За указанными исключениями позицию акционера - Российской Федерации выражает Росимущество.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За указанными исключениями позицию акционера - Российской Федерации выражает Росимущество.



 

Порядок реализации государством -

Российской Федерацией своих прав как акционера

на участие в управлении хозяйственными обществами

 

Порядок реализации государством - Российской Федерацией своих прав как акционера на участие в управлении регулируется Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738, утвердившим Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("Золотой акции") (далее - Положение).

Названным выше нормативным правовым актом волеизъявление акционера - Российской Федерации, в том числе внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявление требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыв внеочередного общего собрания акционеров, назначение представителя и выдача ему доверенности для голосования на общем собрании акционеров, определение позиции акционера - Российской Федерации по вопросам повестки дня общего собрания акционеров осуществляются, за некоторыми исключениями, Росимуществом.

Позиция акционера - Российской Федерации по вопросам повестки дня общего собрания акционеров отражается в письменных директивах, выдаваемых Росимуществом (Министерством обороны РФ или Управлением делами Президента РФ) представителю для голосования на общем собрании акционеров. Представитель действует на основании письменных директив и доверенности Росимущества (Министерства обороны РФ или Управления делами Президента РФ).

Оформление волеизъявления акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, все голосующие акции которых находятся в федеральной собственности или входят в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ, осуществляется в особом порядке (п. п. 3, 4 Положения).

В акционерных обществах, входящих в специальный перечень, права акционера - Российской Федерации осуществляются Росимуществом по согласованию с федеральным министерством либо федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по управлению федеральным имуществом, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, а в акционерных обществах, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, - на основании предложений федерального агентства, находящегося в ведении федерального министерства либо федерального органа. В отношении акционерных обществ, входящих в специальный перечень, в случае если федеральное министерство имеет подведомственные ему федеральные агентства, представленные в Росимущество предложения по каждому вопросу должны отражать консолидированную позицию федерального министерства и подведомственного ему федерального агентства (п. 5 Положения).

Директивы представителям Российской Федерации для голосования на общих собраниях акционеров оформляются Росимуществом (в отношении отдельных акционерных обществ - Министерством обороны РФ, Управлением делами Президента РФ).

Представители интересов Российской Федерации в совете директоров осуществляют голосование по вопросам повестки дня заседания совета директоров также на основании письменных директив Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Директивы выдаются по вопросам, указанным в Положении, в частности, по вопросам, указанным в подп. 3, 5, 9, 11, 15, 17.1 п. 1 ст. 65 Закона об АО, по вопросу избрания (переизбрания) председателя совета директоров, по вопросу о приобретении дочерним или зависимым хозяйственным органом акций (долей в уставном капитале) других хозяйственных обществ, в том числе при их учреждении, в случае, если уставом акционерного общества определение позиции акционерного общества или его представителей (при рассмотрении органами управления дочерних или зависимых хозяйственных обществ вопросов повестки дня общего собрания акционеров и заседания совета директоров) по указанному вопросу отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, а также по иным вопросам в целях исполнения поручений и указаний Президента РФ, поручений Председателя Правительства РФ или Первого заместителя Председателя Правительства РФ. По вопросам, не указанным в Положении, директивы выдаются в случае поступления предложения от председателя совета директоров <1>.

--------------------------------

<1> Примерные формы директив представителям интересов Российской Федерации в акционерных обществах утверждены Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26 июля 2005 г. N 228 "Об упорядочении деятельности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в сфере корпоративного управления" (СПС "КонсультантПлюс").

 

Росимуществом также формируются директивы представителям интересов Российской Федерации в совете директоров:

а) акционерных обществ, входящих в специальный перечень, - по согласованию с федеральным министерством или федеральным органом;

б) иных акционерных обществ - на основании предложений федерального агентства или федерального органа.

 

Представители государства

в органах управления хозяйственных обществ

 

Совет директоров любой корпорации играет основную роль в стратегическом управлении обществом. Именно поэтому такое большое внимание уделяется вопросам совершенствования его деятельности. В связи с этим следует согласиться с мнением О.А. Макаровой о том, что "одним из направлений повышения эффективности корпоративного управления в АО с государственным участием является формирование новой модели корпоративного управления, суть которой заключается в передаче всей "нагрузки" по принятию решений в сфере управления АО от федеральных органов исполнительной власти к коллегиальному органу АО (совету директоров), который должен стать не просто формально существующим органом АО, исполняющим "директивы" государственных чиновников, а органом, осуществляющим стратегическое руководство, имеющим реальные полномочия по принятию решений, осуществляющим контроль за исполнительными органами АО и несущим... ответственность за свои действия (бездействие)" <1>.

--------------------------------

<1> Макарова О.А. Акционерные общества с государственным участием. Проблемы корпоративного управления. М., 2016. С. 9.

 

В соответствии со ст. 38 Закона о приватизации Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию акционерного общества.

В рассматриваемом случае представителем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в любое время осуществить замену соответствующего представителя в совете директоров (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии акционерного общества.

Акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. К числу обязанностей указанных выше представителей относится голосование в соответствии с выданными директивами.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

- о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества или об утверждении устава акционерного общества в новой редакции;

- о реорганизации акционерного общества;

- о ликвидации акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

- об изменении уставного капитала акционерного общества;

- о совершении акционерным обществом указанных в гл. X и XI Закона об АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.

В соответствии со ст. 39 Закона о приватизации представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях хозяйственных обществ могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.

К иным лицам относятся независимые директора, кандидатуры которых были предложены Российской Федерацией как акционером для избрания в совет директоров, не являющиеся государственными служащими.

