Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Следует подчеркнуть, что в законодательстве содержится закрытый перечень лиц, чья заинтересованность влияет на совершение сделок.
Долгое время в научной доктрине и правоприменительной практике вызывало полемику использование для квалификации сделок с заинтересованностью института аффилированности. Анализ применения норм об аффилированных лицах к сделкам с заинтересованностью показывал их недостаточную эффективность. С одной стороны, имели место многочисленность и сложность критериев аффилированности: ссылка в законе на аффилированных лиц, вследствие связи с которыми лицо могло быть признано заинтересованным в совершении сделки, придавала использованию понятия "аффилированность" для целей одобрения сделок с заинтересованностью безграничную широту: по формальным признакам требовалось одобрение большого количества сделок. С другой стороны, определение аффилированности через перечень формальных критериев (ст. 4 Закона о защите конкуренции) в ряде случаев исключало выявление реальной заинтересованности лица в совершении сделки. Сложившаяся ситуация явно свидетельствовала о необходимости корректировки понятия аффилированности применительно к институту сделок с заинтересованностью. С 1 января 2017 г., когда вступили в силу изменения, внесенные Законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ, аффилированность исключена из критериев квалификации сделки как сделки с заинтересованностью. Для целей определения лица, которое, в частности, может быть признано заинтересованным в совершении сделки, введено понятие "контролирующее лицо". Этим нововведением значительно сужается перечень лиц, признаваемых заинтересованными <1>, поскольку аффилированность - понятие связанности, более широкое, чем контроль. Если аффилированность означает влияние, то контроль - способность одного лица определять решения другого <2>. -------------------------------- <1> Следует отметить, что определенное изъятие введено для акционерных обществ, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009, а также акционерных обществ, 50% и более акций которых находятся в собственности Российской Федерации и (или) в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении этим обществом ("золотая акция"). Заинтересованными в отношении этих обществ, помимо лиц, указанных в ст. 81 Закона об АО, также признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 20% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 20% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации (п. 1 ст. 81 Закона об АО), т.е. применительно к стратегическим акционерным обществам требуется менее значительная степень влияния, чтобы установить заинтересованность в совершении этим обществом сделки. Такое регулирование направлено на повышенную защиту интересов таких обществ и их участников от возможных злоупотреблений в связи с наличием конфликта интересов.
<2> См. об этом подробнее в § 1 гл. XIV настоящего курса.
Контролирующим лицом для целей квалификации сделок с заинтересованностью признается лицо, которое имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Такое право лицо может иметь в силу участия в подконтрольной организации, на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения, акционерного соглашения, иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации. В целом нетрудно заметить, что понятие "контролирующее лицо", используемое в законах о хозяйственных обществах для целей квалификации сделок с заинтересованностью, абсолютно дублирует аналогичное понятие, содержащееся в Законе о рынке ценных бумаг. Законодатель исходит из того, для целей квалификации сделок с заинтересованностью контролем следует признавать прямое или косвенное (через подконтрольных лиц) право: - распоряжаться более 50% голосов на общем собрании акционеров (участников);
- назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. В литературе обращается внимание, что при определении контролирующих лиц для целей регулирования сделок с заинтересованностью законодатель использует формулировку "имеющие право распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления общества", а не критерий "владения более 50% голосующих акций (долей)". Предполагается, что такая формулировка не случайна, поскольку для того, чтобы иметь контроль, лицо должно иметь право именно распоряжаться установленным количеством голосов. Это связано с тем, что лицо хотя и владеет 50% голосов в высшем органе управления общества, но может и не иметь права распоряжаться указанным количеством голосов, например в случае, если уставом непубличного общества установлены ограничения максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 3 ст. 11 Закона об АО); а также в случае, если уставом ООО установлен иной порядок определения числа голосов участников общества (п. 1 ст. 32 Закона об ООО); если осуществление прав, удостоверенных заложенной ценной бумагой, производится залогодержателем (п. 1 ст. 358.17 ГК РФ); если заключен договор доверительного управления акциями и проч. <1>. -------------------------------- <1> См.: Буткова О.В. Применение положений о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность: соотношение императивных и диспозитивных начал // Соотношение императивных и диспозитивных начал в корпоративном праве / Под ред. И.С. Шиткиной. М., 2016. С. 52.
