Следует принципиально исходить из того, что государство выступает на равных С другими акционерами в корпоративных правоотношениях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следует принципиально исходить из того, что государство выступает на равных С другими акционерами в корпоративных правоотношениях.



Однако понятно, что публично-правовая составляющая статуса государства не могла не отразиться на его правовом статусе.

Государство как публичное образование обладает публичной властью, именно оно создает нормативную правовую базу регулирования корпоративных отношений.

Как совершенно правильно отмечает Е.А. Суханов, "особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров" <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М., 2004. С. 374.

 

И.С. Шиткина, отвечая на вопрос о том, является ли объем прав, предоставленных государству, действительно равным объему прав других участников, как это декларировано законом, делает вывод, в соответствии с которым государство на практике обладает значительно большим объемом прав и возможностей относительно других участников корпорации <1>.

--------------------------------

<1> Шиткина И.С. Правовое регулирование и корпоративное управление компаниями с государственным участием: особенности, проблемы и пути их решения // Предпринимательское право. 2014. N 2.

 

Государство устанавливает правила поведения, в том числе для себя, ограничивая свои властные возможности.

Главная особенность государства как участника корпоративных правоотношений, которая определяет специфику его правового статуса как акционера, состоит в том, что, участвуя в корпоративных отношениях, государство выражает публичные интересы, интересы всего общества, в том числе интересы каждого акционера в отдельности.

Реализация этой функции публично-правового образования требует предоставления государству особых прав, возложения на него особых обязанностей и ответственности, что не могло не отразиться на его правовом статусе как акционера.

Тот факт, что государство выражает прежде всего интересы общества в целом, а не только отдельных лиц, приводит к выводу о возможности наличия у него особого интереса, не совпадающего с интересами отдельных акционеров.

Государство, государственные и муниципальные образования (публично-правовые образования), будучи особыми субъектами права, выступают в системе корпоративных правоотношений с учетом особенностей их правового положения.

Как отмечалось в гл. III настоящего курса, корпоративные права следует разделить на имущественные и неимущественные - организационно-управленческие права, которые в составе корпоративных отношений имеют самостоятельный характер и придают корпоративным правоотношениям ту особую специфику, которая позволяет отграничить их от других видов правоотношений.

К имущественным правам участников корпорации относятся:

1) право на участие в распределении прибыли;

2) право на получение части имущества общества - ликвидационной квоты.

К организационно-управленческим правам участников корпорации относятся:

1) права, связанные с управлением делами общества;

2) права, связанные с осуществлением контроля над деятельностью органов управления общества и финансово-экономическим состоянием общества;

3) право на получение информации о деятельности общества.

В отдельную группу прав выделяются так называемые преимущественные права.

Государство обладает перечисленными и иными правами с учетом особенностей, закрепленных в законе.

 

Приобретение государством прав и обязанностей акционера

 

Как отмечалось в § 1 настоящей главы, права акционера государство и иные публично-правовые образования приобретают через свои органы.

Применительно к Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое находится в ведении Министерства экономического развития РФ. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом <1> (далее - Положение о Росимуществе) оно, в частности, осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

--------------------------------

<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 (СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721).

 

Особенно важные функции Росимущество осуществляет при реализации права на участие в управлении в корпоративных правоотношениях, реализуя также право на управление федеральной собственностью.

 

Особенности прав и обязанностей,

принадлежащих государству как акционеру

 

Рассмотрим лишь некоторые, наиболее важные особенности принадлежащих государству и иным публично-правовым образованиям прав в сфере корпоративных правоотношений, опираясь на вывод о том, что государство в корпоративных правоотношениях является таким же акционером, как и иные акционеры - физические и юридические лица, с той же совокупностью прав и обязанностей.

Имеющиеся особенности в правовом статусе государства и иных публично-правовых образований как акционеров не направлены на умаление прав и обязанностей иных акционеров.

Следует особо отметить, что особенности государства как акционера в корпоративных отношениях не должны отражаться на статусе соответствующего хозяйственного общества, как участника рынка. Сами субъекты хозяйственной деятельности независимо от того, является государство участником или нет, остаются равноправными субъектами рынка, и задача законодательства - обеспечить это равенство.

 

Специальное право государства ("золотая акция")

 

Учитывая, что государство выражает публичные интересы, в законодательстве закреплено специальное право государства ("золотая акция") для реализации этих интересов в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Именно в этих целях Правительство РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (п. 1 ст. 38 Закона о приватизации).

Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию акционерного общества.

