двух человек. В этом случае надо держаться друг против друга за леер с внешней стороны
|
круга. Если же кругом пользуется один человек, то руки его должны быть сверху круга
|
(круг находится под мышками).
|
Спасательный нагрудник -
индивидуальное спасательное средство для поддержания человека на воде; к (рис. 40).
|
Состоит из 2 слоев плотной ткани, разделенной на секции с зашитым сплошным куском
|
листовой пробки или пенопласта в каждой.
|
Одевается на грудь (отсюда и название - нагрудник), в настоящее время почти не находит применения, поскольку не обеспечивает основного требования к спасательным средствам - поддержания головы человека, находящегося в бессознательном состоянии, над водой (рис. 41).
Спасательный жилет (воротник) -
индивидуальное спасательное средство. Изготавливается из синтетической бензостойкой ткани
|
ярко оранжевого или красного цвета.
|
На большинстве образцов жилетов предусмотрена
система самозаполнения, которая обеспечивается баллончиком с углекислотой,
|
срабатывающем при вытягивании шнура или верхней части головки баллончика.
|
Заполнение полости газом происходит за 2-3 секунды. В верхней части
|
жилета предусмотрены трубки поддува для наполнения жилета при неисправности системы
|
самозаполнения или поддержания необходимого давления при длительном нахождении человека
|
в воде. Все снабжены свистком и сигнальной лампочкой с питанием от водоналивной
|
батарейки. Спасательные жилеты обязательно проходят сертификацию.
|
При пользовании спасательным нагрудником обязательно надо
надеть нашейную лямку, после чего охватить туловище боковыми лямками и завязать.
|
Спасательные шлюпки помещаются
под шлюпбалками.Путем медленного травления талей шлюпка спускается на воду.
| |
Со стального топрика, удерживающего шлюпбалки, свисают спасательные
| |
шкентели с мусингами. Пассажиры шлюпки держатся за них при спуске шлюпки или
| |
при аварийном спуске в шлюпку с палубы судна и поднятии из шлюпки на палубу.
| |
|
|
Рис. 5. Поворотные шлюпбалки. 1 — топрик; 2 — шлюп-тали; 3 — бакштаги; 4 — шлюпбалка
| Рис. 6.Заваливающаяся шлюпбалка. 1 — винт; 2 — стрела шлюпбалки; 3 — шлюпбалка после поворота
|
Рис. 7. Откидная шлюпбалка. 1 — стрела шлюпбалки; 2 — станина шлюпбалки; 3 — лопарь шлюп-талей; 4 — шлюпбалка после поворота.
| Большие и тяжелые спасательные шлюпки прикрепляют к шлюпбалкам, которые поворачиваются за борт с помощью механических устройств.
На рис. 5 показано, как шлюпка путем поворота шлюпбалки спускается на воду посредством троса, намотанного на барабан, который приводится во вращение электродвигателем.
Другой способ заключается в том, что шлюпбалка поворачивается при помощи ходового винта, приводимого в движение кривошипно-шатунным механизмом.
|
| | | |
Для больших и тяжелых шлюпок применяются
шлюпбалки, скользящие на роликах по специальным направляющим станинам.
|
На судах с большим числом членов экипажа и пассажиров (пассажирские суда,
|
пассажирские морские паромы, рыбообрабатывающие суда и т. д.) спасательные
|
шлюпки ставят в ряд вдоль всей верхней палубы.
|
В этом случае для двух соседних спасательных шлюпок используется общая шлюпочная лебедка.
Рис. 12. Жесткие спасательные плоты:
а — в собранном виде; b — четырехугольный; с — круглый. 1 — тент: 2 — пластмассовое основание.
|
Другим групповым средством спасения является плот., которые снабжены запасами пресной воды и продовольствия, медикаментами и средствами сигнализации. Они наряду со спасательными шлюпками служат в качестве
дополнительного спасательного средства (исключением являются боевые корабли).
|
Спасательный плот –
эффективное средство коллективного спасения на любых водных объектах (рис. 39).
|
|
Существуют жесткие и надувные спасательные плоты. Жесткие спасательные плоты
снабжены воздушными ящиками. На плавучее основание натянут, как правило,
|
навес из водоотталкивающей ткани для размещения пострадавших.
|
Жесткие плоты
выбрасываются за борт. Потерпевшие из воды забираются на плот.
|
Надувные плоты
хранятся на судне в специальной упаковке (рис. а). После выбрасывания
|
в воду плоты надуваются автоматически (рис. b). В данном случае потерпевшие
|
также должны забираться на плот из воды.
|
Вместимость плотов от 6 до 2. 5 чел. Наиболее предпочтительны для больших прогулочных судов надувные плоты, изготовленные из однослойной прорезиненной синтетической (капрон, нейлон) ткани с днищем из нескольких слоев ткани с воздушной прослойкой, которые обеспечивают изоляцию от холода. Плоты крытые, используются в любых условиях до 30. суток. Предусмотрен баллон с углекислотой для самозаполнения емкостей плота, имеются
трапы, леера, различные ручки, наружные и внутренние фонари, запасы воды,
|
продовольствия, аптечка, рыболовные принадлежности, плавучие якоря, весла, насосы
|
для надувания, бросательные концы, черпаки и т.д.
|
Запас провизии рассчитан на хранение в течение 2 лет. На закрепленном на судне через гидростатическое разобщающее устройство, срабатывающее на глубине около 3. метров и освобождающее контейнер.
