Для эффективного управления акционерными обществами государству целесообразно разумно сочетать использование государственных представителей и независимых директоров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для эффективного управления акционерными обществами государству целесообразно разумно сочетать использование государственных представителей и независимых директоров.



Участие государства и иных публично-правовых образований в управлении хозяйственным обществом является важнейшей формой реализации права собственности государства и иных публично-правовых образований, в том числе на акции (доли).

 

Контроль за деятельностью государственных органов,

хозяйственных обществ с государственным участием

 

В связи с масштабностью используемых ресурсов актуален вопрос о контроле за деятельностью государственных органов и представителей государства в сфере управления находящимися в собственности государства и иных публично-правовых образований акциями открытых акционерных обществ и использованием "золотой акции".

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 установлено, что Министерство экономического развития РФ и Министерство обороны РФ или Управление делами Президента РФ ежегодно до 1 сентября представляют в Правительство РФ отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции") за прошедший год.

Примерная структура отчета акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1214 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 3. Ст. 550.

 

Следует подчеркнуть важность постоянного внутреннего и внешнего аудита компаний с государственным участием, отметить важную роль специальных органов государственного контроля, в том числе Счетной палаты РФ.

 

Ответственность представителей государства

в хозяйственных обществах

 

Бесспорный интерес представляют вопросы ответственности представителей государства и иных публично-правовых образований в акционерных и иных хозяйственных обществах.

В соответствии со ст. 71 Закона об АО члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.

Члены совета директоров общества несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами. При этом закон не делает исключений для представителей государства и иных публично-правовых образований, несмотря на то, что они голосуют в соответствии с выданными им директивами.

В ст. 53.1 ГК РФ установлено, что лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 53 ГК РФ), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

В этой связи представляет интерес положение п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 62: не является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании с директора убытков сам по себе тот факт, что действие директора, повлекшее для юридического лица негативные последствия, в том числе совершение сделки, было одобрено решением коллегиальных органов юридического лица, а равно его учредителей (участников), либо директор действовал во исполнение указаний таких лиц, поскольку директор несет самостоятельную обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В то же время наряду с таким директором солидарную ответственность за причиненные этой сделкой убытки несут члены указанных коллегиальных органов (п. 3 ст. 53 ГК РФ, п. 4 ст. 71 Закона об АО, п. 4 ст. 44 Закона об ООО).

Не несут ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу, те члены коллегиальных органов юридического лица, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение убытков, или, действуя добросовестно (ст. 1 ГК РФ), не принимал участия в голосовании (п. 3 ст. 53 ГК РФ, п. 2 ст. 71 Закона об АО, п. 2 ст. 44 Закона об ООО).

По моему мнению, непосредственно представители государства - государственные служащие отвечать не должны, если они голосовали в соответствии с выданными им директивами, поскольку в этом случае отсутствуют установленные законом условия наступления ответственности и прежде всего вина. В остальных случаях такая ответственность может наступать.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 "Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды" <1> федеральные государственные служащие, назначенные решениями Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти представителями государства в органах управления акционерных обществ, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них указанным Постановлением Правительства РФ обязанностей несут дисциплинарную ответственность, а их полномочия по представлению интересов государства в органах управления этих акционерных обществ могут быть прекращены (п. 2).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1114.

 

Представители государства в органах управления акционерных обществ, не являющиеся федеральными государственными служащими, за совершение аналогичных нарушений несут ответственность, предусмотренную договором о представлении интересов государства.

С нашей точки зрения, различный подход к ответственности представителей государства в советах директоров, выполняющих одни и те же функции, вряд ли будет способствовать повышению эффективности их деятельности.

 

Нормативные правовые акты

 

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7627.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3434.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2327.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("Золотой акции") // СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5073.

 

Судебная практика

 

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 марта 2001 г. N 62 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 апреля 2009 г. N 128 "Об обзоре практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. 2009. N 7.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2013. N 34.

 

Основная литература

 

Гришаев С. Российская Федерация как участник гражданских правоотношений // Хозяйство и право. 2010. N 6.

Губин Е.П. О предстоящих изменениях в части I Гражданского кодекса Российской Федерации и правовое регулирование предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2012. N 4.

Гутников О.В. Государственные организации как субъекты корпоративных отношений: о допустимости участия в корпоративных отношениях унитарных юридических лиц // Журнал российского права. 2016. N 7.

Кичик К.В. Государственные нужды как сущностный признак государственного заказа по российскому законодательству // Предпринимательское право. 2010. N 2.

Макарова О.А. Акционерное общество с государственным участием. Проблемы корпоративного управления. М., 2016.

Национальный доклад по корпоративному управлению. Вып. VI. М., 2013.

Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению на государственных предприятиях // www.oecd.org/daf/ca/corporategovernanceofstate-ownedenterprises/45885495.pdf.

Суханов Е.А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2010. N 1.

Суханов Е.А. О юридических лицах публичного права // Вестник ВАС РФ. 2011. N 2.

Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность государственной корпорации "Внешэкономбанк" // Предпринимательское право. 2012. N 2.

Шиткина И.С. Правовое регулирование и корпоративное управление компаниями с государственным участием: особенности, проблемы и пути их решения // Предпринимательское право. 2014. N 2.

Шиткина И.С. Имущественная ответственность государства в корпоративных правоотношениях // Закон. 2017. N 5.

Юридические лица в российском гражданском праве: В 3 т. / Отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицын. М., 2015. Т. 2.

 

Дополнительная литература

 

Ведерников Д., Баширов А. Об особенностях совершения сделок с заинтересованностью в акционерных обществах с участием в Российской Федерации // Хозяйство и право. 2012. N 2.