Действительно, в случаях, когда указанные ограничения являются следствием определенных корпоративных решений (например, ограничение количества голосов, принадлежащих одному участнику, порядок определения голосов, не пропорциональный объему участия в уставном капитале), лицо, владеющее более 50% голосов, по сути, не распоряжается этим количеством голосов и, соответственно, не должно признаваться контролирующим и, вследствие этого, заинтересованным. Как мы видим, в легальном определении контролирующего лица приводится перечень оснований установления контроля, которые можно разделить на две группы: 1) в силу участия в уставном капитале; 2) в соответствии с договором, при этом перечень договоров, которые могут детерминировать отношения экономической зависимости, является открытым. Следует заметить, что законодатель пошел по пути формализации критериев, определяющих контроль, при этом не рассматривая фактический контроль в качестве основания установления подконтрольности. Представляется, что правоприменительная практика столкнется в этом отношении с определенными проблемами, как это было применительно к формальному определению аффилированности. И хотя исходя из буквы закона судебное усмотрение при установлении аффилированности было исключено, российские суды допускали телеологическую трактовку закона и в ряде случаев преодолевали практику формального подхода к определению аффилированности при рассмотрении дел о сделках с заинтересованностью, в том числе пользуясь возможностями широкой трактовки понятия "группа лиц" в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции <1>, т.е. судебной практикой применительно к сделкам с заинтересованностью в конкретных делах преодолевался формальный подход к "антимонопольному" пониманию аффилированности, что соответствовало правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой арбитражные суды "не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства об акционерных обществах (о сделках с заинтересованностью. - И.Ш.) и в случае сомнений обязаны исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств" <2>.
-------------------------------- <1> См., напр.: Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2012 г. N 14613/11 по делу N А60-41550/2010-С4, где надзорная инстанция не согласилась с формальным подходом нижестоящих судов к понятию аффилированности, признав сделкой с заинтересованностью отчуждение принадлежавших заводу объектов недвижимости падчерице директора этого завода. В другом судебном решении аффилированными по критерию отнесения к группе лиц были признаны лица, имеющие общих детей, но не состоящие в браке (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 декабря 2012 г. N А13-12276/2010 г.). В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29 апреля 2013 г. N Ф03-1314/2013 по делу N А59-4375/2010 суд признал аффилированными лицами дядю и племянника, поскольку они являются аффилированными лицами лиц, указанных в ст. 81 Закона об АО, указав, что "названная норма права распространяет свое действие не только в отношении указанных в ней родственников, но и на аффилированных лиц этих родственников". См. также Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 июля 2010 г. по делу N А01-1275/2009; ФАС Дальневосточного округа от 29 апреля 2013 г. N Ф03-1314/2013 по делу N А59-4375/2010; ФАС Северо-Кавказского округа от 23 июля 2010 г. по делу N А01-1275/2009. <2> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2011 г. N 1486-О-О "По жалобе гражданина Саттарова Шавката на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 84 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Представляется, что в текущей ситуации, когда понятие "фактический контроль" уже получило легальное признание (см., например, п. 3 ст. 53.1 ГК РФ), законодателю следовало бы отказаться только лишь от формальных критериев установления контроля при определении лиц, заинтересованных в совершении сделки.
