компетенции совета директоров акционерного общества (подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО). В обществе с ограниченной ответственностью утверждение годового отчета осуществляется общим собранием участников общества (подп. 6 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Годовой отчет теперь относится к дополнительной информации, которая должна быть предоставлена лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете хозяйственного общества, должна быть проверена и подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества (п. 3 ст. 88 Закона об АО, п. 3 ст. 47 Закона об ООО). В акционерном обществе годовой отчет подлежит предварительному утверждению советом директоров общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

В Законе об АО и Законе об ООО имеются расхождения в части необходимости проведения аудита годовых отчетов. Для проверки и подтверждения правильности годового отчета общество с ограниченной ответственностью вправе по решению общего собрания участников привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами его исполнительных органов и участниками. В то же время ст. 48 Закона об ООО требует в обязательном порядке привлечения аудитора для проверки и подтверждения правильности годового отчета в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. В Законе об АО подобных положений нет. Очевидно, это вызвано тем, что в акционерном обществе обязательно проведение аудита, в рамках которого осуществляется независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности общества в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Тем не менее это не означает обязательность проверки аудитором годового отчета акционерного общества.

Имеются специальные требования по раскрытию годового отчета хозяйственных обществ. Публичное акционерное общество, непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, а также непубличное общество с числом акционеров более 50 обязаны раскрывать годовой отчет в порядке, предусмотренном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

 

Ответственность за нарушение правил

ведения бухгалтерского учета

 

Хозяйственное общество, как и любой экономический субъект, несет ответственность за правонарушения в сфере бухгалтерского учета в соответствии с административным и уголовным законодательством.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимается занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Установлена уголовная ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг и т.п.) в виде внесения в эти документы заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации и т.п., если эти действия совершены в целях сокрытия признаков банкротства либо оснований для обязательного отзыва (аннулирования) у организации лицензии или назначения временной администрации (ст. 172.1 УК РФ).

 

§ 3. Налоговый учет и отчетность в хозяйственных обществах

 

Правовые основы и цели налогового учета

в хозяйственных обществах

 

Правовые основы налогового учета для всех организаций, в том числе и для хозяйственных обществ, закреплены в НК РФ, при этом общие положения о налоговом учете излагаются в ст. 313 НК РФ. Исключительно НК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы о налогах и сборах формируют налоговое законодательство (ст. 1 НК РФ). Это означает, например, что состав расходов хозяйственного общества, принимаемых к вычету для целей налогообложения, устанавливается только нормами НК РФ и не может регламентироваться неналоговым законодательством, в частности нормами Закона об АО или Закона об ООО.

Так, в письме от 20 июля 2004 г. N 03-03-03/138 Минфин России подчеркнул, что расходы акционерного общества на выплату вознаграждений членам совета директоров не могут быть отнесены к уменьшению налоговой базы при исчислении налога на прибыль. В соответствии с п. 2 ст. 64 Закона об АО по решению общего собрания акционеров членам совета директоров общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров общества. Принятие решения общим собранием общества о выплате вознаграждений членам совета директоров является правом акционерного общества, а не его обязанностью. В соответствии с подп. 11.1 п. 1 ст. 48 Закона об АО общее собрание акционеров может направить часть нераспределенной прибыли общества на выплату вознаграждений членам советов директоров. При этом члены совета директоров не должны состоять с акционерным обществом в трудовых отношениях. В соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). В силу специальной налоговой нормы в НК РФ акционерное общество не может отнести указанные выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу.

Судебной практикой подтверждена позиция налоговых органов о неправомерности включения хозяйственными обществами в состав расходов вознаграждений членам советов директоров и ревизионной комиссии, поскольку это нарушает требования п. 21 ст. 270 НК РФ. Так, в Определении от 29 мая 2015 г. N 305-КГ15-4746 по делу N А40-130146/2013 Верховный Суд РФ указал, что с членами ревизионной комиссии обществом не заключались трудовые договоры и отнесение затрат общества в виде вознаграждения членам ревизионной комиссии в состав расходов по налогу на прибыль на управление организацией или отдельными ее подразделениями является неправомерным ввиду характера осуществляемой ревизионной комиссией контролирующей деятельности, а не деятельности по управлению обществом. Поэтому нижестоящие суды обоснованно признали правомерной позицию налогового органа о невозможности учета названных выплат ни в качестве расходов на оплату труда, ни в качестве прочих расходов, учитываемых в целях налогообложения.

