Аффилированными лицами признаются юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аффилированными лицами признаются юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.



То есть Законом аффилированными признаются только лица, которые оказывают влияние на других лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (за исключением принадлежности аффилированных лиц к одной группе лиц). И здесь возникают определенные противоречия. Хотя ГК РФ, используя категорию "связанности", не дает ей определения, можно предположить, что

связанность является более широким понятием, чем аффилированность в ее "антимонопольном" понимании, свидетельствует о двусторонности отношений и обозначает заинтересованность одного лица в наступлении определенных последствий для другого лица.

Такое понимание связанности, по сути, означает отказ от характерного для законодательства о защите конкуренции понимания аффилированности как одностороннего влияния <1>.

--------------------------------

<1> Об аффилированности как одностороннем влиянии, в частности, свидетельствует конструкция нормы ст. 4 Закона РСФСР о конкуренции 1991 г., содержащей определение аффилированности. В соответствии с указанной статьей "аффилированными лицами юридического лица являются...", "аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются...".

 

Признаки аффилированности

 

Понятие аффилированности Закон о конкуренции 1991 г. раскрывает путем приведения перечня лиц, относимых к числу аффилированных.

К общим признакам аффилированных лиц, по мнению К.Ю. Тотьева, следует отнести:

- состав аффилированности;

- основания аффилированности;

- степень зависимости одних лиц от других;

- правовую форму этой зависимости.

При этом автор под составом аффилированности понимает предусмотренный Законом исчерпывающий перечень признаков, характеризующих конкретное лицо как аффилированное; под основанием аффилированности - юридические факты, позволяющие в соответствии с законом отнести того или иного субъекта к аффилированным лицам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право. Правовое регулирование конкуренции. М., 2000. С. 35.

 

Основаниями аффилированности или причиной зависимости одного самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности от другого с точки зрения антимонопольного законодательства могут быть отношения различного рода:

- имущественные, основанные на преобладающем участии в уставном капитале хозяйственного общества;

- договорные, основанные на наличии договорных обязательств, позволяющих одной стороне определять условия ведения предпринимательской деятельности другой стороной (например, договор доверительного управления имуществом);

- организационно-управленческие, в частности, основанные на участии физических лиц в органах управления юридических лиц;

- родственные.

Законодатель разделяет аффилированных лиц юридического и физического лица.

Аффилированными лицами юридического лица в соответствии с положениями Закона о конкуренции 1991 г. являются:

- член совета директоров или иного коллегиального органа управления, член коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

 

Соотношение понятий "аффилированные лица" и "группа лиц"

 

Как следует из приведенных положений, институт аффилированных лиц в российском законодательстве пока определяется в контексте антимонопольного понятия "группа лиц". Понятия "аффилированные лица" и "группа лиц" относятся друг к другу как общее к частному, поскольку лица могут быть признаны аффилированными по иным критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц.

Отличие аффилированных лиц и группы лиц заключается в степени влияния, или глубине экономического контроля: для признания лица аффилированным достаточно наличия менее тесных взаимосвязей, чем для установления группы лиц.

Например, в группу входят два юридических лица, одно из которых имеет право распоряжаться более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции другого юридического лица. Для признания лиц аффилированными одному из них достаточно иметь 20% голосов. Если в качестве примера рассматривать формирование органов управления, то физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, составляет с данным юридическим лицом группу лиц. Что касается аффилированности, то не только лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, но и члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа являются аффилированными лицами этого юридического лица.

В специальной литературе правовое регулирование аффилированности через понятие "группа лиц" неоднократно подвергалось справедливой критике. Так, Т. Бойко пишет, что исследуемые понятия относятся к двум совершенно самостоятельным отраслям законодательства, каждая из которых имеет свой собственный предмет и метод регулирования. Антимонопольное (конкурентное) право в основном содержит черты публичного права, поскольку призвано защищать публичный интерес, который заключается в создании конкурентных отношений между продавцами на рынке, а также в защите участников рынка от монополистических действий лиц, занимающих на нем доминирующее положение; государство регулирует такие правоотношения по большей части императивно-властными методами. Корпоративное законодательство, напротив, стоит на защите частных интересов инвесторов, обеспечивает нормальное функционирование внутрикорпоративных механизмов путем создания прозрачных процедур взаимодействия менеджмента и владельцев компаний, используя при этом частноправовые методы регулирования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бойко Т. Использование понятия "группа лиц" при определении понятия "аффилированные лица" // Корпоративный юрист. 2008. N 2. С. 40.