Представителем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в любое время осуществить замену соответствующего представителя в совете директоров (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии акционерного общества.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

- о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

- о реорганизации акционерного общества;

- о ликвидации акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

- об изменении уставного капитала акционерного общества;

- о совершении акционерным обществом указанных в гл. X и XI Закона об АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имеют также право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Следует иметь в виду, что специальное право ("золотая акция") используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего акционерного общества.

Решение о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение об использовании специального права ("золотой акции"). Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.

Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.

Со специальным правом государства корреспондируют обязанности самого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"). Оно, например, обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и о предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством РФ.

Следует обратить внимание также на то, что муниципальные образования не наделены законодателем специальным правом в отношении акционерных и иных хозяйственных обществ.

 

Право публично-правовых образований на сохранение доли

в уставном капитале акционерных обществ

 

Учитывая, что государство и иные публично-правовые образования выражают публичные интересы, за ними закрепляется право на сохранение доли в уставном капитале акционерных обществ.

Так, в соответствии со ст. 40 Закона о приватизации при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации акционерного общества, предоставляющих более чем 25% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования, в случае если иное не предусмотрено соответствующим решением Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, и обеспечивается внесением в уставный капитал указанного акционерного общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительного выпуска акций.

При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25%, но не более чем 50% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 25% голосов плюс одна голосующая акция.

При наличии в государственной собственности акций входящего в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ <1> акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25%, но не более чем 50% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом РФ и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 25% голосов плюс одна голосующая акция.

--------------------------------

<1> Утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009.

 

При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50% голосов плюс одна голосующая акция.

При наличии в государственной собственности акций входящего в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом РФ и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 50% голосов плюс одна голосующая акция.

Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ предусматривается и в случае размещения акций акционерных обществ путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих их права в отношении акций акционерных обществ. Так, увеличение уставного капитала акционерного общества, входящего в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, и определение размера доли государства в уставном капитале указанного акционерного общества осуществляются по решению Президента РФ, а увеличение уставного капитала акционерного общества, которое создано в процессе приватизации и акции которого находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляют более чем 25% голосов на общем собрании акционеров, и определение размера доли государства в уставном капитале указанного общества осуществляются по решению Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ст. 40.1 Закона о приватизации) <1>.

--------------------------------

<1> См.: также: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. N 124 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами отдельных положений ст. ст. 40 и 40.1 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Вестник ВАС РФ. 2008. N 4.

 

Иные права и обязанности публично-правовых образований

 

В целях обеспечения прав и интересов государства и (или) иных публично-правовых образований, общества в целом законодатель предусмотрел применительно к ним также иные права и обязанности применительно к акционерным и иным хозяйственным обществам. Так, в соответствии с п. 3 ст. 77 Закона об АО в случае, если владельцем от 2 до 50% включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества в соответствии с указанной выше статьей осуществляется советом директоров общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, о принятом советом директоров общества решении об определении цены объектов.

В уполномоченный орган в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия советом директоров общества решения об определении цены объектов, представляются указанные в законе документы.

Уполномоченный орган в срок, не превышающий 20 дней с даты получения необходимых документов, вправе направить в общество мотивированное заключение.

Уполномоченный орган рассматривает представленные документы и осуществляет проверку на соответствие:

- отчета об оценке, подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности;

- решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об определении цены объектов сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты в случаях, если в соответствии с Законом об АО привлечение оценщика не является обязательным.

Мотивированное заключение уполномоченного органа направляется в общество в случае принятия им решения о несоответствии цены объектов, определенной решением совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии со ст. 77 Закона об АО без привлечения оценщика, сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты, а также в случае принятия уполномоченным органом решения о несоответствии отчета об оценке, подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. В случае получения заключения при принятии уполномоченным органом решения о несоответствии цены объектов, определенной решением совета директоров общества без привлечения оценщика, совет директоров общества принимает решение об отказе от совершения сделки или определении цены объектов с обязательным привлечением оценщика и соблюдением порядка, установленного ст. 77 Закона об АО.

В случае направления в общество такого заключения уполномоченного органа цена объектов, определенная решением совета директоров общества в соответствии со ст. 77 Закона об АО, признается недостоверной.

Заключение уполномоченного органа может быть оспорено в судебном порядке по иску общества.

В случае, если уполномоченный орган не направил в общество заключение в установленный срок, цена объектов признается достоверной и рекомендуемой для совершения сделки.

