Действительно, необходим различный подход к определению аффилированности в зависимости от сферы правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действительно, необходим различный подход к определению аффилированности в зависимости от сферы правового регулирования.



Так, в сфере публичных правоотношений для эффективного применения норм, например, о раскрытии информации в законодательстве о рынке ценных бумаг должен быть приведен закрытый перечень оснований аффилированности. При этом применительно к корпоративным правоотношениям за судом все же нужно закрепить право признания лиц аффилированными за пределами формальных критериев аффилированности, названных в законе, когда это необходимо для защиты нарушенных прав.

Представляется обоснованным отказ от формулировки аффилированности как способности одностороннего влияния одного участника оборота на другого. В качестве основного критерия связанности в корпоративном праве должна выступать возможность одного лица влиять на решения другого лица.

Требуется окончательно развести категории "аффилированное лицо" и "группа лиц", базово определив первую в корпоративном законодательстве, а вторую - в законодательстве о защите конкуренции.

 

О способах признания лица аффилированным

 

Признать лицо (лица) аффилированным возможно, установив наличие указанных выше связей между ним и другими лицами.

Признание факта аффилированности может быть как добровольным, так и производиться в судебном и административном порядке. Признание лица аффилированным в судебном порядке не может осуществляться в качестве самостоятельного требования, а только в рамках способа защиты, предусмотренного гражданским законодательством; признание лица аффилированным в административном порядке может осуществляться только в целях административного регулирования, например при применении мер административной ответственности.

 

Правовые последствия установления аффилированности

 

Правовые последствия признания лиц аффилированными определяются сферой правового регулирования.

К. Тотьев применительно к аффилированности пишет: "Используя в нормативных правовых актах данное понятие, государство тем самым признает два важных факта: 1) между формально самостоятельными юридическими лицами могут существовать (наряду с экономическим неравенством) отношения субординации, зависимости, подчинения, то есть юридического неравенства; 2) указанные отношения нуждаются в специальном правовом регулировании, основанном на принципе учета и контроля аффилированных лиц, а также публичной отчетности о них" <1>.

--------------------------------

<1> Тотьев К. Новое в российском законодательстве: аффилированные лица // Хозяйство и право. 1999. N 1. С. 54.

 

Для обеспечения прозрачности взаимоотношений между хозяйствующими субъектами законодательство устанавливает требования к учету и информированию хозяйственным обществом других участников предпринимательского оборота и государственных органов о наличии у него аффилированных лиц.

Хозяйственные общества должны хранить списки своих аффилированных лиц (п. 2 ст. 89 Закона об АО, п. 2 ст. 50 Закона об ООО). Важно отметить, что и сами аффилированные лица обязаны в письменной форме уведомить акционерное общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (п. 2 ст. 93 Закона об АО). Если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба (п. 3 ст. 93 Закона об АО).

Акционерные общества обязаны раскрывать сведения о своих аффилированных лицах в соответствии с Законом об АО (ст. ст. 92, 93) и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Согласно указанным документам публичные общества, а также непубличные акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг, обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала путем опубликования его на странице в сети Интернет не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее двух рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. Общества с ограниченной ответственностью, публично размещающие облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, обязаны ежегодно раскрывать информацию о своей деятельности, предусмотренную законодательством, включая информацию об аффилированных лицах (ст. 49 Закона об ООО).

Следует отметить, что в законодательстве предусмотрены меры административной ответственности за нарушение требований законодательства, связанных с раскрытием информации об аффилированных лицах (ст. 15.19 КоАП РФ).

 

§ 3. Правовое регулирование группы лиц

 

Цели правового регулирования группы лиц

 

Определяя цели правового регулирования группы лиц, К.Ю. Тотьев пишет: "При определении правового статуса группы лиц законодатель обоснованно игнорирует форму юридического лица, для того чтобы правоприменитель мог определить носителей реальной экономической власти на рынке и эффективно воздействовать на их деятельность... При этом особенность антимонопольного законодательства заключается в том, что содержащиеся в нем положения позволяют игнорировать "оболочку" юридического лица в публично-правовых отношениях, складывающихся по поводу исполнения предписаний антимонопольных органов и пресечения нарушений правил о добросовестной конкуренции" <1>.

