В публичном обществе ревизионная комиссия является обязательным органом контроля. В непубличном обществе ревизионная комиссия может не создаваться.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В публичном обществе ревизионная комиссия является обязательным органом контроля. В непубличном обществе ревизионная комиссия может не создаваться.



Для обществ с ограниченной ответственностью законодательно установлена особенность: функции ревизионной комиссии общества, если это предусмотрено уставом, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами его органов управления и участниками (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Избрание членов ревизионной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для формирования других органов общества, и регулируется соответственно ст. 53 Закона об АО и ст. 36 Закона об ООО. Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относятся к компетенции общего собрания (подп. 9 п. 1 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Такое решение принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО), а в обществе с ограниченной ответственностью - большинством голосов от общего числа участников общества, если уставом не предусмотрена необходимость большего числа голосов (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). При этом акции, принадлежащие членам совета директоров общества или лицам, занимающим должности в органах управления акционерного общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (абз. 2 п. 6 ст. 85 Закона об АО). Указанное законодательное положение предусмотрено для предотвращения возможного конфликта интересов.

Функции ревизионной комиссии определяются уставом общества (в отношении акционерного общества - по вопросам, не предусмотренным Законом об АО). Порядок деятельности комиссии регулируется в акционерном обществе внутренним документом, в обществе с ограниченной ответственностью - уставом и внутренним документом общества (п. 2 ст. 85 Закона об АО, п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

В соответствии с Законом об АО проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой ревизионной комиссии, решению общего собрания акционеров, совета директоров или по требованию акционеров (акционера) общества, владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 Закона об АО). Согласно Закону об ООО ревизионная комиссия общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47 Закона об ООО).

Следует отметить, что предмет проверки финансово-хозяйственной деятельности общества значительно шире сложившегося неправильного понимания ревизии только как проверки соответствия требованиям законодательства бухгалтерского учета и отчетности. К сфере контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества можно в том числе отнести:

- исполнение бюджета общества;

- реализацию инвестиционной программы общества;

- использование средств прибыли общества;

- соблюдение требований кредитной политики, принятой в обществе;

- исполнение смет общехозяйственных расходов;

- соблюдение кассовой дисциплины;

- формирование закупочных цен на сырье, материалы и сбытовых цен на продукцию (работы, услуги);

- соблюдение тендерных закупочных процедур;

- соблюдение норм расхода сырья;

- использование основных производственных средств и соблюдение графиков проведения планово-предупредительных ремонтов;

- организацию договорно-правовой и претензионно-исковой работы и пр.

 

Комитет по аудиту совета директоров

 

Для обеспечения внутренней проверки финансово-хозяйственной деятельности общества в составе совета директоров может создаваться комитет по аудиту. Как и другие комитеты совета директоров, комитет по аудиту не является самостоятельным органом общества. Он осуществляет вспомогательные функции по подготовке информации, проектов, заключений и иных материалов и выносит их на рассмотрение совета директоров.

Рекомендации по созданию комитета по аудиту, его компетенции, составу и порядку осуществления деятельности содержит Кодекс корпоративного управления. Одно из значимых направлений деятельности комитета по аудиту - выявление и своевременное предотвращение рисков в различных направлениях деятельности компании.

 

Внутренний аудит общества

 

Целью внутреннего аудита общества является систематическая независимая оценка надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля и практики корпоративного управления.

Внутренний аудит рекомендуется осуществлять посредством создания отдельного структурного подразделения (подразделения внутреннего аудита) или с привлечением независимой внешней организации.

Для обеспечения независимости подразделения внутреннего аудита его функциональная и административная подотчетность должна быть разграничена. Функционально подразделение внутреннего аудита рекомендуется подчинить совету директоров, а административно - непосредственно единоличному исполнительному органу общества (п. 5.2.1 ККУ).