По нашему мнению, не является оптимальным использование в законах о хозяйственных обществах для целей квалификации сделок с заинтересованностью понятия "контролирующее лицо", которое без купюр заимствовано из Закона о рынке ценных бумаг, поскольку преследуемые в этих случаях цели совершенно различны. Для целей публично-правовых (раскрытие информации и пр.) действительно можно использовать формальные критерии подконтрольности, что вряд ли эффективно для преодоления конфликта интересов при совершении хозяйственными обществами сделок. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) для целей квалификации сделок с заинтересованностью признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица. Таким образом, исходя из легального определения подконтрольными могут быть только юридические лица. И хотя Закон о рынке ценных бумаг устанавливает возможность как прямого, так и косвенного контроля, цепочка косвенного контроля будет "прерываться" на физическом лице, если оно находится под контролем, хотя и само контролирует другие юридические лица. В связи с этим определение в качестве подконтрольных только юридических лиц не представляется нам удачным. Очевидно, вопрос о том, как будет преодолеваться конфликт интересов, который не подпадает под критерий формальной "подконтрольности", со временем найдет решение в судебной практике. Еще одна категория лиц, которые могут быть признаны заинтересованными, - это лица, имеющие право давать обществу обязательные указания. Следует отметить сравнительную редкость применения этого законодательного положения на практике. В литературе и судебной практике право давать обязательные указания часто связывают с наличием отношений дочерности <1>. По мнению специалистов, к другим лицам, которые имеют право давать обязательные для общества с ограниченной ответственностью указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, помимо участников общества относятся председатель и члены совета директоров общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (президент, генеральный директор и др.), члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и др.), управляющий. К числу лиц, которые имеют право давать обязательные указания или иным образом имеют возможность определять действия, могут быть отнесены, в зависимости от их правомочий в отношении общества, и иные лица из числа аффилированных лиц данного общества <2>. К лицам, имеющим право давать обязательные указания, также относят членов ликвидационной комиссии общества, арбитражного управляющего при банкротстве общества <3>, доверительного управляющего, осуществляющего управление 100%-ной долей в уставном капитале общества и управомоченного на совершение любых действий, входящих в компетенцию единственного участника общества <4>.
-------------------------------- <1> См.: Маковская А.А. Сделки с заинтересованностью. М., 2003. С. 27 - 28; Телюкина М.В. Понятие сделок с заинтересованностью // Законодательство и экономика. 2005. N 2. <2> Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" в новой редакции / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2010. <3> Алиева К.М. Сделки акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность // Право и экономика. 2006. N 1. <4> Бахтина А., Александров А. // http://www.garant.ru/consult/civil_law/431694.
Как следует из судебной практики, к лицам, имеющим право давать обществу обязательные для него указания, относится руководитель организации, которая является единственным участником другого общества <1>. В другом судебном решении суд указал, что лицо, которое приобрело опцион на право выкупа 99,5%-ной доли в уставном капитале общества и с которым по условиям договора о предоставлении опциона должны согласовываться действия по управлению обществом, признается лицом, имеющим право давать обязательные для общества указания <2>. -------------------------------- <1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 сентября 2011 г. по делу N А45-24407/2009. <2> Постановление ФАС Центрального округа от 17 июля 2013 г. N Ф10-1794/13 по делу N А23-1803/2012.
Позволим себе предположить, что право давать обязательные указания может быть использовано при наличии фактического контроля, в таком случае закрытый перечень оснований контроля для целей одобрения сделок с заинтересованностью будет преодолен. На уровне законодательства с 1 января 2017 г. решен вопрос о возможности признания публично-правового образования контролирующим лицом: для целей правового регулирования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование контролирующими лицами не признаются (п. 1 ст. 81 Закона об АО, п. 1 ст. 45 Закона об ООО). Подобным законодательным регулированием преодолена необходимость исключения из голосования по вопросу согласования (одобрения) сделок с заинтересованностью публично-правовых образований <1>. Такой подход следует поддержать. Действительно, хотя Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), участие государства в корпоративных правоотношениях все же имеет специальные цели и особенности. Целью государства является не только реализация его имущественных прав как акционера, но прежде всего выполнение его публично-правовых обязанностей, проистекающих из государственных функций. Было бы неверно исключать возможность влияния публично-правовых образований на формирование условий совершаемых хозяйственными обществами с государственным участием сделок. -------------------------------- <1> Заметим, что подобная правовая позиция уже была сформирована в судебной практике применительно к определению аффилированности публично-правовых образований. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 декабря 2011 г. N 11523/11 была признана невозможность отнесения Российской Федерации как публичного образования к аффилированным лицам.
Если бы публично-правовые образования, как участники хозяйственных обществ, утратили возможность оказывать влияние на деятельность общества, управлять им, это противоречило бы целям и задачам государства по осуществлению контроля за социально значимыми отраслями и выполнению других возложенных на него публично-правовых обязанностей. Поэтому публично-правовые образования не должны признаваться контролирующими лицами для целей одобрения сделок с заинтересованностью и отстраняться от голосования. Заинтересованность определенных законом лиц в совершении сделки (конфликт интересов) возникает в случаях, если перечисленные в законе лица, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации) также являются участниками другого правоотношения - стороной, выгодоприобретателем, представителем, посредником в сделке либо являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, либо занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица (табл. 8).