На подзаконном уровне Правительство РФ и Минфин России издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Следует также учесть, что Минфин России вправе давать письменные разъяснения налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, налоговым агентам и т.п. по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах <1>.

--------------------------------

<1> Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

 

Налоговый учет осуществляется в целях:

- формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

- обеспечения информацией внутренних (органы общества, участники общества и т.п.) и внешних (налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы и т.п.) пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

 

Объекты налогового учета и налоговая

база хозяйственного общества

 

Объектами налогового учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

В литературе к объектам налогового учета относят "основные средства, партии товаров, расходы будущих периодов и иные активы, влияющие на величину затрат организации" <1>. На основе информации об отдельных объектах учета определяются общие затраты организации за отчетный период, и тем самым формируется налоговая база хозяйственного общества.

--------------------------------

<1> Родионов А. Ведение регистров налогового учета. Основные правила // Практическая бухгалтерия. 2002. N 2. С. 2; СПС "КонсультантПлюс".

 

Налоговая база хозяйственного общества формируется по единым правилам, установленным НК РФ. В то же время необходимо учитывать особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами. Например, в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, относятся расходы на проведение собраний акционеров (участников), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания (подп. 16 п. 1 ст. 265 НК РФ). Имеются особенности определения расходов при реализации имущественных прав (акций, долей), за исключением случаев, когда хозяйственное общество обязано уменьшить свой уставный капитал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ст. 268 НК РФ).

При определении налоговой базы в целях налогообложения не учитываются расходы, связанные с корпоративной спецификой хозяйственных обществ, например: отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости; в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров; в виде денежных средств, переданных участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов), и т.п. (ст. 270 НК РФ).

Имеются особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях (ст. 275 НК РФ). При этом в НК РФ дано специальное определение дивиденда.

Под дивидендом понимается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации ( ст. 43 НК РФ).

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

НК РФ не признает дивидендами:

1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность.

 

Система и порядок ведения налогового

учета хозяйственным обществом

 

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета, но могут давать рекомендации по применению норм налогового законодательства в части организации и ведения налогового учета.

Порядок ведения налогового учета в обязательном порядке устанавливается налогоплательщиком в специальном локальном акте, именуемом учетной политикой для целей налогообложения. Этот документ должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан внести соответствующие изменения в учетную политику.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению к расходам в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учета фиксируются в разработочных таблицах (учетные регистры), справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование этих данных предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения. Содержание данных налогового учета, в том числе первичных документов, является налоговой тайной <1>.

--------------------------------

<1> Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, прямо перечисленных в п. 1 ст. 102 НК РФ (являющихся общедоступными, об ИНН, о нарушениях законодательства о налогах и сборах, о применяемых специальных налоговых режимах, о среднесписочной численности работников, о суммах доходов и расходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.).

 

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера, являющуюся средством уточнения данных бухгалтерского учета);

2) аналитические регистры налогового учета. Это специальные сводные формы (совокупность показателей) систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они ведутся на бумажных носителях, в электронной форме и (или) на любых машинных носителях. Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время в НК РФ определены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в формах аналитических регистров (наименование регистра; период (дата) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистров). Кроме того, методологические принципы ведения налогового учета и основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 НК РФ, были изложены МНС России в 2001 г. в Рекомендациях "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Экономика и жизнь. 2001. N 52.