Оценка эффективности системы внутреннего контроля включает: проведение анализа соответствия целей бизнес-процессов, проектов и структурных подразделений целям общества; проверку обеспечения надежности и целостности бизнес-процессов (деятельности) и информационных систем, в том числе надежности процедур противодействия противоправным действиям, злоупотреблениям и коррупции; проверку обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности; определение адекватности критериев, установленных исполнительными органами для анализа степени исполнения поставленных целей; выявление недостатков системы внутреннего контроля, которые не позволили (не позволяют) обществу достичь поставленных целей; проверку обеспечения сохранности активов; проверку соблюдения требований законодательства, устава и внутренних документов общества (подп. 269 п. 5.2.2 ККУ).

 

Внешний аудит

 

Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, если такая возможность предусмотрена законом.

Закон об аудиторской деятельности в ст. 1 определяет аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Независимость аудиторской организации обеспечивается отсутствием какой-либо связи с проверяемым хозяйственным обществом и членами его органов управления: имущественной, организационной, должностной и проч.

Обязательной аудиторской проверке применительно к хозяйственным обществам в соответствии с российским законодательством подлежат:

- акционерные общества <1>;

--------------------------------

<1> Такое требование установлено теперь не только Законом об аудиторской деятельности, но и Законом об АО после внесения в него изменений Законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ: в соответствии со ст. 88 Закона об АО общество обязано привлечь для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами.

 

- организации, если их ценные бумаги допущены к организованным торгам;

- кредитные, страховые организации, общества взаимного страхования, инвестиционные фонды и прочие финансовые организации в соответствии с приведенным в законе перечнем;

- любые хозяйственные общества, объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.;

- организации, представляющие и (или) раскрывающие годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Указанные основания для проведения обязательного аудита содержатся в ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

Аудитор в акционерном обществе утверждается общим собранием (п. 2 ст. 86 Закона об АО). Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров.

В обществе с ограниченной ответственностью аудиторская проверка может быть проведена как по инициативе самого общества выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям независимости от общества и членов его органов управления, так и по требованию участника. В случае проведения аудиторской проверки по требованию участника оплата услуг аудитора осуществляется за счет этого участника общества. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона об ООО).

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитор составляет заключение, в котором, в частности, должны содержаться:

- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

- информация о фактах нарушения установленного правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

С сожалением можно констатировать, что проведение внешнего аудита, даже с привлечением "статусных" аудиторских компаний, не всегда гарантирует акционерам и инвесторам достоверность отчетности. В последнее время как в России, так и за рубежом нередки случаи, когда подтвержденная профессиональным аудитором отчетность признавалась в последующем недостоверной, а аудитор утверждал, что был намеренно введен в заблуждение менеджментом проверяемой организации.

Это, однако, не означает, что следует полностью не доверять аудиторскому заключению. Представляется, что в совокупности с другими контрольными механизмами (внутренний контроль и аудит, деятельность ревизионной комиссии) внешний аудит является достаточно эффективным источником информирования акционеров и участников о состоянии дел в корпорации.

 

Нормативные правовые акты

 

Гражданский кодекс РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Налоговый кодекс РФ (части первая, вторая).

Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 4001.

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("Золотой акции") // СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5073.

Положение Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" // Вестник Банка России. 2014. N 89 - 90.

Положение Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" // Вестник Банка России. 2015. N 18 - 19.

 

Иные акты

 

Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/3 "О Кодексе корпоративного управления".

 

Судебная практика

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2003 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 84 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Приаргунское" // СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1656.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2005. N 13. Ст. 1209.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2015 г. N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 7.

Постановление Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 г. N 28 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью" // Вестник ВАС РФ. 2014. N 6.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 8.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" // Вестник ВАС РФ. 2013. N 10.

Информационное письмо ВАС РФ от 24 мая 2012 г. N 151 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением из общества с ограниченной ответственностью" // Вестник ВАС РФ. 2012. N 8.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" // Вестник ВАС РФ. 2011. N 3.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 2010 г. N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный сайт ВАС РФ: http://www.arbitr.ru.