Таблица 8
Квалификация сделки как сделки с заинтересованностью
Заметим, что с 1 января 2017 г. законодательство не предусматривает для акционеров (участников) возможность определять в уставе хозяйственного общества иные случаи, когда указанные в законе субъекты считаются заинтересованными в совершении сделки. Рассматривая обстоятельства, порождающие конфликт интересов, следует отметить, что судебная практика пошла по пути широкого понимания понятия "выгодоприобретатель" в сделке как лица, которое в результате ее совершения может быть освобождено от обязанностей перед обществом или третьим лицом либо получает права по данной сделке. Выгодоприобретателем, в частности, признается выгодоприобретатель по договорам страхования, доверительного управления имуществом, бенефициар по независимой гарантии, третье лицо, в пользу которого заключен договор в соответствии со ст. 430 ГК РФ, либо лицо, которое иным образом извлекает имущественную выгоду, например получив статус участника опционной программы общества, либо является должником по обязательству, в обеспечение исполнения которого общество предоставляет поручительство либо имущество в залог (за исключением случаев, когда будет установлено, что договор поручительства или договор залога совершен обществом не в интересах должника или без его согласия). Заметим, что довольно часто договоры поручительства, залога заключаются одной из компаний группы (холдинга) в обеспечение кредитных обязательств другой компании холдинга, что предполагает их одобрение как сделок с заинтересованностью. Употребляемые в Законе об АО понятия "посредник" и "представитель" также неоднозначно толкуются в юридической литературе. Использование в Законе об АО термина "посредник", отличающегося от понятия "представитель", вызывает дискуссии <1>. Исходя из легального определения представительство - это правоотношение, связанное с действиями одного лица (представителя) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, которые непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого (п. 1 ст. 182 ГК РФ). -------------------------------- <1> Егоров А.В. К вопросу о понятии посредника при сделках с заинтересованностью // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5.
Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок (п. 2 ст. 182 ГК РФ). Под понятие "посредник" с точки зрения ГК РФ подпадают комиссионеры (ст. 990), агенты (ст. 1005), а также лица, при посредстве которых совершаются биржевые сделки через товарную биржу <1>. -------------------------------- <1> Сбоев Р.О. Сделки акционерных обществ, в совершении которых имеется заинтересованность // Налоги (газета). 2006. N 13.
Примерами сделок с заинтересованностью могут быть следующие. Сделка признается совершенной с заинтересованностью, если функции единоличного исполнительного органа сторон по сделке осуществляет одно и то же лицо <1>; если акционер одновременно владеет 27% акций общества <2> и одновременно является директором и единственным участником общества-покупателя с долей в размере 100% уставного капитала <3>; если сделка совершена между обществом и его акционером <4>. Договор поручительства признается сделкой с заинтересованностью, если акционер владеет 20% и более акций поручителя, а также 20% и более долей (акций) уставного капитала заемщика <5>. Сделка признается совершенной с заинтересованностью, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, является супругом (супругой) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа контрагента по сделке <6>; если сделка совершена между обществом и членом его совета директоров (наблюдательного совета) <7>; трудовой договор заключен между обществом и работником, занимающим руководящую должность в обществе и являющимся членом его совета директоров (наблюдательного совета) <8>. -------------------------------- <1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 января 2014 г. по делу N А13-6326/2011. <2> Заметим, что в настоящий момент для признания лица заинтересованным в совершении сделки необходимо установление 50% и более его участия в уставном капитале (наличие отношений контроля). <3> Постановление ФАС Уральского округа от 29 июля 2014 г. N Ф09-4171/14 по делу N А50-18787/2013. <4> Постановление ФАС Уральского округа от 28 января 2014 г. N Ф09-2878/13 по делу N А60-5174/12. <5> Постановление Президиума ВАС РФ от 12 апреля 2011 г. N 15198/10 по делу N А45-27982/2009. См. также Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 июля 2014 г. по делу N А82-10772/2013. <6> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 июня 2014 г. по делу N А75-6572/2013. <7> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 июля 2013 г. по делу N А53-32772/2012. <8> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 октября 2013 г. по делу N А29-2746/2011.