--------------------------------

<1> Тотьев К.Ю. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2002. N 12.

 

Правовое регулирование группы лиц осуществляется в публично-правовых целях. Следует подчеркнуть, что данный институт имеет ограниченную сферу использования в рамках конкурентного права - регулирование соглашений, согласованных действий, установление доминирующего положения, контроль за экономической концентрацией. Поэтому группа лиц обладает более узкой и более специализированной сферой распространения, чем аффилированность, несмотря на то что обе эти категории ориентированы на выявление экономической зависимости.

 

Понятие "группа лиц"

 

В научной доктрине группой лиц признается "некоторая конгломерация юридически самостоятельных субъектов, взаимосвязанных отношениями экономической (управленческой) зависимости" <1>. С.А. Паращук определяет группу лиц как совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка <2>. К.Ю. Тотьев пишет: "Для целей применения антимонопольного законодательства группа лиц выступает как единый хозяйствующий субъект - организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Формально независимые юридические и (или) физические лица, выступающие участниками группы лиц, являются составными частями этой общей структуры, управляются из единого центра и осуществляют предпринимательскую деятельность для удовлетворения интересов группы лиц. Зависимые участники группы лиц не свободны в определении своего поведения на рынке, поскольку действуют под контролем другого субъекта" <3>.

--------------------------------

<1> Ткачев А., Богомолов Ю. Понятие "группа лиц" // Журнал для акционеров. 2000. N 4. С. 24.

<2> См.: Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2002. С. 44.

<3> Тотьев К.Ю. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2002. N 12.

 

Понятие группы лиц имеет толкование и в судебной практике. Так, ФАС Северо-Западного округа следующим образом определил сущность группы лиц: по смыслу положений ст. 9 Закона о защите конкуренции с позиций антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект, действующий в едином экономическом интересе. Для группы лиц устанавливается правовой режим единого хозяйствующего субъекта, деятельность которого не запрещена как монополистическое соглашение. При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют. По мнению суда, отсутствие конкуренции внутри группы напрямую следует из п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, где указано, что признаком ограничения конкуренции является сокращение на товарном рынке хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г. по делу N А56-23922/2007.

 

Таким образом, группа лиц рассматривается в законодательстве и судебной практике как устойчивое экономическое образование, единый субъект рынка.

В Законе о защите конкуренции, как и в Законе о конкуренции 1991 г., отсутствует определение группы лиц. Группа лиц квалифицируется наличием определенных признаков экономической зависимости, позволяющих относить двух и более лиц к группе лиц. Основания признания хозяйствующих субъектов группой лиц перечислены в п. п. 1 - 9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции. Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц <1> более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

--------------------------------

<1> Хотя Закон не определяет, как понимать "полномочия, полученные от других лиц", следует предположить, что участие в уставном капитале в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, должно быть основано на соответствующем волеизъявлении этих лиц, выраженном, например, в договорах доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или других сделках и действиях. Таким образом, косвенный контроль между хозяйствующими субъектами без оформления соответствующего волеизъявления не будет подходить под рассматриваемый критерий.

 

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания <1>;

--------------------------------

<1> Очевидно, что к лицам, имеющим право давать обязательные указания, в частности, относятся основные хозяйственные общества (товарищества), поскольку право давать указания в соответствии со ст. 67.3 ГК РФ, ст. 6 Закона об АО, ст. 6 Закона об ООО является одним из признаков дочерности и основанием возложения ответственности основного общества по обязательствам дочернего в предусмотренных этими законами случаях.

 

4) юридические лица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в п. п. 1 - 7 признаков входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в п. п. 1 - 7 признаков;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в п. п. 1 - 8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

В литературе предлагается признаки группы лиц условно разделить на признаки контроля и иные признаки.