 

Основная литература

 

Габов А.В. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью в российском законодательстве. М., 2010.

Дедов Д.И. Конфликт интересов. М., 2004.

Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.

Козлова Н.В. Гражданско-правовой статус органов юридического лица // Хозяйство и право. 2004. N 8.

Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М., 2008.

Ломакин Д.В. Ответственность контролирующих лиц: правовая природа и механизм привлечения к ней // Хозяйство и право. 2016. N 1.

Ломакин Д.В. Корпоративный интерес и осуществление права на участие в управлении хозяйственным обществом // Хозяйство и право. 2014. N 4.

Могилевский С.Д. Общество с ограниченной ответственностью: законодательство и практика его применения. М., 2010.

Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М., 2014.

Чеховская С.А. Обязанности лиц, входящих в органы управления хозяйственных обществ // Предпринимательское право. 2010. N 1.

Филиппова С.Ю. Корпоративный конфликт: возможности правового воздействия. М., 2009.

Филиппова С.Ю. Исключение участника из хозяйственного товарищества или общества как правовое средство: оценка правовых целей использования // Предпринимательское право. 2015. N 1.

Черепахин Б.Б. Органы и представители юридического лица // Труды по гражданскому праву. М., 2001.

Шиткина И.С. Отдельные проблемы правового регулирования образования и деятельности единоличного исполнительного органа // Хозяйство и право. 2011. N 4.

Шиткина И.С. Правовое регулирование и корпоративное управление компаниями с государственным участием: особенности, проблемы и пути их решения // Предпринимательское право. 2014. N 2.

Шиткина И.С. Соотношение корпоративного и трудового законодательства при регулировании правового положения единоличного и членов коллегиального исполнительных органов // Хозяйство и право. 2007. N 2.

Шиткина И.С. Холдинги. Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группе компаний. М., 2008.

Шиткина И.С. И снова о врио // ЭЖ-Юрист. 2017. N 10.

 

Дополнительная литература

 

Белоусова И.Е. Правовая природа отношений, возникающих между хозяйственным обществом и управляющей организацией // Гражданское право. 2013. N 1.

Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М., 2002.

Габов А. Интересы участников корпоративных отношений // Журнал для акционеров. 2004. N 5.

Глушецкий А. Кумулятивное голосование как средство восполнения недостатка корпоративных прав при формировании коллегиальных органов хозяйственных обществ // Хозяйство и право. 2011. N 3.

Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М., 2006.

Зайцева Н. Проблемы предоставления директорам хозяйственных обществ гарантий возмещения убытков от действий третьих лиц // Хозяйство и право. 2010. N 12.

Карабельников Б.Р. Трудовые отношения в хозяйственных обществах. М., 2003.

Кашанина Т.В. Корпоративное право: Учебник. М., 2010.

Козлова Н.В., Филиппова С.Ю. Полные товарищества: новая жизнь старой реформы (комментарий статей 69 - 81 ГК РФ) // Законодательство. 2015. N 2.

Ломакин Д.В. Концепция снятия корпоративного покрова: реализация ее основных положений в действующем законодательстве и проекте изменений Гражданского кодекса РФ // Вестник ВАС РФ. 2012. N 9.

Макарова О.А. Хозяйственные партнерства: ноу-хау российского законодательства? // Хозяйство и право. 2012. N 2.

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья С.Д. Могилевского "Актуальные проблемы образования органов акционерных обществ и формирования их компетенции" включена в информационный банк согласно публикации - "Налоги" (газета), 2006, NN 12, 13.

Могилевский С.Д. Актуальные проблемы образования органов акционерных обществ и формирования их компетенции // Предпринимательское право. 2005. N 3.

Пресняков М. Трудовые и гражданско-правовые отношения в сфере труда // Хозяйство и право. 2010. N 7.