Квалификация и порядок совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Выявление сделок, связанных с предполагаемой сделкой │ └────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘ V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Квалификация сделки как сделки, │ │ в совершении которой имеется заинтересованность │ └────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘ V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Установление обстоятельств, исключающих применение режима, │ │ определенного для сделок, в совершении которых имеется │ │ заинтересованность │ └────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘ V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Определение цены сделки для целей ее совершения │ └────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘ V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Извещение о сделке членов СД, КИО, незаинтересованных участников,│ │ акционеров (если в АО заинтересованы все члены СД или СД │ │ не сформирован) │ └────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘ V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Требование ЕИО, члена КИО, СД или акционера (участника), обладающего │ │ 1% голосов, о согласовании сделки │ └────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘ V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Принятие компетентным органом решения о согласовании сделки, │ │ в совершении которой имеется заинтересованность │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Взаимосвязанные сделки
Для квалификации сделок как сделок, совершаемых с заинтересованностью, в частности, имеет значение выявление сделок, связанных с предполагаемой сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность. Наличие взаимосвязанности сделки имеет значение: - для определения цены сделки и, соответственно, выбора компетентного органа, уполномоченного согласовывать (одобрять) сделку; - применения режима сделки с заинтересованностью к ординарной сделке и, как следствие, возможности признать недействительной ординарную сделку по основанию нарушения порядка совершения сделки с заинтересованностью. Как и применительно к крупным сделкам, выявление взаимосвязанности в сделках с заинтересованностью является предметом судебного усмотрения и возможно, как правило, при наличии одной общей цели, которая достигается в результате совершения нескольких сделок (например, переход имущества к заинтересованному лицу в результате нескольких последовательно совершенных сделок). Установление взаимосвязанности в судебной практике, в частности, использовалось как способ выявления реальной (фактической) заинтересованности при отсутствии формальных критериев, перечисленных в Законе об АО: лицо, заинтересованное в совершении хотя бы одной из входящих в число взаимосвязанных сделок, должно рассматриваться как лицо, заинтересованное в совершении всех взаимосвязанных сделок. Несколько взаимосвязанных сделок, направленных на достижение единого результата и совершенных совместно несколькими лицами, у части из которых имеется заинтересованность в их совершении, являются сделками с заинтересованностью, а лицо, заинтересованное в совершении хотя бы одной из входящих в круг взаимосвязанных сделок, должно рассматриваться как лицо, заинтересованное в совершении всех взаимосвязанных сделок <1>. -------------------------------- <1> Постановление Президиума ВАС РФ от 12 апреля 2011 г. N 15749/10.
В цитируемом судебном решении Президиум ВАС РФ, используя категорию "взаимосвязанность" сделок, признал недействительными сделки, в которых фактически были заинтересованы лица, занимающие руководящие должности, однако не входящие в органы общества, а поэтому не подпадающие под перечень, содержащийся в ст. 81 Закона об АО. Суд, таким образом, избежал необходимости доказывать фактическую заинтересованность должностных лиц, не входящих в органы управления, и давать ей правовую оценку.
Момент определения заинтересованности
Закон не устанавливает момент, на который должна определяться заинтересованность лица в заключении сделки. Указанный пробел восполняется судебной практикой, которая исходит из того, что заинтересованность лица следует устанавливать на момент совершения сделки <1>. -------------------------------- <1> Подпункт 2 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 г. N 28.
Следует учитывать, что состояние заинтересованности лица в совершении сделки не является постоянным, поскольку нахождение лица на определенной должности или владение им акциями (долями) другого общества может иметь временный характер. Так, члены совета директоров избираются на год, и хотя они могут переизбираться неограниченное количество раз, изменения в составе совета директоров могут быть динамичными. Полномочия лица, выполняющего функции исполнительного органа, также могут быть прекращены в любой момент и достаточно оперативно по решению полномочного органа. Все это требует точного соотнесения момента совершения сделки и наличия основания заинтересованности определенного лица, например факта владения директором общества пакетом акций контрагента по сделке, занятия определенной должности и т.д.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.09 с.) |