В соответствии с Законом о защите конкуренции к признакам контроля относят:

- владение более 50% голосующих акций (долей) - п. 1 ч. 1 ст. 9;

- исполнение функций единоличного исполнительного органа - п. 2 ч. 1 ст. 9;

- возможность давать обязательные для исполнения указания - п. 3 ч. 1 ст. 9;

- номинирование единоличного исполнительного органа - п. 5 ч. 1 ст. 9;

- номинирование более половины состава коллегиальных органов управления (совета директоров или коллегиального исполнительного органа) - п. 6 ч. 1 ст. 9.

К иным признакам для построения базовой группы относят:

- пересечение (тождественность) составов коллегиальных органов управления более чем наполовину - п. 4 ч. 1 ст. 9;

- близкие родственные или свойственные связи - п. 7 ч. 1 ст. 9 <1>.

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / Отв. ред. И.Ю. Артемьев. М., 2015 (авторы комментария - М.В. Самбетов, Е.С. Хохлов) // СПС "КонсультантПлюс".

 

В целом принимая идею такой классификации, все же заметим, что законодатель в основу понимания группы лиц положил идею экономического контроля. Как мы видим, для законодателя не имеет значения, в результате каких обстоятельств лицо получило возможность осуществлять контроль. Важно то, что в предпринимательском обороте данные лица функционируют в той или иной форме экономического единства. В результате такого единства лица (отдельное лицо) обладают возможностью объединить деятельность других лиц для достижения определенных целей. Реализация таких целей осуществляется через самостоятельные решения отдельных лиц. Однако другие хозяйствующие субъекты исполняют эти решения на основании подразумеваемых или заранее согласованных интересов.

В Законе о защите конкуренции приведен закрытый перечень оснований отнесения субъектов к группе лиц. При этом положение, содержащееся в п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, значительно расширяет состав группы лиц, по сути, приводит к образованию новой "большой" группы лиц на пересечении нескольких групп лиц.

Нечеткость формулировки п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции отмечается многими специалистами <1>. ФАС России представила несколько разъяснений по применению приведенных положений.

--------------------------------

<1> См., напр.: Белов В. Группа лиц по новому конкурентному законодательству // Корпоративный юрист. 2006. N 8; Паншенский И. Определение группы лиц по Закону о защите конкуренции // Корпоративный юрист. 2007. N 7.

 

По мнению ФАС России <1>, в состав группы хозяйствующего субъекта должны быть включены как юридические и физические лица, которые участвуют в хозяйствующем субъекте, так и лица, в которых участвует хозяйствующий субъект. Для признания группой лиц в отношении каждого лица необходимо устанавливать наличие связей с другими лицами, перечисленных в п. п. 1 - 7 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции. Группа лиц будет заканчиваться на лице, которое само по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 7, не составляет группу лиц с иными лицами. Таким образом, к одной группе лиц относятся лица, имеющие между собой отношения (хотя бы одного вида), перечисленные в п. п. 1 - 7 ч. 1 ст. 9 Закона. В п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции содержатся положения о том, как из лиц, связанных по основаниям, перечисленным в п. п. 1 - 7 указанной статьи, образуется группа. Также в соответствии с п. 8 в группу лиц включаются участники других групп лиц, связанных через какое-либо общее лицо.

--------------------------------

<1> Письмо ФАС России от 25 марта 2008 г. N АЦ/6366 "О группе лиц".

 

В письме "О разъяснении применения антимонопольного законодательства" <1> ФАС России представила разъяснения применительно к участию в группе лиц физического лица: если в группу лиц юридического лица входит физическое лицо, то родственники, входящие с этим лицом в одну группу лиц по основанию, указанному в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, не будут входить с указанным юридическим лицом в группу лиц по основанию, указанному в п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, при условии, если эти родственники не составляют группу лиц с другим юридическим лицом по какому-либо из оснований, установленному в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции <2>.

--------------------------------

<1> Письмо ФАС России от 20 марта 2008 г. N АЦ/5969.

<2> Несмотря на внесенные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения в ст. 9 Закона о защите конкуренции, содержательно разъяснения, указанные в приведенных в тексте письмах, не утратили своей актуальности.