Пятков Д. Управление акционерным обществом, все акции которого принадлежат одному лицу // Хозяйство и право. 2000. N 1.

Свиридова И. Проблемы отраслевой принадлежности договора с руководителем юридического лица // Хозяйство и право. 2010. N 4.

Степанов Д. Компания, управляемая хозяйственным обществом // Хозяйство и право. 2000. N 10.

Филиппова С.Ю. Исключение участника как правовое средство разрешения корпоративного конфликта: комментарий к информационному письму ВАС РФ N 151 // Предпринимательское право. 2012. N 4.

Шиткина И.С. Ответственность в корпоративных правоотношениях // Хозяйство и право. 2015. N 6.

Шиткина И.С. Гражданско-правовая ответственность членов органов управления хозяйственных обществ: классическая доктрина и современные тенденции правоприменения // Хозяйство и право. 2013. N 3.

Шиткина И.С. Изменения в положения Гражданского кодекса РФ о юридических лицах: анализ новелл и практические советы // Хозяйство и право. 2014. N 7.

Шиткина И.С. Имущественная ответственность государства в корпоративных правоотношениях // Закон. 2017. N 5.

 

Глава XIII. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ

ПРАВООТНОШЕНИЯХ

 

Глоссарий

 

Директива - письменный документ, в котором выражается воля акционера - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования, выдаваемый для голосования на общем собрании и (или) совете директоров акционерного общества с государственным участием.

"Золотая акция" - специальное право на участие Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Независимый директор - лицо, которое связано с корпорацией исключительно в силу своего членства в совете директоров.

Профессиональный поверенный - лицо, представляющее интересы публично-правового образования, действующее в соответствии с договором и нормами законодательства.

Публичные-правовые образования - образования, осуществляющие общественно значимые функции: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера.

 

§ 1. Государство и иные публично-правовые образования

как участники корпоративных правоотношений

 

Объективная необходимость участия государства

в корпоративных правоотношениях

 

Основные задачи права в регулировании корпоративных правоотношений заключаются в обеспечении равенства условий на рынках, на которых конкурируют корпорации с государственным участием и корпорации частного сектора, для того чтобы избежать перекосов на рынке, а также для четкого разделения между функцией государства как собственника и прочими функциями государства, которые могут повлиять на условия существования корпораций с государственным участием, в особенности в отношении регулирования рынка <1>.

--------------------------------

<1> Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению на государственных предприятиях // htpp:www.oecd.org/daf/corporate/principls.

 

Государственное участие в акционерных обществах и иных корпорациях - это реальность рыночной экономики и ее объективная необходимость, причем не только российской, но и экономик развитых государств (см. схему 6). Например, крупнейший железнодорожный перевозчик США - это акционерное общество с участием государства; в Германии, Франции, Австрии и многих других странах крупнейшие компании в таких отраслях, как автомобилестроение, энергетика и многих других, - компании с государственным участием <1>.

--------------------------------

<1> См.: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2006. С. 223 - 228, 249.

 

Схема 6

 

Джонсон Стив. Компании с участием государства невыгодны для инвесторов // Ведомости (интернет-издание). 2016. 23 сентября.

 

Участие государства в корпоративных правоотношениях есть форма реализации экономической и социальной функций государства, закрепленных в том числе в Конституции РФ. Это в свою очередь предполагает наличие хорошо разработанной и закрепленной в соответствующих правовых документах государственной политики по отношению к компаниям с участием государства и к самому участию государства в корпоративных правоотношениях. Политика государства в рассматриваемой сфере регулирования нашла свое закрепление, в частности, в Государственной программе РФ "Управление федеральным имуществом", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 327 <1>, Прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. N 1111-р <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. III). Ст. 2172.

<2> СЗ РФ. 2013. N 28. Ст. 3842.