Российская Федерация как акционер вправе отдать голоса за избрание представителями интересов Российской Федерации лиц, которые не выдвигались Российской Федерацией как акционером в качестве кандидатов для избрания в совет директоров, в случае если такие лица подписали договор о представлении интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (п. 16 Положения) <1>. Лица, избранные в совет директоров, заключившие договор и действующие в соответствии с Положением, именуются профессиональными поверенными.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5073.

 

Содержание договора с профессиональным поверенным, его обязанности закреплены в Положении.

Избрание в качестве представителей государства государственных служащих и профессиональных поверенных не исключает возможности включения в состав директоров акционерных обществ с государственным участием независимых директоров, которые не заключают договор на представление интересов государства и не обязаны соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738, действуют в совете директоров исходя из личного представления об интересах общества и его участников.

Как отмечается в Кодексе корпоративного управления (п. 2.4), в состав совета директоров должно входить достаточное количество независимых директоров.

Независимым директором в ККУ рекомендуется признавать лицо, которое обладает достаточными профессионализмом, опытом и самостоятельностью для формирования собственной позиции, способно выносить объективные и добросовестные суждения, не зависящие от влияния исполнительных органов общества, отдельных групп акционеров или иных заинтересованных сторон. При этом следует учитывать, что в обычных условиях не может считаться независимым кандидат (избранный член совета директоров), который связан с обществом, его существенным акционером, существенным контрагентом или конкурентом общества или связан с государством.

Рекомендуется проводить оценку соответствия кандидатов в члены совета директоров критериям независимости, а также осуществлять регулярный анализ соответствия независимых членов совета директоров критериям независимости. При проведении такой оценки содержание должно преобладать над формой.

Рекомендуется, чтобы независимые директора составляли не менее 1/3 избранного состава совета директоров.

Независимые директора должны играть ключевую роль в предотвращении внутренних конфликтов в обществе и совершении обществом существенных корпоративных действий.

Председатель совета директоров должен способствовать наиболее эффективному осуществлению функций, возложенных на совет директоров.

Рекомендуется избирать председателем совета директоров независимого директора либо определять из числа избранных независимых директоров старшего независимого директора, координирующего работу независимых директоров и осуществляющего взаимодействие с председателем совета директоров.

Наличие в составе совета директоров общества независимых директоров позволяет сформировать объективное мнение совета директоров общества по обсуждаемым вопросам, что в конечном счете способствует укреплению доверия инвесторов к обществу.

Совет институциональных инвесторов, который объединяет крупнейших в мире инвесторов, дал следующее определение: независимый директор - это лицо, которое связано с корпорацией исключительно в силу своего членства в совете директоров <1>. В рекомендательных и нормативных актах различных стран директора, которые обладают независимостью, определяются по-разному. Нет единства и в терминологии: это и незаинтересованные директора (noninterested), и независимые (independent), и внешние (outside), и неисполнительные (non-executive), и не являющиеся работниками компании (nonemployee), и т.д. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Круглый стол "Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы". С. 12.

<2> См.: Молотников А.Е. Особенности реализации государством права на управление акционерными обществами // Предпринимательское право. 2009. N 3. С. 34.

 

Государство определило критерии подбора независимых директоров.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1214 "О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями" Положение было дополнено требованиями, выдвигаемыми к независимым директорам. Согласно новому п. 8.1 Положения лицо, выдвигаемое Российской Федерацией как акционером для избрания в совет директоров в качестве независимого директора, или члены его семьи (супруг, родители, дети, усыновители, усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, бабушки и дедушки непрерывно в течение последних трех лет не должны:

- занимать должности в органах управления, быть работниками акционерного общества или его дочерних и зависимых обществ, а также занимать должности в органах управления, быть работниками управляющей организации акционерного общества либо быть управляющим;

- являться аффилированными лицами акционерного общества или его дочерних и зависимых обществ, за исключением исполнения обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;

- осуществлять функции аудитора акционерного общества (в том числе в качестве сотрудника аудиторской организации), а также являться аффилированными лицами аудитора акционерного общества;

- исполнять обязательства либо быть сотрудниками организации, исполняющей обязательства по договору с акционерным обществом, в случае, если совокупный объем сделок в целях реализации договора в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов акционерного общества;

- представлять интересы лиц либо организаций, связанных обязательствами по договору с акционерным обществом, с которыми совокупный объем сделок в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов акционерного общества;

- получать от акционерного общества вознаграждения, компенсационные выплаты или выплаты иного характера, размер которых составляет 10% и более совокупного годового дохода указанных лиц, за исключением выплат, связанных с осуществлением деятельности в качестве независимого директора и заключением сделок для обеспечения личных, домашних, семейных или иных, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также участвовать в опционных программах общества.

Кроме того, лицо, выдвигаемое Российской Федерацией как акционером для избрания в совет директоров в качестве независимого директора, не должно:

- замещать должности государственной гражданской службы Российской Федерации или являться служащим Центрального банка РФ;

- являться непрерывно в течение последних пяти лет членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, в которое оно избирается;

- занимать должности в органах управления или являться работником другого акционерного общества, в котором любое из лиц, занимающих должности в органах управления общества, в которое лицо выдвигается в качестве независимого директора, является членом комитета при совете директоров по кадрам и вознаграждениям общества;

- являться одновременно независимым директором более чем в трех акционерных обществах.

Министерство экономического развития РФ в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 19 июля 2017 г. N 851 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <1> утверждает критерии отбора кандидатов для избрания в качестве единоличного исполнительного (коллегиального) органа, для избрания в составы совета директоров (наблюдательных советов), для избрания в качестве ревизионных комиссий акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2017. N 30. Ст. 4683.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.011 с.)