 

Данный подход представляется адекватным, поскольку цели антимонопольного регулирования будут достигнуты, если в группу лиц будут включены только родственники физических лиц, составляющие группу лиц с другим юридическим лицом, входящим в одну из пересекающихся групп по какому-либо из оснований, указанному в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Действительно, относить к группе лиц всех родственников физических лиц, входящих в составы "пересекающихся" групп лиц, с точки зрения целей антимонопольного регулирования является избыточным. Заметим, что ФАС России использует приведенный подход и при контроле за экономической концентрацией. Так, в соответствии с п. 9 приложения к Приказу ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293 "Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц" <1> супруги, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры физических лиц, входящих в группу лиц, указываются в перечне лиц, входящих в одну группу, в случае если они признаются группой лиц по основаниям с кодами 1, 2, 3, 5, 6 с хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством). Если близкие родственники физического лица, входящего в группу лиц юридического лица, входят в группу лиц по какому-либо из перечисленных оснований с хозяйственным обществом, входящим в такую группу лиц юридического лица, только в этом случае они подлежат включению в группу лиц такого юридического лица, а не в силу родственных связей с физическим лицом, входящим в его группу лиц.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2006. 20 декабря.

 

По пути ограничения списка физических лиц, входящих в группу, пошел и Банк России, предусмотревший в п. 1.4 Положения о порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций <1>, что физическое лицо, включаемое в группу лиц по критерию родства с другим физическим лицом, входящим в одну группу лиц с кредитной организацией, включается в список аффилированных лиц кредитной организации, при условии, что в отношении данного физического лица или его родственника из числа перечисленных в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, выполняется хотя бы одно из условий отнесения к группе лиц с юридическим лицом, в том числе с хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством), перечисленных в п. п. 1 - 3, 5, 6, 9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

--------------------------------

<1> Положение о порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций // Вестник Банка России. 2007. N 52 (с изм. от 9 февраля 2016 г.).

 

Правовые последствия установления группы лиц

 

В действующем законодательстве о защите конкуренции предусмотрены определенные последствия установления группы лиц.

1. Предусмотренные Законом о защите конкуренции запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта <1> распространяются на действия (бездействие) группы лиц (ч. 2 ст. 9) <2>. Заметим, что правовые нормы о конкуренции, адресатами которых служат хозяйствующие субъекты, содержат не только запреты (пассивные обязанности), но и активные обязанности, например, обязанность направить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на осуществление сделок в соответствии с требованиями государственного контроля за экономической концентрацией.

--------------------------------

<1> Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, а также физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, на основании государственной регистрации и (или) лицензии либо в силу членства в саморегулируемой организации.

<2> Соответствующие запреты, направленные группе лиц, см., напр., в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 23 апреля 2014 г. N Ф04-3105/14 по делу N А45-11180/2013 (не допускать необоснованных отказов от заключения договоров аренды с арендаторами конкурентов); ФАС Поволжского округа от 15 марта 2012 г. N Ф06-1280/12 по делу N А49-2062/2011 (прекратить использовать недействительный сертификат соответствия и размещать на сайте информацию о его наличии).

 

2. Меры государственного антимонопольного регулирования применяются ко всем участникам группы лиц, а не к одному из участников. Например, если будет установлено, что один из участников группы лиц допустил нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган при рассмотрении данного правонарушения вправе выдать предписания также другим участникам группы лиц, способным обеспечить устранение нарушения.

Подобный вывод подтверждается уже сложившейся судебной практикой. В п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32), указано, что при нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей группы лиц соответствующее предписание может быть дано и другим членам группы, способным обеспечить устранение нарушения. Так, антимонопольный орган одним предписанием обязал основное и дочернее хозяйственные общества принять меры к заключению договора с конкретным потребителем на передачу электроэнергии по сетям дочернего общества <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства"; см. также Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (п. 14). Предписания, направленные группе лиц, см., напр., в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2005 г. N 4279/05 (заключить договор поставки газа); Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2013 г. по делу N А50-17430/2012 в совокупности с Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 февраля 2016 г. N Ф09-10885/15 по делу N А50-4912/2015 (заключить договор на оказание услуг); ФАС Поволжского округа от 10 декабря 2013 г. N Ф06-15/13 по делу N А65-9208/2013 (внести изменения в договор). В этом деле и ООО "КБ "Ренессанс Капитал" и ООО "Группа Ренессанс Страхование" были признаны комиссией УФАС нарушившими антимонопольное законодательство (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции) вследствие заключения между собой договора страхования, приведшего к поддержанию банком необоснованно высокого размера комиссионного вознаграждения в связи с подключением заемщиков к программе страхования, что отразилось на условиях кредитования потребителей. Предписание было выдано ООО "Группа Ренессанс Страхование" и заключалось в обязании этого общества внести изменения в договор страхования. Предписание было признано судом соответствующим закону.

