Под учетом обычно понимаются установление наличия чего-нибудь путем подсчетов, измерение объектов в натуральном и денежном выражении и их регистрация с количественной и качественной стороны.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под учетом обычно понимаются установление наличия чего-нибудь путем подсчетов, измерение объектов в натуральном и денежном выражении и их регистрация с количественной и качественной стороны.



В хозяйственной деятельности учет представляет собой процесс сбора, фиксации, анализа и предоставления информации о фактах хозяйственной жизни.

Составленная в процессе учета отчетность является отражением результатов этой хозяйственной деятельности. Именно в отчетности хозяйственного общества содержится систематизированная информация о его финансовом положении и финансовых результатах деятельности, о движении денежных средств за отчетный период, о состоянии его бизнеса, что имеет важное значение как для него самого, так и для различных внутренних и внешних пользователей отчетности. Являясь юридическим лицом, хозяйственное общество имеет в собственности обособленное имущество, которое должно учитываться на его самостоятельном балансе (п. 3 ст. 2 Закона об АО, п. 2 ст. 2 Закона об ООО).

Порядок ведения хозяйственным обществом учета, формы отчетности, а также обязанности и ответственность органов общества за надлежащую постановку учета и отчетности отражаются в его внутренних документах. Таким актом, например, может быть Положение об организации отчетности в акционерном обществе.

В связи с многообразием экономических отношений в общее понятие хозяйственного учета включаются различные виды и подвиды учета, нацеленные на решение многочисленных задач хозяйственного планирования и управления производственными процессами, имуществом, обязательствами, инновациями, инвестициями и т.п. Виды учета различаются по целям, субъектам, способам и правилам его ведения, а также в зависимости от категорий внутренних и внешних пользователей отчетности. Отдельные виды учета закреплены в праве и осуществляются на основе федеральных законов и многочисленных подзаконных нормативных правовых актов. Каждое хозяйственное общество в той или иной степени сталкивается с обязанностью или потребностью в ведении бухгалтерского, налогового, управленческого, оперативно-технического, кадрового, статистического и иных видов учета и составлении соответствующей отчетности.

В системе российского хозяйственного учета традиционно выделяются три основных взаимосвязанных вида учета: оперативный (его еще называют оперативно-техническим), статистический и бухгалтерский. Выделение различных видов учета не размывает содержание общего понятия хозяйственного учета, поскольку каждый упомянутый вид учета рассматривает одни и те же факты хозяйственной жизни и объекты с разных позиций и используется для различных целей. Они взаимно дополняют друг друга и с помощью пересечения однородной информации обеспечивают единство хозяйственного учета.

 

Оперативный (оперативно-технический)

учет хозяйственной деятельности общества

 

Оперативный (оперативно-технический) учет осуществляется хозяйственным обществом по своему усмотрению для ежедневного сбора хозяйственной информации и повседневного текущего руководства собственной производственно-хозяйственной деятельностью, своими структурными подразделениями и отдельными производственными участками.

С помощью оперативного учета собирается, анализируется и используется информация о движении материальных ресурсов, производственных запасах, объемах выпущенной и реализованной продукции и ее себестоимости, расходах на оплату труда и т.п. Оперативный учет в хозяйственных обществах не предполагает обязательности документирования операций.

 

Обязанности хозяйственных обществ

в сфере статистического учета

 

Статистический учет представляет собой сбор и обобщение однородной массовой информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (о состоянии экономики, движении рабочей силы, товаров и услуг, об обращении ценных бумаг, о численности и составе населения по возрасту, полу, профессиям и т.п.).

Официальный сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения, утверждаемым Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) <1>. В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" хозяйственные общества как субъекты предпринимательской деятельности обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц, и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. При этом субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют указанные данные в упрощенном порядке.

--------------------------------

<1> Классификация и кодирование статистической информации осуществляются на основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении указанных классификаторов и их Перечень утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677. Выделяются, например, классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД), предприятий и организаций (ОКПО), организационно-правовых форм (ОКОПФ), форм собственности (ОКФС), продукции (ОКП), основных фондов (ОКОФ), объектов административно-территориального деления (ОКАТО), экономических регионов (ОКЭР), территорий муниципальных образований (ОКТМО) и др.

