ТОП 10:

ПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЯКОРНОГО УСТРОЙСТВА



Подъемные механизмы якорного устройства бывают с горизонтально расположенным ведущим валом – брашпили с вертикально расположенным – шпили и якорно-швартовные лебедк и.

Брашпиль (шпиль)

это обычно электрическая или реже гидравлическая машина, служащая для отдачи и выборки
якоря.

Брашпиль обслуживает обе якорные цепи – левого и правого бортов . Шпиль обслуживает только одну якорную цеп ь.

Шпили устанавливаются на судах большого водоизмещения, пассажирских и специализированных.

рис. 9.

Подготовка якорного устройства к работе предусматривает

прежде всего проверку брашпиля (шпиля). Перед тем как механизм будет использован для каких-
либо операций, необходимо убедиться в надежности ленточных стопоров. После этого надо
проверить брашпиль в действии на холостом ходу. Первоначальный пуск брашпиля, имеющего
электрический привод, производится включением на короткий промежуток времени пускового
контроллера на самый малый ход, во время которого и убеждаются в исправности действия
механизма.
 

ОТДАЧА ЯКОРЯпроводится под руководством помощника капитан а. У поста управления брашпилем находится боцма н. Отдачу втяжного якоря осуществляют в следующем порядке:

снимают металлические задвижки с якорного клюза, а также парусиновый чехол или
заглушку с палубного клюза, через который - якорная цепь проходит в цепной ящик;
проверяют состояние якорной цепи в цепном ящике (цепь не должна быть перекручена);
 
убеждаются в отсутствии людей в цепном ящике;
проверяют ленточный стопор, после чего отдают все дополнительные стопоры,
наложенные на якорную цепь;
убеждаются в отсутствии за бортом судна посторонних предметов, могущих создать помехи
свободной отдаче якоря;
стравливают якорь под клюз и держат его на ленточном стопоре;
 
докладывают на мостик о готовности якоря к отдаче.

Затем по команде с мостика

отдают якорь, чаще на небольшом заднем, реже — на переднем ходу. Малый ход судна позволяет
якорю быстрее забрать грунт и предотвращает навал якорной цепи на якорь. Якорную цепь следует
травить с умеренной скоростью, чтобы цепь легко было застопорить в тот момент, когда якорь
коснется грунта. При быстром стравливании цепь может навалиться: на якорь и запутаться вокруг его
лап, вследствие чего они не смогут войти в грунт. В дальнейшем якорную цепь потравливают по мере
натяжения, постепенно задерживая ее, поскольку требуется приостановить продвижение судна. Не
следует резко зажимать ленточный стопор. Если взятая за ленточный стопор якорная цепь натянется,
а затем ослабнет, можно считать, что якорь удерживает судно и что оно остановилось в своем
движении.

На большой глубине якорь

не следует отдавать сразу, так как от удара о грунт якорь и звенья первой смычки могут получить
повреждения.

На глубинах от 30 до 50 м

якорную цепь следует травить медленно при помощи ленточного стопора до тех пор, пока якорь не
ляжет на грунт.
 

На глубинах, превышающих 50 м, якорную цепь

необходимо травить при помощи брашпиля, сообщенного с цепным барабаном, остановив якорь на
небольшой высоте над грунтом, затем разобщить брашпиль и травить при помощи ленточного
стопора. Когда будет установлено, что якорь держит («забрал»), на баке поднимают днем черный
шар, ночью включают якорные огни и выключают ходовые.
 

После окончания постановки судна на якорь

не следует оставлять цепные барабаны сообщенными с ходовым механизмом брашпиля,
необходимо только надежно зажать ленточный стопор и затем, насколько это требует обстановка,
наложить на якорную цепь дополнительные временные стопоры.

ПОДЪЕМ ЯКОРЯ.Подготовку к подъему якоря осуществляют в следующем порядке:

проверяют надежность крепления ленточного стопора;
проверяют брашпиль (шпиль) в действии на холостом ходу;
соединяют цепные барабаны с механизмом брашпиля (шпиля);
отдают дополнительные стопоры (если они были наложены);
готовят шланг и открывают воду для промывания якорной цепи и сообщают на мостик о
готовности брашпиля (шпиля) к работе.

6. Далее по команде, полученной с мостика,

отдают ленточный стопор и включают брашпиль (шпиль).

Во время выбирания якорной цепи следят

за ее направлением: если цепь ложится на излом через форштевень, необходимо временно
приостановить ее выбирание, выжидая момент, когда нос судна вновь будет повернут в нужную
сторону. Если это не будет сделано, то якорная цепь, испытывая при изгибе чрезмерные напряжения,
может разорваться или сильно деформироваться. При

7.Когда якорь будет подтянут до панера, т. е. когда якорная цепь будет направлена по вертикали к уровню воды, а сам якорь еще не оторвался от грунта, об этом сообщают на мостик подачей установленного сигнала судовым колоколом (обычно рядом частых ударов). Момент отрыва якоря можно легко определить по работе брашпиля, который сразу начинает увеличивать частоту вращения после уменьшения нагрузки; вместе с тем якорная цепь сразу ослабевает.