Габов А.В. Правовые аспекты реализации полномочий государственных органов по предъявлению требования о принудительной ликвидации организации - юридического лица // Предпринимательское право. 2012. N 1.

Грищенко О.И. Институт независимых директоров и государство: опыт взаимодействия // Предпринимательское право. 2012. N 3.

Макарова О.А. Договор с профессиональным директором АО с государственным участием: некоторые проблемы // Гражданское право. 2014. N 4.

Фахреева Р.И. Законодательство о предпринимательской деятельности муниципальных унитарных предприятий: история становления и современное состояние // Предпринимательское право. 2011. N 4.

Шишкин С.Н. Государственная поддержка предпринимательской деятельности как специфическая форма государственного регулирования экономики // Предпринимательское право. 2011. N 4.

 

Глава XIV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

 

Глоссарий

 

Аффилированность - отношения связанности, способность влияния на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Аффилированные лица - юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Группа лиц - совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка.

Доминирующее положение - положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельность на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Основания осуществления контроля за экономической концентрацией - действия хозяйствующих субъектов (объекты антимонопольного контроля) при условии, что участники экономической концентрации и объекты антимонопольного контроля соответствуют определенным законом количественным критериям.

Приобретение акций (долей) хозяйственных обществ (для целей контроля за экономической концентрацией) - покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения, других сделок или по иным основаниям.

Приобретение контроля в отношении хозяйственного общества (для целей контроля за экономической концентрацией) - возможность непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, путем формирования органов управления такого хозяйственного общества, заключения договора или иных обстоятельств, позволяющих определять решения такого общества.

Процедура контроля экономической концентрации - предварительное согласование с антимонопольным органом или последующее уведомление этого органа о совершении ряда сделок и действий, предусмотренных гл. 7 Закона о защите конкуренции.

Фактический контроль - разновидность экономического контроля, особенностью которого является отсутствие определенных законом (формализованных) оснований установления подавляющего влияния одного лица над другим.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Экономическая зависимость - возможность одного лица оказывать влияние на другое лицо, частично подчинять его своей воле.

Экономический контроль над хозяйственным обществом - реализуемая возможность юридического лица любой организационно-правовой формы или физического лица оказывать решающее влияние на принятие или отклонение решений таким хозяйственным обществом.

Экономическая концентрация - сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции; является основанием для контроля со стороны антимонопольных органов.

 

§ 1. Экономическая зависимость и экономический контроль

в российском праве

 

Соотношение понятий "экономическая зависимость"

и "экономический контроль"

 

Будучи по своей природе неправовой категорией, "зависимость" тем не менее имеет значение для правового регулирования предпринимательской деятельности. В современных условиях глобализации, диверсификации экономики усложняются способы экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов: достижение преследуемых ими целей только с помощью использования конструкции юридического лица уходит в прошлое. М.И. Кулагин отмечал, что юридическое лицо - самостоятельный субъект права - больше не является в огромном числе случаев экономически самостоятельным субъектом <1>.

--------------------------------

<1> Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд. М., 2004. С. 30.

 

При структурировании современного бизнеса все большее распространение приобретает функционирование нескольких юридических лиц во взаимосвязи друг с другом или под контролем одного юридического или физического лица. Наличие экономической зависимости формирует из группы юридических лиц корпоративное объединение с различными вытекающими отсюда экономическими и правовыми последствиями, порождая новые для участников объединения правоотношения <1>.

--------------------------------

<1> О корпоративных объединениях см. подробно в гл. V настоящего курса.

 

Таким образом, между хозяйствующими субъектами в процессе осуществления предпринимательской деятельности довольно часто возникают отношения экономической зависимости, когда субъекты де-юре самостоятельны, но процесс формирования воли зависимого лица изменяется, находясь под влиянием преобладающего лица.

В литературе можно встретить понятия "экономическая зависимость" и "экономический контроль".

Слово "зависимость" в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова определяется как "подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978. С. 184.

 

Экономический словарь дает следующее определение контроля: "1) составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями; 2) контроль над объектом, реальная власть, сосредоточение прав управления объектом в одних руках" <1>.

--------------------------------

<1> Большой экономический словарь: 25 000 терминов / Под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. М., 2010.

 

Заметим, что определение контроля как способности решающего влияния характерно для англосаксонской системы права, в то время как в континентальном праве понятие "контроль" зачастую отождествляется с надзором за хозяйственной деятельностью.

В настоящей главе понятие "контроль" используется как синоним экономического господства над корпорацией, как обозначение реальной власти над деятельностью корпорации.

Говоря о соотношении понятий "экономическая зависимость" и "экономический контроль", отметим, что экономическая зависимость обозначает влияние одного лица на другое, в то время как экономический контроль - это способность определять решения. Экономический контроль - наиболее сильное проявление отношений экономической зависимости <1>.

--------------------------------

<1> Следует отметить, что очень часто в специальной литературе не различают понятия "зависимость" и "контроль", употребляя их как синонимы.

 

Действительно, зависимость не всегда предполагает наличие контроля, т.е. абсолютного господства над корпорацией, хотя иногда может реализоваться и в такой форме. Представляется, что взаимосвязь нескольких хозяйствующих субъектов, при которой один из них не может не учитывать позицию другого, - это экономическая зависимость. Ключевым словом здесь является именно "учитывать", а при экономическом контроле воля подконтрольного общества однозначно подчинена и формируется другим субъектом. Д.В. Ломакин, описывая зависимость, указывает, что "зависимость находит свое выражение в том, что один субъект права в силу определенных обстоятельств получает возможность так или иначе влиять на процесс принятия решений другим субъектом права, а иногда даже определять их" <1>.

--------------------------------

<1> Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М., 2005. С. 187.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.045 с.)