 

За нарушение порядка предоставления статистической информации либо предоставление недостоверной статистической информации ст. 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц, ответственных за предоставление такой информации. Кроме того, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" организации обязаны возместить органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, осуществляется по правилам ст. ст. 15 и 1064 ГК РФ.

Некоторые крупные хозяйственные общества ведут внутренний статистический учет на основании собственных форм внутренней статистической отчетности. Например, подобные формы применяются в ОАО "РЖД". Такой учет может быть организован как на базе данных оперативного и бухгалтерского учета, так и с использованием отдельных наблюдений, в том числе выборочных. Эти статистические данные дополняют финансовую отчетность и основаны на иных принципах, в частности, они могут формироваться не только за отчетный период, но и за любой период в виде различных графиков и диаграмм, позволяющих проводить сравнительный анализ деятельности общества.

 

Значение бухгалтерского учета в хозяйственных обществах

 

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и считается основным источником финансовой и экономической информации о деятельности экономического (хозяйствующего) субъекта. С его помощью осуществляется непрерывное и сплошное документированное отражение всех фактов хозяйственной жизни на протяжении всего периода функционирования хозяйственного общества.

Бухгалтерский учет принято делить на две части: финансовый и управленческий. В бухгалтерском финансовом учете отображаются и обобщаются показатели внешней бухгалтерской отчетности, информация о хозяйственных отношениях субъекта предпринимательской деятельности с его партнерами. Управленческий учет направлен прежде всего на отражение и анализ хозяйственных отношений внутри хозяйственного общества.

Значимость бухгалтерского учета проявляется при принятии хозяйственным обществом отдельных решений. Например, решение об увеличении уставного капитала общества за счет имущества общества может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение (п. 2 ст. 18 Закона об ООО). Действительная стоимость доли участника ООО в уставном капитале общества при ее выплате определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период (п. п. 2, 4, 5, 6.1 ст. 23 Закона об ООО). При обращении взыскания на долю или часть доли участника ООО в уставном капитале общества их действительная стоимость также определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период (п. 2 ст. 25 Закона об ООО). Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности используются в АО и ООО также для признания сделок крупными или совершаемыми с заинтересованностью (ст. ст. 78, 81, 83 Закона об АО, ст. ст. 45, 46 Закона об ООО) - цена или балансовая стоимость имущества, являющегося предметом сделки, определяется в указанном Законом процентном соотношении от балансовой стоимости активов общества на последнюю отчетную дату.

Распределение чистой прибыли хозяйственного общества возможно только на основании данных его бухгалтерской отчетности. Так, в Законе об АО прямо предусмотрено, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества), которая определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности АО (п. 2 ст. 42).

На важное значение бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности современной России особо обратил внимание Конституционный Суд РФ.

"...Официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), - предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной" // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.

 

Управленческий учет в хозяйственных обществах

 

Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета представляет собой упорядоченный процесс сбора, отражения, обобщения, анализа и предоставления разнородной информации о хозяйственной деятельности организации, который ведется с целью осуществления планирования и контроля хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.

Информация, формируемая в результате управленческого учета, используется внутри хозяйственного общества руководителями различных звеньев для выработки стратегии и тактики осуществления предпринимательской деятельности, оперативного управления организацией. Такая информация может быть отнесена к категории коммерческой тайны хозяйственного общества, и в этом случае она не подлежит публичному распространению.

Правила ведения управленческого учета и составления управленческой отчетности специально не регламентируются действующим законодательством, поэтому хозяйственное общество свободно в установлении процедур, форм, методов формирования управленческой информации. Несомненно, требования внутренних пользователей к такой информации отличаются от запросов внешних пользователей финансовой и бухгалтерской отчетности. Им нужна более оперативная и разносторонняя информация, как основанная на данных бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, различных актах проверок, сведениях о клиентах, об объемах производства и сбыта, о поставках продукции, движении кадров, так и полученная из внешних источников - от контрагентов, из информационных систем, технической документации и др.