8.Как только якорь оторвется от грунта («якорь встал» ), судно считается находящимся на ходу ,,, поэтому днем следует спустить поднятый ранее ша р, а ночью надо выключить якорные огни и палубное освещении е, включить ходовые огн и . По выходе якоря из воды сообщается на мостик о состоянии якоря: «чист» или «не чи т

9.Когда якорь при выбирании цепи достигнет клюза,

двигатель брашпиля останавливают. Якорь, поднятый с грунта, следует хорошо промыть струей
воды. Затем вновь включают брашпиль для того, чтобы окончательно втянуть якорь в клюз.
Втягивая якорь в клюз, следует не пропустить момент своевременной остановки брашпиля.
Запоздалая остановка приведет к тому, что звено якорной цепи может быть надорвано и якорь
будет потерян. Якорь, втянутый в клюз, должен быть выбран «до места», т. е. так, чтобы лапы его
хорошо прижались к обшивке корпуса: это исключает возможность движения якоря в клюзовой
трубе во время качки судна. Для определения положения якоря в клюзе рекомендуется на
палубном стопоре и на звене якорной цепи поставить марки белой краской, совпадение которых
укажет, что якорь выбран до места и занимает правильное положение.

 

рис. 10

Уборка якоря.Для уборки якоря по-походному якорную цепь

зажимают палубным стопором и накладывают цепные стопоры; затем закрывают задвижными
щитами якорные клюзы и задраивают палубные. Пост управления электрическим брашпилем
закрывают чехлом. На дальних переходах в период штормовой погоды специальные крышки и
парусиновые чехлы, закрывающие палубные клюзы, могут оказаться недостаточно надежными,
поэтому клюзы рекомендуется цементировать.
 

Очистка якоря.Если якорь, выйдя из воды, окажется «не чист», приступают к его очистке. Бывают случаи, когда своя якорная цепь запутается за лапу якоря или лапы якоря зацепятся за чужую цепь или кабель. В первом случае якорь

подтягивают к клюзу и на свободную лапу якоря надевают стальную стропку, за которую крепят
стальной трос. Затем дают слабину якорной цепи, и тогда за бортом судна можно развести
запутавшиеся за лапу шлаги цепи. После того как якорную цепь распутают, ее слабину выбирают,
одновременно потравливая трос (со стропкой) до тех пор, пока масса якоря не ляжет на цепь. После
этого остается снять с якоря трос и стропку. и выбрать цепь.

Очистку якоря от своей цепи можно производить также

путем заведения в якорную скобу серьги из стального троса, при помощи которой подбирают
якорь, пока цепь не станет свободной для ее очистки. В остальном очистка производится так же,
как указано выше.

В случае, когда лапы якоря зацепились за чужую якорную цепь или кабель,

очистку можно производить только на месте стоянки судна и можно давать ход машине только для
того, чтобы удерживать судно на одном и том же месте.

Очистку якоря во втором случае производят следующим образом.

Подтягивают сначала якорь возможно ближе к клюзу. Затем под чужую цепь через носовую
киповую планку заводят серьгу, которую обтягивают и крепят на кнехте. После этого брашпилем
травят свою якорную цепь, отчего вся масса поднятой чужой цепи (или кабеля) ложится на серьгу,
а лапы своего якоря освобождаются. Затем якорь осторожно подтягивают к клюзу, следя за тем,
чтобы лапы опять не зацепились за висящую на серьге чужую цепь (или кабель). Когда веретено
якоря будет втянуто в клюз, отдают один конец серьги, а трос выбирают на палубу. Только после
этого можно дать ход машине.

В случае подъема кабеля капитан обязан немедленно сообщить об этом капитану порта с указанием места, где был поднят кабель, и поставить на этом месте буек или вешку. При стоянке судна на двух якорях, когда оно повернется на 180°, на якорных цепях образуется так называемый крест: цепь правого якоря будет направлена влево, а левого — вправо. Для разводки креста

сначала необходимо выбирать тот якорь, цепь которого находится снизу, в месте образования
креста. Цепь второго якоря при этом надо немного потравливать. В тот момент, когда первый якорь
придет на панер, креста уже не будет.

При повороте судна на 360°, когда якорные цепи перекрещиваются дважды, образуется двойной крест, который называют крыжом. Образовавшиеся крыжи не позволяют судну выбрать свои якоря. Для этого

требуется развести крыжи, что в настоящее время преимущественно осуществляется путем
разворачивания судна в сторону, противоположную закручиванию цепей.
Для предотвращения этого явления следует внимательно наблюдать за положением судна и его
якорных цепей. В случае, если судно начнет разворачиваться, следует заблаговременно, до
образования крыжа, произвести перекладку якорей.

Через каждые 4 года якоря и якорные цепи должны предъявляться Регистру для освидетельствовании я, которое обычно приурочивается -к ремонту и докованию судна. Перед осмотром якоря и цепи укладывают на стапель-палубу дока и очищают от грязи, краски и ржавчины. После освидетельствования и необходимого ремонта якоря и цепи окрашивают каменноугольной смолой или краской, не содержащей кислот. Цепной ящик очищают, осматривают и окрашивают. Якорное устройство проверяют в действии на ходовых испытаниях судна.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.108 (0.005 с.)