Навигация - наука помогающая находить правильный путь в океане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навигация - наука помогающая находить правильный путь в океане



Искусство вождения корабля кратчайшим путем от порта к порту называется навигацией. Другими словами, навигация —

это способ прокладки курса судна от места отправления до места назначения, контроля
курса, а при необходимости и его корректировка.
 
Как правило, курс судна на морской карте прокладывается с учетом
географических, климатических и гидрологических условий, а также погоды.
 

Виды навигации различают по способам ориентирования и физическому принципу измерений. Довольно просто навигация судна вблизи берега осуществляется методом

наземной навигации, в котором используются ориентиры на суше и воде, такие
как маяки, береговые знаки, плавучие маяки и буи.
 

Они занесены в морские карты, их значение и внешний вид описаны в лоциях и перечнях маяков. Путем определения координат наземных и оптически доступных объектов навигатор, называемый на судах штурманом, определяет положение судна и с помощью компаса и морских карт корректирует курс или прокладывает его снова.
Другой метод навигации заключается в

последовательном присоединении, «связывании» курсов.

При этом определение координат судна относительно места его отправления при использовании принципа измерения, основанного на законе инерции, является наиболее современным методом навигации и называется инерциальной навигацией. На морской карте прокладывается курс, т. е. путь следования к месту назначения. Если бы судно точно следовало по проложенному курсу с постоянной скоростью, то было бы очень просто добраться до порта назначения и точно рассчитать время прибытия. Однако на практике судно не может следовать заданным курсом с постоянной скоростью. Ветер, волнение, течение, неизбежные погрешности в управлении приводят к тому, что судно, чем дальше оно находится в пути, все сильнее отклоняется от заданного курса. Поэтому время от времени необходимо проверять местонахождение судна как в открытом море, так и вблизи от берега. При этом широкое применение находит астрономическая навигация или радионавигация. При использовании астрономической навигации (в условиях хорошей видимости) местонахождение судна в определенный момент времени определяется благодаря наблюдению за положением небесных тел, таких как Солнце, Луна и звезды.
В радионавигации (это самый современный метод навигации) координаты местонахождения судна устанавливаются с помощью электромагнитных волн, излучаемых наземными объектами. При этом используются также искусственные спутники Земли (метод навигации с использованием ИСЗ - GPS, ГЛОНАС). Для всех четырех перечисленных методов навигации необходимо наличие на борту судна определенной документации, специальных навигационных приборов и устройств, количество которых зависит от типа и назначения судна. Для повышения безопасности в условиях постоянного увеличения интенсивности судоходства и скорости судов, а также в целях сокращения необходимого обслуживающего персонала промышленностью изготовляются не только установки и приборы для автоматического контроля работы и дистанционного управления энергетической установкой, но и непрерывно совершенствуются мореходные инструменты и разрабатываются автоматические навигационные приборы и оборудование. Так, широко используются ЭВМ, позволяющие в доли секунды обработать сигналы от навигационных ИСЗ и с высокой точностью определить местонахождение судна. Существует также возможность радиоуправления судами при отсутствии командования на мостике, хотя в сложных ситуациях (выход из строя прибора, встречающиеся препятствия и т. д.) принятие решения человеком неизбежно.

ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ. Если на суше должны измеряться километры, то на море единицей измерения служит миля. Она равна

длине одной минуты дуги меридиана, или (как это принято) 1852 метрам.
 

В миле 10. кабельтовых. Длина кабельтова 185,2. метра. Единица скорости корабля - узел. Это такая скорость, при которой

корабль проходит одну милю в час. Таким образом, скорость 35
узлов означает, что корабль способен давать 35 миль в час.

В открытом море человек как бы находится в центре круга, образованного видимым горизонтом. Для определения направления плоскость горизонта разбивается на румбы. Если с норда (севера) на зюйд (юг) провести меридиан, а с оста (востока) на вест (запад) параллель, то наблюдатель будет

находиться в точке их пересечения.

Плоскость горизонта мы разделим на 4 четверти, которые называются

главными румбами.

 

Направления, делящие главные румбы пополам, называются четвертными румбами.:

норд-ост, норд-вест, зюйд-ост, зюйд-вест.  

Разделив четвертные румбы, мы получим направления, которые называются

трехбуквенными румбами (NNO; SWW; OOS).  
 

Если и их разделить пополам, получается еще 16. промежуточных румбов.

Всего их 32.Чтобы определить точное направление, окружность горизонта делят на

360 градусов

Отсчет ведется от северной. части меридиана по часовой стрелке.

Направление меридиана, курса корабля, а также направление (пеленг) на какой-либо предмет определяется при помощи компаса.. Плавать по морям и океанам морякам помогают карты. Как известно, прямая — кратчайшее расстояние между двумя точками. Но только не на море. Поэтому, если нужно попасть из одного порта в другой, надо не спешить соединять их на карте прямой линией, намечая будущий маршрут. Самым коротким расстоянием будет не прямая, а дуга большого круга. (Это можно проверить, проводя кратчайшее расстояние с помощью натянутой нити по глобусу.) Ведь море - часть земного шара. Следовательно, плыть придется не по прямой, а по дуге.

Такие дуги - кратчайший путь между портами - проложены на морских картах. На каждой линии написано, из какого порта и в какой она ведет и сколько миль пролегло между ними. Называются такие линии ортодромиями (от греч. слова «ортос» — «прямой», «дромос» — «бег», «путь»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.007 с.)