 

Современное состояние мировой экономики, постоянно повторяющиеся кризисные явления показывают, что без государственного воздействия невозможно решить задачу обеспечения стабильности в различных сферах экономической деятельности. Без государства и его участия в корпоративных правоотношениях невозможно достигнуть поставленных перед Российским государством и обществом целей и задач модернизации российской экономики, решить сложные инвестиционные и инновационные задачи, обеспечить безопасность, а также реализацию социальных функций.

Сегодня важнейшими задачами являются повышение эффективности государственного участия в экономике, в том числе участия в корпоративных правоотношениях, повышение эффективности управления государственной собственностью через участие в корпоративных правоотношениях, повышение эффективности деятельности обществ с государственным участием.

 

Краткая история вопроса

 

Государство давно и активно присутствует в экономике, и не только в период построения социалистического общества, но и при рабовладельческом, феодальном, капиталистическом строе <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Губин Е.П. Указ. соч. и др.

 

Участие же государства в корпоративных правоотношениях имеет значительно более короткую историю.

Как отмечается в литературе <1>, в дореволюционный период русской истории вопрос об участии государства в капиталах акционерных компаний практически не рассматривался. Государство осуществляло хозяйственную деятельность при помощи иных организаций или, как указывал в то время законодатель, заведений, например, казенных заводов, фабрик и мануфактур <2>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Молотников А.Е. Особенности участия государства в управлении акционерными обществами // Слияния и поглощения. 2009. N 4.

<2> См.: Устав о промышленности // Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. II. Ст. 5, 9. СПб., 1912; СПС "КонсультантПлюс".

 

В редких случаях государство имело право оказывать воздействие на управление частными компаниями, когда соответствующая компания приобретала важное значение для общества в целом и для экономики в частности.

И.Т. Тарасов, анализируя западноевропейский опыт взаимоотношений государства и акционерных обществ, отмечал, что по отношению к некоторым акционерным компаниям правительство устанавливает особый специальный надзор в лице, например, инспекторов железных дорог, банковых комиссаров и т.п., или же оно выговаривает себе право известного участия в управлении компанией, как это сделано, например, в уставе Австрийского национального банка <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. Киев, 1878; СПС "Гарант".

 

В советский период государство активно участвовало в акционерных обществах в период нэпа, однако затем, в связи с практической ликвидацией таких организационно-правовых форм, как акционерные и иные хозяйственные общества, какого-либо участия в корпоративных правоотношениях фактически не принимало <1>.

--------------------------------

<1> В юридической литературе советского периода основное внимание уделялось участию государства в гражданских правоотношениях (см.: Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981; Братусь С.И. Субъекты гражданского права. М., 1950; Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М., 1948; Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1987; Шангелия Р.В. Гражданская правосубъектность Советского государства в кредитных отношениях. Тбилиси, 1984; и др.).

 

После длительного перерыва Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 было утверждено Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, в котором предусматривалось, что "участниками общества могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы" (п. 3).

Вся последующая практика корпоративного развития, основанная на соответствующей нормативной базе, показывает значительное усиление роли государства в корпоративных правоотношениях, усложнение форм и способов участия государства в управлении акционерными и иными хозяйственными обществами, в управлении государственной собственностью.

 

Государство и иные публично-правовые образования

как участники корпоративных правоотношений

 

В корпоративных правоотношениях государство не выступает в качестве единого субъекта, а характеризуется множественностью субъектов, что предопределяется особенностями отечественного государственного и социально-экономического устройства. Государство как субъект корпоративных правоотношений состоит из собственно Российской Федерации как федеративного государства и субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, являющихся государственными образованиями (ст. ст. 65, 66 Конституции РФ).

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются публично-правовыми образованиями, к которым относятся также органы местного самоуправления (муниципальные образования) <1>. ГК РФ прямо относит указанные субъекты к публично-правовым образованиям (п. 1 ст. 114, ст. 125).

