Под экономической концентрацией закон о защите конкуренции понимает сделки и иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под экономической концентрацией закон о защите конкуренции понимает сделки и иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.



При этом конкуренцию Закон определяет как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4).

Государственный контроль за экономической концентрацией, осуществляемый антимонопольными органами в соответствии с Законом о защите конкуренции, является одним из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. Нормы об осуществлении антимонопольного контроля являются публично-правовыми, однако они тесно взаимосвязаны с корпоративным законодательством, в частности, регулирующим переход долей, акций, реорганизацию, внесение вкладов в имущество и прочие действия, на совершение которых требуется согласование органов ФАС.

Важно отметить, что антимонопольный контроль не имеет целью запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках <1>.

--------------------------------

<1> Под монополистической деятельностью Закон о защите конкуренции понимает злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

 

Основания антимонопольного контроля

 

Основаниями осуществления контроля за экономической концентрацией являются действия хозяйствующих субъектов при условии, что эти действия и участники экономической концентрации соответствуют определенным законом количественным критериям.

По правилам гл. 7 "Государственный контроль за экономической концентрацией" Закона о защите конкуренции подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию России в сумме более чем 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Под участниками экономической концентрации понимаются лица, указанные в соответствующих статьях Закона о защите конкуренции. Например, для целей предварительного контроля за слиянием, присоединением, совершением сделок по приобретению акций, и (или) имущества, и (или) прав участниками экономической концентрации признаются не только непосредственные участники этих действий (сделок), но и их группы лиц (соответственно, для целей контроля подсчитываются совокупные активы (выручка) групп лиц участников, а не только, например, покупателя и продавца). А при антимонопольном контроле за экономической концентрацией финансовых организаций учитываются активы только непосредственно участников действий (сделок), но не групп лиц, к которым они принадлежат (см. п. 3 ч. 1 ст. 27, ст. 29 Закона о защите конкуренции). При суммировании активов (выручки) участников экономической концентрации учитывается также имущество (доходы) физических лиц - участников группы.

Критериями, которые определяют необходимость осуществления контроля за экономической концентрацией, являются:

- суммарная стоимость активов участников экономической концентрации по бухгалтерским балансам;

- суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации товаров;

- суммарная стоимость активов лица (группы лиц), акции (доли), и (или) имущество, и (или) права в отношении которого приобретаются.

Ниже приводится таблица (табл. 7), содержащая основания антимонопольного контроля в отношении нефинансовых организаций (ст. ст. 27, 28 Закона о защите конкуренции). Заметим, что в отношении финансовых организаций критерии контроля за экономической концентрацией устанавливаются Правительством РФ (в ряде случаев по согласованию с Банком России).

 

Таблица 7

 

Основания антимонопольного контроля за экономической

концентрацией (в отношении нефинансовых организаций)

 

Объекты Количественные критерии контроля
Слияние, присоединение коммерческих организаций (подп. 1, 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции) Суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб.
Создание дочерней коммерческой организации (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции) Суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб.

Примечание. Антимонопольный контроль применяется, если уставный капитал создаваемой организации оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации, в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая организация приобретает права, установленные ст. 28 Закона о защите конкуренции.

Заключение между хозяйствующими субъектами - конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции) Суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб.

Примечание. Соглашения о совместной деятельности - любые соглашения, опосредующие совместную деятельность сторон, в том числе путем создания нового юридического лица или участия в существующем (см.: Разъяснения ФАС России по порядку и методике анализа соглашений о совместной деятельности от 8 августа 2013 г.).

Сделки с акциями (долями), имуществом <*> коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций <**>, позволяющими определять условия осуществления предпринимательской деятельности или осуществлять функции исполнительного органа <***> (ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции) Суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации за последний календарный год превышает 10 млрд руб. и при этом суммарная стоимость активов лица (группы лиц), акции (доли), и (или) имущество, и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 400 млн руб.

Примечания. Антимонопольный контроль применяется в случае, если в результате сделки возникает право распоряжения: в АО - 25, 50, 75% голосующих акций; в ООО - 1/3, 1/2, 2/3 уставного капитала общества.

< *> Под сделками с имуществом Закон о защите конкуренции понимает получение хозяйствующим субъектом (группой лиц) в собственность, пользование или во владение основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта.

<**> Закон о защите конкуренции (п. 8 ч. 1 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 29) не приводит даже примерного перечня прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности, а перечисляет только некоторые из возможных оснований возникновения таких прав: договоры доверительного управления имуществом, о совместной деятельности, поручения. Следовательно, право определять одним хозяйствующим субъектом условия осуществления предпринимательской деятельности другого хозяйствующего субъекта устанавливается антимонопольными органами исходя из совокупности обстоятельств отдельно для каждого конкретного случая.

<***> Необходимость согласования этого действия с антимонопольными органами в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции возникает при привлечении в качестве единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющего), поскольку право осуществлять функции единоличного исполнительного органа только в этом случае возникает в результате сделки - заключения гражданско-правового договора о передаче полномочий ЕИО управляющей организации (управляющему). Не требуется осуществления антимонопольного контроля в случае, когда полномочия ЕИО исполняет физическое лицо - директор, состоящий в штате организации.

 

Формы антимонопольного контроля

 

Антимонопольный контроль может осуществляться в форме предварительного и последующего контроля.

Предварительный контроль осуществляется до слияния, присоединения, создания, совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося объектом государственного контроля, и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве в соответствии с Законом о защите конкуренции.

Наличие согласия антимонопольного органа является в этом случае необходимым условием для совершения действия, указанного в ходатайстве, что означает установление разрешительного порядка осуществления подлежащих государственному контролю действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.009 с.)