Сделка, которая совершена обществом с нарушением порядка, установленного ст. 77 Закона об АО, или цена которой является в соответствии с п. 3 ст. 77 Закона об АО недостоверной, может быть признана недействительной по иску уполномоченного органа в течение шести месяцев со дня, когда уполномоченный орган узнал или должен был узнать о совершении сделки.

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе отказать в признании сделки недействительной, если обществом будет доказано, что допущенные нарушения не являются существенными и сделка не повлекла за собой причинение убытков обществу, государству и (или) муниципальному образованию.

В.Ю. Бакшинскас ставит вопрос о том, "насколько требуется детальное урегулирование этих отношений (отношений, урегулированных ст. 77 Закона об АО. - Е.Г.) и недостаточно ли участия представителей государства в совете директоров и их голосования по вопросу одобрения сделок, их компетенции по определению рыночной цены сделки. В противном случае законодатель, устанавливая дополнительный государственный контроль за акционерным обществом, фактически принижает роль его совета директоров, роль представителей государства в совете директоров общества" <1>.

--------------------------------

<1> Круглый стол "Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы". С. 7.

 

Представляется, что на современном этапе развития корпоративных отношений отказ от контроля со стороны государства за совершением сделок, затрагивающих публичные интересы, является преждевременным. Однако формирование добросовестных практик в рассматриваемых отношениях со временем приведет к отказу от детального их регулирования.

 

Особенности правового режима сделок с заинтересованностью,

совершаемых хозяйственными обществами

с государственным участием

 

Особенности правового статуса государства и иных публично-правовых образований находят отражение в регулировании конкретных вопросов деятельности хозяйственных обществ с участием государства.

В научной литературе на протяжении длительного времени обсуждался вопрос о возможности признания государства лицом, заинтересованным в совершении сделки.

Так, А. Плотников отмечает следующее: "В практической деятельности акционерных обществ с участием в составе акционеров Российской Федерации неоднозначно решается вопрос о необходимости применения порядка, установленного для одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, когда под формальные признаки заинтересованного акционера попадает государство. Одними юристами признается возможность признания акционера общества - Российской Федерации лицом, заинтересованным в совершении обществом сделки применительно к положениям главы XI Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", другими же такая возможность отрицается в принципе.

Сторонники признания государства - акционера заинтересованным в совершении обществом сделки в основном обосновывают свою позицию следующими доводами. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Пункт 1 ст. 124 ГК РФ предусматривает применение к Российской Федерации норм, определяющих участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством".

Сам А. Плотников предлагает следующее обоснование вывода о неприменимости к отношениям с участием Российской Федерации положений о признании акционера заинтересованным в совершении обществом сделки: "... Российская Федерация не может иметь в совершении акционерным обществом сделки... заинтересованности того рода, от которой призваны ограждать акционеров и само общество положения главы XI Закона об АО...

Интересы государства, вступившего в гражданско-правовые (корпоративные) отношения, не перестают быть интересами публичными. Именно публичные интересы определяют (должны определять) смысл и цели участия государства в уставном капитале акционерного общества" <1>.

--------------------------------

<1> Плотников А. Когда интерес государственный // ЭЖ-Юрист. 2007. N 34. С. 12 - 13.

 

Следует согласиться с приведенным мнением.

Кроме того, следует учитывать, что 3 июля 2016 г. был принят Закон N 343-ФЗ, в соответствии с которым для целей гл. XI "Заинтересованность в совершении обществом сделки" Закона об АО Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами.

Аналогичные положения закреплены и в Законе об ООО. Это значит, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в соответствии с законодательством не могут быть признаны заинтересованными лицами и, соответственно, не исключаются из голосования по вопросу согласования сделок в хозяйственных обществах с государственным участием.

Действительно, государство нельзя считать лицом, заинтересованным в сделке, поскольку это будет противоречить его роли и целям участия в хозяйственных обществах, а также нормам действующего законодательства.

Следует отметить, что Законом об АО установлены определенные особенности признания заинтересованными лицами акционерных обществ, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, - помимо лиц, указанных в ст. 81 Закона об АО, заинтересованным признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 20% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 20% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Снижение требований для квалификации сделок с заинтересованностью в стратегических акционерных обществах (в отношении этих обществ необязательно устанавливать контроль) означает более требовательный подход законодателя к регулированию сделок с конфликтом интересов в этих корпорациях, имеющих особое значение для безопасности и экономики страны.

 

Обязанности государства

как субъекта корпоративных правоотношений

 

Следует отметить, что государство, будучи выразителем публичных интересов, принимает на себя ряд дополнительных обязанностей.