 

Аналитические регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета, для отражения в расчете налоговой базы. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы;

3) расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с требованиями НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Например, расчет по налогу на прибыль должен содержать: период, за который определяется налоговая база; сумму доходов от реализации; сумму расходов, уменьшающих указанные доходы; прибыль (убыток) от реализации; сумму внереализационных доходов и расходов; прибыль (убыток) от внереализационных операций; итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период. В гл. 25 НК РФ содержатся детализированные правила ведения налогового учета по отдельным видам доходов и расходов (при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав), по доходам, полученным от долевого участия в других организациях и при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда), по операциям с ценными бумагами, а также особенности ведения налогового учета в отдельных организациях (например, страховые организации, банки), профессиональными участниками рынка ценных бумаг или участниками консолидированной группы и т.п.

 

Особенности ведения налогового учета участниками

консолидированной группы налогоплательщиков

 

Российские организации, соответствующие условиям, предусмотренным ст. 25.2 НК РФ, вправе создать консолидированную группу налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков. Такая группа может быть создана при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90% <1>. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, на основании которого и создается группа. Доля участия одной организации в другой организации определяется в порядке, установленном НК РФ. Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на пять налоговых периодов по налогу на прибыль организаций. Существенные условия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков определены ст. 25.3 НК РФ.

--------------------------------

<1> Исходя из приведенных критериев понятно, что консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана только с использованием корпоративной формы при наличии участия в уставном (складочном) капитале организаций.

 

Законодательные особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков отражены в ст. 321.2 НК РФ.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков <1> в соответствии с порядком ведения налогового учета, установленным НК РФ, обязан вести налоговый учет консолидированной налоговой базы на основании информации из налоговых регистров каждого участника этой группы. Порядок ведения налогового учета консолидированной группы устанавливается в учетной политике для целей налогообложения всей группы. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков установлены в ст. 25.5 НК РФ.

--------------------------------

<1> Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 25.1 НК РФ).

 

Расчет консолидированной налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков самостоятельно на основании данных налогового учета всех участников этой группы нарастающим итогом с начала налогового периода.

Каждый участник консолидированной группы обязан предоставить ответственному участнику этой группы данные налогового учета, необходимые для исчисления консолидированной налоговой базы, в сроки, установленные договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Консолидированная налоговая база консолидированной группы налогоплательщиков определяется как арифметическая сумма доходов всех участников этой группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников с учетом положений НК РФ. Отрицательная разница признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Такой подход к расчету налоговой базы консолидированной группы налогоплательщиков является одним из главных преимуществ для ее участников.

 

Налоговая отчетность хозяйственного общества

 

Налоговая отчетность хозяйственного общества оформляется в виде декларации (расчета) по налогам, представление которой предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация - это письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, являющихся основанием для исчисления и уплаты налога.

Требования к содержанию налоговой декларации, порядку ее составления и внесения в нее изменений регулируются гл. 13 НК РФ.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, за исключением случаев, когда он освобожден от уплаты соответствующего налога в связи с применением специальных налоговых режимов. Лицо, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах или в кассе, и не имеющее по тем или иным налогам объектов налогообложения, представляет по ним единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций по налогу на прибыль в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы. В случае, когда участники консолидированной группы получают такие доходы, они представляют налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении этих доходов.

Хозяйственное общество обязано представить налоговую отчетность в налоговый орган по месту своего учета по установленной форме. Формы и порядок их заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в электронной форме утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России. Налоговая отчетность может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ. Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой отчетности. Налоговую отчетность организации подписывает ее руководитель. Полномочия уполномоченного представителя должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185 - 187 ГК РФ.

 

Налоговый контроль за деятельностью хозяйственных обществ

 

С целью проверки исполнения требований налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей, выявления налоговых правонарушений уполномоченными органами государственной власти осуществляется специальный налоговый контроль хозяйственных обществ.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ ( п. 1 ст. 82 НК РФ).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок (камеральных и выездных), получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ <1>.

--------------------------------

<1> В литературе отмечается, что налоговый контроль - это цель, а мероприятия налогового контроля - средства, позволяющие достигать данную цель, из чего следует, что налоговый контроль реализуется посредством проведения определенных мероприятий (см.: Чулкова Л.А. Мероприятия налогового контроля. Судебная практика // Налоговый вестник. 2014. N 4. С. 91 - 103; Постыляков С.П. Налоговый контроль как предпосылка налоговой ответственности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 15 - 19).