 

Применение мер государственного регулирования ко всем участникам группы не означает, что субъектами ответственности за нарушение запретов или невыполнение предусмотренных Законом о защите конкуренции обязанностей становится группа в целом. Как правильно пишет И. Паншенский, "в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции возлагает какую-либо обязанность или ограничение (запрет) на группу лиц, речь, по сути, идет о лицах, из которых состоит та или иная группа. С точки зрения таких лиц, их участие в группе является условием применения именно к ним соответствующих положений Закона о защите конкуренции, а не условием переложения обязанности по их исполнению на группу как самостоятельный субъект, которым она не является. Это, естественно, не означает, что степень ответственности всех членов группы за нарушение требований Закона о защите конкуренции в отношении группы обязательно должна быть равной. При определении степени ответственности может учитываться вина отдельных членов, которая, в свою очередь, может зависеть от конкретных отношений, существующих внутри группы" <1>.

--------------------------------

<1> Паншенский И. Указ. соч. С. 41.

 

3. Российское законодательство о конкуренции, определяя группу лиц как единый хозяйствующий субъект, исходит из концепции "совокупного" доминирования участников группы лиц. Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Принадлежность лица к группе лиц может влиять на квалификацию его как занимающего доминирующее положение, хотя само по себе это лицо может иметь совершенно незначительную долю на рынке. Н.И. Клейн подчеркивала, что при использовании понятия "группа лиц" доля на рынке устанавливается с учетом доли на рынке каждого лица, включенного в группу <1>.

--------------------------------

<1> См.: Клейн Н.И. Рассмотрение дел, связанных с обжалованием решений (предписаний) налоговых органов // Комментарий судебно-арбитражной практики. М., 1997. С. 48.

 

4. На участников, входящих в одну группу лиц, не распространяется запрет на координацию экономической деятельности, под которой следует понимать согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов (п. 14 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Такой подход законодателя вполне оправдан, поскольку интегрированные структуры, признаваемые в антимонопольном законодательстве группой лиц, зачастую как раз имеют целью такую координацию деятельности, обеспечение согласованных действий участников группы для повышения своей экономической эффективности, а главное, что такая координация внутри группы не оказывает негативного влияния на конкурентный рынок.

5. Закон о защите конкуренции устанавливает особенности осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц <1>.

--------------------------------

<1> О контроле за экономической концентрацией, в том числе по отношению к группе лиц, см. подробно § 4 настоящей главы.

 

6. Еще одно последствие признания хозяйствующих субъектов группой лиц заключается в нераспространении на участников группы, признаваемых контролирующими и подконтрольными лицами, запрета на соглашения и согласованные действия, а также запрета на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, установленных соответственно ст. ст. 11 и 11.1 Закона о защите конкуренции.

Подчеркнем, что нераспространение указанных запретов предусмотрено не для всех, а лишь для тех участников группы лиц, которые признаются контролирующими и подконтрольными лицами <1>. Наличие отношений контроля - это наиболее тесная взаимосвязь в составе группы лиц. В соответствии с п. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции под контролем понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

--------------------------------

<1> На примере определения контроля в Законе о защите конкуренции легко убедиться, что понятие "контроль" используется в различных отраслях законодательства хотя и в рамках одного сущностного значения, но в разных целях и в связи с этим с разными критериями и объемом.

 

1) распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Подводя итог, следует отметить, что российское законодательство устанавливает целый ряд правовых последствий признания хозяйствующих субъектов группой лиц, вытекающих из понимания группы лиц как единого субъекта рынка.

 

§ 4. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией

 

Понятие экономической концентрации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.061 с.)