Например, при возникновении задолженности акционерного общества, часть акций которого находится в федеральной собственности, по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды представители государства в органах управления этого акционерного общества обязаны:

- потребовать созыва заседания совета директоров общества и включения в установленном порядке в повестку дня заседания отчета единоличного исполнительного органа и (или) коллегиального исполнительного органа общества о размерах и причинах образования указанной задолженности и принимаемых мерах по ее погашению;

- принять в установленном порядке меры по досрочному прекращению полномочий соответствующих исполнительных органов акционерного общества в случае неудовлетворительной деятельности по погашению имеющейся задолженности, созвав при необходимости внеочередное общее собрание акционеров;

- включать вопросы о состоянии имеющейся задолженности и мерах по ее погашению, принимаемых органами управления акционерного общества, а также представителями государства в органах управления акционерного общества, в доклад об организационной и финансово-хозяйственной деятельности общества, представляемый в Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (в настоящее время - Росимущество) и соответствующий отраслевой федеральный орган исполнительной власти <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 "Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды" // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1114.

В связи с рассматриваемым вопросом представляет интерес Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2006 г., 19 июня 2006 г. N 09АП-4981/2006-АК по делу N А40-83450/05-130-698, в котором сделан вывод о том, что государство и его органы применительно к рассматриваемой ситуации не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

 

§ 3. Особенности реализации государством права

на участие в управлении хозяйственным обществом

 

Модели участия государства

в управлении хозяйственными обществами

 

Особенности реализации государством права, связанного с его участием в управлении делами общества, определяются спецификой государства как субъекта корпоративных правоотношений, целями и задачами по обеспечению публичного интереса, стоящими перед ним.

Следует отметить, что, участвуя в управлении хозяйственными обществами, государство осуществляет и управление государственным имуществом. От того, насколько эффективно участие государства в реализации права на управление в хозяйственных обществах, зависит и эффективность управления государственным имуществом.

Как отмечается в литературе, в мировой практике встречаются различные схемы (модели) управления компаниями с государственным участием <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Макарова О.А. Акционерное общество с государственным участием. Проблемы корпоративного управления. М., 2016. С. 85 и др.; Молотников А.Е. Особенности реализации государством права на управление акционерными обществами // Предпринимательское право. 2009. N 3. С. 32 - 33; Беляева О.А. Особенности управления корпорацией. Корпоративное управление // Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 т. / Отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицин. Т. 2. М., 2015.

 

Выделяют четыре основных варианта организации управления компаниями с государственным участием:

1) децентрализованная, или отраслевая модель;

2) двойная модель;

3) централизованная модель;

4) альтернативная модель управления.

Децентрализованная модель характеризуется распределением прав по управлению акционерными обществами между несколькими профильными министерствами и ведомствами (Финляндия, Великобритания).

Двойная модель предполагает управление совместными усилиями профильных и так называемых общих министерств (страны - участницы ОЭСР, например Италия, Греция, Корея и др.).

Централизованная модель характеризуется созданием единого центра управления большинством компаний с государственным участием - министерства или агентства. В большинстве случаев в этом качестве выступает министерство финансов (Норвегия, Швеция).

Альтернативная модель управления основывается на передаче акций, принадлежащих государству, специально созданным холдингам, контроль над которыми также находится в руках государства (Австрия).

В Российской Федерации реализуется централизованная модель управления корпорациями с государственным участием, также частично используется альтернативная модель управления. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 831 <1> Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("Золотой акции") не применяется к случаям управления находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ, которые передаются Государственной корпорации "Ростехнологии" <2> в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 44. Ст. 5238.

<2> В настоящее время "Ростех".

 

Альтернативная модель реализуется в государственных холдингах - ОАО "РЖД", ПАО "Газпром" и проч.

Любые модели могут применяться лишь с учетом конкретных условий их использования, поэтому реализация тех или иных моделей участия государства в управлении хозяйственными обществами имеет свою специфику в российских условиях.

 

Роль Федерального агентства по управлению

государственным имуществом в регулировании

корпоративных отношений с участием государства

 

В соответствии с Положением о Росимуществе Агентство осуществляет полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (п. 1) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

 

Росимущество, в частности, осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3 Положения о Росимуществе). Как было указано выше, Агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

Правительство РФ в качестве исключения из общих положений установило, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2009 г. N 290 <1> Управление делами Президента РФ наделено полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в собственности Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 14. Ст. 1673.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.113 с.)