Рис. 13. Надувной спасательный плот:
а — плот в пластмассовом футляре; b — процесс заполнения газом автоматически надуваемого плота; с — спуск плота на канате. 1 — пусковое устройство; 2 — опора; 3 — судовой кран для вываливания шлюпки.
| Спасательным средством, которое иногда применяется для спасения команды севшего на мель судна, является канатный транспортер. Он имеет вид корзины или снасти и подвешивается к канату, соединяющему спасательное судно с терпящим бедствие судном.
Потерпевший или член спасательной команды (например, врач, пожарник и т. д.) садится в транспортер и передвигается от одного судна к другому. Для прокладки подвесной канатной дороги между 2-мя судами используется устройство, изображенное на рисунке ниже.
|
Из этого устройства можно выстрелить метательным снарядом с прикрепленным к нему канатом на расстояние от 200 до 25. 0 м. После налаживания связи между обоими судами с помощью каната прокладывается другой, более толстый канат, по которому можно транспортировать людей.
Рис. 14.Устройство для бросания швартового конца в действии.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ (Требования)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:
1.поддерживающие: спас.кр.,спас жил. и нагр.-жесткие, эластичные, надувные.
|
2.изолирующие со средствами поддержания и без них; гидрокостюмы, теплозащитные средства.
|
КОЛЛЕКТИВНЫЕ:
1
| .пассивные:плоты-жесткие,надувные (сбрасываемые,спускаемые),шлюпки-гребные,
|
с ручным приводом; плавучие отсеки;плавучие приборы.
|
2.
| активные: моторные шдюпки-открытые,частично закрытые-самоспускающиеся,
|
самовосстанавливающиеся;полностью закрытые-самовостанавливающиеся,
|
огнезащитные; дежурные шлюпки:жесткие.надутые.комбинированные;капсулы.
|
СПАСАТЕЛЬНЫЕ КРУГИ, ДОЛЖНЫ:
быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах
|
. судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах,
|
по меньшей мере один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна;
|
Для каждого находящегося на борту человека предусматривается спасательный жилет:
- должно иметься достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала,
|
а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и
|
плотов. Спасательные жилеты-в любом посту, где несется вахта.
|
-Спасательные жилеты размещаются так, чтобы они были легкодоступными,
|
а место их хранения должно быть ясно обозначено.
|
Для каждого человека, расписанного на дежурную шлюпку или морскую эвакуационную систему,
предусматривается гидрокостюм, или защитный костюм.
|
Каждая спасательная шлюпка или каждый спасательный плот устанавливаются:
1.
| так, чтобы ни они, ни приспособления для их установки не мешали
|
использованию любой другой спасательной шлюпки или любого другого
|
спасательного плота либо дежурной шлюпки в любом другом месте спуска;
|
2.
| настолько близко к поверхности воды, насколько это безопасно и практически
|
возможно и, за исключением спасательных плотов, предназначенных
|
для спуска методом сбрасывания за борт так,
|
чтобы спасательная шлюпка или спасательный плот в положении, при
|
котором в них производится посадка, были, по меньшей мере, на 2 м выше ватерлинии
|
судна в полном грузу при неблагоприятных условиях дифферента до 10° и крене до 20°
|
на любой борт или до угла, при котором кромка открытой палубы судна погружается
|
в воду, смотря по тому, что меньше;
|
|
| насколько это практически возможно, в безопасном и защищенном месте,
|
исключающем их повреждение в результате пожара и взрыва.
|
Шлюпка должна устанавливаться так, чтобы кормовая оконечность спасательной
|
шлюпки находилась на расстоянии не менее полуторной ее длины в нос от гребного винта.
|
|
| Спасательные плоты, предназначенные для спуска методом сбрасывания за борт,
|
устанавливаются так, чтобы их можно было легко переместить
|
для спуска с любого борта судна.
|
Дежурные шлюпки устанавливаются:
1.
| в месте, удобном для их спуска и подъема;
|
2.
| так, чтобы ни дежурная шлюпка, ни приспособления для ее установки не мешали
|
использованию любой другой спасательной шлюпки или любого другого спасательного
|
плота в любом другом месте спуска.
|
Перед каждым выходом в море необходимо проверять
наличие спасательных кругов и нагрудников
|
Еженедельно проводятся следующие испытания и проверки:
| визуальный осмотр всех шлюпок, плотов и спусковых устройств,
|
чтобы убедиться, что они находятся в готовности к использованию;
|
| двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать в течение не
|
менее 3 мин при условии, что температура окружающей среды превышает
|
минимальную температуру, требуемую для пуска двигателя.
|
| Должна быть испытана общесудовая авральная сигнализация
|
ЕЖЕМЕСЯЧНО,
проводится проверка спасательных средств, включая снабжение спасательных шлюпок,
|
с тем чтобы убедиться в их комплектности и в том, что они находятся в хорошем состоянии.
|
На судне каждый пассажир и член экипажа должен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хранится в легкодоступных местах (в каютах, на палубе), а для экипажа - в местах несения вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превышать общее количество людей на 3-5%. Применение спасательных кругов, требующих предварительного их надувания, не допускается. Если на маломерном судне перевозятся дети, они должны быть обеспечены спасательными средствами наравне со взрослыми.