ТОП 10:

Верхний пояс обшивки – ширстрек тоже изготовлен из дубовых досок. Между ширстреком и



привальными брусьями - деревянный заполнитель. Пояса обшивки яла уложены внакрой (рис. 6, а).
Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху дубовой
доской - планширем.

.

Два буртика – полукруглые дубовые или ясеневые бруски - защищают борта шлюпки от

ударов при швартовке. Верхний буртик прикрывает паз между планширем и ширстреком,
нижний - находится на поясе, который ниже ширстрека.
 
 

Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами. В планшире и деревянном заполнителе имеются отверстия для уключин (по три на каждом борту) (рис. 12).

 

Подлегарсы -продольные дубовые брусья, на которые опираются банки, которые служат сиденьями
для гребцов и элементами поперечного крепления шлюпки.
 

 

В яле 4 банки: носовая, баковая (мачтовая), средняя и загребная (кормовая) . Стальными оцинкованными кницами они скреплены с привальными брусьями (рис. 7). Чтобы банки не прогибались под тяжестью гребцов, их средние части укрепляют стойками – пиллерсами

. Верхний конец стойки входит в гнездо на банке, нижний - в башмак на кильсоне (рис. 14). Между банками по бортам находятся распорки, называемые чаками . Поверх банок и чак вплотную к шпангоутам уложена дубовая планка –штапик(рис. 6 и 7).

Рис. 7. Крепление банки к привальному брусу: 1 — металлическая книц ; 2 — планширь ; 3 — привальный брус ; 4 — шпангоут ; 5 — деревянный заполнитель ; 6 — штапик ; 7 — фасонный обушок для заводки кливер -шкота ; 8 — подлегарс ; 9 — банка (средняя) ; 10 — чак а

В носовой части шлюпки на подлегарсопирается съемный носовой решетчатый люк с отверстием

для фонарной стойки (или гоночного номера).
В кормовой части шлюпки (рис. 8) на подлегарсопирается сиденье, на котором при движении
под парусом размещаются пассажиры, командир и старшина шлюпки.

Параллельно транцевой доске в вертикальные направляющие башмаки вставляется

Съемная заспинная доска.

Между заспинной и транцевой досками у правого борта на деревянной накладке – книце , , опирающейся на привальные и транцевый брусья, находится место старшины шлюпки при движении на веслах .

Для предохранения шпангоутов от повреждений, удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения нагрузки дно яла прикрыто съемными деревянными щитами – рыбинами, а между загребной банкой и кормовым сиденьем –

кормовым решетчатым люком,состоящим из двух часте й. (рис. 8 и 9),

На рыбинах и люке имеются упоркидля ног гребцов. Для слива воды, скопившейся на дне шлюпки, под кормовым люком в обшивке имеется

отверстие с вывинчивающейся пробко й (рис. 8). При спуске и подъеме шлюпки на борт корабля используются цепные подъемы(подъемные рымы). Цепной подъем состоит:

из обуха, наглухо прикрепленного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма (рис. 10).
 

За рымы закладываются гаки шлюпочных талей . Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась, носовой рым пропускают через стопорную планку на носовой банк е, а кормовой - через специальное отверстие в кормовом сиденье .

Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит рулевое устройств о (рис. 11), которое состоит из навесного руля, деталей для его навески и румпеля (при движении на веслах

используется изогнутый румпель, при движении под парусом - прямой).

Руль изготовлениз дуба и состоит из головки, пера и петель с оковками. Он навешен на стальной

оцинкованный стержень, укрепленный на транцевой доске и ахтерштевне яла. В головке руля
имеется квадратное отверстие для румпеля.
 
Чтобы румпель не выпал, он крепится чекой, связанной цепочкой с головкой руля или румпелем. В
пере руля имеется отверстие для сорлиня - небольшого линя окружностью 25 мм.
Один конец сорлиня, пропущенный в отверстие на руле, заделан узлом - кнопом, а второй
привязан к рыму на ахтерштевне.

Рис. 8. Кормовая часть шестивесельного яла:

1 — утка ; 2 — направляющий башмак ; 3 — разрезной фасонный обушокдля заводки фока-шкота ; 4 — деревянная кница (мест о старшины шлюпки пр и движении на веслах) ; 5 — транцевый брус ; 6 — кормовой рым ; 7 — отверстие для цепног о подъемного рыма ; 8 — кормовое сиденье ; 9 — кормовой решетчатый люк; 10 — пробк а  