--------------------------------

<1> Существует и иная точка зрения. Так, А.Е. Кирпичев считает, что такие термины, как "публично-правовое образование", "публичное образование", являются неподходящими, поскольку для обозначения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как участников гражданских правоотношений понятие "публичный" является неоднозначным, что подтверждается и появлением категории "публичное акционерное общество" в ГК РФ (ст. 97). Указанный автор считает, что более корректным будет называть их "государственные и муниципальные образования" (см.: Андреев В.К., Кирпичев А.Е. Юридические лица. Введение в корпоративное право. М., 2014. С. 94).

 

Таким образом, публично-правовые образования - это образования, осуществляющие общественно значимые функции: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. N 734-О-П "По жалобе гражданки В. на нарушение ее конституционных прав статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 5. Ст. 678.

 

Законодательство, регулирующее участие государства

в корпоративных правоотношениях

 

Современное законодательство, регулирующее участие государства в корпоративных правоотношениях, отражает как особенности самих корпоративных правоотношений, так и специфику государства как особого субъекта права.

Совокупность соответствующих нормативных актов является частью корпоративного законодательства, законодательства о предпринимательской деятельности в целом и характеризуется наличием норм как частного, так и публичного права.

Особенность рассматриваемой совокупности нормативных актов состоит в том, что отсутствует единый, стержневой законодательный акт, регулирующий участие государства в корпоративных правоотношениях, участие государства в управлении принадлежащими ему акциями (долями) в капитале акционерных и иных хозяйственных обществ, при этом велико число подзаконных актов.

Казалось бы, нормы об участии государства в корпоративных отношениях должны содержаться в корпоративном законодательстве прежде всего в федеральных законах о хозяйственных обществах и иных актах корпоративного права. Однако, например, в Законе об АО содержится лишь несколько норм, относящихся к участию государства и иных публично-правовых образований в корпоративных отношениях (например, ст. ст. 28, 77, 84.2).

При этом основные нормы, связанные с участием государства в корпоративных правоотношениях и управлении государственным имуществом (акциями и долями участия в обществах с ограниченной ответственностью), содержатся в приватизационном законодательстве. Так, в Законе о приватизации основные положения, регулирующие участие государства в корпоративных отношениях, содержатся в гл. VII "Особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности" (ст. ст. 37 - 41 и др.). Однако акционерное законодательство, законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, как, впрочем, и иные нормативные правовые акты, в полной мере распространяются и на компании с государственным участием.

Особенности регулирования отношений с участием публично-правовых образований обусловлены наличием значительной публично-правовой составляющей в регулируемых отношениях, что не могло не отразиться на законодательстве и практике его применения.

Это еще раз подтверждает сделанный в гл. I настоящего курса вывод о том, что корпоративные правоотношения, обладая значительной спецификой, связанной с регулированием управленческих отношений и наличием публично-правовой составляющей, являются особой группой отношений, которые не могут быть исключительно частноправовыми по своему содержанию.

Представляется, что законодательство об участии государства в корпоративных отношениях включает в себя, помимо норм приватизационного и корпоративного права, нормы, регулирующие отношения по управлению государственным имуществом, большая часть которых также является публично-правовыми нормами.

Именно нормативные акты, регулирующие управление государственным имуществом, составляют значительный массив подзаконных нормативных актов в рассматриваемой сфере. К их числу следует отнести, например, Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("Золотой акции"), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738; Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" <1>; Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 <2>, и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 379.

<2> СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

 

Следует также отметить большое значение гражданского законодательства, законодательства о рынке ценных бумаг, законодательства о бюджете при регулировании корпоративных отношений с участием публично-правовых образований.

Так, гл. 5 ГК РФ (ст. ст. 124 - 127 ГК РФ) определяет участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

Применительно к реализации права субъектов Российской Федерации на участие в управлении хозяйственными обществами соответствующая регламентация осуществляется в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации <1>.

--------------------------------



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.063 с.)