В процессе управленческого учета собираются данные о выполнении производственного процесса, загрузке мощностей, об эффективности деятельности подразделений по оформлению документов и выполнению заказов, о себестоимости продукции, количестве клиентов, ценах, квалификации персонала и его потенциале и т.п. На основе таких данных формируется производственный план, устанавливаются и корректируются цены, привлекаются резервы и инвестиции, вырабатывается кадровая политика, осуществляется оценка хозяйственной деятельности производственных подразделений и т.п.

 

Налоговый учет хозяйственных операций

 

Отдельно выделяется налоговый учет, направленный на формирование данных, необходимых для правильного исчисления налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности. Большинство авторов исходят из того, что налоговый учет представляет собой самостоятельную систему учета операций налогоплательщика, существенно отличается от бухгалтерского учета и несовместим с последним <1>. В то же время в НК РФ налоговый учет закреплен не в качестве отдельной и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как дополняющий его.

--------------------------------

<1> Например, М.В. Никитина в качестве основного отличия налогового учета как учетной системы от бухгалтерского учета выделяет выполнение им исключительно учетно-фискальной функции без выполнения финансово-учетной (см.: Никитина М.В. Налоговый учет как институт налогового права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 28), а А.А. Батарин полагает, что "можно говорить о фактическом выводе из сферы регулирования налогового законодательства вопросов отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета" (см.: Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М., 2014).

 

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ ( ст. 313 НК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> В литературе налоговый учет иногда рассматривается не вполне корректно, весьма узко, лишь как "совокупность действий, осуществляемых налоговыми органами... целью которых является регистрация налогоплательщиков" (Карташов А.В. Налоговое право: Краткий курс лекций. М., 2013. С. 45), "комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков" (Финансовое право: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2013. С. 246. Автор - А.Б. Быля).

 

Налоговый учет выделился из общей системы бухгалтерского учета в качестве самостоятельного вида со вступлением в силу с 1 января 2002 г. гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. В целях налогообложения в НК РФ установлено общее требование к налогоплательщикам исчислять налоговую базу по налогам на основе данных налогового учета во всех случаях, когда на них возлагается обязанность ведения учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. При этом не запрещается использовать и данные бухгалтерского учета, если они сформированы в соответствии с правилами ведения налогового учета.

 

§ 2. Бухгалтерский учет и отчетность

в хозяйственных обществах

 

Понятие бухгалтерского (финансового) учета

 

Предпринимательская деятельность хозяйственного общества характеризуется широким использованием таких экономических категорий, как доходы, расходы, затраты, себестоимость, рентабельность, платежеспособность, прибыль, активы, дивиденды, капитал и т.д. Без их применения невозможно ведение бизнеса. Поэтому все эти понятия получили юридическое оформление в правовом регулировании бухгалтерского учета, а их содержание может быть понято и раскрыто исключительно на основе бухгалтерских данных.

Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными этим Законом , и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности ( ст. 1 Закона о бухгалтерском учете).

В научной литературе отмечается, что определение, основанное на новом Законе о бухгалтерском учете 2011 г., является излишне обобщающим, что снижает эффективность применения этого Закона <1>. Более конкретизированные понятия бухгалтерского учета формулировались ранее исходя из норм утратившего ныне силу Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете": "Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций" <2>. Имеются и авторские определения, например: бухгалтерский учет - это формирование экономическим субъектом информации о фактах его хозяйственной жизни (сделках, событиях, операциях), об активах, обязательствах, источниках его финансирования, о доходах, расходах, других объектах (если таковые указаны в федеральных стандартах) <3>.

--------------------------------

<1> Жестков И.А., Соколова А.А. Отдельные проблемы сосуществования бухгалтерского и налогового учетов // Налоги. 2016. N 2. С. 14.

<2> Федосова Т.В. Бухгалтерский учет: Конспект лекций. Таганрог, 2007. С. 12.

<3> Иванов И.С. Краткий курс финансового права: Учебное пособие. 2013. С. 111; СПС "КонсультантПлюс".

 

Понятие "бухгалтер" (нем. buch - книга и halter - держатель) возникло в конце Средневековья и означает специалиста по бухгалтерскому учету, работающего по системе учета в соответствии с действующим национальным законодательством. Согласно стандартам Международной ассоциации бухгалтеров к официальному термину "профессиональный бухгалтер" относятся следующие профессии: главный бухгалтер, аудитор, финансовый директор и налоговый консультант.