 

Следует заметить, что Закон о защите конкуренции определяет "группу лиц", уже не привязывая ее к категории аффилированности.

 

О месте института аффилированности в российском праве

 

Конечно, правовое регулирование аффилированности, осуществляемое до настоящего времени антимонопольным законодательством, имеет рудиментарный характер и вызывает обоснованную критику специалистов. Действительно, несмотря на определение этого понятия в Законе о конкуренции 1991 г., сама аффилированность и ее последствия, по сути, никогда не были предметом антимонопольного регулирования: в законодательстве о защите конкуренции отсутствуют положения о специфике антимонопольного контроля за деятельностью аффилированных лиц, об учете их влияния при оценке состояния конкурентной среды, о возможности воздействия на лиц, являющихся аффилированными. Органы Федеральной антимонопольной службы не могут применить никакие правовые механизмы к аффилированным лицам, за исключением тех случаев, когда они относятся к группе лиц. Эти обстоятельства, в частности, стали одной из причин "выведения" категории аффилированности из сферы антимонопольного регулирования.

Категория аффилированности, или связанности, используется в настоящее время в корпоративном законодательстве <1>, в частности:

--------------------------------

<1> Заметим, что использование института аффилированности с 1 января 2017 г. исключено для целей квалификации сделок с заинтересованностью (см.: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ). Вместо более слабой связи, присущей аффилированности, законодатель теперь использует понятия "контролирующие лица" и подконтрольные лица (см. об этом подробнее § 3 гл. XVI настоящего курса).

 

- при установлении перечня лиц, информация о которых хранится и раскрывается хозяйственным обществом (ст. ст. 89 и 93 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО);

- при определении лиц, обязанных в соответствии с гл. 1 Закона об АО соблюдать определенный порядок приобретения более 30% акций публичного акционерного общества;

- при установлении независимости члена совета директоров в соответствии с Кодексом корпоративного управления <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 2.4 Кодекса корпоративного управления. Заметим при этом, что все же основной категорией, которой оперирует ККУ, является понятие "связанность". В биржевых требованиях к корпоративному управлению эмитента, соблюдение которых является условием включения акций в Первый и Второй котировальные уровни, независимость членов совета директоров (наблюдательного совета) также определяется через понятие "связанности" (см. Приложение N 4 "Критерии определения независимости членов совета директоров (наблюдательного совета)" Правил листинга ЗАО "ММВБ" (зарегистрированы Банком России 31 мая 2016 г., действуют с 7 июня 2016 г.) (http://moex.com/a2586)).

 

Понятие "аффилированные лица" активно используется и в других сферах правового регулирования. Так, положения об аффилированных лицах содержатся в законодательстве об инвестиционных фондах (ст. ст. 8, 37 Закона об инвестиционных фондах), об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (ст. ст. 9, 11, 12, 25, 28, 37 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" <1>), в Законе об унитарных предприятиях (ст. ст. 22, 28), в Законе о рынке ценных бумаг (ст. 22.1), в Законе о кредитной кооперации (п. 20 ст. 1), в НК РФ (ст. 280), в Законе о банкротстве (п. 1 ст. 19) и др.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.

 

Категория "аффилированные лица" используется и в законодательстве о бухгалтерском учете <1>, предполагающем раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о связанных сторонах, к которым, в частности, относятся юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" ПБУ 11/2008, утв. Приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48-н // Российская газета. 2008. 4 июня.

 

О развитии института аффилированности в российском праве

 

Превратившись, по сути, в полиотраслевое понятие, аффилированность нуждается в адекватном правовом регулировании применительно к конкретным целям, преследуемым при использовании данного института в соответствующей отрасли законодательства.

Представляется, что наибольшая востребованность категории аффилированности (связанности) в корпоративном законодательстве определяет необходимость разработки института аффилированности для данной сферы правоотношений. С целью достижения максимальной эффективности правового регулирования базовое понятие аффилированности (связанности) может быть конкретизировано в других сферах законодательства применительно к специфическим целям соответствующей сферы правового регулирования.

Так, цель регулирования экономической зависимости в корпоративном законодательстве - обеспечение правового механизма защиты "слабых" субъектов корпоративных правоотношений; в антимонопольном законодательстве - обеспечение возможности конкурентного поведения хозяйствующих субъектов на товарном и финансовом рынках; в налоговом - защита публичных интересов с целью наиболее полного взимания налогов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.014 с.)