Рис. 9. Рыбина

1 — рыбина ; 2 — упорка ; 3 — стройк а Для крепления весел, мачты и снастей при управлении парусами, а также для других надобностей на корпусе шлюпки имеются следующие детали. Подуключины– врезанные
заподлицо в планширь угловые металлические оцинкованные планки с Наметка - откидная металлическая скоба на шарнире для удержания мачты в вертикальном
положении. Один конец наметки закреплен на мачтовой банке, другой, откидной, крепится к банке
нагелем (рис. 13).
Степс – прикрепленная к кильсону металлическая наделка для установки нижнего конца (шпора)
мачты. В углублении степса находится горизонтальный штырь, на который садится мачта желобом
шпора (рис. 14). Степсами называются также металлические наделки с отверстиями для уключин,
которые иногда устанавливаются ниже привального бруса.
Вантпутенсы- металлические планки с проушинами для крепления вант. Расположены с
внутренней стороны привальных брусьев по два с каждого борта (рис.20).
 
 
 
Рис. 10. цепной подъем (цепной подъемный рым): 1 — рым ; 2 —. стопорная планка ; 3 - цепь ; 4 — такелажная скоба ; 5 — гайки ; 5 —кильсон ; 7 — болт ; 5 — киль ; 9 — обух ; 10 — штыр ь
 
 
Рис. 11. Рулевое устройство. Рис. 12. Подуключина:
К рис. 11. 1 - головка руля ; 2 — чека с цепочкой ; 3, 5 - петли с оковками ; 4 — отверстие для сорлиня ; 6 — перо руля ; 7 — ахтерштевень ; 8 — стержень ; 9 - рым кормового фалиня ; 10 — сорлинь ; 11 —румпел ь К рис. 12. 1 — планширь ; 2 — подуключина ; 3 — отверстие для уключины ; 4 — деревянный заполнитель ; 5 — привальный бру с
  Рис. 13. Наметка: 1 — отверстие для нагеля ; 2 — наметка ; 3 — нагел ь

Разрезные фасонные обушки служат для закладки фока-шкотов. Расположены на планшире между заспинной и транцевой досками (рис. 8). На кницах сред- ней банки - фасонные обушки для заводки кливер-шкотов (рис. 7).

Гак на форштевне (галсовый гак)служит для осаживания и крепления кливер-галса (рис. 2 и 5).

 
Утки — металлические двурогие планки для крепления кранцев (рис. 8).

Швартовное устройство состоит из носового (на форштевне) и кормового (на ахтерштевне) рымов,

к которым крепятся огоном фалини — тросы из растительных или синтетических волокон.
Предназначено для швартовки и буксировки шлюпок.

На внутренней стороне транцевой доски находится обойм а , а на кормовом сиденье - гнездо (или башмак) для крепления флагшток а (рис. 15).

Для подвески мотора на транцевой доске установлены две металлические планки. Для крепления леера при зачехлении шлюпки имеется фасонный обушок .

Слева от ахтерштевня на транцевой доске прибита металлическая пластинка с данными

о мореходности и пассажировместимости шлюпки, а справа накрашивается флажный позывной
данной шлюпки.
 

Флажный позывнойприсваивается шлюпке приказом командира корабля (части) и состоит из

сочетания двух флагов Шлюпочной сигнальной книги: верхний флаг обозначает букву, нижний -
«Шлюпочный». Таким образом, флажные позывные имеют вид: А. Шл., Б. Шл. и т. д.
 

Кроме флажного позывного циркуляром начальника штаба флота шлюпке пприсваиваерисваиваются флюгарка

и цифровой позывной. Последний накрашивается на гоночном номере и пришивается к парусу.
Порядок пользования позывными изложен в Шлюпочной сигнальной книге (ШСК).

В носовой части на привальном брусе правого борта прикреплена табличка с указанием типа шлюпки, завода- изготовителя, заводского номера и года постройки .

 

Рис. 14. Кильсон со степсом и башмаками для стоек:

1 — башмак для стойки (пиллерса) ;

2 — штырь ;

3 — степс ;

Кильсо н

 

Флюгарки -— круглые с деревянной окантовкой знаки (рис. 16), указывающие, какому кораблю

(части) принадлежит шлюпка. Они располагаются снаружи обшивки в носовой части и на транце с
обоих бортов.
 

 

Рис. 15. Детали на транцевой доске:
флагшток;
утка на флагштоке для крепления фала флага
металлические планки для крепления подвесного мотора
фасонный обушок для крепления леера
транцевый брус
металлическая пластинка с данными о мореходности шлюпки;
кормовой фалинь
фасонная доска
гнездо для флагштока
флажный позывной
обойма для флагштока
Рис. 16. Расположение флюгарки на транце При перевозках жидких и сыпучих грузов в условиях благоприятной погоды приняты следующие нормы: - на катерах — 4-6 т ; - на шестивесельных вельботах -3 т ; - на шестивесельных ялах - 2,5 т . При ветре > 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.
       

Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.006 с.)