Систематическое изложение бухгалтерского учета по методу двойной записи было дано в работе "Трактат о счетах и записях" (1494 г.) одного из основоположников современных принципов бухгалтерии итальянского математика Луки Пачоли (1445 - 1517 гг.). Это было первое в истории практическое руководство по бухгалтерскому учету.

 

Цели, объекты и принципы бухгалтерского учета

 

Основной целью бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности, финансовом и имущественном положении субъекта экономической деятельности, необходимой для внутренних (руководители и аппарат управления, собственники) и внешних (органы власти, инвесторы, кредиторы, акционеры, контрагенты, обслуживающие банки, профсоюзы и т.п.) пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К законодательно определенным объектам бухгалтерского учета хозяйственного общества относятся факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы и иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Для добросовестного бизнеса также важен запрет на регистрацию мнимых и притворных объектов в регистрах бухгалтерского учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), а притворным объектом бухгалтерского учета признается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется на основе законодательно установленных принципов:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

В России правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется как государственными, так и негосударственными субъектами. Органами государственного регулирования являются Минфин России и Банк России. В качестве негосударственных субъектов могут быть саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

 

Система регулирования бухгалтерского учета

и отчетности хозяйственных обществ

 

В отечественной практике сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности, объединяющая в себе такие правовые средства, как законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете и документы в области регулирования бухгалтерского учета <1>. Эта система используется в том числе и для регулирования бухгалтерского учета и отчетности в хозяйственных обществах с отражением их корпоративной специфики.

--------------------------------

<1> На системное реформирование правовых основ бухгалтерского учета в современной России и формирование многоуровневой системы отечественного регулирования бухгалтерского учета и отчетности обращается внимание в литературе (см.: Ершова И.В. Бухгалтерский учет: системные изменения правового регулирования // Право и экономика. 2012. N 9).

 

Нормативный правовой уровень

 

К первому (нормативному правовому) уровню относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно основные требования по организации и ведению бухгалтерского учета. Правовое регулирование официального бухгалтерского учета Конституцией РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. "р" ст. 71).

С 1996 г. в России действовал Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1>. Новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) установил единые федеральные законодательные требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и теперь обеспечивает базовый правовой механизм регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации <2>. Его действие распространяется на экономических субъектов, перечень которых дан в ст. 2 Закона, в том числе на корпорации.

--------------------------------

<1> Утратил силу в полном объеме с 1 января 2013 г.

<2> О существенных различиях старого и нового законодательства о бухгалтерском учете и новых требованиях к его ведению см.: Ершова И.В. Бухгалтерский учет по новым правилам // Право и экономика. 2012. N 10.

 

Некоторые законодательные положения об учете и отчетности отражены в ГК РФ, в частности: об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, об обязательности привлечения акционерным обществом аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отдельные специальные нормы содержатся и в иных федеральных законах, например в Законе об АО (гл. XIII "Учет и отчетность, документы общества. Информация об обществе", нормы об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, о предоставлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, и т.д.), Законе об ООО (об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, об их обязательной проверке ревизионной комиссией (ревизором) общества, о публикации годовых отчетов и бухгалтерских балансов), Законе об информации, Федеральных законах от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности осуществлялось на основании Постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".

 

Нормативный уровень

 

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, в которых устанавливаются минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Закон о бухгалтерском учете предусматривает три вида стандартов. К данному нормативному уровню относятся федеральные и отраслевые стандарты, которые обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами. Федеральные стандарты утверждаются только Минфином России, а отраслевые могут разрабатываться и утверждаться как Минфином России, так и Банком России в пределах их компетенции.

Содержание федеральных стандартов очерчено законом. Независимо от вида экономической деятельности они должны регламентировать: определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к учету и их списания; допустимые способы денежного измерения объектов; требования к учетной политике, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения; состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и т.д. Помимо общих, в федеральных стандартах могут регламентироваться и специальные требования к бухгалтерскому учету для отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (транспорт, связь, сельское хозяйство, банковская деятельность и т.п.) <1>. Поэтому их существование в отсутствие соответствующего федерального стандарта невозможно. В отраслевых стандартах может отражаться корпоративная специфика хозяйственных обществ, например: особенности учета дивидендов от вложений в акции, доходов от участия в хозяйственных обществах и т.п. Отраслевые стандарты призваны заменить собой действующие методические указания, инструкции и иные нормативные правовые акты органов государственной власти.