 

В разд. V.1 НК РФ содержатся специальные правила налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, которые имеют особое значение для хозяйственных обществ.

При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) налоговый орган может применять следующие методы, предусмотренные НК РФ: метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли (гл. 14.3 НК РФ). При определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы показатели рентабельности, предусмотренные ст. 105.8 НК РФ. В этом случае хозяйственное общество расчет рентабельности может производить при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если организация осуществляет сопоставимую деятельность и выполняет сопоставимые функции, связанные с этой деятельностью;

2) если совокупная величина чистых активов общества не является отрицательной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 31 декабря последнего года из нескольких лет, за которые рассчитывается рентабельность;

3) если организация не имеет убытков более чем в одном году;

4) если организация не участвует прямо и (или) косвенно в другой организации с долей такого участия более 25% (за исключением случаев, когда доступны сведения о консолидированной финансовой отчетности организаций, которые используются для расчета интервала рентабельности) или не имеет в качестве участника (акционера) организацию с долей прямого участия более 25%.

 

Ответственность хозяйственного общества

в сфере налогового учета

 

Хозяйственное общество как налогоплательщик несет ответственность за правонарушения в сфере налогового учета на общих основаниях с юридическими лицами других организационно-правовых форм в соответствии с налоговым, административным и уголовным законодательством.

Налоговая отчетность представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. За нарушение данных сроков либо отказ от представления в налоговые органы документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде установлена административная ответственность (ст. 15.5 КоАП РФ).

Помимо этого, НК РФ предусматривает налоговую ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119); несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме (ст. 119.1); представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2); грубое нарушение правил учета доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения (ст. 120); неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (ст. 122).

Уголовная ответственность субъектов предпринимательской деятельности установлена ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

 

Нормативные правовые акты

 

Налоговый кодекс РФ (часть вторая) (ст. ст. 313, 314).

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6043.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4177.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

Приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации".

 

Судебная практика

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной" // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" // Вестник ВАС РФ. 2011. N 3.

 

Основная литература

 

Апресова Н.Г. О налоговом учете и налоговой отчетности субъектов предпринимательской деятельности // Предпринимательское право (приложение "Бизнес и право в России и за рубежом"). 2012. N 4.

Ашмарина Е.М. Правовое регулирование учета и экономическое право Российской Федерации // Государство и право. 2013. N 6.

Безбородова Т.И. Проблемы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности // Юрист. 2011. N 15.

Борзунова О.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (постатейный). М., 2011.

Вайпан В.А. Учет и отчетность в предпринимательской деятельности: основы правового регулирования // Право и экономика. 2015. N 9.

Вахрушева О.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. М., 2011.

Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2007.

Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014.

Тихомиров М.Ю. Комментарий к Федеральному закону "О бухгалтерском учете" в новой редакции (постатейный). М., 2014.

Финансовое право: Учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011.

Финансовое право: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2013.

 

Дополнительная литература

 

Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М., 2014.

Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Зоновой. М., 2013.

Карташов А.В. Налоговое право: Краткий курс лекций. М., 2013.

Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. М., 2011.

Никитина М.В. Налоговый учет как институт налогового права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

Сотнева Ю.Д. Новый Закон "О бухгалтерском учете" как следствие перехода на международные стандарты финансовой отчетности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 9.

Тория Р.А. Правовое регулирование бухгалтерского учета как первооснова финансовой системы // Финансовое право. 2011. N 4.

 

Глава XXII. КОРПОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Глоссарий

 

"Антидиректорское право" - нормы, предусматривающие защиту прав акционеров от действий членов органов управления.

Гибридные формы корпораций - новые формы корпораций, сочетающие в себе черты коммерческих и некоммерческих организаций.

Кодетерминация (co-determination) - включение представителей трудовых коллективов в состав органов управления компании.

"Разнородность органов управления" (diversity of the boards) - включение компаниями в состав своих органов управления представителей различных демографических групп.

"Смешанное собрание" - собрание, на котором вместе с физическим присутствием допускается и голосование онлайн.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.068 с.)