--------------------------------

<1> В качестве примера можно обратиться к Положению "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях" (утв. Банком России 15 апреля 2015 г. N 465-П), действующему с 1 января 2016 г., и к Положению "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций" (утв. Банком России 2 сентября 2015 г. N 487-П, действующему с 1 января 2017 г.).

 

До утверждения соответствующих стандартов применяются ранее действовавшие правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, входившие в сложившуюся систему положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Общим документом является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н), которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации <1>. В то же время в данном акте имеются отдельные положения, которые относятся исключительно к хозяйственным обществам. Так, сумма дооценки внеоборотных активов, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы должны учитываться как добавочный капитал АО и отражаться в бухгалтерском балансе отдельно (п. 68 Положения). Закреплены в Положении и основные правила ведения сводной бухгалтерской отчетности (разд. V). Предписывается в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составлять также сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином России. Однако следует учесть, что ранее действовавшие Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности с 1 января 2016 г. в полном объеме утратили силу в связи с введением в действие Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности".

--------------------------------

<1> В виде исключения в отношении кредитных организаций действует Положение о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения (утв. Банком России 27 февраля 2017 г. N 579-П), а в отношении государственных (муниципальных) учреждений - отдельные планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению.

 

К специальным ПБУ относятся утвержденные Минфином России документы, направленные на детализацию правил ведения бухгалтерского учета по отдельным вопросам и участкам учета хозяйственного общества, например: "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), "Доходы организации" (ПБУ 9/99), "Расходы организации" (ПБУ 10/99), "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), "Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02), "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011) и др.

Среди документов этого уровня особо выделяется план счетов бухгалтерского учета, который представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). В настоящее время действуют различные планы счетов.

Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н утверждены План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, где даются характеристика каждого счета и типовые схемы корреспонденции между счетами. Данный План счетов является типовым для всех экономических субъектов, которые обязаны вести бухгалтерский учет и не относятся к кредитным организациям и государственным (муниципальным) учреждениям. В то же время он содержит альтернативные варианты учета по отдельным участкам и направлениям, поэтому на его основе организации утверждают свой рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов содержит детализацию по счетам, позволяющую отражать специфику бухгалтерского учета и отчетности в хозяйственных обществах. Например, счет 58 "Финансовые вложения" предназначен для обобщения информации о наличии и движении инвестиций хозяйственного общества в акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций. Счет 75 "Расчеты с учредителями" предназначен для обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) общества (акционерами АО, участниками ООО): по вкладам в уставный капитал организации, по выплате дивидендов и др. Счет 81 "Собственные акции (доли)" предназначен для обобщения информации о наличии и движении собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования. Общества с ограниченной ответственностью используют этот счет для учета доли участника, приобретенной самим обществом для последующей передачи другим участникам или третьим лицам.

Исключительно кредитные организации применяют план счетов бухгалтерского учета, который содержится в Приложении к Положению Банка России от 27 февраля 2017 г. N 579-П).

Особое место в системе регулирования бухгалтерского учета в хозяйственных обществах занимают документы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые разрабатываются и публикуются Советом по Международным стандартам финансовой отчетности и регламентируют принципы составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия экономических решений в отношении субъекта предпринимательской деятельности. Они состоят из Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) <1>, Международных стандартов финансовой отчетности (IAS) <2>, разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО) <3> или ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР) <4>. Минфин России, Банк России и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета также участвуют в разработке международных стандартов.

--------------------------------

<1> См., напр.: МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности", МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнеса", МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность", МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации", МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", МСФО (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями". Эти документы введены на территории Российской Федерации приказами Минфина России.

<2> См., напр.: МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств", МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки", МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль", МСФО (IAS) 16 "Основные средства", МСФО (IAS) 33 "Прибыль на акцию", МСФО (IAS) 40 "Инвестиционное имущество".



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.016 с.)